Химические связи 3. Эфирная паутина

Химические связи 3. Эфирная паутина

ХОЧЕШЬ ЖИТЬ – УМЕЙ ВЕРТЕТЬСЯ!

Есть ещё такое мудрое выражение: «В молодости человек горит, а в старости – светится!» Это действительно так. Когда мы говорим о мироздании и ищем для себя разнообразную информацию в интернете, чтобы понять, как устроен мир, то всплывает на поверхность множество версий об «устроении» Вселенной, и одна из них – геометрическая фигура, называемая «тессеракт».
Приведу понравившийся мне стих молодой поэтессы Цыбиной Ларисы:

Тессеракт (Цыбина Лариса)

Наша жизнь как тессеракт:
Сжаты клеммы – есть контакт,
Но вдруг вспышка – и деформ.
И виним судьбу мы в том,
Что не можем точно знать,
Когда вспышки новой ждать

Наша жизнь как тессеракт –
Удивительно, но факт:
Чем ты дальше наблюдаешь,
То всё больше понимаешь,
Что фигура тессеракта
Так запутана, как карта,
С множеством значений в ней,
Не понятных, хоть убей!

Наша жизнь как тессеракт:
Ровность линий, но не в такт –
Всё запутано и сложно,
Разобраться невозможно.
Геометрия событий,
Как теория открытий, –
Всё случайно, но по плану.
Повторять я не устану:
“Наша жизнь как тессеракт,
Как и сотни лет назад”…

(23.07.2013)

Ещё есть энтузиаст, Игорь Белецкий, – он построил тессеракт, распечатав детали на 3D-принтере. Невероятный 4-хмерный гиперкуб, состоящий из пластиковых комплектующих, который буквально можно “вывернуть наизнанку”, взяв за рёбра. Вся конструкция его гиперкуба включает 544 детали, в т.ч. при моделировании на компьютере выверены расчётные параметры и изготовлены телескопические рёбра жёсткости, позволяющие перемещать и изгибать поверхности в разных направлениях в пространстве. Найдите этот ролик в Интернете, кому интересно:
https://yandex.ru/video/preview/291828094516074572

Но можно найти и другие фигуры, например: «октеракт», показанный на рисунке.

Прикиньте, сколько понадобилось бы деталей, чтоб изготовить октеракт? А ведь это не самая сложная фигура! Более сложные: «энтенеракт», «декеракт», хотя по сравнению с гиперкубом и «пентеракт», «хексеракт» и «хептеракт» выстраиваются (моделируются) с помощью графики специалистами, владеющими навыками и работающими на ПК в соответствующих программах, довольно легко.

Но зачем нам всё это нужно? Для того, чтобы понять, что чем тоньше нити, тем они становятся гибче. В «клубке», если брать за углы или хлипкие рёбра, можно элементарно запутаться. И придуманные названия превратятся в одно: «фарш»! 

Посмотрите, в каком замечательном мире мы пребываем здесь и сейчас. Найдите видео, как напыляют платье на полуобнажённое тело супермодели Беллы Хадид, что произвело фурор на Неделе моды в Париже. Технологию называют одеждой будущего, правда о ней известно сравнительно давно (2010) и массовой она пока не стала. Заключает Elle: «Грандиозный финал с тех пор заставляет интернет гудеть от восхищения и недоверия».

Спрей состоит из коротких волокон, которые смешиваются с растворителем, что позволяет распылять его из баллончика. Волокна связываются с полимерами, что объединяет их в затвердевающую ткань, а безопасный растворитель так быстро испаряется, что на весь процесс создания бесшовного платья уходит 15 минут. В использовании шерстяных, льняных или акриловых волокон варьируют фактурой ткани. На показе в Париже ткань напоминала тонкую замшу, и всю получившуюся одежду таким образом можно стирать. Напыление разумно использовать также для починки одежды. Как считают эксперты, технология может быть востребована военными или спасателями: стерильные повязки можно нанести на раны в любых условиях, даже полевых.

Между тем, учёные разработали материал для гибких искусственных мышц и уже создали материал для 3D-печати «умной» одежды. То ли ещё будет!

