Мой героический дед Иван

Как это важно знать свою родословную! Много лет я работала в школе завучем и вела уроки истории. Всегда в тетрадях по истории детям давала задание нарисовать дерево своего рода, своей фамилии. И сама для себя рисовала на доске дерево рода- корни это предки, ствол дерева- это родные люди, а веточки-это уже дети и внуки.
Передо мной вставало наше родословное дерево, нашего рода Саликовых.
Предки моего рода в конце 18 века несколько семей бежали от деспотичного помещика, который собаками своими злыми натравливал на своих холопов крестьян. Плетью до смерти мог запороть провинившегося. Работали крестьяне от зари до зари, а помещик всегда был злым и все его боялись.
О раскрепощении крестьян дошла весть в село Кирсановку,где среди лесов жили люди рядом с поместьем злого помещика деспота, договорились крестьянские семьи и сбежали от этого помещика за много километров, обосновались на равнинной черноземной земле, рядом были пруды, в них много рыбы. Построили себе дома и зажили свободно, село назвали Новокирсановкой. Беглые, свободные крестьяне обосновали новое село!
 Трудом своим жили, растили хлеб, сажали деревья фруктовые,пахали землю и сеяли пшеницу и рожь,в каждой семье была своя корова, козы, овцы, куры. В каждой семье росли дети, семьи были многодетными.
Мой дед Иван был небольшого роста, но он был сильным человеком, в тоже же время добрым. Мог руками согнуть железный прут, а на кулачных боях в Православные праздники после литургии в храме на площади всех пересиливал на кулачных боях. Его за силу прозвали Иван Тугой, значит сильный!
Дом свой Иван построил в центре села, рядом с храмом Покрова Богородицы.
Да и сам храм мой дед строил с другими сельчанами. Деревянный высокий храм с колоколенкой возвышался на площади в центре села.
По соседству с дедом жил священник, у него было пятеро детей. Новая Советская власть объявила священника неблагонадежным, его выгнали из храма и он вынужден был уехать из села. Но Воронежская Епархия назначила священника быть настоятелем другого храма в Костино-Отдельце. Село от Новокирсановки в 30 километров.
Расставаться с семьей было тяжело, но отец священник настоял, чтоб семья официально отказалась от отца и  заявление отнесли в сельский Совет и в школу, где учились его дети.
Так и сделали дети и жена, но в душе они любили своего отца и мужа и иногда тайно встречались, ночью идя навстречу друг другу. Местом встречи священника с матушкой и детьми  был овраг в другом глухом селе с названием Яруга. Отец шел ночью в овраг повидаться с детьми и женой, а семья шла навстречу отцу и мужу. И сопровождал детей священника и его жену мой дед Иван. Эта была большая тайна от сотрудников НКВД. От радости встречи плакали дети, матушка, целовали друг друга, молились о милости Божьей.
В село Новокирсановку прислали нового священника и авторитет его был очень высоким, гораздо выше, чем у председателя сельского Совета и милиционера.
А в это время актив партийный и комсомольский решили храм развалить. Узнали об этом люди, стали роптать. А дед мой  вечером подкарауливал по одному этих активистов и один на один пригрозил каждому:
"Тронешь храм- убью тебя!Никто не узнает, что это я тебя убил! Живи и помни!Это я строил храм для Бога и людей!"
И храм пока стоял,его не развалили. Но оклеветали священника и должны были его арестовать! Мой дед пришел вечером к соседу священнику и предупредил его, что над ним нависла беда, арестуют, как врага народа.
Священник ночью помолился Богу и свой большой серебряный крест и серебряную цепочку от креста ночью опустил в глубокий колодец рядом с храмом.
Утром пришли арестовать батюшку, разорвали на нем рубаху , а там нет большого серебряного креста, простой маленький крестик на веревочке на шее священника .
" Где твой крест?"- требовал милиционер.
Перерыли все в доме, обыск ничего не дал, перекопали весь огород, но креста не нашли.
