Кант. Проблема бога

Постановка проблемы времени у Августина стала в позднейшей философии фундаментом вопроса о верховном существе. Читай о боге.

У бога по Августину время=вечности. У людей же оно неостановимо течет. И Августин вводит представление о том, что время -- это чисто психологическая категория. Есть человек -- есть время, нет человека -- а на нет и суда нет.

Сам того не желая, Августин дал сильный козырь атеистам, которым по крупному сыграл Кант. Человеческий опыт, пишет немец, немыслим вне пространственно-временных условий. Вот сказал бог: "Да будет свет". Раз-два и готово: свет тут как тут. А до этого его не было. Т. е. "стал", "был" -- уже самим языком мы вводим это событие в представления о времени, в тот самый пространственно-временной ряд, вне которого мы и помыслить ничего не можем. А бог находится вне этого ряда: в вечности.

А раз так, заключает отсюда Кант, то
раз мы не можем представить себе вещи вне времени и пространства, значит мы, ни религия ни наука, ни обыденный разум, не можем себе представить, каким образом что-то может возникнуть в вечности. Или, выражаясь кантовым языком, бог не может быть представлен ни в каком человеческом опыте.

Менее строго, но более образно эту мысль выразил Достоевский: сотворение мира вне времени и пространства, это явленное богом чудо. А никакими чудесами нашего нигилиста не проймешь. Он уверовал, что бога нет, и ты хоть что являй ему, хоть кол на голове теши, он будет твердить "не верю и все тут" и будет искать за чудесами обман, ловкий фокус-покус, будет пытаться разоблачить его. А вот когда человек уверует, тут и чудеса посыпятся на него как из рога изобилия.

Но если Кант с одной стороны отрицает бога, то с другой... Был у него старый преданный слуга Лямпе. И он был набожным человеком. И когда Кант рассказал ему о своем открытии, Лямпе пригорюнился. "Не бойся", -- подмигнул ему Кант, -- "мы что-нибудь придумаем". Так, по крайней мере, рассказывает Гейне.

И придумал, вернее приложил от Аристотеля для спасения бога, форму категорического суждения. И анализируя её, показал, что понятие бога или абсолюта, является необходимым и неизбежным понятием разума. "Вот перед вами обычная полевая ромашка". Такое вот предложение или в переводе на философский язык простое утвердительное (ассерторическое) суждение. В нём объединено два понятия, одно из которых является подлежащим -- субъектом, выражаясь философским языком, а другое сказуемым ("есть полевая ромашка" -- т. н. составное именное сказуемое) -- предикатом. Субъект в данном суждении  частное понятие, предикат -- общее.

"Полевая ромашка -- есть цветок". Здесь уже "полевая ромашка" является частным понятием по отношению к более общему "цветок". "Цветок -- есть растение", "Растение -- есть органическое существо", "Любое органическое существо -- есть материальное тело" и т. д. Таких цепочек, где предикат всякого суждения является субъектом для последующего, можно составить бесчисленное множество. Этим любят забавляться не только дети, но и взрослые, выясняя, кто кого главнее.

И можно сказать, совершенно непроизвольно возникает мысль о субъекте, который уже не может быть ничьим предикатом, абсолютном субъекте. Назовите его Богом или духом, или какой-нибудь абсолютной идеей, но он необходим человеческому разуму как последнее звено его суждений.

Вот вам и реабилитация бога по Канту

МИНИАТЮРЫ О ФИЛОСОФИИ
http://proza.ru/2024/01/16/250


Рецензии