Паломничество в страну Востока. Часть первая

17.  01  .  2024
  Анализ  книги  Германа  Гессе 
«  Паломничество  в  страну  Востока  .  « 
Эпиграф    : 
Одна  из  задач  литературы  -
зримое  воплощение  и  осмысление  потаённых  бездн  .
Герман  Гессе  .
 
Часть  первая  .

В  1930  году  ,   когда  Герман  Гессе  писал 
«  Паломничество  в  страну  Востока  «  ,  он  думал 
о  книге  , Которая  явилась  завершением  его творческого  пути  -  об  «  Игре  в  Бисер  « .
Таким  образом  рассматриваемая  книга  написана  как  прелюдия  к  главной  книге  писателя  ,  к  которой  он  шёл  всю  жизнь  .   Само  название  книги 
  « Паломничество  в  страну  Востока «                -  авторская  аллюзия  на  Мундаку  - упанишаду  .
Которая  состояла    из  64  мантр  и  имела  одно  предназначение  -   обучение  знанию  о  Брахмане  .  В  ней  утверждается  , а не повествуется   то  ,  что творец  Вселенной  -  Брахма .  Утверждается  также  ,  что 
знание  Брахма  поведал  своему  сыну  -  то есть сыну  творца  вселенной -   Атзарве  .
Единственно  , что  знаем  о  сыне  творца  -  имя  .
Которое  более  не  упоминается  .
Сын творца  Вселенной  Атзавра  и  это единственное  его  деяние  -  передал  знание  о  Брахмане  некоему  Ангирасу  .
Ангирас  передал  знание  о  Брахмане  Шаунаке  -  домохозяину  ,  то  есть  не  ставшему  после  того  , как  побывал  домохозяином  - отшельником  .  То  есть не прошёл естественный  путь  домохозяина  -  отшельничество  .
Сама  Упанишада  представляет  собой  диалог  между  Ангирасом  , о котором  вообще  ничего  не  знаем  , не  знаем ,  каким  образом  он  имел  тесные  отношения  с  сыном  творца  Вселенной  .  То есть о  нём  и  сыне  творца  Вселенной  не  знаем  ничего  .
Но  разговор  о  Брахмане  ведут  неведомые  нам  по  их   поступкам  Ангирас  и  Шаунака  .
Ангирас  говорит  Шаунаке  :  «  Брахман  возник  первым  из  богов  (  то есть  не  родился  , а  возник  - из ничего  !?? )
  Ангирас  продолжает  :  «  Брахман  -  творец  всего  ,  хранитель мира  «  .
Нет  истории  о  битве  богов  , как в  греческой  мифологии .
Нет  сексуальных  скандалов  , как  у  Зевса  ,  в процессе  взаимоотношений  с  богами  и  людьми  .
Но  Брахман  - первое  ,   что сделал , ( о  других  богах  даже  не  упоминается  более   )   -  передал  своему  Старшему  сыну  (  есть и младшие  сыновья  , но  о  них тоже  не  упоминается  )  - передал  знание  о Брахмане  ,  которое  Шаунака  , великий  домохозяин  ,  передаёт  далее  .
Как  утверждение  ,  которое  не  имеет в основании  ничего .
Таинственный  НОЛЬ  , понятие  о котором  возникло  именно  в  Индии  .  Но знание  о  Брахмане  ,  о котором  мы  узнаём  из сомнительного источника  ,  тем  не менее  полагается  как  основа  всех  знаний  .
Знание  , которое  вещает  великий  домохозяин  Шаунака  .
Знания  ,   над которыми полагается  медитировать .
То есть погружаться  в  таинственное  НИЧТО .
А  вот  и  знание  :   есть  низшее  .
Это  Ригведа  , Яджурведа  , Самаведа  ,  Атхарведа  .
То есть  знание  произношения  ,  обрядов  , грамматики  , толкования  слов  , метрики  , науки  о светилах  .