Мой дед Иван кинулся защитить священника, он хотел его освободить!Но ему пригрозил милиционер, что пойдешь, как соучастник врага народа! Красавица жена деда Ивана моя бабушка Дарья еле уговорила деда не связываться с властью и увела деда домой.
Увезли священника в Борисоглебскую тюрьму. А потом расстреляли, как врага народа. Но заметили люди, что водица в поповском колодце какая- то особенная, святая! Вода с серебром не тухнет, лечебная и стали люди брать эту воду для лечения детей,взрослых и стариков, для лечения домашней скотины.
Начало Великой Отечественной войны стало горем для всего советского народа. По мобилизации ушли на фронт дед Иван, мой папа Александр Иванович, он уже работал директором школы,брат Василий и самый младший брат папы Михаил.
В 1942 году в дом к бабушке принес почтальон печальную весть, казенную бумагу, что Саликов Иван Иванович и его младший сын Михаил пропали без вести!
Бабушка Дарья Яковлевна всю жизнь ждала с фронта и после окончания войны мужа и сына. Она никогда не считалась солдатской вдовой, от несправедливостей властей бабушка страдала. Солдатским вдовам, кто получил не извещение, а похоронку на мужа, сына платили по потери кормильца повышенную пенсию, остальным женщинам ничего не платили, их даже игнорировали намеками.
-А может твой муж перешел служить фашистам? Может он стал полицаем?
Бабушка от таких слов плакала и молилась Богу.
Не дождалась вестей о муже и о сыне, умерла.
Но в 2016 году поисковый отряд Северодвинска нашел в окопах, поросших деревьями, кустарниками , травой и мхом останки наших красноармейцев и среди погибших мои родные люди! Они погибли при защите Ленинградской земли, город Кириши, местечко Липовник. Их торжественно перезахоронили и теперь золотыми буквами на Мемориале выбиты их фамилии и имена.
Несметная рать шла на город Ленина, город Ленинград и задача была Гитлера-стереть с лица земли этот город с именем Ленина!
У красноармейцев была винтовка, им выдали по 5 патронов, немного еды, немного воды и зачитали приказ Верховного Главнокомандующего Сталина:
Ни шагу назад!
 Все красноармейцы погибли, как настоящие Герои Великой Отечественной войны.
Однажды ко мне во сне пришел мой дед Иван Иванович Саликов. Он был в солдатской шинели, а за плечами его была винтовка.  Он заговорил со мной тихим голосом:
"Ты хотела знать, как мы погибли? Смотри!"
И я увидела последний бой моего деда и его сына Михаила.
Вот солдаты копают окопы и ждут фашистов, именно в этом направлении идут вражеские войска.  Командование отступает и заверяет, что помощь красноармейцам придет! На простых советских солдат с винтовкой в руках идет несметная фашистская рать , идут танки, рядом бегут фашистские солдаты с собаками и автоматами, на ходу убивают наших красноармейцев.
Красноармейцы принимают свой последний бой и стреляют в немецких солдат из винтовок. Вот я вижу, как подбежал фашист к окопу, где находится мой дед и с размаху вонзил изо всей силы штыком в деда.
"Папаня, родной мой!"- кричит сын Миша и бросается к отцу, но другой фашист полностью всю обойму расстреливает Михаила и оба отец и сын падают убитыми на холодную землю окопа. А танки уже заваливают их все новой землей. Выжить в том бою было невозможно!
Ты хотела знать, как мы погибли? Напиши, расскажи об этом всем!-попросил меня мой героический дед, пропавший без вести в годы Великой Отечественной войны в 1942 году. Я рада, что поисковые отряды нашли моего деда , моего дядю и многих красноармейцев , защитников Города Героя Ленинграда!
А наш священник храма Иверской Богородицы Константин Ходарин сказал мне:
" Ты всегда молилась за воина Ивана и воина Михаила,вот тебе Господь их и нашел!
У Бога все живы! Никто не забыт и ничто не забыто!
Я горжусь своим героическим дедушкой Иваном Ивановичем Саликовым и его младшим сыном Михаилом Саликовым, мои родовые корни настоящие патриоты нашей Родины!


Рецензии