Пушкин. Повинная боявшегося сумасшествия

Не дай мне бог сойти с ума.
Нет, легче посох и сума;
Нет, легче труд и глад.
(1833 год)

Пушкинист из электриков Томашевский прокомментировал кратко без следов насморка и потуг: «При жизни Пушкина не печаталось.»

Еще бы … Кто ж  даже из гениев  *подверженных маниям (безумиям  4-х видов по Платону* станет печатать и знакомить публику с повинной

А что в безумии страшило Наше потом Всё?

Посадят на цепь дурака
И сквозь решетку как зверка
Дразнить тебя придут.
А ночью слышать буду я
Не голос яркий соловья,
Не шум глухой дубров —
А крик товарищей моих,
Да брань смотрителей ночных,
Да визг, да звон оков.

Итак, Пушкин боится не сумашествия реального , а сумасшествия  как повод изоляции его от общества непреодолимой силой власти (его термин)
Недаром он перед этим написал :
ОСЕНЬ. При жизни Пушкина также не печаталось. См. «Из ранних редакций». Эпиграф из стихотворения Державина «Евгению. Жизнь Званская».
А сразу следом три творения о Царе, его силе и феодальном праве… :
ЦАРЕЙ ПОТОМОК, МЕЦЕНАТ - неоконченный и необработанный отрывок. Перевод из Горация (кн. I, ода I).
ЦАРЬ УВИДЕЛ ПРЕД СОБОЮ -  незаконченный отрывок сказки. Относится ко времени работы над «Сказкой о золотом петушке». В первой части имеет сходство с одним эпизодом из «Легенды об арабском звездочете» В. Ирвинга (солдатики являются магическим изображением вражеских войск, и их истребление вызывало поражение неприятеля). Вторая часть не имеет соответствия в «Легенде».

А отчего это царь у Пушкина на уме… А от того, фра мой мстинский, что женка поэта забралась в 1833 г на трон интимного блудуара царя и стала примой его фавориток ….

Дело пахло скипидаром и недаром

И доказательство литературного следа тяжких раздумий Пушкина о житие в Бытии  - написанные следом «Мера за меру» по Шекспиру…

***
А при чем тут сумашествие и последующее  с ума  сшествие?

Очковидно со всей очевидностью = Пушкин задумал бунт против похабного поведения царя – гаранта благочестия всей Империи и его дворянства
«Царь, как офицеришка, ухаживает за его женою: нарочно по утрам по нескольку раз проезжает мимо ее окон, а ввечеру на балах спрашивает, отчего у нее всегда шторы опущены», — писал Петр Бартенев в биографических сводных материалах о Пушкине по воспоминаниям современников и его эпистолярному наследию, передавая слова поэта другу Нащокину

Вот и написана молитва «Не дай мне бог …» Впервые была опубликована лишь  в посмертном издании сочинений Пушкина (Жуковский, 1841 год). Центральной темой произведения является сумасшествие. Есть версия что стихи с молитвой к Главврачу психиатрии  написаны  ближе к суицидальному

В казенной пушкинистике среди версий  о мотивации этой молитвы о не-сумасшествии  Пушкина выделяются  такие:
- посещение в 1830 году Пушкиным душевнобольного Батюшкова
- волнения 1834 года, связанные с присвоением высочайшим придворного звания камер-юнкера и (или) последовавшим скорее прошением Пушкина об отставке и «мытьем головы» властью
 - переживания Пушкин о непокое семейной жизни, неверности женки Натали Г. ( некогда ошибочно в религиозном обосновании любви и брака принятой за Мадонну – посланницы избраннику богов  Поэту красавицы с Небес от Пречистой…) и грядущем необоримом позоре.