Высшее  же  знание  -  то  , которое  постигает  непреходящее  :  что невидимо  , не  имеет  рода  , безцветно ,  без  глаз и  ушей  , без рук  и ног  , вечное  , всепроникающее  ,  тончайшее  ,  то  непреходящее  ,  в  котором  мудрые  видят  источник  существ  .  «  Несомненно  то  ,  что  Шаунака  -  образчик  мудрости  ,  раз  услышал  через    «  два  рукопожатия  «  самого  Брахмана  .
О  проявлениях  же  своей  мудрости  Шаунака  мудро  умалчивает  .    Но  об   составляющих  мудрости  мудреца  -  брахмана  говорит  :  «  … рассмотрев  миры  ,  приобретённые  ДЕЙСТВИЯМИ  (  !  )  ,  пусть  брахман  достигнет  безразличия  -  не  бывает  несотворённого  благодаря  сотворённому … «  Действия  -  может  быть    то  ,  чтобы  мудрец  -  брахман  «  пусть правдиво  передаст  то  знание  Брахмана  , благодаря  которому  знают  неуничтожимого  пурушу  -  истину  . «
Истина  - личность  :  «  ибо  пуруша  -  божественный  , бестелесный  …  Огонь  -  его  голова  …  он  -  атман  всех  существ  …  «  Каким  же  образом  он  порождает  всех  существ  :  « Мужчина  изливает  семя  в женщину  -  так  многочисленные  творения  рождаются  от  пуруши  …  от  него происходят  ричи  , саманы  ,  яджусы  ,  обряды  посвящения  и  все  жертвоприношения  ,  церемонии  и  все  дары  жрецам  …  от  него  рождаются  многочисленные  боги  ,  садхьи  , люди  ,  скот  , птицы  …  7  дыханий  исходят  от  него  ,  7  огней  ,  топливо  ,  7  возлияний  ,  7  этих  миров  ,
в  которых  движутся  дыхания  ,  сокрытые  по  7  в  тайнике  (  сердца  )…  «  А  человек  «  …  пранава  - лук  ,  стрела  -  Атман  ,  Брахманом  зовут  эту  цель  …   пусть  человек  соединится    с этим  Брахманом  ,  как  стрела с  целью . »
Полёт в Ничто  . Каким  образом  ?  «  «  Аум  «  -  так  размышляйте  об  Атмане  …  »  Атман  - человек  , соединяющийся  с  Брахманом  . Каким  образом  ?
«…  да  будет  вам  счастье  в  переправе  на  тот  берег  тьмы  ! …»  -  вот  весь  смысл  книги   «  Мундака   Упанишада  «   и   книги  «  Сиддхартха  . »
Вот  смысл  путешествия  в  страну  Востока  -
в  переправе  на  тот  берег  тьмы  .
Кто  же  перевозчик    ?  Кроме  Шаунаки  , Великого  Домохозяина  ,  один  из  немногих  -   Герман  Гессе  .
Психопомп  , помогающий  душе  перебраться  на  берег  тьмы  .  Берег  тьмы  и  есть  владения  Брахмана  .
Гессе  утверждается  в   роли перевозчика  на  берег  тьмы    в  своих  произведениях .
Это  и   путь  Гёте  - с   появлением  «  Страданий  молодого  Вертера  «  направляющий  молодые  , неокрепшие  души  совершить  свой  спонтанный  выбор  -  прыжок  в  темноту  .  самоубийственный  .  Волна  самоубийств  прошла  по всему  миру  тогда   .   Психопомпы  -  культовые  авторы  .
Деятели  культуры  .    В  числе  которых  Герман  Гессе   ,  который  все  свои  духовные  силы  ,  а  их  у него  немало  , так  как  предки  его  стяжали  духовность  в   своих сердцах , а  он  собирал -    ради  выявления  смысла  культуры    -  культового  явления   .
 Этим  порывом  начинается  последний  период  творчества  Гессе  .  Жалоба  непонятого  романтического  юноши  ,   с  чего  он  начинает  своё  протестное  движение  ,  то есть   с  побега  из семинарии  , из  своей  семьи  с  её  устоями  ,  навсегда  умолкает  .
Её  сменяет  бодрость  классической  музыки  .
Музыка  - духовное  явление  ,  имеющая  своим  источником  как  энергию  света  , так  и  энергию  тьмы  , ведущая  поэтому  в  разные  миры  .
