Органетта и органиструм...
И оба слова обозначают то, что звучит. А звучание может быть и приятным, и неприятным.
Музыка, наверное, потому такая великая штука, что в ней, как в искусстве, приятное и красивое совпадают.
В живописи и кинематографе, например, часто именно некрасивое бывает очень приятным. Например, показ супружеских измен.
Или наоборот. В тех же кинематографе и живописи: неприятное может быть красивым. Например, лицо и телосложение наёмного убийцы. Могут быть очень красивыми. А само его занятие?
Для многих не то, что не очень приятное, а вообще - неприемлемое. До сих пор. Как бы ни мифологизировали, в лучшую сторону, эту некрасивую профессию!
И поэтому: из всех видов искусства остаётся только музыка. Искусством, в котором красиво то, что приятно звучит. А то, что звучит не какофонически, а именно приятно - красиво.
Так, наверное, думали создатели органетты и шарманки. Не надо быть музыкантом, нужно только крутить ручку.
И органетта или шарманка будет издавать звуки, приятные слушателям, оплачивающим данное звучание.
А то, что звучит приятно, да ещё и оплачивается - красиво!
В органетте вращением ручки нагнетается воздух. Кажется, на лепестки-язычки, которые звучат в соответствии с отверстиями в разворачивающемся или движущемся картоне.
Может быть, и не так всё устроено в органетте. Но точно - не надо иметь музыкальный слух и, тем более - музыкальное образование, чтобы издавать звуки. Приятные, а, следовательно - красивые.
Красивые, потому что приятные тем, кто консерваторий не заканчивали!
Другое дело - органиструм. Красивое иностранное слово. Точно неизвестно, но закончившие консерваторию говорят, что его можно заменять сочетанием двух слов. Колёсная лира.
Как и в органетте, нужно крутить ручку. Но без музыкального слуха и небольшого музыкального образования здесь не обойтись.
Ходят слухи, что для того, чтобы извлекать из органиструма красивые и приятные звуки, нужно водить смычком по его нужным, в данное мгновение, струнам.
А чтобы водить смычком по нужным струнам органиструма, нужно иметь, если не музыкальное образование, то хотя бы музыкальный слух!
И доводилось ещё, человеку не только без музыкального образования, но даже и без музыкального слуха, слышать такие слова, как тагельхарпа или тальхарпа.
И ходят слухи, что если к нужному месту в тагельхарпе приделать клавиши, то может получиться или никельхарпа, или морахарпа. Жуткие иностранные слова.
Для того чтобы не употреблять жутких иностранных слов, лучше будем поддерживать отечественного производителя. Но только в том случае, если он изготовливает возможности извлечения красивых и приятных звуков из отечественных гудка и гуслей.
Не будем также осуждать и тех, кто освоили извлечение красивых и, одновременно, приятных звуков или из органиструма, или из никельхарпы.
А что нам остаётся, людям не только без музыкального образования, но даже и без музыкального слуха?
Только слушать красивые и приятные звуки, извлекаемые из иностранного органиструма. И из отечественных гудка и гуслей.
Нет! Нам ещё кое-что остаётся. Хотя они обе иностранные. И органетта, и шарманка.
У них есть ручки, которые можно крутить и слушать издаваемые, может быть, и не очень красивые, но достаточно приятные, людям без музыкального образования и музыкального слуха, звуки!
Свидетельство о публикации №224011700170
Игорь Тычинин 17.01.2024 18:22 Заявить о нарушении
Светлан Туголобов 18.01.2024 05:28 Заявить о нарушении