Ум и хитрость

       Говорят, что хитрость – это изощренный ум. Так ли это? Давайте разбираться на конкретном примере. Как-то я доверил плохо знакомому мне человеку дорогую вещь, поверив его рекламе, и он испортил её. Пришлось, в конечном итоге, выбросить. Я недоумевал почему он так поступил. Он извинялся, объяснял, что не понимал как с нею обращаться.
       Я не стал требовать с него компенсаций, потому что понял, что навредил он мне сознательно из чувства зависти. А все объяснения – это хитрости и уловки. На моем пути встретился лукавый и подленький человечек. Он навсегда потерял мое доверие. Умно ли он поступил? Сомневаюсь. Просто тот, кто злоупотребляет чужим доверием – тот же вор и мошенник, как и те, кто прикидываются социальными работниками, входят в доверие к старикам и грабят их. Их хитрости сродни подлости, и ничего общего не имеют с умом.
       А теперь стихотворение на эту тему, как памятка для стариков и детей

Хитрость каждому дана.
Ум же – это как награда.
Хитрость – признак ли ума?
В этом разобраться надо.

Если ты схитрил когда-то,
И лукавил, и мудрил,
Знай, всегда придет расплата,
Значит ты не умным был.

Значит ты тогда не видел
Дальше носа своего.
Хитростью своей обидел
Ты кого-то – лишь всего.

Обманул того, кто верил,
Справедливо, честно жил.
Он когда тебе поверил,
Ты с ним подло поступил.

Ты доверие разрушил
У того, кто доверял.
Ты не стал добрее, лучше,
Ты святое потерял.

Ум и хитрость антиподы.
Ум доверие крепит.
А от хитрости в народе
Возмущенный ум кипит.

Хитрого никто не любит.
Хитрость подлости под стать.
Подлость каждого погубит –
Это должен каждый знать.

Николай Гущин, 17 января 2024 года.


Рецензии