Размышления о человеке с чем идём в будущее. Ч. 1

        Размышления о человеке: с чем идём в будущее 
         
               Часть 1.               
Решения о будущем, выборе путей развития принимаются задолго до его наступления. Так всегда было и будет в жизни человечества, отдельного человека, предприятия, города, страны. В основе таких решений лежат потребности, знания достигнутого, опыт, мировоззрение, представления о себе и окружающем. Все они играют весомую роль при их принятии. Будут ли они разумные, оценить сложно. Точнее, их будут считать разумными, но с точки зрения сегодняшнего дня. Но то, что сегодня представляется разумным, уже через несколько лет или десятилетий не обязательно будет оцениваться так же. В человеческой  истории  немало примеров, когда решения, оцениваемые как разумные, приводили к гибели не только отдельных людей или групп, но и целых сообществ, народов. Не обязательно быстро. Такой период может растянуться и на сотни лет, например, когда мы говорим об экологии, последствиях вырубки лесов, роста численности населения на Земле. Не говоря о развязанных и проигранных войнах, сопровождающих человечество на протяжении всего его существования. И пока, судя по политике различных государств, не только крупных, по войнам уже первой четверти ХХI века, не видно, в состоянии ли человечество расстаться с таким сопровождением.

Если отвлечься от действия природных факторов, не зависящих от людей, всё остальное в жизни человека и человеческих сообществ на Земле зависит от от их решений и поведения. От того, что называется человеческий фактор. Как ни странно, но при всей накопленной массе знаний о человеке при думах о нашем более отдалённом будущем, о будущем устройстве общества и миропорядка, снова и снова приходится возвращаться к теме, что есть человек и его сообщества, анализировать его прошлое и настоящее, модели поведения, причины конфликтов, находок и просчетов в развитии, их истоки, вникать в методы прогнозирования, выбора направлений движения. Давайте ещё раз остановимся на этом. Постараемся всесторонне взглянуть на человека. Зачем? Ради чего? Чтобы лучше разобраться в нас самих, в тех причинах поведения, о которых не любим или не хотим говорить. И в конечном итоге ответить, куда, если не обращать внимания на них, мы можем прийти, в какое будущее. И наоборот.

Сразу скажем, это не будет каким–то доселе неизвестным открытием, а лишь только приложением знаний о системах (о целом) к человеку и образуемым им сообществам, к их решениям и поведению. Почему? На каком основании? Потому, что он и сам – организованное явление, система, целостность, если перевести это слово с греческого на русский. Целостность, открытая вовне, зависящая от внешней среды, ближней и более дальней. Вот в неё, в эту целостность, и попробуем ещё раз заглянуть. А затем от неё перейдём к человеческим сообществам, государствам и миру людей в целом. К их решениям и поведению. О будущем тоже. Человек не идёт в него в одиночку.

Ведь все такие сообщества, или объединения, складывается из этих самых частичек, из отдельных людей, физически и психологически остающихся такими же в любых объединениях. И, что тоже очень важно для нашего разговора, на любых ступенях управления. Со всеми их качествами. И передающих или могущих передать эти качества (поведенческие, мировоззренческие и некоторые другие) всем тем объединениям людей, в которые они включены, большим и малым. Объединениям, образующихся для удовлетворения различных потребностей как самих таких организаций, так и вошедших в них людей. Самое крупное из них -  всё человечество. На него особенно важно обратить внимание на современном этапе развития, когда на планете Земля уже почти не остаётся незанятых людьми мест, пригодных для проживания, а численность населения перешла черту в 8 миллиардов (2023 г.). И пока нет единства во взглядах на его развитие. Как и его организационного единства.

Мы не будем в данной статье делать попытку предложить “целостную модель” человека, выделяя её основные составляющие, с целью анализа и прогнозирования его развития и поведения в обществе в будущем. Ограничимся общим пониманием того, что человек представляет собой сложную биосоциальную систему, состоящую из нескольких взаимосвязанных частей, прежде всего природной (био - живой) и социальной, определяющих её строение, внутренние процессы, взаимосвязи, поведение и т.д. На стыке их формируется психическая подсистема, корни которой уходят в глубь обеих. Такая целостность обладает следующими свойствами: она живая, развивающаяся, разнородная, открытая, многоцелевая по потребностям, ограниченная, самоуправляемая и по-своему регулируемая по поведению, зависящая от внешнего окружения и нуждающаяся в нём для удовлетворения своих потребностей.  Очень непростая, как видим, целостность.

Не станем также оспаривать религиозные взгляды на человека, его происхождение и поведение. Даже наоборот. Согласимся, точнее отнесёмся к ним с уважением. Ведь общее у всех основных религий мира (христианство, ислам, индуизм, буддизм, иудаизм) - человек создан сознательным, более понимающим, чем всё остальное живое в природе. Способным поставить цели, просчитать и оценить свои шаги и даже их последствия. По крайней мере  - часть из них. Ведь даже если человека ведёт «рука господня», он может попасть под иное влияние, зайти не туда. Не об этом ли говорит нам библейская история Евы и Адама с яблоком в райском саду?

