И тополя уходят...

И тополя уходят...

  Как вы думаете: в чем особенность черно-белых фотографий, их привлекательность  , даже, можно сказать , магия? До изобретения цветной фотографии, конечно, приходилось довольствоваться тем, что есть. Но сейчас? В век цифровых камер и мегапикселей, когда техника способна передать десятки, сотни цветов и оттенков, черно-белое фото все же продолжает жить. Почему?

    Старый альбом в синем бархатном переплете лежал на столе. Плотные листы с прорезями для того, чтобы вставить фото.  Фотоальбомы прошлых лет - это не только семейные альбомы. Фотографии дарили, вкладывали в конверт и посылали за тысячи километров родным, друзьям, близким людям. Некоторых из них знали наши родители, бабушки и дедушки. А мы, натыкаясь на старые фото, порой долго гадаем, кто же это.

   Регина листала страницы альбома. Среди множества фотографий одна вдруг привлекла ее внимание. Регина задумчиво
взяла в руки старую фотокарточку.

Софья Михайловна, чистейший, интеллигентнейший человек. Осколок уходящей эпохи. Нет, не осколок, а искра, продолжавшая сиять на протяжении всей жизни. С ней рядом было легко. Регина слишком поздно узнала ее, слишком мало с ней общалась,  но всегда вспоминала с благодарностью и легкой грустью.
Когда они познакомились , Софье Михайловне было уже под 90.  Она жила в странной квартире, вход в которую был с общего балкона, опоясывающего дом снаружи. Входя, вы попадали на кухню и только потом проходили в комнаты. Одна из них была небольшой и темной, потому что в ней не было окон на улицу,  а вторая - очень просторной и  светлой. Старинные часы, несколько больших книжных шкафов, старое пианино, круглый стол...
И сама Софья Михайловна, до конца дней своих сохранившая ясность ума и прекрасную память.

    Она много болела и казалось, что душа уже еле держится в этом почти эфемерном теле. Но лицо светилось каким-то внутренним светом, умные, понимающие и очень добрые глаза смотрели  на вас с симпатией и улыбкой. И очень скоро вы понимали, что перед вами необыкновенный человек.

Софья Михайловна была почти ровесницей века. Она родилась в Петербурге, и в 1917 году ей исполнилось 12 лет.
"Той зимой умер папа, потому что  не выдержало сердце. Мама осталась с нами одна. Становилось все труднее, и часто ей было не до нас. Мы же, глупые,  не понимали всей серьезности нашего положения и того, что творилось вокруг. Мы с сестрой радовались, что можно примерять мамины наряды и украшения, и никто не делал нам замечаний...
А потом начался голод. Наш сосед, инженер, пришел однажды  с целым мешком пшена. "Что вы, Миша! Как же вы... " - изумилась мама. Но оказалось, что он пришел проститься.  Миша  оставил мешок нам и ушел на фронт. Больше мы о нем ничего не слышали... Это пшено мама варила понемногу, оно нас спасло..."

     Почти ровесница века, пережившая много потрясений и катастроф, сидела на диване перед круглым столом, в платье с кружевным воротничком. На белой скатерти стояли чашечки с нежно-розовым узором, изящная вазочка с клубничным  вареньем, хрустальные розетки и тарелочка с халвой - этим чудесным восточным лакомством, которое Софья Михайловна очень любила,-  и в трудные годы  дочь старалась хоть изредка баловать ее. 


    А фотография была черно-белая , и не передавала ни синевы ее глаз, ни мягкого света  улыбки. Но что-то неуловимое все же сквозило в ней. Странным образом фото, не претендовавшее на совершенство или хотя бы точность, отображало суть.   
        Недосказанность - вот что пленяет в старых фотографиях. Они бросают вызов памяти, приглашают к размышлению. Словно эскиз, набросок, рисунок карандашом, эти фото просто воссоздают контуры, силуэт. А остальное зависит от нас, от нашей памяти или воображения.

   Регина подумала вдруг, сколько простоты, тишины было в этой чудесной старушке, сколько благодарности людям, хоть как-то скрасившим ее нелегкую жизнь. Благодарности и любви к жизни.  Может быть, поэтому воспоминания о ней были такими светлыми и трепетными, как стихи Федерико Гарсиа Лорки, которые Регина помнила с детства:

И тополя уходят,
но след их озерный светел.
И тополя уходят,
но нам оставляют ветер...

А мир светляков нахлынет -
и прошлое в нем потонет.
И крохотное сердечко
раскроется на ладони.


Рецензии
Доброго дня Вам, Вера!

А знаете, мне всегда нравились черно-белые фотографии, и во многих случаях я отдавал предпочтение именно таким снимкам, жалея в более позднее время, что все захватила "цветная цифра".
Все же было в тех, еще не расцвеченных всеми цветами радуги картинах, нечто необычайно привлекательное, нечто, задевающее тайные струны души.
Да, цветная картина как будто бы лучше передает реальность, но может, именно поэтому, излишняя реалистичность так быстро приедается. А вот черно-белое фото, гораздо чаще заставляет обращать внимание на полутона, пытаться понять настроение картины, атмосферу, что существует там, в том пространстве, что запечатлел фотограф. Это словно соприкосновение с чем-то, что уже не вернуть, но оставило свой отпечаток в нашей памяти, пусть даже мы никогда не сталкивались с этим в реальной жизни.
И Вы совершенно правы в том, что глядя на черно-белое фото невольно пытаешься представить, а что же таиться там, за кажущимся лежащим на ладони кадром, ибо постоянно возникает ощущение, что, приглядевшись, нет, не глазами, сердцем, увидеть сможешь гораздо больше... Увидеть и понять...

С самыми добрыми пожеланиями,
Сергей

Сергей Макаров Юс   25.04.2024 13:28     Заявить о нарушении
Добрый вечер, Сергей!

Большое спасибо Вам за такой интересный отзыв.

Да, черно-белая фотография - это очень интересная тема. Хороший фотограф обращает огромное внимание на свет. И в черно-белой фотографии свет имеет большое значение и заменяет цвет. Отсюда и оттенки черного и серого, нюансы, полутона.

Большое Вам спасибо.

С уважением и наилучшими пожеланиями,
Вера

Вера Крец   25.04.2024 21:03   Заявить о нарушении
На это произведение написано 8 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.