Музыка  порождает в сердце  неведомые  ранее  человеку  смыслы  . Герман  Гессе  знает  об  этом  .
И внимательно вслушивается в  звуки  музыки  . Он  пишет :
«  Будь  то  грация  менуэта  у  Генделя  …»
А  я    слушаю  этот  менуэт  в  исполнении  квартета  имени  Бородина   - выверенный  классический  образец   с  партией  клавесина  ; и   в  исполнении  девочки  на  фортепиано  , слыша  в  этом  исполнении  грацию и  хрупкость танцующих  фарфоровых  кукол  .
Чтобы  понять  книгу  « Паломничество  в страну                Востока «  ,  необходимо  слушать   музыку  , которую слушал  Гессе  , непременно  .  Это  -  часть игры в бисер .
«  .. или  Куперена …  «  ,  - продолжает  Гессе  .
У  Куперена  4  пьесы  для  клавира  :
Тростники  , Любимая  ,  Пассакалья  , Жига  .
«… или  сублимированная  до  нежного  жеста  чувственность  ,  как  у  многих  итальянцев  или   у  Моцарта  , или  тихая  , сосредоточенная  готовность                к  смерти  , как   у  Баха  ,  -  это  неизменно  некое  противление  ,  некая  неустрашимость  , некое  рыцарство  ,  и  во  всём  этом  отзвук  человеческого  смеха  ,  бессмертной  ясности . »    Так  пишет  Герман  Гессе  в  « Игре  в  Бисер . »
  Так  оправдались слова  « Моцарт  ждал  меня  «  ( где  ? )
Эти  слова  замыкают  несомненное   безумство 
«  Степного  волка  . «  И  вступлением  к  этому 
«  моцартианскому  «  периоду    является  книга 
«  Паломничество  в страну  Востока  « .
Написана  в  1932  году  - несомненно  что  безумном  для  Германии  ,  и  не  только  для  Германии  .
В  книге  «  Паломничество  в страну  Востока  «    несомненно  присутствует  одухотворённость  образной  системы  .  Смыслы  в  этой  книге  необходимо  выявлять читателю  . Это  - труд читателя  .
Понимая  это  , я  выявляю  эти  смыслы , как  могу   .
Читая  далее  ,  можно вспомнить  классическую    «  Вальпургиеву  ночь  «    во второй  части  « Фауста  «  Гёте  . Где  Мефистофель   провозглашает  своё  свойство  :
« … мне  чужда  весна  , во мне  зима  царит  :
Мне  надо  ,  чтоб  снег  , мороз  был  на  пути  моём  … »
  А  Фауст  ,  и  с ним  Гессе  не  слышит  этих  слов  .
Они  грезят  о неведомом  востоке  , востоке  из  их  снов :
« …  в  область  сна вошли  мы  ,  словно в очарованные  страны  .  «   .  Мефистофель  по своему  честен      и не  скрывает  того  ,  что  есть  на  самом  деле  :
« …  ужель  на  праздник  досточтимый  Маммон  дворца    б  не осветил  ? …  «  И  Гёте  без  обиняков    описывает  происходящее  в  « свете  «  ,  даруемом  Маммоном  :
«  …  в  давке    одна  из  ведьм  ранит  другую  и  убивает  младенца  в  её  утробе  …  « 
  А  колдун  ,  эволюционировавший  у  Гессе  в  волшебника  Клингзора  ,  за  образом  которого  виден настоящий  Гессе ,  резюмирует  на  свой  лад происходящее  :
« …  где  зло  , там  женщина  идёт  на  тысячу   шагов  вперёд  …  «    Такой  вот вполне  мужской  шовинизм  . Мефистофель же  ощущает  на  этом  балу  сатаны  себя  востребованным  :
«  …  копыту  здесь  большая  честь  …  «
 И  поясняет  Фаусту  ,  находящемся в сомнабулическом  сне  свою  и  его роли  :  «  …  ты  будешь  женихом  , я  сватом  буду  …  «  Старуха  , встреченная  на  этом  балу  , та  же   может  быть  Маргарита , если  бы  её  развитие  пошло  бы  дальше   ,  уже  ощутившая  толк  с помощью   сатанинских   сил  в  сексуальных  играх  ,  заявляет       и  Мефистофелю  ,        и  Фаусту  вместе  с ним  :
«… дупло  охотно я  отдам  ,  когда  оно  не  страшно вам  .»
