Н. Кузанский. Об ученом незнании

Трактат немецкого мракобеса и крупного иерарха католической церкви, появился на свет в 1440 году, т. е. рукопись была преподнесена как подарок кардиналу Д. Цезарини, и уже через пару лет все крупные теологи и философы были знакомы с его содержанием. И некоторым оно показалось столь странным, что они даже призвали занести его в еретический список. Но тогда папы еще поддерживали гуманизм, и если прямого вызова вере в бога не было, то довольно-таки сквозь пальцы смотрели на философские увлечения богословов. В этой труде, Кузанский отстаивает права знания простого человека, не изощренного в схоластике и книжной премудрости и ставит знание, как он его называет "простеца", выше метафизических уверток самых навороченных умов.

Тем не менее сама книга, написанная на латинском языке, читается очень сложно. Плюс к тому же Кузанский избегает пользоваться общепринятой философской терминологией, идущей от Платона и Аристотеля. Так что в течение столетий философствующий кардинал не оказывал никакого влияния на развитие философской мысли. И лишь в XIX веке вездесущие профессора теологи усмотрели, что Кузанец предвосхитил многие идеи позднейших философов. Особенно поразительно совпадение ключевых его идей с мыслями Гегеля. Даже возникло подозрение, что Гегель испытал определенное влияние о. Николая. Ну а Бергсон, отстаивая права интуитивного познания перед разумным, так тот прямо идет от Кузанца.

РОЛЬ ЧИСЛА В МИРОВОМ ПОРЯДКЕ

Кузанский был немцем, и как и всякий немец он любил порядок и дисциплину. Все должно быть выстроено по ранжиру: и в доме, и в государстве, и во Вселенной. Основой миропорядка Кузанский полагал вслед за Пифагором число. Именно число лежит в основе всего существующего. Эманацией числа (развертыванием, развитием) он объясняет не только идеи, но и сам материальный мир. Т. е. количество переходит в качество, скажем мы, выражаясь языком Гегеля.

Механизм, правда, такого перехода Кузанец не указал. Поэтому разъясним эту мысль на Гегеле. Правда, второй закон диалектики у последнего называется законом перехода количества в качество и обратно. Количество в качество происходит в ходе развития материального мира (абсолютной идеи у Гегеля). Это и есть та самая эманация. Напротив, человеческое познание идет обратным путем: от качества к количеству.

Развитие науки Нового времени наглядно иллюстрирует этот процесс. Сначала мир предстает познающему уму качественно как разнообразие не похожих друг на друга вещей и предметов. Постепенно он обнаруживает в этом многообразии некоторые качества, например, элементы -- железо, дерево, вода и т. д., среди которых он находит базовые элементы, которые мы сегодня знаем как элементы таблицы Менделеева.

Исследуя эти элементы в глубь, познающий ум обнаруживает за качеством количество. Оказывается, все элементы отличаются друг от друга только атомным весом, который в свою очередь при дальнейшем исследовании есть не что иное, как количество в атоме, мельчайшей частице, сохраняющей заданное качество, еще более мелких элементарных частиц: электронов и протонов, похожих друг на друга как две капли воды. И получается, что, скажем, такие качественно разные вещества, как водород и кислород, ничем, кроме количества совершенно одинаковых частиц друг от друга не отличаются. У водорода 1 электрон и 1 протон, а у кислорода по 8 совершенно идентичных протонов и электронов. Так качество переходит в количество.

Но человеческое познание на этом не останавливается. Обнаруживаются связи между количеством и качеством, и уже исходя из заданного количества познающий ум устанавливает качество, которое должно возникать при изменении количества. Это как Менделеев, зная только атомные веса и валентность трех элементов, еще не открытых на тот момент -- галлий, германий и скандий, -- лишь на основе их количественных характеристик предсказал и их качественные характеристики. Скоро элементы были открыты и -- бац -- предсказания Менделеева совпали тютелька в тютельку.

То есть количество снова перешло в качество. Таких примеров из истории науки можно привести множество. Но это в процессе познания. А вот так ли шло реальное развитие универсума -- материи или там абсолютной идеи? Тут сомнения все еще имеют место быть.

ПРОБЛЕМА ПРОТИВОРЕЧИВОСТИ ПОНЯТИЯ

Еще Кузанский вслед за Гегелем (вслед, потому что хотя Кузанский писал раньше Гегеля, но вошел в философию несколько позже) утверждал, что всякое настоящее понятие внутренне противоречиво. Однако, поправлял он Гегеля, в боге эти противоречия уничтожаются. Бог обладает чистыми, незамутненными понятиями.

На первый взгляд эта мысль представляется какой-то словесной эквилибристикой. Попытаемся распутать ее примером. Снова обратимся к одному из фундаментальных понятий западной мысли: исчислимости. Все предметы в этом мире, как утверждал изобретать этой идеи Пифагор суть числа. Или как уточняет его мысль современная нам философия: всякие предметы отличаются друг от друга лишь набором количественных характеристик. Какая разница между железом и хлором? В реальной жизни громадная. А по сути лишь в числе: у железа один порядковый номер в таблице Менделеев, а у хлора другой, и все видимые различия это всего лишь различия двух чисел.

Из этой мысли о всеобщей исчислимости простым отрицанием и ограничением можно прийти к прямо противоположным или отличительным мыслям: "Предмет невозможно определить числом", "Предмет нельзя определить только числом". То есть уже в самом понятии исчислимости заложена возможность ее отрицания или ограничения.

"Бога не существует", учили нас в школе и потом вдалбливали в институте. Но когда говорят, что Бога нет, то уже вводят понятие о некоем верховном существе, уже наделяют его определенными свойствами и качествами: "бог есть всеобщее совершенство", "бога можно определить только отрицательными характеристиками". То есть вводя понятие о боге, даже через отрицательные характеристики, мы вводим понятие о предмете.

В этом смысле любое высказывание о предмете уже самим фактом высказывания вводит как положительное, так и отрицательное представление о предмете высказывания.

Иная возможность -- это отсутствие самого понятия. "Социализм -- это хорошо", говорят одни. "Нет -- это плохо", утверждают другие. А каких-нибудь 200 лет назад социализма как понятия совсем не существовало, и оба эти высказывания представлялись не ложными или истинными, а вообще бессмысленными. Но родилось понятие, и тут же оно раздвоилось на "да" и "нет". А вот у бога -- по мысли Кузанского -- они уже существуют в полной гармонии: "да" и "нет" сидят себе рядышком на скамеечке, мирно беседуют, и даже в ус не дуют, что где-то на земле, люди из-за них вступают в смертельную перепалку.

МИНИАТЮРЫ О ФИЛОСОФИИ
http://proza.ru/2024/01/16/250


Рецензии