Данная идея не нова. Человек вообще многие идеи “подсматривает” в природе, перенося на творческо-производственную почву. Но когда эта почва благодатная, то автор идеи (в данном случае испанец Мануэль Торрес) становится известным в мире (дизайнером): вдохновлённый паутиной паука, плетущего свою «ткань» в режиме реального времени, хотел воспроизвести процесс «плетения» с помощью химического вещества. А поскольку у Торреса не было знаний, чтобы создать такой продукт, он поступил на учёбу в крупнейший исследовательский центр – Имперский колледж в Лондоне. Учёным понравилась идея модельера, ему дали лабораторию и материалы. Через два года и множество проб и ошибок Торрес начал получать результаты, а в 2003 году создал компанию Fabrican.
(Замечу, что на удовлетворение прошения Михайло Ломоносова в XVIII веке в российскую Академию наук о создании химической лаборатории ушло 6 лет и ещё 2 года на постройку оной – увы, таковы реалии ранних академических подходов).

Рядом с фрагментом «пошива» платья на супермодели, я поместил фрагмент из передачи «Жизнь своих» с Евгением Кривцовым про Кузбасс, Новокузнецк, где запечатлена влажная паутина у шорцев в глубинке в Усть-Анзасе. Славные места!

* * *
После недолгих поисков (на m24.ru/articles/nauka/03102022/507591) мне удалось отыскать косвенную информацию о материале “жидкого платья”, о чём, странно, с технологической точки зрения не публикует ни одно научное издание (держат в секрете). Москва24 на сайте сообщает: «Однако указано, что материал состоит из очень тонких хлопковых волокон, полимеров и растворителя. Этот состав распыляется и мгновенно застывает на воздухе – точно так же, как “жидкая паутина”, которую продают в магазинах игрушек.» И далее: «А вот состав такой паутины, наоборот, хорошо известен, так как производители обязаны печатать его на упаковке. Чаще всего там указано следующее: “Вода, тетрафторэтан, акриловая смола, углеводородный растворитель, пигментный краситель”».

Тетрафторэтан – это бесцветный нетоксичный газ (фторуглеводород этанового ряда), Хладагент R-134a, альтернативная замена озоноразрушающим хлорфторуглеродам (выписка из Википедии). Мне довелось в своей практике многие годы работать с фторуглеродными соединениями, поэтому я сразу понял, что этот материал обладает и водоотталкивающими свойствами. Именно этот газ является основным компонентом, застывающим на воздухе при распылении при определённом давлении. Ниже предоставлены 2 фото от fabricanltd.com – на них проставлены размеры волокон хлопка в микронах. Мелкие размеры необходимы для прохождения сквозь сопло распылителя, не забивая его.

Позже я поинтересовался, как делают наши «самодельщики» подобные игрушки и ужаснулся. Вы сами можете посмотреть в интернете ролики, где какие только материалы не смешивают. Самый простой способ: канцелярский клей и ацетон в определённой (подобранной!) пропорции. На воздухе тоже застывает в виде то ли паутины то ли тянущихся соплей. И вонь от ацетона, сами понимаете, какая! Я бы не рискнул побрызгать таким составом по фигуре супермодели… (как оказалось, Мануэль Торрес изобрёл технологию ещё в 1997 году, и только спустя 6 лет ему удалось основательно доработать вещество и основать компанию Fabrican).

* * *
Но что если “жидкое платье” не должно облегать утончённую фигуру супермодели на подиуме, а развиваться в кружении в танце, как обычные шёлковые ткани? Оно должно обладать эластичностью, гибкостью и “саморасправляемостью” полотна, то есть необходима определённая плотность материи и соответствующий фасон. Когда танцор кружит, он не думает, из чего соткан наряд, он умело управляет в танце расправляющимися формами, придавая движению “романтичность”.

К тому же, нити ткани должны быть довольно прочными. Сравнивать с природной паутиной тоже стоит, потому что, как известно, паутина – один из самых прочных естественных материалов: прочность её нити на разрыв может достигать 5-кратной прочности некоторых лучших марок стали. Опять-таки, в Мадриде учёные Политехнического университета практически воссоздали сверхпрочную паутину Человека-паука. Следуя принципам преемственности, что привело испанский город Мурсия к расцвету в XIX веке, когда испанцы создавали особо прочную нить шелкопряда, используя кислую среду. В частности, железу шелкопрядов деформировали с помощью воды и уксуса. («Голь на выдумки хитра!»)