Наставница  в  сексуальных  игрищах  .
К  которым  сам  Гессе  пристрастился  .
  Церковь  Христова  вышла  на  улицы  и  площади  ,  и  сатанинское  сборище  также  .
И  вышли  «  в  народ  «   и  жрецы  -   колдуны  ,  и  священные  проститутки и проституты  -  из своих капищ .
Храм  был разрушен    в  70  году  нашей  эры  .
Во  время  жертвоприношений  залитый  кровью                овнов  ,    и  быков  ,   и  голубей  .  До  разрушения  .
Иудеи  , потеряв  священное  пространство  ,   приобрели  взамен   священное  пространство  времени -  субботу  .
Жертв  уже  не  приносилось  .
Каждая  синагога  в  субботу  ждала  постройки 
Третьего  Храма  .
Поскольку   вместо   Второго   Храма    был построен  Колизей  в  Риме -    на  сокровища  разрушенного  Храма   .
Залитый  кровью  гладиаторов  до конских  узд  ,
как в  Апокалипсисе  . 
Жертвоприношение  сатанинского сборища  .
 
А  первое  упоминание  о  Фаусте  -  1507  год  .
Время  , предваряющее  Реформацию  .
Потому  в народных  сказаниях  Лютер  выступает иногда  как  заключивший  сделку с  дьяволом  .
Гёте  несомненно  что  знал  о таких  сказаниях  .
По  первой  же  легенде  Фауст  учился  в Кракове  .
Кракове  ,  городе  воронов  ,  по мнению  некоторых .
Легенда  о  Фаусте  продолжается  и после  Гёте  .
Гектор  Берлиоз  , писавший    «  Осуждение  Фауста  «     долго  -  с  1827  по  1846 годы  , вносит  свою  страницу  в  вечную книгу  о  Фаусте  : 
«  Для  Фауста  нет спасения  ни  на  земле  ,  ни  на  небе  , смерть  Маргариты  не  приносит  ему  искупления  …  «   как  у  Гёте  ,  у  которого  Маргарита  как  образ  вечной  ипостаси  Демиурга  - Софии    (  гностиков   )  приносит   спасение  Фаусту  ,  как  образу  человека  .
Берлиоз  ,   у  которого  в  конце  его произведения  -  скачка  Фауста  и  Мефистофеля  на  чёрных  дьявольских  конях  в адскую  бездну  как  позже  в     « Мастере  и  Маргарите  «  Михаила  Булгакова  . Но  у  Булгакова  Маргарита  как  вечная  Женственность  несётся  с  Мастером  неизвестно  куда  .    А  Берлиоз     у  Булгакова  гибнет  ,  как   фаустианский  человек  ,   у  него  . 
То есть  Фауст  осмысляется  многажды  .
 Место  же  действия  в  «  Паломничестве  в  страну  Востока  «  ,  по словам  Гессе : 
 «  не  страна  или  некое  географическое  понятие  ,                но  родина  души  и  её  молодость  ,  то  , что  повсюду                и  нигде  , тождество  всех  времён  .  « 
Гессе  как  и  Фауст  повержен  в сомнабулический  сон .
И  видит сны  .  А  Мефистофель  , или  Демиан  рядом  .
Они  циничны  и упиваются  наивностью  человека  .
Как  амброзией  , дающей  им  вечную  молодость  .
Они  то понимают  ,  что человек  , ведомый  своим  демоном  ,  и  как  следствие  -    своим  двуединством  , выходит  за  пределы  промежуточной  стадии  и  попадает в глухую  неизвестность  ,  где  нет проторенных  путей  и надёжного  прикрытия  ,  где  нет спасительных  заповедей  ,  которые  приходят  на  помощь  человеку  в  минуту  ,  когда  у него возникает  беспощадный  и разрушительный  конфликт          с долгом  .   Падает в тьму  размытия  нравственных  постулатов  ,  где  получает  энергию разрушения  своей  личности  - атомный  взрыв  в своём  сердце  ,  к  которому  стекаются  силы  , питающиеся  распадом  человеческой  личности  .  И  тогда  вступают  в  договор  с  дьяволом  .
