10. 2 Деятельность человека

 «Деятельность человека проявляется и продолжается в творениях, она носит продуктивный, а не только потребительский характер.

                Если речь идёт о материальной продукции, создаваемой человеком, то она потребительская, так как изымает энергию Природы.

«Породив и продолжая совершенствовать предметы потребления, человек кроме способностей развивает свои потребности. Оказавшись связанным с предметами материальной и духовной культуры, потребности людей приобретают культурный характер.

Деятельность человека принципиально отличается от активности животных и в другом отношении. Если активность животных вызвана естественными потребностями, то деятельность человека в основном порождается и поддерживается искусственными потребностями, возникающими благодаря присвоению достижений культурно-исторического развития людей настоящего и предшествующих поколений. Это – потребность в познании (научном и художественном), в творчестве, в нравственном самосовершенствовании и другие».

                Хочу заметить, что процесс познания присущ и животным, особенно в раннем детстве.

«Формы и способы организации человеческой  деятельности также отличаются от активности животных. Почти все они связаны со сложными двигательными умениями и навыками, которых нет у животных, - умениями и навыками, приобретёнными в результате сознательного целенаправленного организованного обучения. Уже с раннего детства ребёнка специально обучают по-человечески пользоваться предметами домашнего обихода (вилка, ложка, одежда, стул, стол, мыло, зубная щётка, карандаш, бумага и т.п.), различными инструментами, которые преобразуют заданные от природы движения конечностей. Они начинают подчиняться логике предметов, с которыми человек имеет дело.  Возникает предметная деятельность, которая отличается от естественной активности животных».

                Самое интересное, что для того чтобы есть предметы домашнего обихода не обязательны. Вот иметь зубы обязательно. Для чего же  нужны эти предметы? Дело в том, что человек, в отличии от животных стал готовить себе пищу (кашу, суп и другую), которую без этих предметов трудно есть рукой, особенно супы. Так возник этикет, мода. Так ли это?

                Что же вообще нужно человеку, без чего он не сможет жить? Еда, вода,  тепло и кислород. Но это для физического тела, а для души? Познание, творчество, а для них нужны впечатления, то есть непрерывный обмен энергией.

«Система движений, совершаемых животными, обусловлена анатомо-физиологическим устройством организма. С предметами человеческой материальной культуры (книга, карандаш, ложка и т.п.) животные обращаются так, как если бы они были обычными природными предметами, без учёта их культурного назначения и способа употребления людьми. У человека сами движения рук и ног преобразуются, подчиняясь правилам культуры использования соответствующих предметов, то есть становятся искусственными, более совершенными и социально обусловленными».

                Если человеку, с детства не знакомому с этими  предметами, дать их,  то и он будет относиться к ним, как обычным природным предметам. Дело не только в анатомо-физиологическом устройстве организма, но и в умственных способностях человека. Если ребёнка не учить всему, что может взрослый человек, особенно речи и исключить общение с взрослыми, то его сознание останется на уровне животного. Период такого обучения (воспитания) у детей ограничен возрастом до 3-4 лет.  Почему? Пока у них сохраняется связь с высшим миром? Не сформировано отдельное Эго?


«Животные только потребляют то, что им дано природой. Человек, напротив, больше создаёт, чем потребляет. Если бы его деятельность, так же как и активность животных, носила в основном потребительский характер, то несколькими десятками поколений людей не удалось бы за исторически сравнительно короткий срок достигнуть такого прогресса, создать грандиозный мир духовной и материальной культуры.  Всё это – благодаря деятельному характеру человеческой активности».

                Из–за ограниченности жизни людей, то есть смене поколений, существует необходимость обучения всем достигнутым знаниям  детей нового поколения.  Для искусственного интеллекта это не нужно. Все данные вводятся в него с момента создания.  В этом его преимущество над людьми.  Не получиться ли так, что душам захочется входить не в органическое тело, а в искусственно созданное.  Произойдёт замена органической жизни на искусственный интеллект,  подобно тому, как органическая жизнь заменила кристаллическую. Возникает вопрос: «Сможет ли Искусственный Интеллект существовать  без человечества, ведь ему нужен источник энергии для функционирования ?».   

«Подведём итоги. Главные отличия деятельности человека от активности животных сводятся к следующему:

1 Деятельность человека носит продуктивный, творческий, созидательный характер. Активность животных имеет потребительскую основу, она в результате ничего нового по сравнению с тем, что дано природой, не производит и не создаёт».

                А это спорный вопрос.  Что касается физического мира, то да. Человек глазами плоти видит только часть окружающего мира, а пытается судить обо всём окружающим его мире. Возможно, животные дают много опыта для развития форм сознания.

«2 Деятельность человека связана с предметами материальной и духовной культуры. Которые используются им или в качестве инструментов, или в качестве предметов удовлетворения потребностей, или в качестве средств собственного развития. Для животных человеческие орудия и средства удовлетворения потребностей как таковых не существуют.

3 Деятельность человека преобразует его самого, его способности, потребности, условия жизни. Активность животных практически ничего не меняет ни в них самих, ни во внешних условиях».

                Я бы не стала так категорично это утверждать. Человечество,  в свой современной форме, существует очень маленький отрезок времени, чтобы это утверждать.

«4. Человеческая деятельность в её разнообразных формах и средствах реализации есть продукт истории. Активность животных выступает как результат их биологической эволюции.

5 Предметная деятельность людей с рождения им не дана. Она «задана» в культурном предназначении и способе использования окружающих предметов. Такую деятельность необходимо формировать и развивать в обучении и воспитании. То же относится к внутренним, нейрофизиологическим и психическим структурам, управляющим внешней стороной практической деятельности.

 Активность животных изначальна задана, генотипически обусловлена и разворачивается по мере естественного анатомо-физиологического созревания организма».

                Миссия животных состоит в совершенствовании своих земных форм, нахождении оптимальной формы для существования в физическом мире.

«Деятельность отличается не только от активности, но и от поведения. Поведение не всегда целенаправленно, не предполагает создания определённого продукта, носит зачастую пассивный характер. Деятельность всегда целенаправленна, активна, нацелена на создание некоторого продукта. Поведение спонтанно («куда поведёт»), деятельность организована; поведение хаотично, деятельность систематична».

                Особенно это различие проявляется в раннем возрасте у детей.

Источник информации книга «Психология» Р.С. Немов (стр. 125).


 


Рецензии