К. Шахназаров. Город Зеро

      Этот фильм Карена Шахназарова в большинстве зрительских восприятий трактуется в качестве "театра абсурда". Однако некоторые публикации утверждают нечто большее; - от фильма пророчества - до претензий на отработку приёмов манипуляции массовым сознанием.
      Разбираясь в критических публикациях, с удивлением не обнаружил того, что, по идее, должно напрашиваться в тему в первую очередь.
      Трактовка этой кинематографической работы должно начинаться с понимания особенностей мировоззрения автора, которое он демонстрирует фактические в каждом своём произведении.
     Почти везде К.Шахназаров стремится к социологическому исследованию генезиса имперского российского психотипа. И вот в фильме "Город Зеро" этот философский акцент зазвучал у нашего режиссёра наиболее отчётливо.
      Несомненно, автор придумал использовать для достижения цели такие  эпатажные картины, весьма, однако, узнаваемые нашими современниками (особенно  - теми, кто успел уже немного постареть). Этот метод функционален в нескольких аспектах.
      Во-первых, - на самом примитивном уровне они формируют исключительно попсовую привлекательность для зрителя. Здесь каждый получает широкое поле для умничанья на основе собственного понимания образов и трактовки фабулы сюжета. В этой части восприятия кинематографической информации все остаются довольны, - от шизофреника и оккультиста до чванливой художественной богемы, что, несомненно, по мнению автора, должно было поспособствовать успеху фильма, и он в этом не ошибся.
      Во-вторых, - сценарий предоставляет весьма сладкие возможности артистам виртуозно обыгрывать сцены в комедиях отношений в самых ярких красках. За типажами своих персонажей артистам далеко ходить не надо, - всё до боли узнаваемо от кабинетного начальника и строгого уполномоченного, до "употребляющих" под огурчик совковых хлебосольных участников семейно-дружеских посиделок в домах с коврами на стене.
      В-третьих, ткань повествования начиняется, наконец, необходимой философией, которая наиболее интересна автору. В этой части Шахназарову зритель почти не интересен. Он, видимо, с удовольствием начинает наслаждаться самим процессом, который приводит его к довольно простой мысли. Какой? Мысль то простая, но добраться до нее не так то просто. Попробуем...
      Начинается фильм весьма тоскливо. В природе - туманные сумерки и медленно проходящие куда-то поезда, кислятина и казарменный аскетизм антуража советской гостиницы. Всё сие навевает на нас вкус и запах брежневского застоя, в котором "выбивание" производственных фондов и ресурсов составляло важную часть социальной игры.
      Изначально главный герой представляется нам винтиком этого ржавеющего социального механизма. И вдруг...
      В приёмной директора его встречает совершенно обнажённая секретарша. Шахназаров не спешит скромно и стыдливо отвернуть камеру от её фантастических прелестей. Этот сногсшибательный поворот сюжета вдруг показывает нам, на чём изначально даёт трещину развитой брежневский социализм. Эта голая зрелищность при всей её пикантности входит в мёртвое тело "застоя" свежим, безотказно манящим ветром грядущих перемен.
      Тут уместно вспомнить, что явилось самым значимым фактором в историческом повороте России от брежневского сытого застоя к турбулентности мирового потребительского рынка. Теперь с высоты нашего нынешнего опыта следует признать, что запалом бомбы, взорвавшей весь советский союз, стал всего лишь массовый показ "Греческой смоковницы" в видеосалонах, который мгновенно перевёл всё молодое поколение совка в пассионарную фазу противостояния стареющим властным структурам. В этом смысле аллюзия Шахназарова с прекрасной голой секретаршей становится вполне прозрачной.
      Однако такой резкий взрыв фабулы был бы не совсем понятен, и Шахназаров спешит внести пояснения.
      На экране А.Джигарханян демонстрирует нам типичного советского начальника с многострадальным дисковым телефоном. Этот начальник настолько потерял связь с действительностью и на резкость не наводится , что не знает, что главный инженер у него давно помер много месяцев назад, а в его же приёмной сидит уже совершенно голая секретарша.
      Тем не менее начальник вынужден считаться с этими непривычными метаморфозами.  Звонок из парткома уже не вызывает у него былой панический ужас. Наоборот, он этого звонящего фактически посылает на..., сообщая, что у него сейчас  - "народ". Первые симптомы грядущей уличной "демократии" уже становятся веянием политики. От этого когда-то грозного начальника-вождя осталась только немощная оболочка, можно даже сказать - шелуха, которая ничего решить не может, кроме того, чтобы только откладывать решение проблем всякий раз недели на две.
      Далее живописуется типичный совковый общепит, из которого официант может спокойно прогнать посетителей в связи с началом "производственного перерыва". Но уже в этом ресторане главному герою под иностранную музычку предлагают сожрать собственную голову и символично превратиться в безголового дурака.
