Почитание воды у адыгов

Для каждого человека на Земле вода – один из самых важных элементов жизни, без которого невозможно его существование. И этот неоспоримый факт всегда отражался в бытие и обрядах целых народов. И, конечно, адыгский (черкесский) народ не был исключением. Культ воды у древних адыгов развивался как признание священной этой природной силы и её абсолютное почитание, наряду с культом солнца, земли, ветра и огня.

«Вода здесь в изобилии» - так писал Ксаверио Главани, французский дипломат, врач и исследователь, в 1724 г., описывая Черкесию как «страну плодородную, с прекрасными равнинами и горами, между морями Черным, Каспийским и Забакским» (1). А о том, что адыги употребляли в основном воду как напиток, отмечал и Джиовани Лукка в 1634 г., и французский путешественник Жан Батист Тавернье, посетивший эту страну в 1638-1643 гг. (2). Джованни Лукка писал: «Самый обыкновенный напиток у этого народа составляет вода, вскипяченная с медом» (3).

Так оставалось на протяжении веков. В начале XIX века немецкий востоковед и путешественник Юлиус Клапрот называет такой напиток «Фау-ус». Среди других напитков из воды он упоминает «Бруг» с порошком из конопляного семени и стеблей конопли, и «Тушаг-тго» — это другой напиток из воды, в которой растворяется сваренный до твердого состояния сгустившийся виноградный сок (4). Во второй половине XIX века польский офицер Теофил Лапинский замечал: «В стране адыгов имеется прекрасная вода, и это, так сказать, единственный напиток народа» (5).

Если обратиться к этимологии слова «псы», то оно означает и «воду», и «реку». Этот гидроним часто использовался адыгами при наименовании протекающих по их землям рек, а также своих поселений. И это было неслучайно, поскольку, в большинстве случаев, они селились на берегах рек или водоёмов. Так, Псекупс – река в Адыгее и Краснодарском крае - переводится с адыгского «река долины черноклёна» или «глубоководная река». Или наименование «Псыфабэ» или «теплая вода» - это адыгское название «Горячего ключа» (6).

Особое отношение адыгов к воде отразилось в их фольклоре. Хорошо известны такие народные пословицы, как «Акъылыр былым, былымыр осэпс» или «Разум – богатство, богатство – роса»; «ШIу шIэри псым хадз» или «Делай добро и кидай его в воду»; «Псы ик1ыгъом унэмысэу, плъэк1ап1э дэмыщай» или «Не дойдя до брода, подол не поднимай!»; «Щыгъу зышхырэр псы ешъо» или «Кто ест соль, тот воду пьёт». А вот благопожелание «Псым хуэдэу уаулъагъу» или «Пусть тебя как воду любят» ещё раз подтверждает, что у адыгов вода была жизненно ценна и незаменима, а отношение к ней уважительное.

Действительно, к воде, рекам, родникам и водоёмам адыги относились с почитанием и даже преклонялись перед ними. Они считали их, как и леса, священными и умели находить родники с чистой водой. Столетиями по всей Черкесии до самых высоких мест водоснабжение было родниковое, колодезное. Адыги четко различали качество воды. Они предъявляли высокие требования к ней: та должна была быть идеальной по вкусовым качествам, прозрачности и не иметь цвета. Таким критериям отвечала именно родниковая, колодезная вода (7). В основном, именно вода и водные источники указывали адыгам удобные места для строительства их жилищ и поселений.

Адыгские князья и их дворяне выбирали по обычаям «питье священной рыцарской воды» из «рыцарского колодца» с целебными источниками, спрашивая у старших и принося в жертву желтого быка. Об этом писал в «Истории адыхейского народа» Шора Ногмов. Он повествует о «Нарт-санэ», второе наименование которого «Санэх» вместо «Псынэ-ху», что означает «светлый или священный колодец». Согласно нартскому обряду, нарты или рыцари собирались у старшего, зажигали в комнате 6 светильников и начинали молиться в честь подобного «рыцарского колодца» (8).

В походах в горах адыги находили горные родники с так называемой «живой водой». Вокруг них они копали ямы и строили деревянные срубы, чтобы собирать её и для себя, и для других. Примечательно и то, что те, кто родился на берегах одной реки, считали себя родственниками. С помощью воды древние адыги предсказывали погоду: если шум воды доносился сверху, то это было предзнаменованием ясной погоды, а если снизу – то к дождливой. А клятву, данную водой, никто не осмеливался нарушить. Такие клятвы давали чаще всего женщины, произнося «Богу принадлежащей, вот этой рекой, руслом реки - клянусь!» (6).

