Размышления о человеке с чем идём в будущее. Ч. 2

               Размышления о человеке: с чем идём в будущее 

                Часть 2. Продолжение

 4. Понимание возрастающего под влиянием развития науки и образования осознания человеком себя (равно – сообществами, народами, странами), своего положения в обществе и в мире как равноправной разумной личности, понимающей ограниченность свободы и возможностей для удовлетворения своих потребностей, свободы поведения в обществе, в окружающей среде, в мире.   

5. Понимание потребности и необходимости для общества продолжения формирования «человека культурного», более разумного и требовательного к себе, к условиям и способам жизнедеятельности, к своему положению, правам, обязанностям и ответственности в обществе, понимающего необходимость вносить свой вклад в его деятельность, в достижение его целей.

6. Понимание того, что с развитием общества удовлетворение основных потребностей человека в средствах и условиях существования всё больше осуществляется через общество, увеличивается  такая зависимость человека от него. Аналогичные процессы наблюдаются и в различных объединениях людей (в том числе среди государств): малые зависят от более крупных и т. д. Формы и течение таких процессов не исключают противоречий при неверно (неразумно) поставленных или не так понятых целях каждой из сторон и в способах их достижения.

     Примечание. Создание средств производства, способных обеспечить самостоятельное производство всех жизненных средств каждым членом сообщества или каждой семьей маловероятно.

7. Понимание порождаемой коллективным образом жизни человека  необходимости управления, поддержки и развития отвечающих разумным потребностям людей и их объединений разумных взаимоотношений, правил поведения в сообществах, в том числе – в мировом, возможности и необходимости «обуздания» проявления нежелательных (опасных) для сообщества (равно - всего человечества) природных (животных качеств  - агрессии, насилия, эгоизма и др.) и поощрения развития желательных качеств и форм поведения людей, особенно у будущих лидеров, руководителей объединений,  государств.

     Примечание. Из эгоизма отдельных лидеров или лиц, стремящихся к лидерству и власти, в силу их желания выделиться, перенести свои взгляды на общество и их восприятия многими людьми, в силу присущей им внушаемости, вырастают эгоизм наций, национализм, убеждённость в её избранности, превосходстве над другими нациями, теории господства одних над другими, оправдание права сильного, борьбы за существование нации, за жизненное пространство. В последнем можно видеть и преувеличенное сознанием  проявление инстинкта самосохранения.

 8. Понимание динамичности изменений, развития и усложнения социальных взаимоотношений, изменения форм объединения людей (от семьи до государства и союзов государств) и управления ими при увеличении численности населения, изменениях в идеологических и культурных ориентирах, в научных достижениях, в состоянии окружающей среды, в способах, целях и культуре производства, способах удовлетворения потребностей человека и общества.

9. Понимание ограниченности ресурсов, возрастания необходимости разумного отношения к окружающей среде, понимание того, что разумные социальные и другие ограничения в человеческих сообществах и в использовании окружающей природной среды направлены на защиту, обеспечение выживания, существования в будущем человека, его отдельных сообществ и всего человечества.

     Примечание. Ответ на вопрос, что среди них более важное, зависит от конкретных условий выбора решения и оценки его последствий и решается обычно в пользу большинства: права отдельного человека в таких случаях не могут стоять выше права общества.

10. Понимание необходимости определения общепринятых критериев разумности и их динамичности, введения и контроля разумных границ вмешательства в природу (включая естественную природу человека), соблюдения разумных ограничений в потребностях и в уровне их удовлетворения, соответствующих условиям сохранения и обеспечения дальнейшей разумной жизнедеятельности человека и человеческого общества, разумного ограничения экономического роста и развития других областей жизнедеятельности человека, роста численности населения Земли. 

11. Понимание важности и необходимости соглашений, договоров, норм, правил взаимоотношений как форм отражения разумных социальных и других ограничений, достижения согласия в объединениях людей любого уровня, их динамичности, необходимости разумного ограничения сосредоточения (концентрации) частной собственности в руках отдельных граждан или организаций, несущего опасности возникновения конфликтов, злоупотребления положением в обществе, властью.

