Что воплощается?

Что воплощается?, душа?,сознание?, это одно и то же?

Вопрос сам по себе очень интересен. По сути, тут два главных вопроса:

1.Душа и сознание – это одно и то же или нет?

2.Если не одно и то же, то, что воплощается?

Чтобы ответить на эти вопросы с наименьшей погрешностью,  мы выходим ещё на один вопрос: что мы называем Душой?

Из википедии:
 "Душа; (от старослав. д;ша (греч. ;;;;, лат. anima) — согласно религиозным и некоторым философским учениям, бессмертная субстанция, нематериальная сущность, в которой выражена божественная природа и сущность человека, его личность, дающая начало и обуславливающая его жизнь, способность ощущения, мышления, сознания, чувств и воли, обычно противопоставляемая телу.

 Согласно Толковому словарю русского языка Д. Н. Ушакова, душа: в религиозных и идеалистических представлениях — нематериальное начало жизни, иногда противополагаемое телу; бесплотное существо, остающееся после смерти тела человека; в устаревшей психологической терминологии — совокупность психических явлений, переживаний, основа психической жизни человека; внутренний, психический мир человека."

Так, как эти сведения, предлагаемые википедией, в наше время представляют собой  основу понимания для большинства людей, то от неё и будем отталкиваться. Из данного определения видно, что Душа состоит из нескольких частей: способности ощущения, мышления, сознания, чувств и воли. А, так же, даёт начало личности и сущности человека и обуславливает жизнь его тела, то есть тело предлагается рассматривать, как вторичный продукт.

Способность ощущения и чувства мы можем объединить в одно понятие, так как ощущения связаны напрямую с органами чувств.  Мышление, воля и сознание – ещё три группы, помещающиеся в Душу.

В Буддийском учении существует понятие пяти скандх. Скандха в переводе с санскрита – подобна куче скопления чего-либо, не зависимо от структуры для прямого человеческого восприятия.

Пять скандх таковы:
1. Рупа – физическое тело с органами чувств

2. Ведана -- восприятия, зависимые от органов чувств, как физических, так и имеющих более тонкую энергетическую структуру.

3. Самжня -- мышление, имеющее ещё более тонкую структуру, чем восприятия.

4. Самскары --  это остаточные впечатления от поступков  во всех предыдущих воплощениях, выражающиеся как волевые импульсы и память.
   
5. Виджняна -- Сознание, так –же относящееся к Волеизявлению, независимому от остаточных впечатлений.

Пять скандх, в совокупной структуре следует рассматривать не как равномерные субстанции, а как утончающиеся от первой к пятой(процесс умирания) или уплотняющейся от пятой к первой, что по сути и есть процесс воплощения. Сколько скандх окажутся в процессе воплощения, зависит от того, сколько успело до этого разрушиться, а сколько сохраниться.

При более тщательном рассмотрении скандх, оказывается, что мои краткие определения не открывают нам полноты видения происходящих процессов и требуют дополнительных определений.

Карма – это ПРОЦЕСС формирования сознания делателя, а остаточные впечатления являются в этом процессе расходным материалом.

Карма, так же трактуемая, как Воля, крепко связаная с двумя скандхами: 4 и 5.

Воплощение -- это несвобода, это сансара.

Свободным считается То сознание, которое смогло освободиться от цепляния за все остальные четыре скандхи. В этом случае Воля, Карма и Сознание становятся одним, и способны не воплощаться плотных мирах.

Трудность понимания данной теории, на настоящий момент, заключается в некоторых внедрённых в наш ум догматов, которые считаются научными, а  по сути, являются общепринятыми гипотезами о том, что мозг является производителем ума. Не смотря на то, что в настоящее время учёные уже обнаружили нестыковки этой гипотезы, официальная наука ещё не внесла поправки в усвоенные ранее установки, и люди продолжают отталкиваться от шатких догматов. Такой подход утверждает материализм в отрыве от  религиозных концепций, формировавшихся тысячелетиями, и тормозит понимание вопросов, находящихся за пределами материальных восприятий.

