Море-мир бездомных. Красные Богатыри. Ч. 5

 Часть 5. Страсти по "пропилену*" или "что вы знаете о ченче*?"

  ...От Канадского Ванкувера, до Таллинна, куда по рейсовому заданию, должен был прийти ТР "Украинский Комсомолец", ему предстояло преодолеть, более двадцати тысяч километров - месяц пути. Но тут выяснилось, что у судна закончился срок действия Регистровых документов и в Панамский канал, нас не пускают...

/ Что бы ни грузить читателя лишней информацией, объясню не точно, но, доходчиво:

       Регистр для судна, можно, условно, сравнить с ТО, для автомобиля. Через определённый промежуток времени, плавательное средство, должно предъявляться специальной международной  службе, на предмет соответствия его состояния, принятым нормам. Отделения этой службы, находятся в различных портах по всему миру.

       Пароход, у которого закончился срок действия Регистровых документов, может бороздить океаны, сколько душе угодно. Но вот заходить в порты, кроме как для прохождения этого самого Регистра, или следовать Панамским каналом, например, не может./

     Ближайшее отделение Регистра, которому мы могли предъявить судно, находилось в Перу. Поэтому, у нас не было другого выхода, кроме как пройти мимо Панамского канала, пересечь экватор и "спуститься" в южное полушарие, проделав, таким образом, около пяти тысяч "лишних" километров...

   Через 11 дней, "Украинский Комсомолец", отдал якорь на рейде порта Кальяо, в десяти километрах от столицы Перу - Лимы...

    Накануне, Первый помощник* провёл общесудовое собрание, на котором предупредил о недопустимости продажи или обмене судового имущества, во время стоянки. Он заявил, что лично будет контролировать главную боцманскую кладовую на носу судна и ни один метр каната не будет похищен, а любые попытки воровства, будут пресечены с неизбежными и жёсткими оргвыводами для фигурантов.

-" Я колонию контролировал. Строгий режим. Там такие были "орлы", не чета вам. Так что не советую и пробовать" - угрожал замполит.

     Как только судно встало на якорь, оно тут же было "атаковано", по меньшей мере, десятью небольшими, моторными лодками, которые подошли вплотную к борту, в разных местах. Управляющие ими перуанцы, громко крича, предлагали продать им, или поменять на ром - полипропиленовые канаты, используемые для швартовок. Как только они видели кого-нибудь из членов экипажа, сразу начинали голосить:

-"Marinero, marinero, soga, propileno, dolares, ron fuerte (испан.) (Моряк, моряк. Канат. Пропилен. Доллары. Крепкий ром.)
 
     Первый помощник капитана, бегал от одного борта к другому, с кормы на нос, пытаясь быть сразу везде, что бы не позволить матросам вступить (по его определению) в преступный сговор, с целью хищения социалистической собственности. Но проконтролировать, в одиночку, 172х метровый пароход - сложно. А желающих вступить в переговоры, было достаточно...

    (Тут необходимо пояснить, что продажа, или обмен на виски или ром, каких-нибудь бронзовых клапанов или полипропиленового каната, не считалось воровством, и вообще чем-то предосудительным. Скорее наоборот, это было признаком удали, моряцкой лихости. Всё это было как бы ничьё, или общее, а значит и наше, так рассуждали моряки в СССР...)

    То тут, то там, возникали оживлённые переговоры моряков с перуанскими "бизнесменами". Диалоги эти, происходили на удивительной смеси языков, с добавлением потрясающей жестикуляции и русского мата. Причём по-русски, матерились обе стороны. Если вблизи появлялся замполит, то беседа "сворачивалась", моряки принимали индифферентный вид и крутили пальцем у виска*. Их опытные собеседники, в шлюпках, начинали ругаться, подыгрывая им, и создавалось впечатление, что они злятся. Помполит хвалил матросов, подтверждал, что перуанцы - психи, и довольный, убегал в другое место - диалог возобновлялся...

     По настоянию первого помощника, чиф* приказал боцману убрать все полипропиленовые швартовые канаты в главную кладовую. Она располагалась в носовой части судна, на баке*, не имела иллюминаторов и запиралась на замок...

    Замполит, с помощью боцмана, пересчитал все, находящиеся в кладовой концы*, после чего запер помещение шкиперской* на замок, а ключ, демонстративно опустил себе в карман, произнеся:

-"Тут, как в сейфе".