    Конечно, этот наш советский человек пока не готов к таким метаморфозам менталитета, но, вот заметьте,  рядовой посетитель ресторана уже нашей эпохи ЛГБТ, пожалуй, с большим удовольствием покуражился бы в данной ситуации, лишь бы на халяву сладенькое получить от какого-то там "отца". Тут уже начинает несколько чувствоваться то, - в какие смыслы нас пытается встроить Карен Шахназаров.  Абсурд эпохи перемен стремительно набирает обороты.
      И тут начинаются поиски главной мысли. Автор пытается задать главный вопрос современности. Если перемены неизбежны, то, что мы "советские" такое в прошлом, чтобы принять такое будущее?
      "Вы никогда не покинете этот город!" - Это пророчество звучит как приговор главному герою, - вполне прозрачно, пафосно и символично.
      Примечательно, что в пророчестве главный герой слышит также дату своей смерти. Вот именно он со всеми его комплексами и древними "тараканами" в голове  умрёт довольно скоро, а вот кто придёт жить вместо его? Тут - получается полный мрак и неизвестность.
      Считаю великолепной находку автора в демонстрации "живого" музея. Тут зазвучала наша история от Рюриковичей до эпохи начала джаза. Тут транснациональная историческая смесь подлостей и доблестей сплелись в единый монументальный колорит, в котором в столь непохожих эпизодах всё же просматривается одна немаловажная деталь. Трудно сказать, насколько заметил её сам автор, но стремясь к искренности и к точности в образах художественного полотна, демонстрирует эту деталь достаточно отчётливо.
     Мы уже отмечали и не раз, что недопустимо искать дефекты морали на национальной основе. Однако генетические акценты наций на отдельные группы инстинктов гуманоидного комплекса - вещь вполне объективная и эволюционно оправданная.
     В этом смысла именно некоторые национальные свойства российской генетики определили возможность сплочения народов в грандиозную Российскую империю в рамках огромных планетарных территорий. Этот фактор, прежде всего, чувствуется Шахназаровым в его попытках осмысления феномена в доступной ему семантике.
     Именно об этом пытается рассказать Прокурор главному герою, утверждая, что главное в менталитете россиянина - это принадлежность к сильной государственной руке.
     Примерно этот же тезис мы уже встречали в истории в проповедях т.н. "славянофилов" в их полемике с "западниками". Только в те времена это устремление в глобальную надличностную группу трактовалось славянофилами в категории "соборности".  Тут мы вынуждены признать генетический акцент русскости на некоторую синергетическую диаду  инстинктов из групп d- (рейтинговый инстинкт) и f- (свой род, своя территория). Причём инстинкт из группы d- трактуется в той его разновидности, когда личность для реализации собственных амбиций встраивается в "кастовый локомотив", включающий "сильную руку" во главе.  Именно эта смесь, недоступная пониманию "западности", в устойчивом тренде просматривается во всех исторических этапах эволюции России.
     Весьма прозрачно Шахназаров рисует имперское "Зазеркалье", собирая всех сильных мира сего в одном месте и демонстрируя их социальную зависимость друг от друга. Шахназаровский истеблишмент любит жрать пельмени и дурковать с проститутками. На этом заканчиваются все представления жителей Зазеркалья о счастии человеческой жизни. Однако импульсы "безответственного" джаза как некий атавизм будоражит остатки их всё же человеческой натуры, погрязшей в кислятине мертводушия фамусовского общества.
     Однако все они ревностно оберегают "древо власти" и трепетно поклоняются ему.
     Этот "Дуб" давно устарел и затрухлявел, но настала новая эпоха и куски власти с прогнившего древа достаются в первую очередь новым проституткам, а уж потом всем старым и новым подлецам. Интересная аллегория.
     "Бегите отсюда" - советует "прокурор" главному герою в сцене разбора веток с "Дуба власти".
      Однако - некуда бежать несчастному человеку из сумеречного болота новых перемен. Лишь утлая лодочка без руля и ветрил несёт его в неизведанную даль по воле стихии.
      Фильм в целом характеризует, прежде всего, самого Карена Шахназарова, как весьма наблюдательного социолога. Весь этот мрак и пессимизм, который он демонстрирует в "Городе Зеро", составляет иллюстрацию общечеловеческой старости, в которую погружается весь мир (не только Россия) в связи с технологическими новациями современности.
       Человечество ныне встало на весьма опасную грань всеобщей деградации высших инстинктов гуманоидного комплекса в связи с их практической невостребованностью. Мне доводилось уже писать об этом явлении в работе "Гуманоидный комплекс". Здесь лишь повторю главное.
       Если общечеловеческая старость неизбежна, то лучше старится как Лев Толстой, а не как Плюшкин. Это - ещё в наших силах. Такая надежда, возможно, чуть-чуть наполнит оптимизмом мрачные перспективы футурологического  прогноза, который нам продемонстрировал режиссёр.



