И тополя уходят...

И тополя уходят...

  Как вы думаете: в чем особенность черно-белых фотографий, их привлекательность  , даже, можно сказать , магия? До изобретения цветной фотографии, конечно, приходилось довольствоваться тем, что есть. Но сейчас? В век цифровых камер и мегапикселей, когда техника способна передать десятки, сотни цветов и оттенков, черно-белое фото все же продолжает жить. Почему?

    Старый альбом в синем бархатном переплете лежал на столе. Плотные листы с прорезями для того, чтобы вставить фото.  Фотоальбомы прошлых лет - это не только семейные альбомы. Фотографии дарили, вкладывали в конверт и посылали за тысячи километров родным, друзьям, близким людям. Некоторых из них знали наши родители, бабушки и дедушки. А мы, натыкаясь на старые фото, порой долго гадаем, кто же это.

   Регина листала страницы альбома. Среди множества фотографий одна вдруг привлекла ее внимание. Регина задумчиво
взяла в руки старую фотокарточку.

Софья Михайловна, чистейший, интеллигентнейший человек. Осколок уходящей эпохи. Нет, не осколок, а искра, продолжавшая сиять на протяжении всей жизни. С ней рядом было легко. Регина слишком поздно узнала ее, слишком мало с ней общалась,  но всегда вспоминала с благодарностью и легкой грустью.
Когда они познакомились , Софье Михайловне было уже под 90.  Она жила в странной квартире, вход в которую был с общего балкона, опоясывающего дом снаружи. Входя, вы попадали на кухню и только потом проходили в комнаты. Одна из них была небольшой и темной, потому что в ней не было окон на улицу,  а вторая - очень просторной и  светлой. Старинные часы, несколько больших книжных шкафов, старое пианино, круглый стол...
И сама Софья Михайловна, до конца дней своих сохранившая ясность ума и прекрасную память.

    Она много болела и казалось, что душа уже еле держится в этом почти эфемерном теле. Но лицо светилось каким-то внутренним светом, умные, понимающие и очень добрые глаза смотрели  на вас с симпатией и улыбкой. И очень скоро вы понимали, что перед вами необыкновенный человек.

Софья Михайловна была почти ровесницей века. Она родилась в Петербурге, и в 1917 году ей исполнилось 12 лет.
"Той зимой умер папа, потому что  не выдержало сердце. Мама осталась с нами одна. Становилось все труднее, и часто ей было не до нас. Мы же, глупые,  не понимали всей серьезности нашего положения и того, что творилось вокруг. Мы с сестрой радовались, что можно примерять мамины наряды и украшения, и никто не делал нам замечаний...
А потом начался голод. Наш сосед, инженер, пришел однажды  с целым мешком пшена. "Что вы, Миша! Как же вы... " - изумилась мама. Но оказалось, что он пришел проститься.  Миша  оставил мешок нам и ушел на фронт. Больше мы о нем ничего не слышали... Это пшено мама варила понемногу, оно нас спасло..."

     Почти ровесница века, пережившая много потрясений и катастроф, сидела на диване перед круглым столом, в платье с кружевным воротничком. На белой скатерти стояли чашечки с нежно-розовым узором, изящная вазочка с клубничным  вареньем, хрустальные розетки и тарелочка с халвой - этим чудесным восточным лакомством, которое Софья Михайловна очень любила,-  и в трудные годы  дочь старалась хоть изредка баловать ее. 


    А фотография была черно-белая , и не передавала ни синевы ее глаз, ни мягкого света  улыбки. Но что-то неуловимое все же сквозило в ней. Странным образом фото, не претендовавшее на совершенство или хотя бы точность, отображало суть.   
        Недосказанность - вот что пленяет в старых фотографиях. Они бросают вызов памяти, приглашают к размышлению. Словно эскиз, набросок, рисунок карандашом, эти фото просто воссоздают контуры, силуэт. А остальное зависит от нас, от нашей памяти или воображения.

   Регина подумала вдруг, сколько простоты, тишины было в этой чудесной старушке, сколько благодарности людям, хоть как-то скрасившим ее нелегкую жизнь. Благодарности и любви к жизни.  Может быть, поэтому воспоминания о ней были такими светлыми и трепетными, как стихи Федерико Гарсиа Лорки, которые Регина помнила с детства:

И тополя уходят,
но след их озерный светел.
И тополя уходят,
но нам оставляют ветер...