  Присутствующий при этом матрос, пересказывая нам эту сцену, говорил с какой-то жалостью:

-"Ну, право дело, мужики, он как ребёнок".

Таким образом, к наступлению темноты - самого реального времени суток для ченча, все интересующие перуанцев канаты, были закрыты в помещении кладовой. При этом, первый помощник, с ключом в кармане (Как Буратино, смеялись матросы.), расположился в кресле, на баке, непосредственно над этим помещением и заверил старпома, что проведёт там всю ночь и подключать ещё кого-то к охране, не надо, будут только мешать - он справится сам...

 Следует заметить, что один канат, всё-таки остался за пределами кладовой. Длиной более ста метров, он был намотан на огромную, диаметром около трёх метров, вьюшку, стоящую на корме. Его, вероятно, просто забыли смотать.

  Такова была "мизансцена" этой тихой, южной ночи, на рейде перуанского порта Кальяо, над которым, как огромный фонарь, "вылупилась" полная луна, заливая судно, своим таинственным, холодным светом. Делая его похожим на "корабль-призрак". Скрывая главное, и выпячивая несущественное...

Я заступил на вахту с вторым помощником капитана, в 00.00...

Во время стоянки в порту, рулевой несёт вахту у трапа. В нашем случае, когда мы стояли на якоре посреди бухты, рулевому делать было нечего. По приказу старшего помощника, каждые полчаса, я должен был совершать обход, вдоль бортов, на предмет предотвращения противоправных действий. При этом на бак, велено было не заходить, что бы не отвлекать, лишний раз, замполита.

   Мне не было дела до "противоправных действий" экипажа. Я просто, с удовольствием гулял по нагретой за день палубе. "Купался" в загадочном лунном свете и чувствовал дыхание Великого океана, который лёгким ветерком, передавал мне привет. Привет - через века. От всех моряков и путешественников. От Фернана Могеллана, Христофора Колумба, Васко да Гамы, и от тысяч и тысяч других, неизвестных, мужественных искателей приключений...

    Было понятно, что тишина обманчива - судно не спит. И приложи я усилия, этому нашлись бы реальные подтверждения. Движение, какая-то тайная возня, были совсем рядом. Но, я был матросом, был одним из них. Из тех, кто и организовывает это движение. А значит, не мне его пресекать...

   В 03.30, за полчаса до начала своей вахты, на мостик поднялся старпом. Я, как раз, отчитывался за очередной обход. "В Багдаде, всё спокойно", так можно было охарактеризовать его результаты.

 Выслушав меня, старший помощник спросил:

-"А знаешь ли ты студент, что сейчас, начинаются самые "воровские" полчаса, за сутки? Нет? Сейчас проверим. За мной"
 
И чиф, покинул мостик. Я последовал за ним. Мы спустились, и вышли на палубу. Всё та же, настороженная тишина, только еле уловимый скрип, разбавлял её. Этот скрип, напомнил мне дедовский колодец в деревне, который при подъёме ведра с водой, издавал очень похожий звук...

-"Вьюшка на корме вращается": - моментально определил старпом, и направился туда.

   Нашему взору, открылась интереснейшая картина: на корме никого не было. Вьюшка с тросом, довольно быстро разматывалась. Канат с неё, уходил за борт и там, в лунной дорожке, была отчётливо видна, удаляющаяся лодка, которая и тащила за собой трос...

-"Так как "продавцов" нет, то будем считать, что он пытается его украсть. А с ворами, у нас разговор короткий. Учись, студент":
 
- старпом сорвал с, висящего рядом, пожарного щита, лом и вставил его во вьюшку, заблокировав её вращение.

 Дальше произошло следующее: вьюшка перестала разматываться, трос натянулся. Мы увидели, как лодка, сперва встала вертикально, а потом, под душераздирающий крик лодочника, перевернулась кверху днищем.

 Чиф вынул лом, и мы начали сматывать трос обратно на вьюшку. Мы видели, что перуанец забрался на лодку и лёгкий бриз, относит её от нас, вместе с ним.

 "Сматывай, а я на мостик. Пришлю тебе своего рулевого в помощь. Тут вахту надо выставлять. Пропадёт конец*..." - распорядился старпом и ушёл.