Информации в интернете о паутине и её белковом строении – бесконечное множество, но вот что меня одновременно смущает и радует. Никто пока ещё не осмелился предположить о связи этого уникального природного вещества с самим эфиром, что нас окружает, хотя в последнее время особо пристальное внимание учёных приковано к изучению и исследованию содержимого паутины и её свойств.

Дело в том, что паук не может «вырабатывать» паутину из ниоткуда!

Те микроскопические количества клейкой жидкости, что выпрыскивает паук из своей драгоценной железы – ничто по сравнению с огромными поверхностными количествами производимого материала в виде паутинной нити. Если бы мне не довелось открыть у себя в саду в 2021 году ПРИРОДНУЮ ПАУТИНУ БЕЗ ПАУКА, то я тоже не ведал бы, что такое вообще возможно! Однако, это факт! Довольно редкое явление, – главное отличие (от паутины пауков и шелкопрядов) состоит в том, что природная паутина не обладает клейким свойствами и мгновенно сама по всем поверхностям схлопывается при малейшем прикосновении или прогревании лучами солнца (схлопывается как мыльный пузырь).

Этому открытию посвящён отдельный рассказ на «Прозе.ру» (в 2-х частях).

Конечно же, исследователям хочется придать определённую форму и качество в выработке искусственной паутины, с не уступающими свойствами той, что плетут пауки или шелкопряды. И это уже больше связано с коммерциализацией ткани. В будущих рассказах приведу ещё некоторые сведения из наработок учёных, здесь же мне остаётся подчеркнуть о связи нитей паутины с тессерактом.

Я заглянул в “быстрые ответы” на yandex.ru и прочёл: «Тессеракт – куб, в котором содержится камень бесконечности, представляющий ткань пространства», и так далее, – не берусь даже комментировать. Похоже, тот, кто сочинял текст, просто перепутал «божий дар с яичницей»…

Кто успел посмотреть видеоролик Игоря Белецкого, о чём говорилось в начале данного рассказа, либо посмотрит, обратите внимание на основной фактор для рабочего состояния изготовленной конструкции, а именно, на преодоление трения в каждом телескопическом звене, из которых состоят рёбра тессеракта. Он также попробовал изготовить более тонкий телескопический  элемент для уменьшенной копии и обнаружил, что не хватает жёсткости, – получился слишком хлипким, как мягкая резина. И Белецкий предложил передать эстафетную палочку любому, кто отважится вслед за ним изготовить металлическую конструкцию тессеракта.

По своему опыту знаю, что прежде, чем что-то творить, необходимо знать, зачем это делать? Много веков назад в качестве развлекательных игрушек изготовляли додекаэдры (их находят в разных частях Европы) и другие “платоновы тела” эпохи Римской империи. Их можно встретить на рисунках Леонардо да Винчи. Найдите, кому интересно, информацию самостоятельно. Похоже, и тессеракт ждёт та же участь. По моему уразумению, нужно наоборот, не теряя эластичности и гибкости конструкции, искать предельно простые геометрические формы (намного проще, чем тессеракт и более сложные фигуры), как было показано мной в рассказе «Мнимые поверхности». Ведь геометрически мир устроен очень просто!

Необходимо понимать, что в реальной природе нет и не может быть рук, как в эксперименте Белецкого, которыми он берёт за гибкие рёбра и выворачивает свой тессеракт как хочет. Экспериментаторам прежде всего… нужно изучать Природу, а не городить «гипотетический огород»!!!

Всё равно в окружающей среде вы не найдёте подобных фигур, как, к примеру, октеракт; такой идеализированный орнамент можно узреть разве что на кружевах у какой-нибудь мастерицы-рукодельницы.

В нижнем ряду я показал фото нескольких рядовых предметов быта.

Мозг наш работает от обратного: чтобы представить невидимое, прочувствовать, обязательно нужно найти некий материальный «заменитель», иначе представить даже в абстракциях ничего невозможно. Если говорим о некой «невидимке»-сетке эфира, то мозг настойчиво требует подобрать аналог из макромира, иначе нам не понять, о чём идёт речь. Предполагать можно что угодно лишь с последующим исследованием и нахождением в природных явлениях. Этому учил Ньютон!

