Серебренникова М. , Кирчиков С. Понятие федерализа

Авторы:
СЕРЕБРЕННИКОВА М., преподаватель ГАОУ СПО СО ЕМК,
КИРЧИКОВ С., студент ГАОУ СПО СО ЕМК:

ПОНЯТИЕ ФЕДЕРАЛИЗАЦИИ И КОНСТИТУЦИОННЫЙ ФЕДЕРАЛИЗМ. 20 ЛЕТ КОНСТИТУЦИИ РФ.

Федерализация (федерирование) — это переход от унитарного государственного устройства к федеративному в результате конституционной реформы. Процесс федерализации имел место в Бельгии и фактически в Российской Федерации. Федерализация является процессом становления и развития федеративных отношений, происходящих под влиянием этого процесса изменений в структуре власти. Федерализация связана с после-довательным расширением и универсальным применением на всей территории государства принципа региональной автономии.
 
Основными вехами федерализации Российской Федерации являются принятие Декларации о государственном суверенитете, подписание Федеративного договора, принятие Конституции Российской Федерации 1993 года. Принятие Съездом народных депутатов РСФСР 12 июня 1990 года Декларации о государственном суверенитете РСФСР провоз-гласило намерение России создать федеративное государство. После распада СССР тен-денция к дезинтеграции РСФСР была остановлена подписанием 31 марта 1992 года Федеративного договора и включением его Шестым съездом народных депутатов в действо-вавшую Конституцию РСФСР. С этого момента Россия перестала быть унитарным госу-дарством и приобрела черты конституционно-договорной федерации. Конституция Рос-сийской Федерации 1993 года признала равенство всех субъектов федерации. Дальней-шее развитие федеративных отношений связано с выравниванием статуса субъектов Рос-сийской Федерации, совершенствованием механизмов взаимоотношений федерального центра и регионов, поиском форм разрешения разногласий.

Федерализм (фр. federalisme, от лат. feodus – договор, союз) – основной принцип феде-рации, признание политическим идеалом федеративной организации государства, стрем-ление либо объединить несколько отдельных государств в одну федерацию, либо обратить государство унитарное в государство федеративное, а также модель устройства госу-дарственной системы, в основе которой лежит, как принцип разделения, независимости и постоянного взаимодействия ветвей власти (исполнительной, законодательной и судеб-ной), так и принцип разделения, независимости и взаимодействия разных уровней одной ветви власти (бюджетный федерализм, налоговый федерализм и т.д.).

Таким образом, понятие федерации является достаточно широким. Для характеристики Российской Федерации как федеративного государства необходимо обратиться как к Конституции (основному документу, подтверждающему федеративные основы государства), так и к реалиям.

В федеративном государстве, в отличие от унитарного, имеются две системы высших органов власти (федеральные и субъектов федерации). Наряду с федеральной конституцией субъекты федерации имеют право издавать собственные нормативные правовые ак-ты учредительного характера (например, конституции, уставы, основные законы). Они наделены правом издавать региональные законы. Это прописано в Конституции РФ, ст. 77-78:

«Статья 77. 1. Система органов государственной власти республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов устанавливается субъектами Российской Федерации самостоятельно в соответствии с основами конституционного строя Российской Федерации и общими принципами организации представительных и исполнительных органов государственной власти, установленными федеральным законом. 2. В пределах ведения Российской Федерации и полномочий Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации федеральные органы исполнительной власти и органы исполни-тельной власти субъектов Российской Федерации образуют единую систему исполни-тельной власти в Российской Федерации.

Статья 78. 1. Федеральные органы исполнительной власти для осуществления своих полномочий могут создавать свои территориальные органы и назначать соответствующих должностных лиц. 2. Федеральные органы исполнительной власти по соглашению с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации могут передавать им осуществление части своих полномочий, если это не противоречит Конституции Рос-сийской Федерации и федеральным законам. 3. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации по соглашению с федеральными органами исполнительной власти могут передавать им осуществление части своих полномочий. 4. Президент Российской Федерации и Правительство Российской Федерации обеспечивают в соответствии с Конституцией Российской Федерации осуществление полномочий федеральной государственной власти на всей территории Российской Федерации».

