Мой шмель...

Спит мой шмель зимой под снегом
Как в пещере ледяной
Рядом с будущим побегом
Крон-фиалки голубой...*


-------------
* Стихотворение о неисправимом романтике в духе героя Новалиса из романа «Генрих фон Офтердинген» (1799-1800).

«...Я мечтаю лишь о том, чтобы увидеть голубой цветок. Он неустанно занимает мои мысли, я не могу ни писать, ни думать о чем-либо другом. Я никогда не испытывал ничего подобного: точно все прежнее было сном, или точно я пронесся во сне в другой мир. В том мире, в котором я жил, никто бы не стал думать о цветах; а про такую особенную страсть к цветку я даже никогда и не слыхал…» (Новалис «Генрих фон Офтердинген»)

Голубой цветок Генрих увидел во сне:

«…Но с наибольшей силой привлекал его голубой цветок, который рос у ручья, касаясь его своими широкими, блестящими листьями. Цветок окружали бесчисленные другие цветы всевозможной окраски, и в воздухе носилось чарующее благоухание. Но он ничего не видел, кроме голубого цветка, и долго разглядывал его с невыразимой нежностью. Наконец, ему захотелось приблизиться к цветку; но цветок вдруг зашевелился и вид его изменился; листья сделались более блестящими и прижались к растущему стеблю, цветок склонился к нему и лепестки образовали широкий голубой воротник, из которого выступало нежное личико…» (Новалис «Генрих фон Офтердинген»)

В этом романе Новалис выразил своё решительное несогласие с идеей романа Гёте  «Годы учения Вильгельма» о необходимости перевоспитания романтика в согласии с природой в более практичного человека.

В стихотворении есть также аллюзия на фиалку Геннадия Шпаликова:
 
«А если я по дому загрущу,
Под снегом я фиалку отыщу» (Геннадий Шпаликов).

* "Крон-фиалка" - по аналогии с кронпринцессой.

Моё поэтическое кредо: Язык - это сверх поэт, в нём заключается поэтический потенциал, который открывают поэты, как в глыбе мрамора скульптор открывает фигуру, отсекая всё ненужное.

В этом стихотворении отсутствуют только пять звуков русского языка: "ж", "х", "ц" "ч" и "ю" . То есть оно максимально насыщено звуковым колоритом. Мелодичную основу, в которую вплетается это звуковое многообразие, создают в первыю очередь слоги с сонорными звуками "м" и "л":

"мой" - "мель" - "мой" - "ом" - "им" - "ом"
"ел" - "ле" - "иал" - "лу".


Рецензии
Здравствуйте, Владислав,

Мохнатый шмель, на душистый хмель...
Насколько я поняла - это о неисправимом романтизме, которого нет лучше!
Ведь романтик всё видит по своему, он не боится высказывать свой взгляд,идущий в разрез с "общепринятыми" взглядами...Михаил Булгаков
сказал о Мастере:"О трижды романтичный Мастер"- высшая похвала!
Говорил с восторгом о романтизме и герой "Шагреневой кожи" Оноре де
Бальзака...Романтика - это свет, яркое восприятие жизни, любви...
"А если я о чём-то загрущу, Под снегом я фиалку отыщу"- Ну разве это
не чудо Романтизма!
Спасибо, Владислав! С теплом и улыбкой,

Людмила Иоффе   18.01.2024 13:37     Заявить о нарушении
Здравствуйте, Людмила.

Вы правильно поняли, это четверостишие о романтизме. Ваша поэзия тоже дышит им. Этот романтизм делает людей счастливыми. Некоторые романтики живут двойной жизнью, попеременно выступая то в сказочном, то в реальном мире. Как герои Гоффмана или как китайский философ, который увидел себя во сне бабочкой, которая порхала среди цветков в свое удовольствие и вовсе не знала, что она — Чжуан-Цзы. Внезапно он проснулся и увидел, что он всё-таки Чжуан-Цзы. И стех пор не уверен, то ли он Чжуан Чжоу, которому приснилось, что он — бабочка, то ли бабочка, которой приснилось, что она — Чжуан-Цзы. Что-то подобное было и и со мной пару дней... Так приятно было представлять себя шмелём, спящим около побега фиалки. Потом представить как они пробуждаются от сна и смотрят друг на друга как герои "Безымянной звезды" или "Римских каникул". Вероятно поэтому и фиалка не обычная а крон-фиалка, по аналогии с кронпринцессой.

Спасибо, что открыли для меня эту фразу из "Мастера и Маргариты":"О трижды романтичный Мастер"!

С теплом и благодарностью,

Владислав Плеханов   18.01.2024 15:20   Заявить о нарушении
Приятно представлять себя шмелем, он такой красивый, в пушистой шубке рядом с фиалкой, а потом проснуться, глядя друг на друга, как герои "Безымянной звезды"...
Обожаю этот фильм!

Людмила Иоффе   18.01.2024 15:46   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.