К. Шахназаров. Город Зеро
Разбираясь в критических публикациях, с удивлением не обнаружил того, что, по идее, должно напрашиваться в тему в первую очередь.
Трактовка этой кинематографической работы должно начинаться с понимания особенностей мировоззрения автора, которое он демонстрирует фактические в каждом своём произведении.
Почти везде К.Шахназаров стремится к социологическому исследованию генезиса имперского российского психотипа. И вот в фильме "Город Зеро" этот философский акцент зазвучал у нашего режиссёра наиболее отчётливо.
Несомненно, автор придумал использовать для достижения цели такие эпатажные картины, весьма узнаваемые нашими современниками (особенно - теми, кто успел уже немного постареть). Этот метод функционален в нескольких аспектах.
Во-первых, - на самом примитивном уровне они формируют исключительно попсовую привлекательность для зрителя. Здесь каждый получает широкое поле для умничанья на основе собственного понимания образов и трактовки фабулы сюжета. В этой части восприятия кинематографической информации все остаются довольны, - от шизофреника и оккультиста до чванливой художественной богемы, что, несомненно, по мнению автора, должно было поспособствовать успеху фильма, и он в этом не ошибся.
Во-вторых, - сценарий предоставляет весьма сладкие возможности артистам виртуозно обыгрывать сцены в комедиях отношений в самых ярких красках. За типажами своих персонажей артистам далеко ходить не надо, - всё до боли узнаваемо от кабинетного начальника и строгого уполномоченного, до "употребляющих" под огурчик совковых хлебосольных участников семейно-дружеских посиделок в домах с коврами на стене.
В-третьих, ткань повествования начиняется, наконец, необходимой философией, которая наиболее интересна автору. В этой части Шахназарову зритель почти не интересен. Он, видимо, с удовольствием начинает наслаждаться самим процессом, который приводит его к довольно простой мысли. Какой? Мысль то простая, но добраться до нее не так то просто. Попробуем...
Начинается фильм весьма тоскливо. В природе - туманные сумерки и медленно проходящие куда-то поезда, кислятина и казарменный аскетизм антуража советской гостиницы. Всё сие навевает на нас вкус и запах брежневского застоя, в котором "выбивание" производственных фондов и ресурсов составляло важную часть социальной игры.
Изначально главный герой представляется нам винтиком этого ржавеющего социального механизма. И вдруг...
В приёмной директора его встречает совершенно обнажённая секретарша. Шахназаров не спешит скромно и стыдливо отвернуть камеру от её фантастических прелестей. Этот сногсшибательный поворот сюжета вдруг показывает нам, на чём изначально даёт трещину развитой брежневский социализм. Эта голая зрелищность при всей её пикантности входит в мёртвое тело "застоя" свежим, безотказно манящим ветром грядущих перемен.
Тут уместно вспомнить, что явилось самым значимым фактором в историческом повороте России от брежневского сытого застоя к турбулентности мирового потребительского рынка. Теперь с высоты нашего нынешнего опыта следует признать, что запалом бомбы, взорвавшей весь советский союз, стал всего лишь массовый показ "Греческой смоковницы" в видеосалонах, который мгновенно перевёл всё молодое поколение совка в пассионарную фазу противостояния стареющим властным структурам. В этом смысле аллюзия Шахназарова с прекрасной голой секретаршей становится вполне прозрачной.
Однако такой резкий взрыв фабулы был бы не совсем понятен, и Шахназаров спешит внести пояснения.
На экране А.Джигарханян демонстрирует нам типичного советского начальника с многострадальным дисковым телефоном. Этот начальник настолько потерял связь с действительностью и на резкость не наводится , что не знает, что главный инженер у него давно помер много месяцев назад, а в его же приёмной сидит уже совершенно голая секретарша.
Тем не менее начальник вынужден считаться с этими непривычными метаморфозами. Звонок из парткома уже не вызывает у него былой панический ужас. Наоборот, он этого звонящего фактически посылает на..., сообщая, что у него сейчас - "народ". Первые симптомы грядущей уличной "демократии" уже становятся веянием политики. От этого когда-то грозного начальника-вождя осталась только немощная оболочка, можно даже сказать - шелуха, которая ничего решить не может, кроме того, чтобы только откладывать решение проблем всякий раз недели на две.
Далее живописуется типичный совковый общепит, из которого официант может спокойно прогнать посетителей в связи с началом "производственного перерыва". Но уже в этом ресторане главному герою под иностранную музычку предлагают сожрать собственную голову и символично превратиться в безголового дурака.
