Кант. Продуктивность кантовских идей

философский труд Иммануила Канта, впервые опубликованный в 1781 году в Риге. Считается одной из наиболее фундаментальных работ в истории философии и главным сочинением философа.

1. Кант создал философскую систему, по многообразию и глубине решенных вопросов, сравнимую разве лишь с системой Аристотеля. Нет ни одной философской проблемы, которая так или иначе не была бы отражена в его системе. И вместе с тем кантовская система -- далеко не истина в последней инстанции.

Исходным пунктом кантовской философии является идея, что время и пространство -- это не объективные свойства вещей, а формы чувственного созерцания. Или говоря проще, время и пространство не вне нас, а внутри нас. Мысль очень спорная и плохо согласующаяся с нашим повседневным опытом. Время для кого-то летит, а для кого-то ползет как улитка, но и в том и в другом случает независимо от наших желаний и действий.

Сам Кант обосновывает свой исходный постулат весьма туманно и, по большому счету, неубедительно. Поэтому можно принимать его или не принимать: как кому понравится. Если вы не примете исходный кантовский постулат, то вы ни черта не поймете в его идеях. А если примете, то кантовская философия очень многое вам объяснит, а еще более будет служить путеводной нитью в познании и объяснении этого мира. Значимость философских, как и научных, систем состоит не в абсолютной убедительности исходных постулатов, а в их способности стать отправной точкой для идей, которые позволяют что-то понимать в этом мире.

2. Возьмем только один пример практического приложения кантовской философии. До Канта, да во многом и до сих пор, считалось и считается, что ощущения и мысли человека -- это отпечатки, следы внешних идей. Мы смотрим, слушаем, нюхаем, а это отражается на сетчатке, ушных перепонках, в носу, а потом передается в мозг и там внешние предметы воспроизводятся такими или похожими на то, каковыми они являются в действительности.

Кант эту систему перевернул вверх ногами. Мы действительно, видим, слушаем... ну, словом, воспринимаем нашими чувствами внешний мир. Но воспринимаемое органами чувств не просто отражается в человеческом восприятии, а формируется им.

Допустим, мы видим условный дом. Какова его форма? У нас в голове множество геометрических фигур и тел (Кант, напомню, считает, что все геометрические объекты -- это чистые созерцания, то есть созданные человеком в его мозгу). Мы прикладываем фигуру конуса. Нет не годится. Тогда мы прикладываем фигуру шара. Тоже не климатит. И так перебирая одну за другой геометрические фигуры, мы устанавливаем, что дом имеет форму параллелепипеда.

Потом мы такими же последовательными действиями устанавливаем более точно форму дома: фронтоны, форму крыши, окон, дверей, цвет стен, запахи, исходящие от этого дома. Скажут, что таким образом, мы долго будем размышлять, прежде чем в нашем сознании сформируется образ дома. Примерно в этом ключе и критиковали Канта. Но сегодня, когда мы знаем, какие мощными мозгами обладают компьютеры, по сколько миллионов операций в секунду они способны производить, эта мысль Канта уже не кажется нам уж столь неправдоподобной.

3. Возникает другой вопрос: а зачем вообще было городить городьбу? Чем плоха была теория отпечатка в познании? Тем более, что Кант свою схему никак не доказывает и не обосновывает никакими экспериментами. То есть сама по себя кантовская теория восприятия -- чистейший вымысел. Но этот вымысел, как оказалось, имеет практический заряд большой убойной силы.

Что ощутили на своей шкуры изобретатели компьютерного распознавания текстов. Первоначально они в полном соответствии с идеей отпечатка пытались через системы считывания донести то, что они видели на бумаге, до электронных мозгов. Но чем точнее были приборы, тем все хуже и хуже был результат. Оказалось, что не существует в мире двух одинаковых букв. Даже если отбросить такие вещи, как разницу в используемых шрифтах или естественные помарки в книгах, зачастую не воспринимаемые даже человеческим глазом.

И если в тексте на 10 листов встречается 1500 букв "а", то будет воспроизводиться 1500 совершенно различных конфигураций точек. Читали ли изобретатели сканеров и распознающих программ Канта, подлежит большому сомнению. Но кто-то их надоумил, что нужно заложить в электронные мозги эти самые буквы. А уж тогда они будут сопоставлять воспринимаемые сканером конфигурации точек с теми образами букв, которые заложены в компьютеры и определять, какая конфигурация на какую букву или знак похожа.

И ДЕЛО ПОШЛО НА ЛАД

4. Продуктивной кантовская идея о схемаматизме восприятия (так ее обозвал сам изобретатель: человек воспринимает окружающее, прикладывая к чувственным объектам заложенные в его рассудке схемы -- мостики между категориями и чувствами: так категории причины соответствует "схема одно после другого") оказалась и в лингвистике, а именно в фонетике.

Давно уже обратили внимание, что одни и те же звуки сильно отличаются в разных языках: русское "а" не похоже на "а" английское, которое нам кажется то "а", то "о", то "э", русское "х" ничего общего не имеет с немецким "h": какая-то смесь придыхания, "х" и "г" -- то ли Гитлер, то ли Хитлер. Но и в одном языке звуки резко отличаются. К концу XIX веки фонетики насобачились различать несколько десятков тысяч звуков.

И буквально похватались за головы: как же люди при таком разнообразии способны понимать друг друга? А они понимают, и притом преотлично. Проблему разрешил швейцарский лингвист Соссюр, который вполне сознательно отталкивался от Канта.

Он предположил, что в мозгу у каждого человека есть идеальные образы звуков, т. н. фонемы. И когда человек слышит речь, он автоматически прикладывает к потоку звуков эти фонемы. Допустим он слышит слово "мама". Каков первый звук: "а"? нет не "а", может быть, "б"? Нет не "б". И так перебирая одну за другой фонемы он доходит до фонемы "м". О! это как раз годится. И так фонема за фонемой он выстраивает весь звуковой облик речи собеседника.

МИНИАТЮРЫ О ФИЛОСОФИИ
http://proza.ru/2024/01/16/250


Рецензии