Полагаясь  на  то  ,  что  дьявол  за  свои  тысячелетия    в  видимом  мире   может  быть обманут  человеком  со   своим  младенческим  пафосом  .
И  Фауст  как  образ  , и  сам  Гёте  , и  Гессе  -
 вечный  Сизиф  , обречённый  на вечное  же  движение  ,  напрасное  , но  дающее  энергию  дьявольской  рати  ,  как  вечный  двигатель  .
   Гессе  рассуждает :
«  Мнение  ,  что поэзия  и  мысль  - почти  одно  и  то  же  и  что  задача  художественной  литературы  состоит  в  выражении  воззрений  на  мир  , есть  заблуждение  .
Абстрактная  мысль  поэту  опасна  ,  и даже  крайне  опасна  ,  так  как  присущая  ей  логичность  отрицает    и  убивает  художественное творчество  .
Ведь самые  прекрасные  и  волнующие  творения  литературы  всех времён  - именно  те  , в  которых  философское  спокойствие  делает незамутнённым  ,  бесстрастным  взор  художника  ,  и  он  , оставив  в  стороне  ценностные  суждения  и  философские  вопросы  , предаётся  чистому  созерцанию  « .  Устремляя свой  взгляд  на  Восток  .  Взгляд  на  Восток  со страниц  Упанишад  .
Восток  , обладающий  магической  притягательностью  ,    для  Запада  всегда  был полон  тайн и  загадок  .
Отношения  двух миров  выразил  английский  писатель    и  поэт  Редъярд  Киплинг  ,  открыв  мир  Востока       и человека  Востока в  «  Маугли  «  ,  выразил  в  своей    «  Балладе  о  Востоке  и  Западе « :
О  , Запад  есть Запад  ,  Восток  есть  Восток  ,
И  с  мест  они  не  сойдут  ,
Пока  не  предстанет  Небо с  Землёй 
На  Страшный  Господень  Суд  .
Но  нет  Востока  и Запада  нет  ,  что племя  ,  родина  ,  род ,   Если  сильный  с  сильным  лицом  к  лицу 
У  края  земли  встаёт  …
Так   пишет  Киплинг  ,  который  пишет и   о  долге  европейского  человека  .
Сильного  . Но  и  у  Востока  есть  сила  .
  И    Герман  Гессе  обращался  к  теме  Востока  и   Запада  ,  их  влияния  друг  на  друга  как  борьбу  Сильных .
Как  во  время  Страшного  Суда  .
Как  во время  Крестовых  походов  .
И  Герман  Гессе  , ощущающий  себя  тевтонским  рыцарем ,  направляющимся  на  Восток в  поисках  Грааля  .
Рыцарь  в  рядах  Ордена  .
И  разве  культура  не  сражается  в  поисках  бессмертия  ?
Запад  со своей  логической  системой  договорных отношений  с  богами  смерти  , идёт  на  Восток  в  поисках  Чуда  , невозможного  на  Западе  .
Орден  ,  счастьем  принадлежности  к  которому  и  счастьем   быть  участником  паломничества  на  Восток делится  с  нами  Гессе   , он  описывает    в  книге  паломников    .  «  Чтобы  пережить великое  «  ,  -  добавляет  он  .
Чтобы  описать  поход  Ордена  , Гессе  обращается  к  дням 
«  Гюона  .  » После  которого , по  его словам  ,   уже  не  предпринимались  походы  , в  котором  участвует  и  сам  Гессе  .  Гюон  Бордосский  -  герой  старофранзузского  героического  эпоса  13  века  .  В  котором  император  посылает  Гюона  на  Восток  - в  Вавилон  . 
По  дороге  Гюон  попадает  в  волшебную  страну  Оберона  -  короля  фей  и  эльфов  .  Оберон  , или  , иначе  говоря  ,  Альберих  - гном  ,  хранитель  сокровища  нибелунгов  .