А мир светляков нахлынет -
и прошлое в нем потонет.
И крохотное сердечко
раскроется на ладони.


Рецензии
Добрый вечер, Вера!
Поддерживаю Вашу точку зрения на черно-белую фотографию. Ее не может замерить цветная. Это отдельная песня.
История Софьи Михайловны интересная. Но типичная для того поколения. Я тоже знал таких "старорежимных" старушек - Божиих одуванчиков. Содержательные были люди. Совсем иной породы, чем мы, нынешние. Другая закваска. Другие коды. Другая Россия.
Рассказ писали давно? В начале его почувствовал некую скованность, которая исчезла к концу. Описание бытового антуража красивое. И окончание хорошее. Лоркой.
Желаю Вам новых произведений! И побольше!
Кстати, этот рассказ, кажется, последний. Всё остальное я прочитал. Спорить не буду. Жду подсказку.
С уважением,

Виктор Кутковой   27.08.2025 20:34     Заявить о нарушении
Добрый вечер, Виктор.

Писала недавно, от силы пару лет назад, но после долгого перерыва. До этого прозу почти не писала.Только стихи. Отсюда и скованность, Вы верно почувствовали.
Я и сама знаю,что эти миниатюры - ничего особенного. ))

Но мне было важно рассказать о хороших людях.
Софью Михайловну знала, когда была еще почти ребенком. Всего несколько встреч - и память на всю жизнь.

Спасибо и всего Вам самого доброго!

Вера Крец   27.08.2025 20:39   Заявить о нарушении
Миниатюра хороши, не комплексуйте :-).
Скованность я почувствовал в недоборе синонимов слову "фотография". Ведь ни разу не применен самый обычный "двойник" - снимок.
Всё остальное же - вполне достойно Софьи Михайловны! :-)
Желаю успехов!

Виктор Кутковой   27.08.2025 20:55   Заявить о нарушении
Добрый вечер, Вера!
Не хватает нам сейчас таких людей, как Софьи Михайловна! Одиноко без них. Неуютною. 21 век - чужой век для меня. Не получается по-Тарковски: "Живите в доме — и не рухнет дом. / Я вызову любое из столетий, / Войду в него и дом построю в нём..." Наверное, надо строить дом в любом из столетий, но что делать, если основные силы и сердце были отданы строительству этого дома в прошлом веке? Хотя все научные труды я написал в последние 20 лет.
А как Вы устроились в нынешнем столетье? Нравится оно или так себе...?
Простите, что о Вашем рассказе фактически ничего не сказал, новых мыслей не возникло. Он хорош и бе моих размышлений.
С уважением,

Виктор Кутковой   20.10.2025 01:39   Заявить о нарушении
Доброе утро, Виктор.

Спасибо Вам за размышление.
Не помню, где читала, что поэт или художник (в самом широком смысле слова) всегда вне своего времени: либо опережает его, либо живет в прошлом. Но мне кажется, дело даже не в этом. И "поэт вне времени" глубже и значительней, не только не может построить дом в своем времени, но и ни в каком другом не построит (чаще всего).

У Цветаевой в стихотворении "Родина" есть такие строчки:

Читателем,газетных тонн
Глотателем, доильцем сплетен.
Двадцатого столетья - он,
А я - до всякого столетья...

Что же касается меня, то в двадцатом веке прожила не так уж много. Детство и раннюю юность. Все остальное - здесь, в двадцать первом веке. Устраиваться как-то я никогда и не пыталась. Живу, как живется. ))

Мне кажется, что в любом другом веке чувствовала бы себя так же. Ведь "я - до всякого столетья".

Вера Крец   20.10.2025 10:30   Заявить о нарушении
"Ибо где сокровище ваше, там будет и сердце ваше..."

Вера Крец   20.10.2025 10:33   Заявить о нарушении
Да, все так. Но человеку всегда хочется туда, где души родных и родные души. Хотя близость к Богу, если такая случится, наверное, перекроет всё.

Виктор Кутковой   20.10.2025 16:23   Заявить о нарушении
На это произведение написано 26 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.