Такое почитание культа воды и понимание значения родников и рек в жизни приходило к подрастающему поколению адыгов через Нартский эпос, народные сказания и легенды. В эпическом произведении нартский кузнец Тлепш опускал семь раз раскалённое тело новорожденного Саусырыко в воду. И, возможно, поэтому в истории адыгского народа воду, в которой кузнецы опускали раскаленное железо, считали целебной и использовали для лечения детей, а также скота и птицы (6).

В мифе «Живая вода на Ошхъэ-Мафэ» упоминаются исцеляющие источники в горах. Возможно, это Серебряный источник - легендарное место силы, обладающее поразительными целебными свойствами. В нём большое содержание серебра – 4 миллиграмма на литр воды. Температура там не выше 6 °C: он берёт своё начало в ледниках Эльбруса и появляется на короткое время с июля по сентябрь. Вода в этом роднике может по праву считаться «живой»: она необыкновенная на вкус, обогащена микроэлементами и минералами, может долго храниться в закрытых сосудах (9).

А легенда о Мацесте повествует о прекрасной девушке, отдавшей жизнь во имя здоровья близких. Молодая черкешенка, имя которой означало «огненная вода», обратилась к древнему старцу с вопросом о существовании пещеры, в глубине которой находился источник целебной воды, способной излечить её больных родителей. Отважная девушка поклялась любой ценой добыть эту воду. Победив злого Духа пещеры - жуткое чудовище, она открыла ценой собственной жизни источнику путь на поверхность, чтобы его исцеляющая сила помогала всем страдающим от болезней (10).

В адыгской мифологии с водой связывается противоборство с Благъуэ. Это дракон, который, например, у ногайского народа признавался «водяным змеем». Для адыгов он олицетворял злые силы природы, а именно вьюгу, ветра, туманы, проливные дожди. Дракон перекрывал родники, реки, озера, колодца и требовал взамен молодых красивых девушек-селянок в жертву. Порой он набирал в пасть воду и угрожающе выпускал её в виде пара (11).

Среди народных обрядов адыгов, связанных с культом воды, обряды вызывания дождя. Одним из таких был и остается обряд вызывания дождя - «Хьанцэгуащэ» («хьанцэ» – лопата, «гуащэ» – княгиня). Предполагается, что в старину, заботясь об урожае, для «предотвращения» засухи в летнее время адыги обращались к покровительнице речных вод и озёр Псыхъогуащэ (в Нартском эпосе - Псытхъэ-Гуащэ - «псы» - вода, «тхъэ» - бог, «гуащэ» - княжна) и устраивали всеобщее купание. Обливая друг друга водой, они обращались к Богине или Матери воды с просьбой о ниспослании дождя.

Другой похожий обряд был у шапсугов. Они называли его «Псыгощахь» («псы» – вода, «гуащэ» – княгиня, «хьы» – носить) (12) и взывали к покровительнице воды особой песней. А магические обряды, которые проводились в священных рощах, под вековыми деревьями, чаще всего дубами, проходили именно около источников, в долинах рек и на берегу Черного моря. После обрядов этим источникам приписывали особые целебные свойства и использовали их при излечении страдающих от разных болезней. Считалось, что воды были освящены великим Богом Тхьэ и другими божествами пантеона (6).

Особое отношение к воде у адыгского народа проявлялось также в приметах, сновидениях и даже гаданиях. По народным приметам, «запрещалось отпивать воду из ведра, пока ее не донесли до дома, иначе счастье уйдет к другим»; «нельзя было окликать ушедшего за водой»; «подавать неполную чашу воды - счастье будет неполным»; а «освященная молитвами вода с добавками отваров из растений использовалась в лечебных целях» (6). В сновидениях вода предвещала доброе или дурное в зависимости от её вида или качества. Так, «мутная или грязная вода» снилась к трудностям, «бурные разливы рек» - к тревогам. А вот «чистая вода» – к радости и счастью. В гаданиях вода использовалась молодыми черкешенками для того, чтобы увидеть своего будущего суженного. Например, для этого девушки кидали монеты или камешки в чашу с водой. Другое гадание на воде «псыхаплъэ», что в переводе с адыгского языка - «глядение на воду», позволяло незамужней черкешенке разглядеть образ своего жениха в водах реки.

