Фр. Бэкон. Новый Органон

На рисунке мысленный эксперимент Ньютона по закону всемирного тяготения

"Новый Органон" был написан в 1620 крупным английским сановником Ф. Бэконом, которого турнули со службы за воровство и взятки, да вдобавок и посадили по принципу "тебя посодют, а ты не воруй". Отсидел он в Тауэре ровно два дня, после чего получил прощение грехов. Совсем как в России: украдешь курицу -- получишь 3 года, украдешь миллиарды и переведешь их на зарубежные счета, получишь пооощрение и перевод на новую высокооплачиваемую работу. Бэкона однако на такую работу не перевели, а отправили на хорошо оплачиваемую пенсию, поскольку он и так уже просрочил срок выхода на нее, хоть по старому, хоть по новому пенсионному законодательсту: ему уже стукнуло 66. А поскольку у этого Бэкона руки еще с детства зудели к философии, он и занялся ею на пенсии. По крайней мере, довольно объемистый труд был состряпан за пару месяцев, не в последнюю очередь потому, что основывался на записях проворовавшегося чинуши, которые тот вел много лет в свободное от воровства время. Считается, что в этой книге он обосновывает новый научный метод: эмпирический. И противопостовляет его классическому схоластическому, которые основан был на наблюдении и проповедовавался в его книге, как раз называвшейся просто "Органоном".

ФИЛОСОФИЯ БЭКОНА

Философия Бэкона до невменяемости проста. Он закоренелый и неисправимый материалист. Правда, в своем творчестве он до неприличия часто даже для тех отнюдь не вольнолюбивых времен, ссылается на свой респект богу. Но делает это скорее из соображений осторожности, дабы не подпасть под цугундер, чем по делу. В его философии бог не играет никакой роли. Все происходящее Бэкон считает можно и должно объяснять из материальных причин.

1. Вот основные пункты его философии:

1). Источник всякого изменения и движения -- материя

2). Чтобы понять природу необходима наука, а наука не мыслима без научного метода

И Бэкон тщательно разрабатывают свой метод, обычно называемый индуктивным, а по-моему, так надо бы индуктивно-дедуктивным.

3). Начинается познание с наблюдения над природой

4). Факты и явления, доставленные наблюдением, необходимо обобщить и вывести их формы

Что такое "форма", непонятно. Сам Бэкон, хотя постоянно и использует этот термин, но никак его не определяет. Поэтому проще привести примеры того, что он понимает под "формой". Формами являются "тяжесть", "теплота", "притяжение","электричество", "магнетизм"...

2. На этом кончается индукция и начинается дедукция.

5). Так как "формы" в чистом виде нигде не встречаются -- есть тяжелые и легкие тела, но нет "тяжести" как таковой -- необходимо путем тщательного анализа показать, как действуют формы в природе. Из этого анализа выводятся свойства тел и предполагаемый механизм их существования и взаимодействия.

6). Анализ должен завершиться экспериментальной проверкой: соответствуют ли выведенные свойства тел реальным явлениям. В этом эксперименте должны быть устранены случайные обстоятельства, и форма должна выступить в своем чистом виде, подтвердив или опровергнув гипотезу.

Очень важным элементом проверки является тот самый знаменитый experimentum crux. Полагают, что один опыт, даже очень удачный, еще ничего не доказывает. Из теории должны быть выведены следствия, которые и должна подтвердить практика.

3. Продемонстрируем действие бэконовского метода на примере, но не запутанном и многословном, который он сам дает в своем "Новом Органоне" и где он к форме "теплоты" насобирал кучу примеров, как подтвердительных, так и отрицательных для доказательства гипотезы того, что теплота -- это суммарная скорость движения атомов (хотя последующая наука этот вывод вроде и подтвердила, однако сам Бэкон столько нафантазировал, что скорее насмешил научный мир своим "открытием"). А на классическом примере исследования такой формы как "тяжесть":

а) путем наблюдения устанавливается, что если тело находится в воздухе в свободном состоянии (не на земле, или насильственно не удерживается в воздухе, скажем, будучи подвешенным), то оно либо падает на землю, либо носится в воздухе, как например, снежинки, либо поднимается вверх, как пар

б) отсюда выводится "форма" вернее две формы: тяжесть тела и его легкость

в) анализируя проявления этой двойной "формы", приходят к выводу, что "тяжесть/легкость" -- это стремление занять свое место в природе. Тяжелые тела, то есть в которых много тяжести, падают вниз, легкие тела же либо носятся в воздухе, либо поднимаются вверх. Такой вывод сделал Аристотель.

г) другие физики, и прежде всего Галилей, анализируя эту "форму" посчитали, однако, что любое тело обладает только тяжестью, а никакой легкости и в помине нет, и что все тела притягиваются к земле с одинаковой силой и имеют одинаковое ускорение. Это обнаружилось сначала бросанием камешек с Пизанской башни на головы не подозревавшим, что они жертвы научного эксперимента горожанам, а потом скатыванием шарика по наклонному желобу и измерение проходимого тем за определенное время расстояний.

Однако такой опыт, хотя и проведенный безукоризненно, дает право на заключение лишь для частного случая: скатывания шариков по наклонной плоскости. Поэтому на основе выведенного заключения нужно дать предсказание для поведения тел в реальных условиях.

д) и Галилей спрогнозировал, что если бы не было воздуха, который и есть причиной того, что тела при тщательном анализе явления, все же падают не с совсем одинаковой скоростью, то все тела падали бы одинаково с одним и тем же ускорением.