Так как-же работает закон Кармы?

От того, что в человеческом мире до сих пор не сформировалось бережное отношение к древним источникам знания, карму в настоящее время трактуют кто во что горазд, например её сравнивают с Судьбой, что несомненно зависит Кармы, но ей не является. Судьба человека подчиняется природному Хаосу, захватывающему сознание с Дурной Кармой, то есть повторяющимися дурными действиями реагирования на внешние события жизни.

Карму путают с Воздаянием за хорошие или плохие поступки, но и воздаянием Карма не является, хотя и влияет на них так-же,  как уход за плодовым деревом влияет на качество полученных плодов.

Что-же такое ОСТАТОЧНЫЕ ВПЕЧАТЛЕНИЯ и как они формируют Карму?

 Предположим, что мы почувствовали сильный дискомфорт, от того, что голодны. Возьмём эту ситуацию за точку отсчёта формирования Кармы.  Итак, заработало восприятие голода – вторая скандха. Следом  включается сканха Мышления: что делать, где взять пищу? И вот мы видим плодовое дерево, пробуем на вкус неизвестный плод, который нам понравился и насытил нас или не понравился и вызвал болезненные ощущения. В обоих вариантах нашего пробования(действия) остались остаточные ощущения, которые зафиксировались памятью.

 Мы можем начать доказывать , что память фиксируется мозгом, а мозг умирает вместе с телом, следовательно и память должна умереть, но это НЕ СОВСЕМ так. Накопление мозгом некоторого количества памяти может умереть с мозгом, а может и не умереть, а перейти в область фиксации на более тонком уровне, чем телесный, вначале на сновидческий уровень, а затем на бесформенный или бессознательный уровень глубокого сна без сновидений. Для того, чтобы это произошло, количество повторений идентичных остаточных впечатлений должно превышать некий уровень достаточности. И только в этом случае, остаточные впечатления превратятся в инстинкт (или Карму), способный на бессознательном уровне воспроизводить действия и узнавания. Указать нам на качества плода, который мы уже не помним мозгом имеющегося тела, но интуитивно помним о них.

 Как происходит фиксация на сновидческом уровне?  Через сновидения во время сна и бодрствования. Во время сна мы видим события, состоящие из символов сознания, моделирующих будущее перевоплощение из накопившихся материалов остаточных впечатлений. Символы могут быть как прямыми, так и косвенными или обратными. Это отдельная большая тема для раскрытия. Но все мы замечали, что чего бы нам ни приснилось, наше поведение в сновидении является подлинным отражением нашего сознания и показывает нам нас такими, какими в бодрственном состоянии мы можем себя стыдиться или закрываться.

Я привела один из миллиона примеров формирования сознания.

Другой пример: препятствие на дороге. Как мы с ним поступаем? Я уверена, что у разных людей найдётся большое количество вариантов преодоления одного и того-же препятствия, а разность будет зависеть от Сознания, сформированного Кармой. Как долго человек будет думать над той или иной возникшей проблемой так –же зависит от сформированного КАРМОЙ  сознания, относительно подобной проблемы, встречающейся ранее…

На этих примерах уже возможно увидеть, что именно перевоплощается, то есть какие именно скандхи несут в себе потенциал перевоплощения. Это именно Те скандхи, которые способны сформировать инстинкты выживания на том или ином уровне существования: 4 и 5.

Что за понятие Дхарма?

В Буддийском учении Дхарма [в контексте Сердечной сутры] – элемент существования, чувственного восприятия, понятийного конструирования, остаточных впечатлений или сознания.
Событие; явление; то, как явления сами по себе устроены; присущие им качества; основные правила, лежащие в основе их поведения. Также правила поведения, которым должны следовать люди, чтобы приспособиться к правильному естественному порядку вещей; качества ума, которые им необходимо развить, чтобы осуществить заложенные в самом уме качества. В широком смысле, Дхарма также означает любую систему знаний, которая учит подобным положениям. Рассматривать вещи, умственные или физические, с точки зрения Дхармы, – означает рассматривать их просто как события или явления, прямо воспринимаемые такими, как они есть, понимая закономерность правил, лежащих в основе их поведения. Рассматривать вещи с точки зрения мира, – значит рассматривать относительно их значения, роли или эмоциональной окраски – т.е. с точки зрения того, как они вписываются в наше мироощущение и мир.
О Дхарме я писала множество постов:
http://proza.ru/2017/01/16/1675 -- Дхарма -- это...
http://proza.ru/2014/04/22/693 -- Что для вас Учение Дхармы
http://proza.ru/2018/11/07/941 -- восемь мирских Дхарм

