Крепостная любовь Льва Толстого

 Поутру Лев Толстой выходил на покос. Махал косой и думал:
- До чего ж хорошо! Только тяжкий физический труд позволяет человеку мыслить, чувствовать и совершенствоваться.
Крестьяне, стоявшие поодаль, говорили так:
- Почто барин капусту косит?
- Кто ж их, образованных, разберет?


 Почти три года Лев Толстой был влюблён в крестьянку Аксинью Базыкину. Их отношения начались до брака писателя с Софьей Берс, и даже получили продолжение: крепостная любовь Толстого стала матерью его сына. Но вот женой оказаться не могла. В первую очередь, из-за разницы в положении: граф и крестьянка обычно не шли под венец.

 «Ходил по саду, в надежде поймать кого-то», - записал в дневнике Лев Толстой в свои двадцать два года. Молодой граф был человеком увлекающимся, и в его записках солидный перечень женских имен и фамилий. С некоторыми девушками его связывали исключительно светские отношения – вместе танцевали на балах, ездили в гости, общались в одном кругу. Другими он интересовался серьёзнее, и даже планировал жениться.

 Одной из таких возможных невест стала, на недолгое время, дочь поэта Фёдора Тютчева, Екатерина.

 «Кити Тютчева… оживила салон Сушковых, - записала её современница, Мария
 Чичерина, - она была девушкой замечательного ума и образования, у неё была приятная наружность, живые чёрные глаза, и при твёрдом уме она была сдержанного… характера».
Отношения с Екатериной Тютчевой не получили продлжения – вскоре Толстой написал в дневнике, что она «холодна и мелка». На самом деле, у девушки были очень высокие требования к будущему мужу. Умная, привлекательная, она не собиралась становиться чьей-то «второй скрипкой», и представляла себе брак как союз равных людей, в возможностях и в положении. Для середины девятнадцатого века это было ещё слишком смелое стремление, поэтому замуж Екатерина Тютчева так и не вышла.

 Но никто не мог даже предположить, что вскоре после Тютчевой, граф Толстой окажется настолько влюблённым в обычную крепостную, Аксинью Базыкину! Ради того, чтобы мельком увидеть её, он был готов подолгу бродить по дороге, поблизости от её маленького дома.

 «Чудесный Троицын день, - записал Толстой в дневнике в 1860-м, - вянущая черемуха в рабочих руках… Видел мельком Аксинью… Очень хороша… Нынче в большом старом лесу».

 Она была замужем, но супруг Аксиньи занимался извозом. Именно по этой причине крестьянин бывал дома только наездами, нечасто. Для общения крестьянки с графом не существовало больших препятствий. Была ли сама молодая женщина влюблена в Толстого? Трудно сказать. А вот внимание барина быстро переросло в пылкое чувство:

 «Я влюблён, как никогда в жизни… мучаюсь… Уже чувства как мужа к жене».

 Но такого чувства между ними быть не могло. Прежде всего – слишком различны по статусу. Да, в России бывали случаи, когда дворяне женились на крепостных, когда помещицы выходили за своих дворовых, но практически всегда такие браки общество резко осуждало. Графу Шереметеву пришлось ждать несколько лет прежде, чем ему позволили взять в жены Прасковью Жемчугову. Выйдя за князя, актриса Екатерина Семёнова, бывшая крепостная, не смогла освоиться в высшем обществе.

 Толстой даже не рассматривал такой возможности – жениться на Аксинье. К тому же, его крепостная любовь уже состояла в браке… И рождение общего сына не смогло изменить ситуацию. Хорошенькая и смешливая, немного хитрая и обаятельная, Аксинья очень нравилась Льву Толстому. Но расхождения в образовании, в воспитании, восприятии мира, во множестве других мелочей, были той пропастью, через которую трудно переступить.

 За всплеском эмоций последовало спокойное равнодушие. Охлаждение. А в 1862 году граф Толстой уже с восхищением пишет в дневниках о Софье Берс: восемнадцатилетней, милой, восторженной. Семья девушки была уверена, что Лев Николаевич сделает предложение их старшей дочери, Лизе. Но граф Толстой решительно посватался к Соне. И даже настоял – если она согласится, обвенчать их следует очень быстро, буквально через неделю.

 23 сентября 1862 года Соня пошла под венец со своим избранником. На глазах у неё стояли слезы. Накануне свадьбы жених передал ей дневниковые записи, обо всём, что происходило в его жизни (а было ему на тот момент тридцать четыре года). Так она узнала о его увлечениях в свете, и о крепостной любви - Аксинье. Юная новобрачная была потрясена.

 Позже Соня увидела Аксинью. Та приходила в их дом мыть полы. Образ, который нарисовала себе молодая графиня, читая дневники, был бесконечно далек от реальности:

 «Толстая, белая. Ужасно!» - записала жена Льва Толстого.
Она не могла даже представить себе, как можно влюбиться в эту Аксинью. А Толстой, по всей видимости, долго помнил о своей крепостной. Считается, что её образ выведен в нескольких его произведениях – в «Идиллии», в «Тихоне и Маланье».

 Про сына крепостной известно немногое: жил в Ясной Поляне, вырос, стал деревенским старостой, работал кучером у сыновей Льва Толстого – по сути, у своих братьев. Он прожил около 70 лет и умер в 1934 году.


Рецензии
Я читала, что у Толстого в 16 лет было что-то с обменом веществ, он был весь в прыщах и врачи считали , что с началом половой жизни это пройдёт.
Родители подобрали ему крестьянку совсем молодую незамужнюю, вот она-то и родила сына Толстому.
А Аксинья, видимо, была уже более поздней его влюблённости.

Зоя Федоренко-Сытая   23.01.2024 15:20     Заявить о нарушении
Спасибо Зоя за отзыв, здоровья, мира и добра!!!

Евгений Полуэктов   23.01.2024 18:03   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.