На фото 1 – обычное сито, которое уже показывал в предыдущем рассказе. Здесь не слишком жёсткая металлическая сетка за счёт своей полусферической формы и, главное, каркаса, образует разнонаправленные ячейки. Они упорядочены в пространстве. Приблизьте максимально снимок. Рисунок проявляется, особенно на отбрасываемой тени. Кто бы мог подумать, что тень – материальна? Этого не может быть, – скажет любой учёный! И по обыкновению ошибётся! Не понимая, что энергетический поток, хоть и невидимый, проходя сквозь ячейки сетки, теряет в своей интенсивности, причём значительно! Мы укрываемся сеткой на пляже не ради интереса, а токмо, чтобы уберечь нежную кожу от избытка ультрафиолета.

Да-да, любая ткань, и даже очень плотная, по сути – сетка. И в принципе, нас не сильно-то тревожит сама ткань, хотя наблюдательный человек точно знает, чем отличается тёмная накидка от светлой (количеством проходящего тепла). Мы не понимаем, как устроен энергетический мир, потому что никто нас в школах этому не учит! А в университетах – тем более, там главное – получить специальность.

На фото 2 – фильтр от опрыскивателя, внутри которого утяжеляющий шарик. В свете солнечных лучей сетка завораживающе искрится всеми цветами радуги. Тут тоже сетка закреплена с жёстким пластиковым каркасом. Мог я себе представить с такой конструкцией невидимую энергетическую ячейку в природе, где возникает разница потенциалов (давления) перед сеткой и за ней? Конечно мог!

Между снимками 2 и 3 я разместил картинки из свободного доступа в Интернет, на которых – известная всем сетка для раковины и металлическая губка для чистки посуды. Помимо рисунка, образуемого на поверхностях, и разной плотности этих двух конструкций, отмечу не только их функциональную принадлежность. Сетка, все это знают, часто забивается мусором и её нужно прочищать или менять. Если сетка установлена в сливном отверстии, например, ванной, то чаще всего может забиваться волосом и жировыми отложениями, смываемыми с кожи. Ячейки резко снижают пропускную способность, и визуально получается, что уменьшается само отверстие между жёсткими нитями сетки. В результате наступает момент, когда в ней каждая ячейка закупоривается поверхностным натяжением воды (мениском) и слив прекращается. Систему приходится прочищать, либо менять сетку.

Примерно так функционирует и кожа человека, хоть строение её и многослойное, о чём можно почитать в интернете. Сравнивая площадь поверхности сетки для слива с площадью поверхности металлической губки (с закруткой в спиралях), навскидку отмечу, что у губки поверхностная площадь раз в 15-20 больше. Она тоже может служить фильтром или сеткой в сливном отверстии, эффективность применения надо проверять на конкретном сливе. Если сравнивать площадь кожи человека (она является вторым по величине органом в организме) с внутренней частью тонкого кишечника, то у кишечника площадь в 15-20 раз больше.

Следующий рассказ я посвящу природным оболочкам, образующимся благодаря воде, встроенной в сегрегации эфира в виде капель влаги.

Именно мельчайшие капли воды придают упругость эфирной паутине, стягивая и пружиня в нитях распределённым поверхностным натяжением.

Вода – обязательная часть расходуемого материала при плетении нити пауками и шелкопрядами. Она является своеобразным растворителем, соединителем при образовании формы паутины. Вода закручивает нити в спиралевидные формы, а также проявляет невидимые эфирные энергетические субстанции в видимые.

Благодаря поверхностному натяжению воды клейкая жидкость из железы паука или шелкопряда разносится по нитям, быстро застывая на воздухе. Влажность в помещениях способствует образованию паутин, даже если нет пауков. В этом случае роль «клейкого вещества» играет обычная (но малоизученная!) пыль. Моя версия такова, что большая часть пыли, образуемой естественным образом и являющейся частью почвы, – это всё те же остатки (обрывки) осушенных ворсин изломанной эфирной паутины. Хотя данная версия до конца не исследована.

На фото 3, которое показывал в одном из рассказов ранее, – фрагмент проекции от влажного стекла литровой банки на плоскую стену. Солнечный свет проходит сквозь влагу и оставляет светотени, визуально схожие со структурой “жидкого платья”, – сравните сами.

Чтобы гиперкуб (тессеракт) превратить в мистический «камень бесконечности, представляющий ткань пространства», вращающийся и выворачивающийся, как в анимированной в Википедии проекции, лучше всего поместить его в воду. Главное условие – не замораживать, чтоб не потрескался. 


Рецензии