Пять скандх кружатся в цепи взаимозависимого существования(Ниданах), где одно возникшее явление порождает следующее до тех пор, пока эту цепь не прервёт Воля, сформированная Кармой и усилием отречения от какого либо звена.

Учение о ниданах состоит в следующем:

 Неведение  приводит к возникновению самскар .
 Самскары порождают индивидуальное сознание  -- это естественный мыслепоток, приводящий в движение объединением в энергетические узлы  активной воли  и пассивной памяти.

 Последнее соединяется с формой и образует зародыш.
 Зародыш образуется при объединении индивидуального сознания с формой… и накапливает энергию в органах чувств.

Органы чувств возникают в результате накопления психической силы в скандхе (группе привязанности) материальных качеств, таких как твердость, текучесть, жар и грубость (ветер), что приводит к появлению осязания; накопление ощущений, порожденных осязанием, порождает вкус; накопления вкусовых переживаний порождают обоняние; накопление обонятельных восприятий порождает зрение; накопление зрительных восприятий порождает слух.

 Органы чувств вступают в контакт  со своими объектами.
Контакт -- это  Разделение энергии органов чувств на воспринимаемое и воспринимающего.
 
Контакт приводит к восприятиям.

Восприятия вырабатывают привязанность, безразличие и отвращение.

Природой восприятия является Иллюзия.

 Суть учения об ИЛЛЮЗИИ:  Восприятия и явления освобождены в своей кратковременности, изменчивости и характере внезапного появления и исчезновения.
Непостоянство формируют желания.
 
Непостоянство приводит к появлению привязанности (ум желает схватить, закрепить себя в обладании), страдания ведут к безразличию (отчаяние и усталость переходят в апатию), а отсутствия "я"-сущности в явлениях – к отвращению (явления начинают восприниматься двойственно, как нечто враждебное и чужое). Человек более всего привязан к телу, безразличен к неведению и испытывает отвращение к смерти.
Желания возникают в результате следования за привязанностью, безразличием и отвращением.

В состоянии безразличия воля следует за случайными воспоминаниями.
Желания руководят действиями.

 действия (кармы) ведут к новому существованию (рождению),
 а рождение ведет к разрушению и смерти (несуществованию).

Действие --  это  самоочевидное проявление воли.

Рождение – это спонтанное проявление памяти.
 
Смерть – это разрушение связи потока сознания и формы.
 
Прямой смысл этого учения состоит в том, что существование и несуществование возникают из неведения. Они обуславливают друг друга, образуя звенья в цепи причин и следствий.

Природа ума не зависит от наличия мозговой структуры, но мозговая структура является искусственным ограничителем природы ума, оставляя от неё лишь малую часть – обыденный человеческий ум.

 Неведение можно рассматривать подобием деменции ума. Когда ранее скопленная сила(Б-га) – истощается, наподобие старения, теряет опору и ищет её в материи, как хромой ищет костыли.

 Сам поиск во внешнем и цепляние за материю(телесную жизнь ради жизни) являются Неведением.

Из-за неведения люди становятся жадными, злыми, завистливыми, пугливыми, безумными, одержимыми страстью и властью, что только увеличивает напряжение и цепляние за материю, погружаясь сознанием в болото разложения, что называют Адом.
 Избавление от неведения приводит в Нирвану.

