Спиноза. Этика этическая проблематика

Трактат этот был написан, как уверяют исследователи где-то между 1664 и 1667 годами, но опубликован лишь по смерти автора в 1677. Впрочем, с ним кто полностью, кто во фрагментах, были знакомы все, то есть тот круг людей, которых интересовала философия, а таковыми тогда были все более или менее образованные люди. Именно популярность трактата и была причиной отсрочки с публикацией: уж очень задиристыми и ершистыми были ее идеи для тогдашнего истеблишмента.

ЭТИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМАТИКА "ЭТИКИ"

Весь смак учения Спинозы состоит в том, что он не ограничивается в "Этике" рассмотрением чисто философских проблем, а на их фундаменте обосновывает теорию нравственности.

Кратко ее можно определить одним афоризмом: "Свобода -- есть осознанная необходимость". Этот афоризм повторяется с такой частотой, что уже никто не задумывается над его содержанием. А тезис этот весьма парадоксален. Ибо свобода и необходимость -- две вещи несовместны в обыденном сознании. Тем более интересно задуматься, а что, собственно говоря, под свободой понимает сам автор этого афоризма. Тем более что необходимость у Спинозы носит бескомпромиссный характер: все, что произошло должно было произойти и именно так, как произошло; все что должно будет произойти, обязательно произойдет. Возникает законный вопрос: где же тогда помещается свобода?

Только в сознании человека. Если он понимает, что такое необходимость, он с радостью принимает ее, и жизнь его неотягчена сомнения и шатаниями. Если не понимает, то необходимость все равно имеет над ним власть, но он тыкается как слепой щенок, мечется по жизни, и его существование отягчено скорбями и страданиями. Необходимость идет от бога. Так утверждает Спиноза, но по сути его бог -- это та самая субстанция. А поскольку человек -- это тоже элемент этой субстанции, то бог внутри его, он сам и есть бог. Поэтому необходимость идет изнутри, необходимость это следование своим естественным желаниям и устремлениям.

Такой человек, который идет за своими естественными влечениями, называется им активным и деятельным, которого же влечения тащат за собой на поводке необходимости, тот называется пассивным и страдательным.

Имея дело со Спинозой, нужно четко уяснить себе смысл, который он вкладывает в то или иное понятие. Недаром Шопенгауэр позднее упрекал философа в переиначивании смысла самых простых слов. Так, под активным человеком мы понимаем прощелыгу, хлопотуна, человека же углубленного в размышления, созерцателя мы назовем скорее пассивным. У Спинозы же как раз наоборот, мыслитель, он и есть деятельный человек, ибо подлинная деятельность, свойственная человеку --это интеллектуальная деятельность. Тот кто мыслит, тот живет свободно, ибо понимает ход вещей, его желания и страсти -- аффекты -- подчинены необходимости и являются проявлением заложенной в нем божественной, или если хотите субстанциональной, искры. Напротив, кого влечет жажда обогащения или наслаждения, всякие там Гобсеки и Дон-Жуаны, они-то как раз пассивны, и мечутся, увлекаемые своими страстями, как щепки водоворотом, а не живут. Среда их обитания не интеллект, а воображение.

Что же, когда посмотришь на все эти треволнения и постоянные страхи людей вроде бы успешных, со Спинозой можно и согласиться, но когда подумаешь о невзгодах людей умных и нравственных, то сомнений в его философии почти не остается: она не про нашу жизнь.

SUB SPECIE AETERNITATIS

Также осторожно нужно относится и к другим определениям философа. Целью жизни Спиноза считает самосохранение, откуда можно сделать вывод, что шкура и есть для него самый правильный человек. На самом же деле под самосохранением он понимает сохранение своей божественной искры, культивирование в себе особого способа поведения и мышления: sub specie aeternitatis -- с точки зрения вечности. Такой взгляд позволяет не только переносить правильно несчастья -- не слишком от них страдать, но и радости -- не стоит безмерно ими упиваться. А главное понимать, что к чему может привести. Ведь все что произойдет, неизбежно должно произойти.

Эту мысль трудно примерить на себя, но когда смотришь на других, особенно в состоянии старческой деменции, то Экклезиаст так и лезет из тебя. "Да чего-то подобного от этого человека мы ожидали, да, как он вел себя, так только такое и могло с ним произойти". Мы даже обретаем способность предвидеть будущее: пусть не в то время и не при тех обстоятельствах, которые тебе кажутся, но определенные вещи обязательно случатся или не случатся, как бы ни били себя в грудь пяткой политики, обещая будущие блага.

На этом кстати и основана сила шаманов: настоящих, а не проходимцев. Он разговорив тебя как следует, от тебя же выведывает твои страхи и фобии и тебе же предсказывает то, что с тобой непременно случится: ты, поддавшись кобеляжу женился на молодой -- так она тебя обманет и оставит ни с чем, ты всю жизнь хапал, где только мог, так тебя твои же собственные дети и укатают раньше намеченного природой срока в могилу, ты всех всю жизнь обманывал, так и тебя обманут. И если потом так и случается, то глупый человек думает, вот что звезды-то нагадали, как было предсказано, так все и произошло.

ВЛИЯНИЕ СПИНОЗЫ

Оно огромно. Прежде всего потому что он сделал из своей философии выводы, которые как их не воспринимай, касаются каждого человека и задевают его за живое. А во-вторых, потому что он оправдал свою философию своей собственной жизнью: что проповедовал, так и жил. Не гнался ни за славой ни за деньгами, хотя в необходимых случаях боролся за свои права. Как например, когда его отлученного от иудаизма лишили гражданских прав жителя Амстердама. И он восстановил свои права, ибо бороться за свои права, а не привилегии, он считал как раз проявлением сущности свободного человека.

И что главное, не только слава Спинозы велика, но и его моральное воздействие не устарело до сих пор. Примеров и имен можно отыскать массу. Ограничимся одним. Флобером. Мало того, что он прославлял его на каждом углу ("я с жадностью бросаюсь к моему старому, трижды великому Спинозе. Вот это -- гений! какое произведение -- 'Этика'"!); так он назюзюкался им по самые помидоры: "Искусство, как природа, должно влиять морализующе своей устремленностью ввысь и приносить пользу своим величием". Чем вам не sub specie aeternitatis?

МИНИАТЮРЫ О ФИЛОСОФИИ
http://proza.ru/2024/01/16/250


Рецензии