Возможно была комбинация причин духовного слома, суицидальных настроений и ощущения Пушкиным близкого душевного расстройства психики

Однако, есть основания полагать, что Пушкин, зная свою натуру, не мог смириться с таким позором жития придворного,  красавицу которого царь призвал «на пир», а на него напялил камзол шута (вспомним – И я бы мог как шут!) . Он ощутил готовность к бунтарскому поступку … Но его хватило лишь на то, чтобы отправить  женку на лето из столицы в имени  Гончаровых Полотняный завод под Калугой…
А  к чему мог привести более открытый бунт против главного самовластца Империи?
К заточению в одиночку - в келье мертвецкой монастыря на Соловках, в застенках Орешка  или в однокойкоместной палатке-комнатушке  №666 отеля «Желтый Дом»  для безумцев  Обуховской больницы, где уже маялся с тремя картами и с призраком Женщины в белом  его Герман Германн
Дело в том, что к тому времени со времен указа Императора Дома Романовых «Об освидетельствовании  безумцев в Сенате» от 1722 года любого бунтаря, несшего словеса против Государя и РПЦ, могли признать безумцем и посадить на цепь независимо от рода и племени
А то, что в России со времен Руси еще сохранялась традиция воспринимать безумцев как юродивых и блаженных  ( по примеру Юрия Кореши)  и потому ненаказуемых и даже обожаемых, Пушкина явно мало утешало из-за тщеславия аристоса  в его геноме

***
Вот некоторые наши заметки  об истории практик имперской власти по переводу людей России  в умалишенные с последующей их изоляцией от общества и службы (времена царя Ивана Грозного не берем… жуть)

Дело в том, что в России именно с 1830-х годов начинает развиваться медицинский дискурс о безумии, восприятии безумия как болезни, требующей не тюремного заключения, но особого лечения.  Но в любом случае, признание под гнетом власти любого неугодного безумцем вело  к его изоляции

В 1961 году французский философ постмодернизма Мишель Фуко в  монография «Histoire de la folie ; l’;ge classique» («История безумия в классическую эпоху», [у нас вышла только в  1997]) классифицировал виды изоляции:
— изоляция социальная, призванная спрятать безумца, дабы избежать скандала и повторения «безумных» действий другими членами социума, не запятнать репутацию церкви или семьи;
— изоляция религиозная, которая при этом предусматривала публичные показы безумцев — демонстрацию, до какой степени «животного» состояния может дойти человек. В то же самое время религиозная изоляция показывала, сколь безгранично милосердие Божие, служила практикой, глубоко укорененной в амбивалентном представлении о сути безумия — как нравственной вины и как естественной невинности;
— изоляция этико-экономическая, связанная с представлением, что безумцы проводили время в праздности и тем самым подрывали божественный миропорядок, предписывавший человеку труд; отсюда проистекало и стремление помещать сумасшедших в работные дома;
— изоляция этическая, т.е. заключение помешанного как человека, представляющего угрозу существующему (прежде всего буржуазному) порядку, изоляция за «неразумие», нарушение идеологической и социальной «нормы», где безумцы оказывались неотличимы от либертенов, богохульников или содомитов;
— изоляция медицинская, которая осуществлялась и до сих пор осуществляется во имя человеколюбия и науки. Она предусматривает, что безумцы не «виноваты» в своей аномальности и их необходимо особым образом выделять и лечить, по формулировке Фуко, «освободить в пределах изоляции»

Пушкин  же всё это безумие власти описал в трех строках своего неминуемого жизненного краха в случае признания его властью = посадят как дурака на цепь …в клетке зоопарка или кунсткамеры

*****
Некоторые юридические основания расправы над человеком как безумцем (детальнее см в работе :
1) Указ императора Петра 1 «Об освидетельствовании дураков в Сенате»
2) Указ императора Александра 1 от 23 апреля 1801 года «О непредавании суду поврежденных в уме людей и учинивших в сем состоянии смертоубийства» - по закону 1801 г объявление умалишенным выводило виновных из-под действия уголовных законов и тем самым избавляло от наказания как уголовников
3) Свод законов уголовных [Свод 1832]: «Преступление, учиненное в безумии и сумасшествии, не вменяется в вину, когда действительность безумия или сумасшествия доказана будет с достоверностию и порядком, для сего в законах установленным»
4) введение в 1815 г точной процедуры медицинского освидетельствования окончательное решение по делу (как и прежде, со времен петровского указа 1722 года «Об освидетельствовании дураков в Сенате») принимал Сенат, инстанция, не имевшая прямого отношения к врачеванию. Прочие ведомства также считали себя вправе самостоятельно решать, умалишенный ли человек или нет.
5) секретное предписание Моск. Гражд. Губерн. от 18 марта 1826 года -  новая графа: “о людях, заслуживающих особой важности”, и на деятельность учреждения заметно накладывается административно-полицейская печать»
Известные случаи властного приговора и перевода людей в безумцы (ума лишенные):
- археограф К.Ф. Калайдович (1815)
- М.А.  Дмитриев – Мамонов  (в 1825)
- Ярославского внутреннего гарнизонного батальона прапорщик Горяинов (1825)
- лекарь Навроцкий (1826)
- юнкер Иркутского гусарского полка Василий Зубов (1826)
- штабс-капитан Уральского гарнизонного батальона Федоров (1826)
- состоящий по кавалерии полковник Дзевонский  (1822-1829)
- губернатор Тобольска Д.Н. Бантыш-Каменский (1829)
- Егерского полка штабс-капитан Дмитрий Светильников (1832)
- П. Чаадаев в 1836
-  Ж.Б.А. Жобар  в 1836-1837