Ниббана (нирвана):
Нирвана (дословно - "угасание") угасание умственного возбуждения и страдания, возникающего под влиянием привязанности к приятному и отвращения к неприятному.
Освобождение; освобождение ума от жадности, злости и заблуждения, от фиксации на физических ощущениях и умственных действиях. Поскольку этот термин также означает угасание огня, он подразумевает успокоение, охлаждение и покой. (Согласно физике, преподаваемой во времена Будды, свойство огня в скрытом состоянии в большей или меньшей степени присутствует во всех предметах. Во время горения, огонь охватывает и прилипает к своему топливу. С угасанием, он освобождается.)


Рецензии
Здравствуйте, Марина.

С интересом прочитал статью. Спасибо. На мой взгляд, вы выбрали слишком сложный путь, пытаясь прояснить понятие кармы. Карма – это влияние совершаемых субъектом действий, в том числе и ментальных, на его последующие перерождения. Такая достаточно тривиальная причинно-следственная связь, объясняющая публике иерархию и неравенство разных живых существ. Уж не знаю почему, но публика ставила главной своей целью не лучшее перерождение, а тотальное избавление от любых воплощений. До буддизма в основном использовали два пути улучшения кармы:
1. Прекращение любого действия.
2. Не отождествление своего вечного и высшего «Я» с любым действием.
Будда предложил еще один путь освобождения, в нем кармическими действиями признаются в основном намеренные ментальные действия и их мотивы. Отсюда такое внимание к желаниям и намерениям. Носителями кармы стали 5 скандх, которые вы описали, а не «душа», как было раньше.

С уважением, Александр.

Александр Галяткин Юлия Фадеева   07.02.2024 14:18     Заявить о нарушении
На мой взгляд, понятие «карма» пришло к нам из магии. В магии человек совершает определенный обряд или ритуал для получения определенного результата. Здесь похожий алгоритм, только результат человек получает в другом воплощении.

Александр Галяткин Юлия Фадеева   07.02.2024 15:22   Заявить о нарушении
Здравствуйте Александр.

"На мой взгляд, понятие «карма» пришло к нам из магии. В магии человек совершает определенный обряд или ритуал для получения определенного результата. Здесь похожий алгоритм, только результат человек получает в другом воплощении."

Понятие КАРМЫ пришло к нам из Вед. И это не ритуал, это закрепление действия на скандхе Сознания. Носителями кармы являются не 5 скандх, а только две: остаточные впечатления и сознание, а закреплением или исправлением занимается третья скандха -- мышление. Первые две скандхи: органы чувств и восприятий являются рабами следующих трёх. Более подробно об этом механизме работы я написала в своей статье:"Карма Иллюзия и Пустота" http://proza.ru/2020/04/09/1386 и "Вопросы о карме"
http://proza.ru/2022/06/17/1143

Карма отражается не только на будущих перерождениях , но и на нашем сегодняшнем и завтрашнем дне, правда это происходит не на столько жёстко, как формирование тела.
Чтобы улучшить карму не надо прекращать "любое действие" -- это грубая ошибка, внесённая кем-то для запутывания или отпугивания людей от практики улучшения.
Есть в буддизме такое понятие, как Боддхичита -- Благое действие и благое устремление к действию. Практикуя Боддхичиту, мы отбрасываем дурные действия и наращиваем благие действия, создавая тем самым благую Карму.
"2. Не отождествление своего (вечного и высшего) «Я» с любым действием." -- вот это действительно хорошая практика, сочетающаяся с Боддхичитой. Вот только "вечного и высшего" -- Будда не признавал. Там где возникает чувство "Я", высшее начинает своё падение, а вечного "Я" вообще не существует, как не существует неизменного вечного пламени. НО, может быть долговременное.
Сарипутта был одним из лучших и близких учеников Будды и его саратником в передаче Дхармы. Вот что он пишет о скандхах:

Марина Тигра   07.02.2024 19:00   Заявить о нарушении
Маха Хатхипадопама сутта, Большая сутта о Слоновьем Следе, МН 28
Похвала Четырём Истинам

Однажды, обратившись к товарищам по Сангхе, Сарипутта (Шарипутра) восхвалил Учение о Четырёх Истинах, сравнив их со слоновьими следами, которые покрывают собой след любого другого ходящего животного. Все умелые качества ума сводятся к постижению Четырёх Истин: о страдании, о причинах страдания, о прекращении страдания и о Благородном Пути, ведущем к прекращению страдания.

