На гусей

Мне пятнадцать лет. Моему брату на пять лет больше. И отец за 16 рублей 50 копеек покупает нам в маленьком магазинчике на одном из полустанков ружьё. В то время никаких разрешительных документов на покупку охотничьего ружья не требовалось и оно лежало на полке в сельском магазине как обычный товар.

 Вернувшись домой после уроков, я увидел на столе продолговатую картонную коробку, а открыв ее, присвистнул от удивления и восторга. В ней находилась в разобранном виде новая бескурковая одностволка. Воронёный ствол тускло поблёскивал, а матовое ореховое ложе отдавало теплом. Радости не было предела.

И вот первые настоящие охоты – охоты с новым ружьём! Степной и водоплавающей дичи в Астраханской области всегда было в изобилии. Но самым желанным охотничьим трофеем являлся гусь, ценимый  не только из-за своих размеров. Добыть его было очень не просто. Особенно юному охотнику, не знающему его повадок.

Первая встреча  с дикими гусями произошла у меня следующим образом: я объезжал на мотоцикле охотничьи угодья и заметил у кромки воды стаю серых гусей. Охотничий азарт овладел мной. Проехав приблизительно с полкилометра и заглушив двигатель, зарядил ружьё и стал подбираться к гусиной стае. Вначале пригнувшись, потом на коленях, используя для прикрытия естественный рельеф местности, а затем уже ползком по траве и мелкому камышу. Когда до гусей оставалось примерно сто метров, я затаился. Отчётливо слышалось  гоготание птиц. Ясно просматривался сторожевой гусак, неотрывно крутивший головой в разные стороны, стараясь не пропустить опасность. Вскоре гуси стали тихонько двигаться в мою сторону. Когда расстояние между нами сократилось, я посчитал, что сторожевой гусак всё-таки разглядит таящегося врага и решился на выстрел. Выстрелить из положения лёжа не давала густая трава. Встав на одно колено, как мог прицелился в ближайшую птицу. Стая на миг оторопела, но тут же опомнившись, под тревожные крики сторожевика дружно побежала от меня, а затем поднялась на крыло. Раздавшийся выстрел оказался промахом. Птицы улетели, оставив юного охотника в разочаровании.

Вторая встреча тоже была случайной. Как-то возвращаясь с утрянки и проходя вдоль камышей, закрывавших плотно водную гладь, я услышал гоготанье. Отыскав просвет в камышах, расправил болотные сапоги и вошёл в воду. И увидел сидящих на воде гусей. Не долго думая выстрелил. Раздался треск дроби отскочившей от пера гусака. Гуси без потерь с шумом и гоготаньем поднялись на крыло. Раздосадованный я отправился домой.

И вот мне восемнадцать лет. Я вступаю в охотобщество, получаю охотничий билет и разрешение на покупку ружья. На этот раз мне его подарила мама. Им оказалась штучная «ижевка» с английской ложей из тёмного ореха. Я не просто обрадовался, меня охватила   гордость.
 
Начало осенней охоты я ждал с нетерпением, а её открытие встретил утром на озере. Рассветает. Но утка идёт неважно. И я уже перестаю надеяться на удачу, и тут замечаю приближающуюся ко мне гусиную пару. Она летит низко – кажется, что можно дотянуться ружьём, тихо гогочет, переговариваясь меж собой. Я присел на корточки, затаившись за кулигой камыша. Птицы летели точно на меня. Лучшей возможности для выстрела ожидать было нельзя. Я выстрелил дуплетом, но, увы, птицы, слегка покачнувшись  в воздухе, полетели дальше. Я готов был разбить ружьё! Но собравшись, успокоился. Позже, рассказывая о своей неудаче другу - охотнику,  получил дельный совет: несколько укоротить ложе ружья, которое по длине не соответствовало моим параметрам. В том, видимо, и крылась причина моих промахов.

И вот я снова на вечерянке, сижу в лодке в камышах. Совсем стемнело. Направляю лодку к берегу. Собираюсь домой и слышу над собой гоготанье. Гуси! Лихорадочно вставляю два патрона нулёвки и жду. Стреляю в головного сразу из двух стволов. И вижу, что второй или третий от головного начинает вращаться пропеллером и с высоты падает на водную гладь. Бросаюсь к лодке, тащу её вновь в воду и достаю добычу. В руках казарка – малый гусь. Домой еду счастливый!


Рецензии