С таких общих положений посмотрим, что важно понимать о человеке, о нас хороших, с чем идём в будущее. Постараемся выделить и то, на что не обращается достаточно внимания. Ведь, исходя из этого, можно будет более обоснованно подходить к выбору направлений развития, организации управления обществом, выбору направлений развития самого человека и ко многому другому. Краткий анализ истории и причин развития многообразных потребностей человека и человеческого общества, возможностей и способов их удовлетворения (эти вопросы рассматривались автором в ряде  работ, опубликованных в разное время, недавно частично и на сайте ПрозаРу) позволяет выделить целый ряд таких ключевых пониманий. Они во многом известны, вопрос в другом - какие выводы из них можно сделать, какие увидеть плюсы и минусы, что способствует, что может создавать преграды и опасности для будущего успешного развития. Когда-то, опираясь из ряд из них, делал попытку обосновать концепцию качественного роста, обращал внимание на возможности и трудности на пути к её использованию, но ... Учёные и политики в подавляющем большинстве были нацелены, как и сегодня, на другое – рост, рост, рост. И что – и так без конца? Когда, всегда ли и какой рост нужен человечеству – но это уже другой вопрос. Над ним в мире тоже думают. Один из ответов можно найти в предложенном перечне пониманий о человеке и человеческом обществе и небольших пояснениях к ним.

          Полезные для настоящего и будущего понимания о человеке и человеческом
                обществе
                (с краткими пояснениями в примечаниях)

      Примечание. Из известных социологических и философских учений прошлого в перечне выделенных пониманий можно встретить похожие мысли, приводимые в работах древнегреческих философов, высказываниях Конфуция, Н. П. Дубинина, И. Канта (сущность человека, его двойственная природа), М. Вебера («понимающая социология», рационализм, ограничение свободы индивида), М. Хайдеггера, Х. Гадамера (учение о бытие, практическая разумность), Ф. Ницше, О. Шпенглера (философия жизни), М. Шелера (философская антропология), Ф. Энгельса (сущность человека), в трудах по философии глобальных проблем, рационализма и в других учениях о человеке и психологии его поведения.         

К числу таких основных пониманий автор относит следующие:

1. Понимание неизменности двойственной природы человека как живого природного (как животного) и социального (вынужденного жить коллективно, сообществами)  существа, проявляющей себя при  любой форме организации совместной жизни людей, на любом уровне общества и управления. Она определяет круг личных качеств, потребностей, естественных и социальных, индивидуальных и коллективных, направленность и психологию поведения отдельного человека, а также качества, потребности, направленность и психологию поведения любых человеческих сообществ, вплоть до международного сообщества в целом, и останется такой, пока существуют человек и человеческое общество. 

      Примечание.  Из многих сохраняющихся у человека  животных качеств, нежелательных для совместной жизни, важно обратить внимание на такие, как агрессия (лат. aggressio – нападение), насилие, эгоизм. Проявление агрессивности, как известно, можно нередко наблюдать уже у детей. Исследования последних лет показывают, что до 25 процентов женщин в западных странах подвергаются в семье насилию со стороны мужей или сожителей, но в полицию обращается менее 15 %. Не думаю, что в России картина иная. А ведь это тоже лицо «цивилизованного» (просвещённого, культурного) человека. Добавим, что семидесятилетнее «перевоспитание» человека в Советском Союзе (а это несколько поколений) не привело к исчезновению таких качеств: судите сами, например, по крутым событиям 90-х годов – у кого, у каких поколений они проявлялись? ... А на уровне политиков, руководителей государств? А войны, террор? Не пропал у людей и инстинкт самосохранения, борьбы за существование.

2. Понимание того, что как природные существа, как животные, люди рождаются неравными по своим физическим, физиологическим, психическим, умственным, в том числе – творческим, и другим качествам. что не может не оказывать влияния на круг их потребностей, положение и поведение в обществе и, наоборот, на отношение к ним общества и его поведение. Добиться равенства по таким качествам путём последующего развития, воспитания и тренировок в полной мере не удастся, так же, как и сформировать «идеального» человека опасным для человечества путём генетического вмешательства. Неравными по таким и другим сторонам, например, по территориям, ресурсам, в том числе человеческим и пр. были, есть и будут оставаться и различные объединения людей, вплоть до государств, По крайней мере, в обозримом будущем.

3. Понимание человека как существа любознательного, разумного, обучаемого, творческого, обладающего творческой энергией и способного рождать идеи, создавать и совершенствовать орудия труда, способы удовлетворения потребностей, а также организацию своей жизни, изменять в определённой мере среду своего обитания, стремящегося к тому, что лучше, как делать легче и лучше. Разумная поддержка и целенаправленность всестороннего развития, воспитания таких качеств, талантов ускоряет качественное развитие общество. 

      Примечание. Ум, разум, рассудок, интеллект (лат. intellectus – ум, рассудок, разум, способность мыслить) мы будем понимать как синонимы, как  способность мыслить (осознанно и неосознанно), выполнять различные мыслительные действия, лежащую в основе сознательной, разумной жизни.  Предложения видеть в них различия, например, между умом, разумом и интеллектом трудно назвать серьёзными. Прилагательные «разумные», или «умные» означают не просто выработанные умом, но и что-то взвешенное, обдуманное, согласованное с возможностями и условиями данного времени. По отношению к живому существу они означают его способность мыслить в той или иной степени, лучше или хуже. В любых случаях они несут в себе такую оценку со стороны как самого человека, так и других людей, общества. Необязательно совпадающую. От животного в поведении человека всегда есть разумное и неразумное. Добавим: то, что разумно в одних условиях, не обязательно будет таким же в других.
      (продолжение перечня см. в части 2)


Рецензии