Чародей  , брат  Меровея  , основателя  рода  Меровингов  .
В  книге  о  Гюоне  Бордосском  он представлен  карликом  необычайной  красоты  , сыном  Юлия  Цезаря  и  феи  Морганы  .  Оберон  даёт  Гюону  чудесный  рог  , по  звуку  которого  приходит ему  на  помощь  .
Император  - конечно  же  Карл Великий  .
Который  упоминается  в  упоминаемой  Гессе  поэме  начала  16  века  -  поэме  о  Неистовом  Роланде  .
Эта  поэма  возникает  в  одно время  с  легендой  о  Фаусте .
 Но Фауст  не  идёт на  Восток  .
А  идёт  Неистовый  Роланд  , рыцарь  императора  Карла  Великого  ,  при  дворе  которого  ,  как  и  при  дворе  короля  Артура  происходят многие  чудеса  .
  Неистовый  Роланд  , «   сражающийся  с  мусульманами  ,  исполин  огромной  силы  , способный  голыми  руками  разорвать  быка  … способный  от  любви  потерять рассудок  … « Влюблённый  в  то  же  время  в  китайскую  принцессу  Анджелику  .  Анджелика  и  Неистовый  Роланд  - гремучая  смесь  .  Восток  и  Запад   встретились  .
Но  познания  о  Неистовом  Роланде  не  остужают  Гессе  .
Гессе  , руки  которого  , по его  словам  , «  связаны  обетом  данным  Ордену  …  «  , мифическому  , создающемуся  самим  Гессе  на  страницах  книги  о  путешествии  на  Восток  .
  Но  тем  не  менее  Гессе  утверждает  ,  что  «  никакие  блага  и угрозы  мира  не  заставят меня  нарушить обет  .
Напротив  , если  бы  я  сегодня  или  завтра  предстал  перед военным  трибуналом  и  меня  поставили  бы  перед выбором  :  быть убитым  или  выдать   тайну  Ордена  -  о  ,  с  какой  пылкой  радостью  я    скрепил  бы  свой  обет  Ордену  смертью  ! « После  такого пафоса      стойкого  оловянного  солдатика  Гессе  делает попутные  заметки    о  тех  , кто производил  впечатление  находящихся  в братстве  Ордена ,  которые  предпринимали  путешествия  к  земле  Востока  .
«  Но  все  ( !  )  авторы  не  имеют  ни малейшего  отношения  ни  к Ордену  , ни  к  нашему  путешествию  к  земле  Востока  ,  в  лучшем  случае  -  больше  не  имеют  . »   
  То есть  они    -  не  мы  .  Может  быть  потому  что не  согласны  умереть за  Орден .  Гессе  не  поясняет  .
А  только  едко описывает  их  , как  бы  видя  их перед собой  :
«  …так  ,  проповедники  мелких  пиетистких  сект 
(  к  которым  принадлежали  и  его  родители  ,  и  родители  его родителей  )  не  имеют  отношения  к  Святой  Земле  , апостолам  и  Святому  Духу  ,  на  особую  благодать  и  участие  которых  они  ссылаются  …  « 
Немилостивый  судья  ,  этот  Герман  Гессе  .
Говорит так  , как  будто  сам  он  имеет  отношение                «  к  Святой  Земле  , апостолам   и  Святому  Духу  «  .
В  свой  Орден  он категорически  не  допускает   пиетистов .
И  графа  Кайзерлинга  ,  и  Оссендовского , даже  если  они  и  побывали  в  описанных  ими  краях  (  да  , он  саркастичен  ,  этот Герман  Гессе  , побойся  попасть  на  его  язычок  ! )
Потому  что  они  не  прорывались  в  отличии  от членов  ордена  «  в  область  героического  и  магического  «  .