   
    


Рецензии
Интересный и достаточно профессиональный разбор.

В целом фильм просмотрел с удовольствием и многое вами отмеченное отмечено верно.
Фильм предвосхищает те 90е через которые нам всем пришлось пройти в 90х.

Уровень ли это мирового кинематографа ? Скорее всего нет.
Да скорее всего эту задачу Шахназаров и не ставил..., хотя попытка при том , что сам режиссёр в то время был достаточно молод заслуживает похвалы.

Вам же отдельное спасибо, что вернули к просмотру фильма , который , как оказалось, уже видел в 90е по ТВ.
Но тогда , да и сейчас он особенно внимания увы не привлёк.

Т.к. гротеск и не более и это не "8-1/2" Феллини...))))

Глубины нет....)))

Владим Филипп   16.01.2024 16:28     Заявить о нарушении
Ага! Попались...:) Извольте теперь объяснить, что такое "глубина". Без такого определения такое мнение выглядит пустым оценочным суждением.

Александр Васильевич Гринь   17.01.2024 03:28   Заявить о нарушении
На пальцах - это такая же разница , как между пародией на философию и философией..))

Владим Филипп   17.01.2024 10:32   Заявить о нарушении
В данном случае ЗЕРО... -это пародия.

Владим Филипп   17.01.2024 10:43   Заявить о нарушении
И это тоже простые оценочные суждения. А важны критерии и аргументы.

Александр Васильевич Гринь   17.01.2024 18:46   Заявить о нарушении
Александр, а вы уверены , что формат сайта позволяет киноведческие изыскания , я нет.))

Владим Филипп   17.01.2024 19:12   Заявить о нарушении
Опять интересно, - почему?

Александр Васильевич Гринь   18.01.2024 23:25   Заявить о нарушении
потому , что они объёмны по материалу,..специфичны, требуют определённой подготовки в своей области или хотя бы соприкосновения по профессии для облегчения диалога.
Много причин , а заниматься ликбезом при отсутствии выше указанного просто лень ))))

Владим Филипп   18.01.2024 23:52   Заявить о нарушении
Ну и в чём тут формат сайта виноват? Это требования к писателю, а не к сайту.

Александр Васильевич Гринь   21.01.2024 02:10   Заявить о нарушении
Писать лекции ?.... Во имя чего ?.. Диалога ?))))...
Зачем ?

Интересно ,когда есть обоюдное понимание предмета обсуждения профессиональное и дело в нюансах, оттенках мастерства и прАва того или иного режиссёра на эту нюансировку,иное же слишком длинная дорога....
Потому и не в формате сайта.)))

Владим Филипп   21.01.2024 07:46   Заявить о нарушении
Срочно читайте "Синдром Мартина Идена. Писателям не нужны читатели". Не мое это мнение, но процентов на восемьдесят я с Д. Лондоном соглашусь.

Александр Васильевич Гринь   23.01.2024 10:46   Заявить о нарушении
Писатели пишут в надежде на УМНЫХ !!! читателей...)))

Режиссёры ставят спектакли и кино тоже в расчёте на умного !!! зрителя.

Никого не интересует мнение дураков.

Это как в гастрономии.