  Не успел я смотать и трети каната, как появились матросы. Мои товарищи, с которыми мы работали в одной бригаде и "обмывали" "последний короб". Они сделали вид, что удивлены происходящим, посмеялись над глупым перуанским "вором" и помогли мне смотать канат обратно на вьюшку. Потом пришёл рулевой старпома и сказал, что будет находиться здесь, постоянно. Матросы сразу потеряли интерес к этому тросу, а я пошёл спать, моя вахта - закончилась...

   Меня разбудил мат. Я глянул на часы - 07.15. На палубе, громоподобно матерился боцман.  Наш боцман. Спокойный, рассудительный, интеллигентный, внушающий матросам уважение одним своим видом - гренадерский рост, косая сажень в плечах, усы и голос, как у Шаляпина. Если он просто его повышал (что случалось, крайне редко), то матросы "летали" не касаясь палубы, а слышно было  на мостике. Я, конечно, догадывался, что в его лексиконе есть непечатные выражения - на то он и боцман. Но такой виртуозности и изощрённости, представить себе не мог. Что там трёх этажный, это был Эмпайр-стейт-билдинговский мат. А то, что я раньше считал матюгами, казалось теперь диалогами воспитанниц Смольного института благородных девиц. И всё это, он извергал из себя таким великолепным басом, что слышно, я думаю, было в Лиме...

    Я выглянул в иллюминатор. Боцман стоял посреди палубы, и размахивал руками. Метрах в пяти от него, не возражая и потупив голову, выслушивал этот монолог, первый помощник капитана. В отдалении, прячась за надстройками, кучковались и хохотали матросы...

Потом на палубе появился старпом и увёл "Шаляпина"...

 А начиналось это так:

...Как только рассвело, боцман отправился на бак, за ключом от шкиперской. Замполит дремал в кресле, на ласковом ещё, утреннем солнышке. Они вместе спустились к кладовой. Комиссар открыл замок, распахнул дверь, и со словами:
-"Принимай своё хозяйство" - остолбенел и выпучил глаза - огромной бухты полипропиленовых канатов, которую они вчера сложили посреди помещения - не было.

   Замполит начал лепетать, что он не отлучался, что каждые 30 минут спускался и проверял замок, что этого быть не может...

  В это время боцман, пробежался по кладовой и сообщил, что нет ни одного троса из полипропилена, что остались только старые джутовые и капроновые, что ему (боцману) теперь "вилы", и как это списывать - неизвестно...

 Они вышли на палубу и первый  заявил, что проведёт следствие и найдёт украденное, так как, по его мнению, канаты не могли покинуть пароход, а ещё поинтересовался, хорошо ли боцман осмотрел кладовую, может что-то не заметил? Это оказалось последними каплями -  выдержка изменила старому морскому волку, тормоза отказали, начался неконтролируемый выход матюгов....

      По сонным, но довольным физиономиям матросов на обеде, было понятно, что спали они мало, но оно, того стоило...

   Во время нашей дневной вахты, на мостик поднялся старпом. Он был мрачен. Пропажа такого количества швартовых концов - неприятность серьёзная. И пусть, формально, за них отвечал боцман, но ответственность, всё равно "висела" на чифе. Хитро прищурившись, без всякой злобы, спросил:

- " А не ты ли, студент, научил наших обормотов, как концы из шкиперской скомуниздить?" Ну не могли они сами, до этого допереть. И главное, спросить не с кого - было приказано, на носу ночью не появляться. Этого, прости господи, который в кресле всю ночь на баке куковал, я в расчёт не беру. Боцман, конечно,  разозлился сильно, ну вы, вероятно, слышали, и рапорт накатал, что замполит, сам все троса продал. Ну, это он сгоряча, завтра, думаю, придёт свой рапорт забирать, я его знаю. Ну, так, что скажешь, студент?"
 
  Я был польщён. Мнение старшего помощника обо мне, было выше моих реальных способностей. Полдня я ломал голову, как могли исчезнуть канаты из закрытой кладовой - и не придумал ни одной версии. Ведь помполит уверял, что проверял замок, каждые полчаса (и нет сомнений, что так и было) и всю ночь находился рядом, а что бы вынести такое количество тросов, необходимо несколько часов, активной, шумной работы. Я спрашивал второго помощника, но он смеялся и предлагал мне самому подумать. Я развёл руками и ответил честно:

- " Вы слишком высокого мнения о моих способностях. Я ума не приложу, куда могли исчезнуть концы? Вы знаете? Просветите будущего коллегу, плиз... А то Владимир Николаевич смеётся и говорит, что я сам должен допереть."