Конечно, этот наш советский человек пока не готов к таким метаморфозам менталитета, но, вот заметьте, рядовой посетитель ресторана уже нашей эпохи ЛГБТ, пожалуй, с большим удовольствием покуражился бы в данной ситуации, лишь бы на халяву сладенькое получить от какого-то там "отца". Тут уже начинает несколько чувствоваться то, - в какие смыслы нас пытается встроить Карен Шахназаров. Абсурд эпохи перемен стремительно набирает обороты.
И тут начинаются поиски главной мысли. Автор пытается задать главный вопрос современности. Если перемены неизбежны, то, что мы "советские" такое в прошлом, чтобы принять такое будущее?
"Вы никогда не покинете этот город!" - Это пророчество звучит как приговор главному герою, - вполне прозрачно, пафосно и символично.
Примечательно, что в пророчестве главный герой слышит также дату своей смерти. Вот именно он со всеми его комплексами и древними "тараканами" в голове умрёт довольно скоро, а вот кто придёт жить вместо его? Тут - получается полный мрак и неизвестность.
Считаю великолепной находку автора в демонстрации "живого" музея. Тут зазвучала наша история от Рюриковичей до эпохи начала джаза. Тут транснациональная историческая смесь подлостей и доблестей сплелись в единый монументальный колорит, в котором в столь непохожих эпизодах всё же просматривается одна немаловажная деталь. Трудно сказать, насколько заметил её сам автор, но стремясь к искренности и к точности в образах художественного полотна, демонстрирует эту деталь достаточно отчётливо.
Мы уже отмечали и не раз, что недопустимо искать дефекты морали на национальной основе. Однако генетические акценты наций на отдельные группы инстинктов гуманоидного комплекса - вещь вполне объективная и эволюционно оправданная.
В этом смысла именно некоторые национальные свойства российской генетики определили возможность сплочения народов в грандиозную Российскую империю в рамках огромных планетарных территорий. Этот фактор, прежде всего, чувствуется Шахназаровым в его попытках осмысления феномена в доступной ему семантике.
Именно об этом пытается рассказать Прокурор главному герою, утверждая, что главное в менталитете россиянина - это принадлежность к сильной государственной руке.
Примерно этот же тезис мы уже встречали в истории в проповедях т.н. "славянофилов" в их полемике с "западниками". Только в те времена это устремление в глобальную надличностную группу трактовалось славянофилами в категории "соборности". Тут мы вынуждены признать генетический акцент русскости на некоторую синергетическую диаду инстинктов из групп d- (рейтинговый инстинкт) и f- (свой род, своя территория). Причём инстинкт из группы d- трактуется в той его разновидности, когда личность для реализации собственных амбиций встраивается в "кастовый локомотив", включающий "сильную руку" во главе. Именно эта смесь, недоступная пониманию "западности", в устойчивом тренде просматривается во всех исторических этапах эволюции России.
Весьма прозрачно Шахназаров рисует имперское "Зазеркалье", собирая всех сильных мира сего в одном месте и демонстрируя их социальную зависимость друг от друга. Шахназаровский истеблишмент любит жрать пельмени и дурковать с проститутками. На этом заканчиваются все представления жителей Зазеркалья о счастии человеческой жизни. Однако импульсы "безответственного" джаза как некий атавизм будоражит остатки их всё же человеческой натуры, погрязшей в кислятине мертводушия фамусовского общества.
Однако все они ревностно оберегают "древо власти" и трепетно поклоняются ему.
Этот "Дуб" давно устарел и затрухлявел, но настала новая эпоха и куски власти с прогнившего древа достаются в первую очередь новым проституткам, а уж потом всем старым и новым подлецам. Интересная аллегория.
"Бегите отсюда" - советует "прокурор" главному герою в сцене разбора веток с "Дуба власти".
Однако - некуда бежать несчастному человеку из сумеречного болота новых перемен. Лишь утлая лодочка без руля и ветрил несёт его в неизведанную даль по воле стихии.
Фильм в целом характеризует, прежде всего, самого Карена Шахназарова, как весьма наблюдательного социолога. Весь этот мрак и пессимизм, который он демонстрирует в "Городе Зеро", составляет иллюстрацию общечеловеческой старости, в которую погружается весь мир (не только Россия) в связи с технологическими новациями современности.
Человечество ныне встало на весьма опасную грань всеобщей деградации высших инстинктов гуманоидного комплекса в связи с их практической невостребованностью. Мне доводилось уже писать об этом явлении в работе "Гуманоидный комплекс". Здесь лишь повторю главное.
Если общечеловеческая старость неизбежна, то лучше старится как Лев Толстой, а не как Плюшкин. Это - ещё в наших силах. Такая надежда, возможно, чуть-чуть наполнит оптимизмом мрачные перспективы футурологического прогноза, который нам продемонстрировал режиссёр.
Свидетельство о публикации №224011600894
С ув Махно
Жека Махно 04.12.2024 16:29 Заявить о нарушении