Можно сожрать кастрюлю картошки с селёдкой и откинуться довольным и сытым , а можно...
НЕ ТОРОПЯСЬ, ради открытия нового вкуса для себя, взять лангустины, налить в сковородку оливкового масла, довести до кипения , просыпать в масло мелко нарубленный чеснок, опустить на три минуты лангустины не освобождая их от панциря, потом их перевернуть на другой бок, опять дать им три минуты, потом выключить плиту и открыть крышку, чтобы они медленно остывали... перед подачей на стол.

А при поедании открыть для себя новый, ранее неведомый вкус.. )))).



Владим Филипп   23.01.2024 14:51   Заявить о нарушении
В гастрономического ключе вы, скорее, нарисовали прелести графомании. Лично на мой взгляд, интереснее искать в творчестве не вкус, а закономерности, ибо вкус - субъективен, а закономерности - и важны, и объективны, и позитивны, и полезны для всемирной практики.

Александр Васильевич Гринь   24.01.2024 10:18   Заявить о нарушении
профессиональный кинематограф это элитарное искусство и задача его ,как семитысячник в альпинизме,после которого присваивается звание " снежного барса".

В массе своей кинематограф - масскультура и задача его развлекуха, прибыль, коммерция, и пр.
Это прыжки на табуретку , но нае восхождение на семитысячник.)))

Владим Филипп   24.01.2024 11:56   Заявить о нарушении
Почему невозможно вести дискуссию в рамках сайта ?

Фильм - это философия режиссёра, которая может быть и спорной,
плюс рассмотрение композиции в кадре,
постановка света и работа оператора,
покадровая правомерность чередования « петель», дальнего , ближнего и среднего плана в фильме ,
правомерность нелинейности в режиссуре и монтаже,
рассмотрение правомерности звуковых или музыкальных вставок или фонов, их композиционная сочленённость с видеорядом, кстати Сергей Эйзенштейн очень чётко вывел формулу этого,
правомерность присутствия или отсутствия семиотики,
образность решения, сценарий его достоинства и недостатки ,
качество музыки , в фильмах в большинстве отнюдь не Нино Рота, или правомерность её отсутствия ,
присутствие или отсутствие цвета в достижении психологизма ленты,
рассмотрение коллизии ленты и определение её максимума, ….
И это только часть…))))

Ну какие могут быть обсуждения при таких компонентах?

Яркий пример - " 17 мгновений весны"... у Лиозновой фильм черно-белый, но доброхоты решили сделать его цветным, для развлекухи рынка, и.....практически уничтожили весь его психологизм.

Вести же разговор на уровне НРАВИТСЯ , НЕ НРАВИТСЯ… право же не интересно.

В университете ранее преподавал среди творческих дисциплин " Режиссуру мультимедийных фильмов"...

Владим Филипп   24.01.2024 15:32   Заявить о нарушении
Ценность любого произведения искусства это либо новизна формы, либо открытие нового содержания, - суть закономерности.

Александр Васильевич Гринь   24.01.2024 15:57   Заявить о нарушении
Глубокое заблуждение, достаточно обратиться к произведениям Средневековья , как к эталону.
Винчи открыл перспективу и теплохолодность её, Караваджо решал проблемы света,Микельанджело отринул каноны изображения голого человеческого тела, позднее Рембранд ввёл понятие цветовой гаммы погрузив в охру, как доминанту своих работ , ...можно продолжать долго.

Владим Филипп   24.01.2024 16:15   Заявить о нарушении
В кинематографе всё также.... в этом плане ЗЕРО вторичен.Там нет никаких открытий.

Владим Филипп   24.01.2024 16:21   Заявить о нарушении
Отрицая тезис, вы подтвердили его примерами.

Александр Васильевич Гринь   24.01.2024 16:25   Заявить о нарушении
Александр, но ваше " Ценность любого произведения искусства это либо новизна формы, либо открытие нового содержания, - суть закономерности" нормально , только ЗЕРО вне этого утверждения.

В ЗЕРО нет ничего, кроме очень слабой попытки создать нечто.
Вот почему этот фильм и не принял.

Владим Филипп   24.01.2024 16:30   Заявить о нарушении
Мне форма показалась весьма интересной. И обработка идеи славянофилов о "соборности" обогатилась многими философскими нюансами. Показана уязвимость русского этнического стержня.

Александр Васильевич Гринь   25.01.2024 09:51   Заявить о нарушении