     Примечание. Освоение человечеством всего земного шара, разделение его территорий между государствами также требует продолжения развития таких разумных договоренностей между ними, основанных на понимании «Мы  все – земляне!», принципах справедливости и равноправного участия в таких решениях, в определении способов разрешения межгосударственных конфликтов. ООН и её задачи – орган, необходимость появления, совершенствования и дальнейшего существования которого продиктована историческим развитием человечества как одной из форм разумного управления им в целом. Люди способны договариваться.

12. Понимание необходимости твёрдой демократической власти в государстве (шире – в союзах государств), границ её применения, периодической сменяемости и участия граждан в управлении обеспечением разумного развития целостной системы «человек - общество - среда» и её отдельных областей, проще – государства (союза государств) как такой целостности.

13. Понимание разумных потребностей, целей и стратегий развития системы «человек - общество - среда» как наиболее общих для человека, человеческих сообществ и человечества в целом, обеспечивающих их сохранение и развитие, а также разумное использование и сохранение природы Земли, необходимости согласования с такими общими целями и стратегиями частных потребностей, целей и стратегий развития различных областей жизнедеятельности человека, территорий и государств.

     Примечание. Такому пониманию в полной мере отвечает целостный воспроизводственный подход к развитию системы «человек - общество - среда» (территорий, страны и т. д.) и его перенацеленность на качественные показатели роста. Применение его в мировом масштабе умозрительно возможно в достаточно далёкой перспективе лишь при всеобщем осознании общности интересов, равноправия, выгоды для всех придерживаться разумных методов жизнедеятельности и природопользования, желании и воли к совместным действиям в таком направлении. Перечисленные выше понимания человека объясняют, почему и насколько это осуществимо. В частности, это предполагает отказ от господства приоритетов экономического роста, как главного критерия оценки и сравнения развития страны, выравнивание уровней жизни, отказ (или недопущение) от стремления отдельных наций к господству и т.д. Такие вопросы остаются и сегодня дискуссионными, поиски ответов на них породили немало философских, экономических и политических теорий, многие из которых названы утопическими.

14. Понимание того, что в развитии воспроизводственных социальных и экономических процессов, создаваемых человеком, не наблюдается действия таких объективных законов, как в природе, но имеют место закономерности, порождаемые его деятельностью.

          Примечание. Примеры таких закономерностей: рост численности населения ведет к усложнению социальных связей, увеличению уровней управления, ускорению исчерпания пригодных для жизни природных ресурсов; насыщение рынка товарами – к снижению цен и наоборот; технический прогресс – к высвобождению работников и т.д. Их последствия можно предвидеть, подготовиться к появлению, недопущению или уменьшению нежелательного влияния. Другими словами, управлять ими как и самими такими процессами.

15. Понимание  того, что развитие человечества в общем-то отражает многое из вышесказанного, движется в таком же направлении. Идёт по восходящей со многими взлётами и падениями.

     Примечание. Приведём лишь несколько примеров восходящего развития: рост благосостояния, здравоохранение, культуры, всеобщее образование, международное право, вотворение в жизнь ряда социалистических  идей, в том числе - расширение  и защита прав человека, создание ООН, Римского клуба, Давосского экономического форума, защита окружающей среды, малых народов и т. д. В будущем не исключается появление, например, чего-то подобного наднациональной партии мира или человечества, Хартии мирового развития, нацеленных на объединение человечества (как союза государств и народов) и ускорение осуществления идей разумного развития.

Если очень сжато и немножко по-научному о путях перехода к разумному качественному развитию, то можно сказать: системное понимание требует системных решений, внесения изменений в каждую составляющую такой системы. С точки зрения сегодняшнего дня, обострившегося противоборства ведущих государств мира за лидерство, ресурсы и принципы мироустройства, ведения безжалостных опустошительных войн, какими бы красивыми словами они не прикрывались, такое видение представляется достаточно идеализированным и встретит ожидаемое противодействие. Но ведь за ним перед человечеством стоит предложение задуматься о выборе – как будем жить дальше, не придём ли, не меняясь, к самоуничтожению или уничтожению значительной части человечества?

В заключение остаётся пожелать заинтересованному читателю также подумать над предложенным видением человека и всех нас вместе, понимая, что тема – дискуссионная и у каждого есть свободное право высказаться и предложить что-то своё.


Рецензии