Старпом грустно улыбнулся:

-" Правильно говорит". Потом, после паузы:

-" Никуда они не исчезали, это ведь не кролик, из шляпы фокусника? Давно уже на какой-нибудь фабрике в Лиме мочалки из них вяжут, или сети. Это наш, прости господи ещё раз, по пароходу, как ужаленный носится, ищет, под коврики в каютах заглядывает. Что бы на судне остаться, их в дверь должны были вынести, а это, как ты сам понимаешь, невозможно. Значит, выносили не через дверь. А значит что?"

-" Но там ведь нет иллюминаторов и вообще дырок...Или есть?" - я судорожно соображал.

-" Раз не через дверь, то, очевидно есть. Только я не думал, что матросы, могли об этом знать. Ты - мог. Про прохождение Суэцкого канала, объясняли вам что-нибудь в бурсе?"
 
Я всё понял. Это было очень просто. Просто, как всё гениальное:

- "Есть там дырка. Клюз*, для прожектора, который надо ставить, когда  Суэцким каналом идут. Они в этот клюз концы майнали*, а перуанская лодка вплотную к носу стояла, её с бака не увидеть было, разве что если через леер перевеситься, но замполиту это в голову не могло прийти".
 
Чиф вздохнул:

-"Так и есть. Клюз этот, задраен* наглухо. Его не открывали с постройки. Там ржавое всё быть должно. Я посмотрел - всё смазано, расхожено, открывается без скрипа. Ну а ключ к замку подобрать заранее, это вообще пустяк. Первый сверху чай пил и к двери каждые полчаса бегал, а они внутри запертые сидели и концы в лодки майнали всю ночь. Недооценил я своих матросов. Наука мне. А ты, на чужих ошибках учись, студент. Пригодится. Первому помощнику, знать об этом не обязательно. Пусть винит только себя. Это всем полезно".

 Замполит,  бегал по пароходу, заглядывая во все помещения, до вечера...

Потом, заперся у себя в каюте и, вероятно, запил. Два дня его никто не видел. Когда он появился, судно уже шло полным ходом, в направлении Панамского канала...

   Через две недели, ТР "Украинский Комсомолец" уже рассекал воды Атлантического океана, направляясь к острову Гран-Канария. Только тогда,  во время "банкета" по поводу дня рождения одного из матросов, где пили, непонятно откуда взявшийся, перуанский ром, мне удалось задать непосредственным исполнителям "дематериализации" канатов из кладовой, мучавший меня вопрос. Без всяких предисловий, я спросил у своего подвыпившего товарища:

- " А что бы вы делали, захоти замполит, открыть кладовую ночью?"

И получил, тоже без предисловий, вполне конкретный ответ:

-" Он не смог бы её открыть. Там в то время, висел очень похожий, но всё-таки другой замок"...


                ***


*Пропилен -  бесцветный газ, получаемый пиролизом нефтепродуктов и дегидрогенизацией пропана. В данном случае, это разговорное, принятое во всём мире,  название полипропилена, из которого, изготавливаются швартовые канаты.

*Ченч - в данном случае, прямой обмен либо продажа товаров, между членами экипажа и местными.
         
*Первый помощник капитана, помполит, замполит, комиссар, первый - заместитель капитана по политической части. Непосредственно отвечает за политико-моральное состояние судового экипажа. Указания и поручения первого помощника капитана в пределах его полномочий, обязательны для всех членов экипажа. ( С распадом СССР, должность перестала существовать).

*Крутить пальцем у виска - покручивание пальцем у виска в Аргентине и Перу означает "я думаю". В других странах этот же жест значит "сумасшедший".

*Чиф, старпом - старший помощник капитана.

*Бак - Надстройка в носовой оконечности судна, начинающаяся от форштевня. Служит для защиты верхней палубы от заливания на встречной волне, а также для повышения запаса плавучести и размещения служебных помещений (малярной, шкиперской, плотницкой и др.).

*Шкиперская - Кладовая на  судне для хранения тросов, брезентов, и другого палубного имущества.

*Конец - верёвка, канат.

*Задраен - закрыт.

*Клюз -  круглое, овальное или прямоугольное отверстие в фальшборте, палубе или борту, окантованное литой рамой или металлическим прутом.

*Майнать - опускать.

*Вьюшка - барабан или лебёдка без механического привода, как правило, с горизонтальной осью. Предназначена для хранения троса (шланга, кабеля) и удобного разматывания и сматывания.


Рецензии