И  отмечает  своё  наблюдение  над временем  , в  котором  он пребывал  : 
«  тогда  , вскоре  после  мировой  войны  , специально                к  размышлению  побеждённых  народов  , воцарилось  удивительное  состояние  нереальности  , готовности                к  сверхъестественному  ,  хотя  в  действительности  люди  преодолевали  границы  и проникали  в   царство  грядущей  психократии  крайне  редко …  «
Это  предложение  нуждается  в  том  , чтобы  его  прочесть  несколько  раз  .  Игра  со смыслами  :  состояние  нереальности  у  побеждённых  народов специально  для  их размышления  -    после  первой  мировой  войны  ?  готовность  к  сверхъестественному  ?
Но  это  не  в  действительности  .
В  действительности :  преодоление  границ  людьми  ,
Чтобы  проникнуть  в  царство    (  ! ?  )  грядущей  ( !  ? )
психократии  (  ! ? )  крайне  редко   .
То есть  до войны  границы  были  для  всех  .
Но немногими  были  границы  преодолены  .
  Поговорим  о психократии  ,  в  частности  ,  чтобы  одолеть  понимание  вышеприведённой  фразы .
О ней  говорил     представитель  космизма  ,  учитель  Циолковского  , Николай  Фёдоров  - незаконный  сын  князя  Гагарина  (  вот  он  - первый  Гагарин  !  без него  бы  не  состоялся  бы  полёт  Юрия  Гагарина )  .
Николай  Фёдоров  далеко превзошёл  славянофилов  в  своём  неприятии  Запада  и  считал  Запад  царством  ренегатов  сыновьего  дела  . Поскольку  его великой  идеей  было  восрешение  сынами  отцов  .  А  Запад  ненавидел  отцов  , по его мнению  .  Считая  то  ,  что  на  Западе  - марксисткая  материократия  ( Фёдоров жил  в  19  веке  )  ,  противопоставляя   ей  психократию  русского  Востока  .
Заменяя идеи  спасения  идеей  военного  общества  по  типу  психократии  .  Потому  что  христианскую идею  личного спасения  считал противоположной  делу  всеобщего спасения  и  потому  безнравственной  .
Это  русский народный  взгляд на  спасение  в  19  веке  .
Он считал  , что  изменение  человека  и  психократия  позволят  расширить  сферу воздействия  человека  и распространить  её  на  космос  . И  , подчиняясь  психократии  , Земля  примет  часть воскресших  , остальные  поселятся  на  других планетах  .
«  И  на  Марсе  будут  яблони  цвести  «  - его идея  .
Подчиняясь психократии  -  что имел в  виду  Фёдоров  ?
Он считал  психократию  идеальным  режимом   ,  при  котором  «   каждый  будет  исполнять свой  долг  , вполне  сознавая  задачи  , которые  стоят перед ним  . «
При  этой  «  психократии  «  - « особой  миссией  научной  деятельности  будет  изучение  слепых  и  смертоносных  сил  природы  с  целью  их  превращения  в  силы  жизнедеятельные .  Вся  общественная  работа  будет  связываться  с  изучением  определённого  района  мира  .  Когда  человечество  научится  управлять  силами  природы  и таким  образом  покончит  с  голодом  и  удовлетворит  свои  другие  потребности  ,  оно  ,  по мнению  Фёдорова  , тем  самым  покончит  и  с  источниками  человеческой  вражды  .  Человечество  сосредоточит  все  свои  силы  на  общей  задаче  по  управлению  природой  на  земном  шаре  и  даже  в  пределах  всей  вселенной  . Но  в  то  же  время      Фёдоров  говорит  о  необходимости  сохранения  армий  при  будущем  идеальном строе  не  для  взаимного  истребления  ,  а  для  выполнения  общих  задач  по  управлению  силами  природы  .
Но  всё  это  говорил  Фёдоров  до первой  мировой   войны  .
И  потому  бы  не мог , по  Гессе  ,  преодолеть  границы  царства  психократии .
Грядущего  .  В  будущем  только  Борис  Акунин  говорит  о  психократии  и  считает  психократию  управлением  мыслями и поступками  другого  человека  , но  не  царством    .  Может  быть  преодолевшие  границы  грядущего  царства  психократии  и есть  находящиеся  в  том  Ордене  ,  о  котором  писал  Герман  Гессе 
Сам  же  Герман  Гессе  , не  думаю  , чтобы  читал  труды  Николая  Фёдорова  ,  но  может быть и  читал  об его идеях  у  Толстого  или  Достоевского  .