Одним словом, Пушкину было чего опасаться…
И он выбрало вариант  суицида пулей любовника жены…

*****
Источники:
Пушкин А. С. "Не дай мне бог сойти с ума..." // Пушкин А. С. Полное собрание сочинений: В 10 т. — Л.: Наука. Ленингр. отд-ние, 1977—1979. Т. 3. Стихотворения, 1827—1836. — 1977. — С. 249.
 
Электронная публикация: ФЭБ
: http://feb-web.ru/feb/pushkin/texts/push10/v03/d03-249.htm

•  Барский О. В. «Не дай мне Бог сойти с ума». К истории создания // Московский пушкинист: Ежегод. сб. / РАН, Ин-т мировой лит. им. А. М. Горького, Пушк. комисия ; сост. и науч. ред. В. С. Непомнящий. — 1998. — С. 254–281.
•  Левкович Я. Л. Стихотворение Пушкина «Не дай мне Бог сойти с ума» // Пушкин. Исследования и материалы. — 1982.
•  Кулагина О. Л. «Не дай мне Бог сойти с ума»: к вопросу о времени написания стихотворения // Интерпретация литературного произведения : пособие для студентов. — Москва : Факультет журналистики Федерального государственного образовательного учреждения высшего образования «Московский государственный университет им. М. В. Ломоносова», 2017. — С. 54-59.
•  Муравьева О. С. «Не дай мне Бог сойти с ума…» (1830—1836) // Пушкинская энциклопедия: Произведения. Том Выпуск 3. — Санкт-Петербург: Общество с ограниченной ответственностью «Нестор-История», 2017. — С. 311—316.
"Царь, поэт и жена поэта " В.Н. Балязин "Сокровенные истории Дома Романовых"
 Довгий О. Л. Ещё раз о времени создания стихотворения «Не дай мне Бог сойти с ума…
Алексеев М. П. Несколько новых данных о Пушкине и Батюшкове // Изв. АН СССР. Т. VIII, вып. 4, 1939. С. 372
Белкин Д. И. Пушкинская конференция // Изв. АН СССР. Т. 22, вып. 1, 1963. С. 75—76.
Козаровецкий В. : Тайна Пушкина

Волков В. В., Хархордин О. В. Теория практик. – 2008
Баженов Н.Н. История Московского Доллгауза, ныне Моск.городской Преображенской больницы для душевно-больных. М., 1909.
Юдин Т.И. Очерки истории отечественной психиатрии. М., 1951
Федотов Д.Д. Очерки по истории русской психиатрии. М., 1957.
Фуко М. История безумия в классическую эпоху / Пер. с франц. И.К. Стаф. СПб., 1997.
Хархордин О.В. Фуко: власть и практики // Волков В.В., Хархордин О.В. Теория практик. СПб., 2008. С. 178—192.
[Велижев 2014] — Велижев М.Б. «Безумие» и «закон» в николаевское царствование: Петр Чаадаев и Альфонс Жобар // Лотмановский сборник. Вып. 4 / Под ред. Л. Киселевой и Т. Степанищевой. М., 2014. С. 298—309.
Мишель Фуко - Надзирать и наказывать. Рождение тюрьмы ООО «Ад Маргинем Пресс», 2015
Михаил Велижев . Мишель Фуко, Петр Чаадаев и история безумия в России Опубл. в журнале НЛО, номер 1, 2019


Рецензии