Гипотезы образования фамилии маямсин
Гипотеза первая.
Это всего лишь версия, но очень романтичная.
Фамилию свою МАЯМСИНЫ получили много веков тому назад. Но начнем все по порядку.
Фамилия имеет тюркские корни и могла появиться лишь единожды. Это вытекает из её сложного фонетического звучания.
Исследования географии расселения её носителей приводят нас в степи ВОЛЖСКОЙ БУЛГАРИИ.
В XIII веке Волжская Булгария подверглась нашествию монгол. Первое сражение в 1223 году монголы проиграли, но пришли вновь и в 1236 году Волжская Булгария прекратила свое существование. Многие булгарские войны ушли к русским князьям на службу в города Владимир, Муром, Суздаль. Вот как об этом пишет русский историк С.М. Соловьев: «В 1236 году 300 000 татар под началом Батыя вошли в землю Болгарскую, сожгли славный город Великий, истребили всех жителей, опустошили всю землю: толпы болгар, избежавшие истребления и плена, явились в пределах русских и просили князя Юрия дать им здесь места для поселения. Юрий обрадовался и указал развести их по городам поволжским и другим».
Среди беглецов мог быть и наш предок. Исповедовавших ислам булгар нужно было крестить, дать им русские имена и клички-фамилии. Война с черными усами записывали «Черноусом», метко стреляющего из лука – «Лукьянчиковым», одноглазого – «Одноглазовым», война в овечьем тулупе – «Овчинниковым» и так далее. Дошла очередь до нашего предка… устали уже и поп, крестивший иноверцев, и княжеский писарь. Видят они вновь зашедшего булгарина типичной наружности, спрашивают его: «ну, а ты кто будешь?» Имели они ввиду его скрытые достоинства или недостатки, а тот растерялся, но гордо вещает им: «мая м син», дескать, я с ними, я один из них (так с тюркского языка переводится фамилия МАЯМСИН). Писарь был человек с юмором – так и записал в писцовой книге: Маямсин. С тех пор и носим мы эту немного хвастливую, но гордую фамилию.
Написание фамилии, датированное 1710 годом в городе Красноярске, наряду с другими фактами, позволило нам разработать второй вариант гипотезы образования фамилии. Приведенная ранее гипотеза носит романтический характер, она щекочет самолюбие её носителей, наполняет сердце гордостью, а голову значимостью своего рода.
Но жизнь прозаичнее, чем бы нам того хотелось.
Научная гипотеза образования фамилии.
Ниже я рассуждаю о том, как бы могла появиться фамилия наша на основании исторических документов и конкретных примеров из архивных материалов.
Начнем с того, что посмотрим: а что такое фамилия на Руси?
Новорождённым детям давали имена, православным, в основном, их заимствовали из греческого языка, которые были вписаны в святцы и носили они уменьшительно - ласкательную форму: Ивашка, Кузка, Федорка, Офонка, Гришка и т.д. Писались эти имена без мягкого знака. С этими Уменьшительно-ласкательными именами здоровенные, бородатые мужики доживали до самой старости. А если кто из них добивался в жизни общественного успеха, так начинали того звать уважительно с упоминанием отца, что стало называться отчеством. Выглядело это так: Ивашка Фёдоров сын, что означало – Ивашка сын Фёдора.
На Руси в 17 веке использовали церковно-славянскую скоропись, в которой буквы пропускались, переносились в верхний регистр, то есть писались сверху над буквами первого ряда, заменялись символами, имели множественное начертание, например, буква «м» могла писаться в верхнем регистре и иметь форму волнистой линии или же простой черты. Буква «я» в одном и том же тексте могла писаться по-разному.
Но вернёмся к отчествам. В архивной переписи1656 года города Тетюш мне попалась запись: «Вдова Фёдора боярина Михаила ПетровИЧа Пронского. То есть знатные люди уже тогда писались по отчеству с использованием суффикса «ИЧ».
Имена и отчества – это только часть общей идентификации человека. Многим народ присваивал клички-прозвища, которые, как правило, более полно отображали сущность человека этим прозвищем нареченным. Например, в тех же переписях 1656 года: «полонянин Гришка Яковлев прозвище Тумаков». Здесь мы видим элемент сокращения скорописной записи – слово «сын» Якова пропущено, что очень часто встречается. А так же видим появление «третьего» имени - Тумаков. Очевидно, парень Гришка сын Якова то ли получал, то ли раздавал всем тумаки. В последствие этот Гришка так и стал Тумаковым. Есть в этих переписях и экзотические прозвища: Стучибрюх, Ряпчик. Были прозвища с неясными нам сегодня прозвищами: Девелев, Божанко. Встречаются персонажи с двумя «третьими» именами - «Ивашко Иванов сын Пастухов Мухловцев он же». Здесь человек уже имел фамилию, полученную, скорее всего, еще его отцом Иваном, который был пастухом, за что и стал Пастуховым. А вот его сын Ивашко по своей натуре был порядочным плутом, за что и получил прозвище «мухловцев».