Истина о страдании

Рождение, старость и смерть – это страдание. Стоны и боль, горе и отчаяние – это страдание. Не получение желаемого – это страдание. Вся эта гора страданий состоит в цеплянии за пять совокупностей: форму, восприятия, понятия, волю и сознание.

Форма

Форма состоит из четырёх великих свойств и их соединения. Четыре великих свойства – это земля, вода, огонь и ветер. Их соединение – это пространство.

Земля

Свойство земли может быть внешним и внутренним. Внутреннее свойство земли – это волосы, ногти, зубы, кожа, мышцы, сухожилия, кости, мозг в черепе и костях, внутренние органы с кровью, или с пищей, или с экскрементами внутри них. Всё это имеет твёрдость и вес, нуждается в удержании и удерживается жизненной силой.

И внешнее, и внутреннее свойство земли – это только свойство земли. В нём нет ничего, что могло бы называться «Я», или провозглашено «Моим», или «тем, чем я являюсь».

Когда возбуждаются воды, то они могут поглотить землю. Если внешнее свойство земли может быть поглощено водой и скрыться под ней, то что же говорить о внутреннем свойстве, ограниченном телом? Свойство земли непостоянно, подвержено разрушению, за него не цепляется очищенное сознание.

Обретя бесстрастие к земле, созерцатели наслаждаются бесстрастием земли: когда кто-то оскорбляет их или вредит им, щитом созерцателей становится свойство земли, бесстрастно встречающей порицание и вреждение.

Вода

Свойство воды может быть внешним и внутренним. Внутреннее свойство воды – это кровь, пот, слёзы, жир, телесные соки и масла, слюна, суставная жидкость, желчь, слизь, мокрота и гной, всё жидкое и текучее, что есть внутри тела, нуждается в поддержании и поддерживается жизненной силой.

И внешнее, и внутреннее свойство воды – это только свойство воды. И его нужно рассматривать правильным воззрением: «Это не я. Оно не моё. Я не являюсь этим».

В некоторые времена даже великий океан высыхает. Что же говорить о внутреннем свойстве воды? Оно непостоянно, подвержено разрушению, за него не цепляется очищенное сознание.

Устранив очарованность свойством воды, созерцатели наслаждаются свободой от очарованности миром: когда кто-то оскорбляет их или вредит им, они не захватываются, видя в этом лишь изменчивое свойство воды.

Огонь

Свойство огня бывает внутренним и внешним. Внутреннее свойство огня – это всё жгучее, горячее, находящееся в теле. То, что согревает тело, вызывает его старение, служит перевариванию и усвоению пищи, проявляется жаром.

И внешнее, и внутреннее свойство огня – это огонь. В нём нет ни «Я», ни того, чем можно обладать, ни того, чем можно быть.

Когда пожар приходит в места, где ему нечем питать себя, то он исчезает. Поэтому и угасание внешнего свойства огня, и его возникновение зависимо от условий. Тем более зависимо от условий внутреннее свойство огня. Оно непостоянно, подвержено разрушению, за него не цепляется очищенное сознание.

Не отождествляясь с огнём, созерцатели не обжигаются им. Когда кто-то оскорбляет их или вредит им, они не вспыхивают, правильно видя в гневе и страстях свойство огня.

Ветер

Свойство ветра может быть внешним или внутренним. Внутреннее свойство ветра состоит во вдохе и выдохе, ветре в желудке, кишках, ветрах, движущихся во всём теле, всё воздушное, находящееся внутри тела.

И внешнее, и внутеннее свойство ветра – это ветер. В нём нет ничего, что поддерживало бы мысль «Я», или «моё», или «я являюсь этим».

Ветер бывает могучим, таким, что он сносит дома, но бывает в жаркий сезон так, что даже трава на крыше дома не колышется. Внешнее свойство ветра непостоянно, хотя оно распространяется в бескрайнем небе. Что же говорить о свойстве ветра, распространяющегося в теле?