То есть если бы можно было поставить эксперимент, в котором тела бы падали в отсутствие воздуха. Такой эксперимент и был бы тем самым пресловутым experimentum crux. А поставил подобный эксперимент Ньютон, но не с реальными телами, а в воображаемой ситуации, т. н. мысленный эксперимент. Впоследствии тем не менее, когда техника вакуумирования достигла нужных высот, этот опыт был многократно повторен уже в реальности и блестяще подтвердил предсказывавшийся Галилеем и Ньютоном результат.

Английский ученый предположил, что если пушинку и свинцовый шарик поместить в вакууме, то они будут падать с одинаковой скоростью. Что и происходит в действительности. То есть сила тяжести для всех тел одинакова, а значит и скорость падения будет одинаковой (речь, конечно же, идет только об ускорении, "скорость" автор приплетает исключительно из стилистических соображений).

 

Заметим, что эксперимент этот, несмотря на наглядность и простоту, не так однозначен, как кажется на первый взгляд. Согласно закону всемирного тяготения тела разного веса должны притягиваться с разной силой. Этот парадокс до сих пор смущает умы ученых. Один из популярных способов его разрешения таков:

"Тела с большей массой притягиваются Землей сильнее, чем тела с меньшей массой. А падают они с одинаковым ускорением потому, что хотя эти тела и притягиваются с различными силами, но и массы они имеют различные".

4. Итак, философия Бэкона проста и незатейлива, и его слава в мировой философии нам кажется преувеличенной. Однако Бэкона нельзя оценивать лишь как философа в узком смысле этого слова, как, скажем, Канта или Аристотеля. Бэкон не в меньшей степени писатель и мыслитель типа Руссо, Конфуция или Ортеги-и-Гассета.

БЭКОН КАК ПИСАТЕЛЬ

И в этом качестве его творчество обширно, многообразно и очень интересно. Чего только стоят его блестящие афоризмы об идолах рода человеческого, стоящих на путях познания. Или, например, такая замечательная мысль, высказанная им в одном из эссе об истолковании греческих мифов, а именно мифа о Протее:

"если какой-нибудь опытный служитель природы применит насилие к материи и начнет мучить и терзать ее... то материя в свою очередь, оказавшись в столь затруднительном положении, претерпевает удивительные превращения, принимает различные образы, переходя от одного изменения к другому, до тех пор пока не совершит весь круговорот и не возвратится в прежнее состояние, если только продолжает испытывать воздействие этой силы".

В самом деле, чтобы поставить experimenta cruces, от исследователя требуется немалая сноровка и умение. Природа в таком эксперименте однако проявляет себя не так, как она существует в свободном состоянии, а загнанной в пробирки, приборы и аппараты, подобно революционеру в царских застенках, где жандармы пытают его о явках и паролях. Естественно, вырываясь из пробирок на волю, она крушит все на своем пути. Отсюда всякие техногенные катастрофы типа Фукусимы или всемирного потепления.

БЭКОН И ДЕКАРТ ЧЕРЕЗ ПРИЗМУ ВЕКОВ

Этих двух философов принято сравнивать между собой за противоположность прокламируемых ими методов познания. В истории эту разница выкрастиллизовалась в проблему курицы и яйца: что было вначале -- теория или факты. Последователи Декарта, большинство из которых даже не слышали такого имени, полагают, что вначале разрабатывается теория, а потом она подтверждается, обогащается, обрастает фактами. Бэконщики же думают, что сначала нужно собрать фактический материал, а потом уже соединить, переплавить, обобщить его в теории.

Оба таких подхода имеют право на жизнь, и оба не без изъянца.

Любая теория на деле хоть как-то должна основываться на опытных данных. Даже такая дедуктивная (это Декарт, а не Шерлок Холмс впервые назвал свой метод дедуктивным) наука как геометрия, основывается на опытных или индуктивных положениях. "Кратчайшее расстояние между двумя линиями есть прямая"? А это почему? Да потому что, как ни мерь расстояние между двумя точками, какую линейку или шагомер не прикладывай, а короче прямой никакой иной линии не обнаружишь. Вот эти измерения, уже на миллионы раз проверенные и перепроверенные на практике и отстоялись в данный постулат.

А уж cogito ergo sum, которое Декарт полагал самоочевиднейшей истиной и из которой он выводил все знание, есть (это подробно разжевал Кант), сложное аналитическое суждение, соединяющее в себе три таких далеко не самоочевидных понятия, как "мышление", "существование" и "я".

А с другой стороны, чтобы начать собирать факты, нужны хоть какие-то предварительные соображения, что считать за факты, на какие факты следует обращать внимание, а на какие нет.

Вот и получается замкнутый круг. Но только в теории. На практике же он размыкается легко и просто, что называется, на раз плюнуть. Совершено преступление. Следователи тотчас выезжают для осмотра места. Может после предварительного осмотра, а может еще и в дороге они выдвигают рабочую версию. После сбора данных версия уточняется. А уточнившись, следователями определяется более подробно, каких фактов, улик, свидетельств им не достает и где их искать. В ходе таких поисков они опять уточняют версию, выдвигают новые, соединяя их между собой или отметая. И вновь переходят к анализу или поиску фактов для опровержения или подтверждения старой или новых версий, а потом... И так теория и практика в ходе расследования столько раз меняются местами, что уже и сами следователи, если бы у них было на то время, не смогли бы вразумительно ответить на вопрос, с чего все начиналось, с версии или улик, с теории или практики.

МИНИАТЮРЫ О ФИЛОСОФИИ
http://proza.ru/2024/01/16/250


Рецензии