Одинокая смерть

Кодокуси или кодокуши, в переводе с Японского - одинокая смерть. Название феномена вывели в Японии в середине 80-х годов прошлого века. Так называют случаи, когда человек умирает в полном одиночестве, а его тело находят лишь со временем.

Впервые я прочёл об этом в одной из статей пару лет назад. Проработав несколько лет в органах, я часто сталкивался с такими случаями, не подозревая, что для этого есть какой-то термин. Человек живёт, ни с кем не общается, родственники если и есть, то контакты почти не поддерживают. Умирает тихо, безмолвно, в своей квартире. В одиночестве. Никто не знает, никто не заметит, никто не хватится. Даже соседи. Лишь спустя время пробьют тревогу, когда пойдут специфический запах и паразиты. Случаи хоть и частые, но не массовые.

Потом грянула пандемия и самоизоляция. Время, когда кодокуши были почти каждый день в сводках по городу. Десятками. Кого нашли соседи, у кого всё же объявились родственники. Молодые и старые, маргиналы и вполне приличные люди, одинокие и имеющие родственников - все ушли, оставив после себя лишь вещи и силуэты на полу и обивке мебели. Всё, кроме воспоминаний.

Я вырос в Москве. В доме, постройки 60-х годов, где все соседи по подъезду знали друг друга: кто живёт, с кем живёт и чем живёт. Постепенно, год за годом, всё менялось. Я рос и наблюдал за тем, как люди отстранялись друг от друга. Новых жителей никто уже не знал, старожилы изредка здоровались даже друг с другом. В какой-то момент началась наша тотальная самоизоляция. Изоляция ото всех.

Мы проходим мимо лежащих на улице людей, отводим глаза от случайных прохожих, стараемся быстрее нажать кнопку в лифте, чтобы ни с кем не столкнуться, а если не получается, то стоим и неловко молчим, отсчитывая этажи, смотрим в одну точку. Мы разъезжаемся, решая пресловутый квартирный вопрос, и забываем о тех, с кем жили бок о бок, толкаясь на пятиметровых кухнях. Мы забываем звонить и боимся спросить. Так тихо и безмолвно мы сами толкаем себя и некогда близких к смерти в одиночестве. Настолько распространённой, чтобы для этого вывести новое понятие.


Рецензии