Фихте. Философский журнал
Журнал философ использовал для популяризации своих идей, не довольствуясь философской кафедрой. Главное внимание при этом Фихте уделяет логике. Ее он пытается вывести из самоочевидного и не требующего никаких предварительных обоснований принципа. Эту идею одобрил сам Кант.
В самом деле. Всем известные философские категории, даже тем, кто в философии ни бум-бум: качество и количество, возможность и действительность, причина и следствие. Ввел эти категории Аристотель. Но откуда он их выкопал? Почему именно эти категории, а не другие, допустим, добро и зло, бесконечность и ограниченность, масло и селедка? Сам Аристотель никаких обоснований на этот счет не дал. А главное не указал принципа, на основании которого он и развернул свои категории.
Для Фихте, понятное дело, таким принципом было "Я есмь Я". Таким образом, сама собой вот уже обосновывается одна категория: тождество. Далее. Если есть Я, то должно быть и не-Я. Просто грамматически, преобразованием утвердительного предложения в отрицательное. Так появляется категория противоречия или противоположности. Но они не могут существовать обособленно. Должно еще быть что-то третье, чтобы их объединило. Вот вам и третья категория "синтез".
А вот здесь у Фихте возник небольшой затор: а что такое синтез? Фихте чо-то там промямлил про некоторое абсолютное Я, но ничего вразумительного никто до сих так и понять не может. Тем не менее его идею подхватил Гегель в своем знаменитом третьем законе диалектики: тезис-антитезис-синтез.
Все это хорошо и красиво на бумаге, но как быть с оврагами? Ни Фихте, ни Гегель здесь к проблеме даже не подошли. А овраги, это каким образом фихтевская логика может работать при выработке понятийного аппарата научной или политической теории.
Проблему тезиса-антитезиса-синтеза попытался воплотить в своем учении о прибавочной стоимости Карл Маркс. Вот он вводит категории стоимости. "Стоимость" есть труд, а труд есть стоимость. Я есмь Я. Но если есть стоимость, должна быть и не-стоимость. Сказано сделано: нестоимость это то, что не стоит, то есть полезность вещи самой по себе, безотносительно к тому, заложен в ней труд или нет.
А где же синтез? А вот и он. Товар это и есть синтез. Он обладает стоимостью, поскольку произведен трудом. Но он и обладает полезностью сам по себе: кушается, носится, пьется, да еще как. Но и стоимость и полезность находятся в одной и той же вещи и никак из нее выделится самостоятельно не могут. Если вещь полезна, но в ней нет стоимости, ты ее не продашь: любовь, дружба, лунный свет. Если в вещи заложен труд, но пользы от нее нет, никому она не нужна, разве лишь покупатель влупит ее человеку обманом, типа планшеты китайского производства. Вот вам отыскался и синтез.
Однако, кроме Маркса, что-то не видно, кто бы еще из ученых или практических деятелей руководствовался этой логикой.
Вопрос остается открытым. Фихте, Гегель, Маркс пытались нащупать движение в понятиях. Закон противоречия замечательно отражает это движение, и, в силу своей очевидности, не нуждается в особой демонстрации. Вся история человечества или отдельных сфер деятельности -- это бесконечное колебание между противоположностями. Царит диктатура, и ей не смену обязательно приходит демократия или ее суррогат. Но демократия в силу своей разнузданности рано или поздно приходит к краху и естественным путем перерождается в диктатуру.
Эпохи безнравственности сменяются эпохами строгости и целомудрия, а устав от воздержания, люди снова кидаются в разврат. Люди ждут от искусства отражения в нем своей жизни, однако со временем устают от бесконечного тиражирования своих проблем: дома жена надоела, приходишь в театр, а там тебе полощут мозги теми же семейными проблемами, которыми ты и у себя сыт по горло. И нужно что-нибудь этакое необычное, сказочное, фантастичное. Но и необычное в свой черед надоедает и хочется чего-нибудь домашнего, уютного.
И таким образом все возвращается на круги своя. И все же возвращается не так, чтобы повторять прошедшее. Античная демократия -- это не демократия современная, а нынешние авторитарные режимы это не восточные деспотии. Так есть ли какой закон, который бы учитывал эти изменения? ДолжОн быть, но не придуман. Пока.
МИНИАТЮРЫ О ФИЛОСОФИИ
http://proza.ru/2024/01/16/250
Свидетельство о публикации №224011600444