Не захватываясь свойством ветра, созерцатели видят в нём только ветер. Если кто-то оскорбляет или вредит им, они видят в этом лишь порывы ветра.

Пространство

Когда дерево, трава, глина, камни окружают просторанство, то это называют словом «дом». Когда кости, сухожилия, мясо, кожа окружают пространство, то это называют «тело». Пространству невозможно причинить вред, ни снаружи, ни внутри.

Встреча пяти совокупностей

Сознание захватывает восприятия, входящие через шесть ворот чувств. Шесть ворот – это глаз, ухо, язык, нос, тело и мышление. Будучи захваченными сознанием, восприятия обрастают понятиями. Понятия конструируются волей. Воля возникает под влиянием качеств сознания, благих и неблагих. Так встречаются пять совокупностей цепляния: телесные чувства, восприятия, понятия, воля и сознание. Сознание чувств приводит к становлению восприятий, понятий, воли и, наконец, собственных качеств, благих и неблагих. Таким образом, сознание встречается с самим собой.

Но если сознание не захвачено этой круговертью, то осуществляется познание того, как встречаются, сближаются и соединяются пять совокупностей, образуя то или иное состояние сознания. Тот, кто видит путь возникновения состояний сознания, видит глубокую Дхамму: любая страсть – это цепляние за совокупности, следование жажде, поддерживаемой ими. Таково страдание. Любое ослабление страсти – это ослабление цепляния за совокупности и не следование жажде, поддерживаемой ими. Таково прекращение страдания.

Заключение

Данная сутта – одна из самых изящных проповедей Сарипутты, характеризующая его непревзойдённый дар аналитика. Сведя все наставления к Четырём Истинам, Сарипутта затем сводит Четыре Истины к глубокому рассмотрению первой истины (о страдании). Он углубляет рассмотрение этой Истины, определив страдание, как цепляние за пять совокупностей. Затем, Сарипутта сводит рассмотрение цепляния за пять совокупностей к глубокому рассмотрению непостоянства и подверженности разрушению первой совокупности (телесных чувств). Он показывает, что телесные чувства не имеют никакой основы, кроме пяти свойств, непостоянных и зависимых. В завершение, Сарипутта поясняет, как сознание захватывается собственной деятельностью, порождая страдание, и как освобождается от страдания, прекращая захваченность собственной деятельностью.

Марина Тигра   07.02.2024 19:00   Заявить о нарушении
Спасибо за подробный ответ.
«Понятие КАРМЫ пришло к нам из Вед». Конечно же, нет. Люди не различают отличия Вед от Упанишад. Это принципиально разные собрания текстов, записанные в разные исторические эпохи и относящиеся, на мой взгляд, к разным культурам. Веды - это четыре сборника на ведийском санскрите: Ригведа – собрание гимнов; Самаведа – собрание напевов; Яджурведа – собрание жертвенных формул; Атхарваведа – собрание заклинаний, заговоров и магических практик. Понятия Кармы, как ее понимают в индуизме и буддизме, вы в Ведах не найдете.
Упанишады – дополнения и комментарии к Ведам возникли намного позднее, именно в них и появилось понятие кармы.
«не надо прекращать "любое действие" - это грубая ошибка, внесённая кем-то для запутывания или отпугивания людей от практики улучшения». Пожалуй, последователи джайнизма с вами не согласятся).

Александр Галяткин Юлия Фадеева   07.02.2024 22:17   Заявить о нарушении
Кстати, в джайнизме своя проработанная и развернутая концепция кармы.

Александр Галяткин Юлия Фадеева   07.02.2024 22:29   Заявить о нарушении
Ну Что-ж, Пусть каждый останется со своим представлением о Карме. Я написала то, как мне это представляется верным.

Спасибо за беседу, Александр.

Марина Тигра   07.02.2024 23:37   Заявить о нарушении
Спасибо за беседу, Марина.

Александр Галяткин Юлия Фадеева   08.02.2024 00:19   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 4 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.