У субъектов федерации нередко имеется собственный институт гражданства, столица, герб и иные элементы конституционно-правового статуса государства, за исключением государственного суверенитета. В РФ субъекты не имеют права наделять людей граждан-ством конкретного субъекта федерации, однако наличие собственного государственного языка есть, о чём свидетельствует следующая статья Конституции: «Статья 68. 1. Госу-дарственным языком Российской Федерации на всей ее территории является русский язык. 2. Республики вправе устанавливать свои государственные языки. В органах госу-дарственной власти, органах местного самоуправления, государственных учреждениях республик они употребляются наряду с государственным языком Российской Федерации».

В федеративном государстве верховная законодательная, исполнительная и судебная власть принадлежит федеральным государственным органам законодательной, исполни-тельной и судебной властей соответственно. Компетенция между федерацией и её субъектами разграничивается федеральной конституцией.

«Статья 76. 1. По предметам ве-дения Российской Федерации принимаются федеральные конституционные законы и фе-деральные законы, имеющие прямое действие на всей территории Российской Федерации.

2. По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации.

3. Федеральные законы не могут противоречить федеральным конституционным законам.

4. Вне пределов ведения Российской Федерации, совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации республики, края, области, города федерального значения, автономная область и автономные округа осуществляют собственное правовое регулирование, включая принятие законов и иных нормативных правовых актов.

5. Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут про-тиворечить федеральным законам, принятым в соответствии с частями первой и второй настоящей статьи. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон. 6. В случае противоречия между федеральным законом и нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, изданным в соответствии с частью четвертой настоящей статьи, действует нормативный правовой акт субъекта Российской Федерации».

В некоторых федерациях субъекты обладают правом принятия собственной конституции, имеют собственные внутренние высшие законодательные, исполнительные и судеб-ные органы. «Статья 72. 1. В совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находятся: а) обеспечение соответствия конституций и законов республик, уставов, законов и иных нормативных правовых актов краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов Конституции Российской Федерации и федеральным законам».

Обязательным признаком федеративности государства считается двухпалатная струк-тура федерального парламента. Одна палата является органом общефедерального пред-ставительства и депутаты в неё избираются со всей страны. Вторая палата призвана представлять интересы субъектов федерации. (см. гл. 5, 6 Конституции РФ)
Таким образом, в соответствии с Конституцией РФ 1993 г., Россия является федеративным государством. При этом следует отметить, что внешняя ассиметричность федеративности РФ не противоречит конституционным принципам федерализма.

Известный российский ученый начала 20 века Ященко А. считал, что федерализм «есть средство соединения разделенного, а не децентрализация единого». Он представлял федерализм как создание коллективной власти: «При федерализме независимые части соглашаются, объединяются; отношение юридическое существует между отдельными ча-стями, центральная власть есть лишь соединение участвующих в ее образовании вла-стей. При федерализме центральная власть не имеет самостоятельного существования вне соединения федерированных частей».

В его представлении это есть политическая форма, в которой местные власти участвуют в образовании общего суверенитета, и без стремления общества к единству оно не может быть построено на федеральных принципах. Данные высказывания, возможно, кажутся сейчас несколько наивными, но они говорят как раз о важной роли процесса федерализации в условиях молодого государства. Подобные мысли не отражены и не могут быть отражены в Конституции вследствие их эмоциональности, однако они наиболее чётко определяют те цели, которые стоят сейчас перед Россией.

Использованные источники:
1. Конституция РФ от 25.12.1993 г.
2. Энциклопедический словарь. – М., 2009 г.
3. Федеративное государство. Википедия – свободная энциклопедия. // http://ru.wikipedia.org/wiki/
4. Ященко А.С. Теория федерализма. Опыт синтетической теории права и государства. Юрьев, 1912.

Опубликовано в научном издании "Я – гражданин России. 20 лет Конституции РФ.
«Антропологические чтения – 2013»".
В авторской корректуре.

Сборник материалов Межрегиональной научно-практической конференции, посвященной 20 - летию принятия Конституции РФ. 21-20 декабря 2013 года, г. Екатеринбург.

Издательская группа «Знание».
Главный редактор: С. Ю. Радченко


Рецензии