Гегель. Наука логики. О сущности

труд был написан философом в начале XIX в, когда Гегель в качестве преподавателя боролся в Нюрнбергской гимназии против шалопаев-учеников, и опубликован 3-мя выпусками в 1812-1816 гг. Популярность же среди коллег-философов он получил несколько позже, когда Гегель стал профессором Берлинского университета.

ПРОБЛЕМА СУЩНОСТИ И ЯВЛЕНИЯ

Предшествующая философия, да и современная. рассматривают причину и следствие в одном ряду, то есть причина -- это непосредственное воздействие одного доступного наблюдению предмета на другой. Понятно, что противоречие между видимым и действительным движением небесных тел, взаимодействие недоступных нашим органам чувств предметов: микроорганизмов, элементарных частиц усложняют, но принципиально не изменяют картины мира, где причина и следствие определяются непосредственным взаимодействием вещей.

Гегель же полагал, что мы живем в мире видимостей, а сущности скрыты от нас и не доступны нашему непосредственному наблюдению.

Последовательно идею разделение сущности и явления провел в своем "Капитале" Карл Маркс. На поверхности деньги, а по сути -- это капитал, на поверхности плата за труд, а по сути -- это потребление рабочей силы, на поверхности прибыль, а по сути -- это прибавочная стоимость. Или, как любит выражаться Маркс: прибыль -- есть инобытие прибавочной стоимости. Если этого не учитывать, невозможно понять движение капитала, невозможно понять, почему капиталист, который использует в своем производстве только роботы или наваривает с торговли или трудится в банковской сфере, где пролетариат и на порог не пускают, все равно живет с прибыли, получаемой безвозмездным присвоением прибавочной стоимости. то есть за счет эксплуатации рабочего класса, с которым он никаким боком не взаимодействует.

Проблема явления и сущности вносит один любопытный нюанс в вопрос о понимании истины, на котором заострял внимание Гегель и на котором любил строить свои парадоксы Маркс.

Истина, в общем представлении -- это соответствие понятия о предмете самому предмету. Это так. Допустим, если мы видим белое, мы говорим, что это белое, а если мы говорим, что это черное, мы грешим против истины, чем и занимаются профессионально нынешние тролли.

Но не менее важно подчеркнуть, что и предмет должен соответствовать понятию о нем. Скажем, перед нами профессор и доктор наук, а значит по определению -- это ученый. Но на самом деле, его диссертация куплена, профессором он поставлен сверху, и по сути он не ученый, а самый настоящий проходимец. В этом случае предмет -- ученый -- не соответствовать понятию ни об ученом, ни о науке. И хотя мы будем иметь правильное представление о предмете, то есть об этом проходимце, которые сейчас и называют себя учеными, мы не будем иметь истинного представления ни о науке, ни о том, что такое ученый.

Стоит ли говорить, что жизнь полна таких примеров, когда предмет не соответствует понятию о нем: человек с дипломом -- это еще не специалист, тот, кто регулярно публикуется еще не писатель, общество охраны памятников культуры никакого отношения к культуре не имеет и т. д. Но важно подчеркнуть, что все это понимая, мы лихо заблуждаемся, если отсюда делаем вывод, что никаких специалистов не существует по определению, что писатель -- это лишь надуватель щек, а что охрана памятников культуры -- это по сути не что иное, как способ отмывания денег.

СУЩНОСТЬ И СУЩЕСТВОВАНИЕ

Вот есть в философии такая проблема: что есть существование и что есть действительность. Она возникла еще в античные времена и мусолится до сих пор. Внес сюда посильный вклад и Гегель.

На первый взгляд проблема ни о чем. Все что есть в действительности, то и существует, а чего нет, то и не существует. Гегель посчитал, что можно здесь высказаться как-то позаковыристее. Существованием обладает все, что есть. Существует то, что существует. А действительно то, существование чего укоренено в сущности, основано на сущности. То что существует, но не имеет сущности, то и не действительно. Или как объяснял Гегель ситуацию, когда у него не было денег: "Я существую, но я не есмь".

Пример из нашей жизни. Существуют в нашей стране классические университеты, да не только в столицах, но и в региональных центрах. Ведут набор, расположены по определенному адресу, аккредитованы по всей форме в Министерстве образования. А вот в действительности их нет. Потому что они не укоренены в сущности.

А какова сущность классического университета? Это университет, опирающийся на изучение классических знаний. А что такое классические знания? Это знание классиков? А кто такие классики? Это классические авторы, и чтобы не задавать еще одного вопроса, дадим сразу ответ: классические авторы -- это авторы писавшие на древнегреческом и латинском языке.

Штука не пустяковая. Ибо без знания антиков наука и искусства повисают в воздухе, у них нет фундамента. Приезжает, допустим, немец, говорит по-русски почти что как ты, а может и получше (я с такими много имел дела у себя в университете: родившиеся в СССР или в Германии от советских родителей, и еще не немецкие немцы, но уже и не немцы русские). Ты вставляешь в разговоре "да прорубили мы в Европу окно, как бы закрыть его". А он морщит лоб не понимает, о чем речь. "Какое окно, кто прорубил?" Потому что Пушкин для него пустой звук, он уже учил литературу по Гете. А мы не понимаем Гете.

Те же кто имеет классическое образование, отлично понимают друг друга, к какой бы национальности они не принадлежали. Гораций, Гомер, Марциал у них общие. Это во-первых. Но и Архимед, Платон, Эвклид у них тоже общие, ибо люди, кончавшие классический университет, сдавали и литературных и научных авторов. Поэтому Уайльд, Гюго, Гете могли понимать физику, а Пуанкаре, Ом, Максвелл не только читали стихи, но и сами пописывали.

Это и есть классическое образование, которое дает классический университет. Хоть один наш университет, включая Московский и С-Петербургский дает подобное образование? Да у нас не то что физики обалдуи по части лирики, а лирики по части физики. У нас два физика из разных областей говорят на разных языках. Вот и получается, что классические университеты по названию у нас существуют, а по сути нет.

МИНИАТЮРЫ О ФИЛОСОФИИ
http://proza.ru/2024/01/16/250

 


Рецензии