К адыгским народным празднествам, посвященным культу воды, относился праздник в честь речной девы или «Матери воды» - Псыхъо-Гуащэ. Он проводился в весеннее время. При этом считалось, что каждая река имела свою Псыхъо-Гуащэ. Адыги также отмечали и праздник в честь властелина вод или Бога морей Кодешу подношениями (13).

Важное значение имела вода для адыгов не только при рождении и в ходе жизни, но и после смерти. Так, при погребении усопшего на его могилу эфенди выливал полный кумган воды (14). Не говоря уже о том, что перед похоронами родственники омывали его с молитвами. Да и перед тем как уйти с похорон, по обычаю, все должны были омыть чистой водой лицо и руки. 

О «мертвой воде» адыги говорили, что в родниках она гораздо теплее живой, и сила у неё губительная. Одна из старинных легенд адыгов рассказывает о роднике с живой и мертвой водой, протекающий в наше время на территории современной станицы Шапсугской Краснодарского края. По преданию, «родники живой и мёртвой воды» – это такие родники, который при выходе на поверхность разделялись на два отдельных водных потока. При этом в воде родника содержится серебро, и она может долго храниться. А мертвая вода, в которой не было никаких микроорганизмов, могла «успокоить» человека (15).

Почитание воды как могущественной природной стихии у адыгов напрямую связано с плодородием их земель, чистотой и новизной жизни, возрождением и восстановлением силы и энергии. Веками родниковая вода, порой подслащенная мёдом, оставалась у них основным напитком как в повседневной жизни, так и на праздниках. Адыги строили свои дома всегда возле водных источников, чаще всего, возле рек и озер, с уважением относясь к их покровительнице Псыхъо-Гуащэ. Культ воды ярко отразился в адыгском фольклоре: мифах, легендах, сказаниях и пословицах, а наглядно выразился в обрядах, празднествах, поверьях, сновидениях и даже гаданиях. Священность водных ресурсов у адыгов всегда была неоспоримой и незыблемой, а преклонение перед этой могущественной природной стихией передавалось из поколения поколению.  Для адыгов, как для каждого на Земле: жизнь без чистой воды немыслима!

Библиография:
1. Ксаверио Главани. Описание Черкесии 1724 г. // Сборник материалов для описания местностей и племен Кавказа. Вып. 17. Тифлис. 1893.
2. Жан Батист Тавернье. «Шесть путешествий в Турцию, Персию и Индию в течение сорока лет...», т. I. Гаага, 1718 — перевод с французского Е. С. Зевакина. Адыги, балкарцы и карачаевцы в известиях европейских авторов XIII-XIX вв. Нальчик. Эльбрус. 1974.
3. Джиовани Лукка. Описание перекопских и ногайских татар, черкесов, мингрелов и грузин Жана де Люка, монаха Доминиканского ордена. 1625. (Перевод с французского П. Юрченко, опубликованный в «Записках Одесского общества истории и древностей», т. II. Одесса, 1879). Адыги, балкарцы и карачаевцы в известиях европейских авторов XIII-XIX вв. Нальчик. Эльбрус. 1974. С. 68-72.
4. Генрих–Юлиус фон Клапрот. Путешествие по Кавказу и Грузии, предпринятое в 1807-1808 гг., (журнал "Вестник Европы", 1812 г.). Адыги, балкарцы и карачаевцы в известиях европейских авторов XIII-XIX вв. Нальчик, 1974.
5. Теофил Лапинский. Горцы Кавказа и их освободительная борьба против русских. Описание очевидца Теофила Лапинского (Теффик-бея) полковника и командира польского отряда в стране независимых горцев. Нальчик. Эль-Фа. 1995.
6. Мифология адыгов/ «Всё о воде в Анапском районе»// http://anapa.vhf.ru/anapa/w-adig-myph.html
7. Галина Тхагапсова. Традиции и нормы здоровьесбережения в народной медицине адыгов// https://www.arigi01.ru/index.php?newsid=291
8. “О мифологическом и магическом некоторых обрядов и поверий» //
9. Чудеса Северного Кавказа. Серебряный источник (Статья Савида в «Кавказской правде» от 16 декабря 2019 г. )// 10. Легенда о Мацесте 11. Нежить. Мифологический злобник от А до Я // 12. Газий Чемсо. Черкесский календарь. Июль // 13. Р.И. Сефербеков. Пантеон языческих божеств народов Дагестана. ДИНЭМ. Махачкала. 2009. С.128-154.
14. Погребальный обряд черкесов (адыгов)// 15. Родники живой и мёртвой воды //


Рецензии