Вернёмся к нашим Маямсиным.
Как мы видим, фамилия состоит из двух явных частей: «Маям» и «Сын». Изучая переписи XVII века, я пришел к выводу, что фамилия Маямсин произошла в процессе стилизации слова «сын» в суффикс «син» в силу скорописи и нечёткости прописывания буквы «ы», которая, порой, вообще исчезала из написания, а буква «н» уходила в верхний регистр.
В той же переписи 1656 года по городу Тетюш имеются две записи, которые могут пролить свет на нашу фамилию.
Наиболее интересная запись: «Стрелец Архипко Леонтьев Сын Малаев Сын». Здесь видим, что Архипко сын Леонтия имеет «третье» имя, очевидно, по имени деда Малая. Отец Архипки носил отчество по отцу «Малаев сын», а сам Архипко имел уже два отчества – Леонтьев сын (по отцу) и Малаев сын (по деду). Эта запись интересна еще и тем, что здесь прослеживается трансформация лиц татарской национальности в православную веру – Мамай это татарское имя.
Вторая запись показывает нам, как «слово» сын заместилось суффиксом «син»: «полонянин Ондрюшко Васильев сын БарбаСИН». Здесь Ондрюшка сын Василия и внук деда-татарина по прозвищу «Барба».
Перепись города Тешюш – это та перепись, где появилась (могла появиться) наша фамилия. Методологический прием замены слова «сын» на суффикс «син»: скорее всего, был какой-то «полонянин» татарско-булгарского происхождения по кличке Маям, который родил сына, которого стали величать по отчеству Маямов сын, а к внуку уже «приклеилось» дедовское имя МаямСын, то есть Маямсин.
Весной 2019 года я получил оригинал переписи города Красноярска за 1710 год. В этой переписи имеется запись фамилии Маямсин. Эта запись подтвердила мою научную гипотезу происхождения фамилии. Запись кроме исторического, имеют лингвистическое значение. В 1710 году фамилия имела вид «МаямЪсинЪ». Буква «Ъ» ставилась в конце слова, оканчивающегося на согласную букву. В середине слова, (в церковной скорописи слова писались слитно, а в середине слова мог появиться интервал) буква «Ъ» писалась в качестве обозначения окончания слова. Так что, имеем одно слово «МаямЪ» и второе слово «СинЪ». А мы уже видели, как слово «Сын» становится суффиксом «Син».
Вывод: Фамилия Маямсин, скорее всего, появилась в городе Тетюш или его окрестностях, когда потомок волжских булгар татарин по прозвищу Маям попал в плен к русским стрельцам и, приняв их веру, получил русское имя и отчество (в первом поколении) Маям Сын, а во втором поколении фамилию («третье» имя ) Маямсин. С этим «третьим» именем появился МаямЪСинЪ и Красноярском остроге на реке Енисей.
По этой же методологии появились на Руси фамилии: Мусин, Карасин, Вараксин, Алисин, Басин, Русин, Есин, Завесин, Красин, Осин, Рясин, Струсин, Чурсин, Карамзин и др.
Есть еще одна версия происхождения фамилии – третья как я её называю бытовая, потому что самая реальная из всех предложенных мною версий.
После взятия Казани Иваном Грозным в 1552 году, смирившись с положением дел, татары стали осваиваться в новых условия – принимать православие, признавать новые порядки, получать положенные новокрещённым льготы: пахотные земли, рыбный лов, продвижение по службе и другие льготы предусмотренные новым гражданам России, осваивать русский язык. Часто крестились и шли в служилые люди те иноверцы, которые и прежде владели пахотными землями и покосами.
Не знаю, как его звали, но татарин с плохим русским языком пришел крестит и записывать своего вновь рожденного сына в православный храм –имя дали как и положено русское, к примеру, - Иван, а вот отчество давали по имени отца, спросили - как зовут самого отца: -«чей сын?», ответ на плохом русском: -«мая сын!» или на смеси татарского и плохого русского: - «мая-м сын». Здесь буква «М» прозвучала как аффикс принадлежности из татарского языка. И получил наш новорожденный отчество –«маямсин», а впоследствии уже его сын, к примеру, Василий -получил отчество отца получил как фамилию по имени деда: Василий Иванов сын Маям Сын (Маямсин) или как это было записано в городе Красноярске в 1710 году «МаямЪ СинЪ».
Читатель может выбрать любую из предложенных версий или составить свою. Абсолютной истины в этом вопросе быть не может.
Свидетельство о публикации №224011700804