Но  всё  же  границы   царства  психократии-  он считал  что  доступны  немногим  , хотя  это  царство  он назвал  грядущим  .  Может  быть  он  говорил  о  том  , что психика  человека  так  тонка  , что поддаётся  влиянию  тех сил  , которые  влияли  на  психику  находящихся  в  Германии  .
Или  о  влиянии  идей  Фрейда  и  Юнга  .
Психика  человека  оказалась  тонка  и пластична  .
Очень красноречив  бывший  военный  политрук  в  России :
« …  в  церкви  беспорядок  , мы  поставлены  навести порядок …  когда  я  был политруком  , то  изучал  системы  управления  и манипуляций  людьми  ,  в  том  числе   с  помощью  психики  и гипноза  и многое  умею  ,  но  когда  стал священником  ,  то  открылись  БЕСКРАЙНИЕ  возможности  в  управлении  ,  потому  что есть  исповедь  и послушание  , управлять стало  намного  легче  …  «
Он  откровенен  со студентами  семинарии  ,  открывая  законы  психократии  - управления  людьми  .
Никогда  ещё  люди  так  умело  не  были  атакованы  рекламой  , политиками  …  Психократов  тьмы  и тьмы  ,  иначе  говоря  .  Может  быть  это предвидел  Гессе  .
Кроме  того  , он сам  себя  называет  психологом  .
Психократия  информативного  потока  скрывается  якобы  за  хаосом  её  . Но  явно  ,   что  этот  хаос  управляем  .
Я  думаю  , Гессе  и был один  из немногих  , кто смело  вошёл   в воды  царства  психократии  ,   умело  преодолевая  все  подводные  течения  .
 Стал  , так  сказать  , лоцманом  , находящимся  на  флагманском  корабле  производства  нужной  информации  .
В  книге  небрежно  заявляя  :  «  то  наше  путешествие  через  Лунное  море    …. «  Все  слова  не  случайны  .
Лунное  море  можно  найти  только  у  него  .
Сомнабулы  , находящегося  в  сомнабулическом  сне                под влиянием  воздействия  Луны  .  Плывущие  в  Фамагусту .  Фамагуста  - полумифический  город  .  Ибо  он  основан  на  берегу  античной  Арсинои  , основанной  в  3  веке  до  н .  э .  Птоломеем  Вторым  .  Упоминается  в  третьем  крестовом  походе  .  То есть  Фамагуста  -  город                из рыцарских  романов ,  дорогих сердцу  Дон  Кихоту  Ламанчскому  .
Герман  Гессе  упомянул  , что настоящие  писатели  немного  Дон Кихоты  .  Получается  ,  что  и он  себя  ощущал  немного  Дон Кихотом  , начитавшимся  рыцарских  романов  , в  результате  которых  тянет  на  рыцарские  подвиги  .  А  в  1190  -  1191  годах  корабли  Ричарда  Львиное  Сердце  ,  участника  третьего  крестового  похода  ,  были  разбиты  бурей  у  берегов  Кипра  . Правитель острова  Исаак  Комнин  , может  быть являющийся  сыном  дочери  брата  императора  Мануила первого  и его первой  жены  Феодоры  ,  или  даже  незаконный  сын  Мануила  первого   и  Ирины  Комнины  , появился  на  Кипре  с  фальшивыми  императорскими  документами  ,  воспользовавшись  беспорядками  в  Византии  , принял  в  1184  году  титул  Деспота  .  Исаак  назначил  независимого  от  Византии  , но  зависимого  от  него самого  патриарха  Кипра  ,  который  короновал  его  как  императора .  В  1191  году  невеста  и сестра  короля  Ричарда  Львиное  Сердце  попали                в  кораблекрушение  на  Кипре  .  Комнин  их  захватил  .
Очевидно  , что  с ними обращались  не  как  лицами                с  королевским  достоинством  .
Как  ?  История  стыдливо  отмалчивается  .
В  ответ  на  это  Ричард  захватил  Кипр  во время  третьего  крестового  похода  . А  самого  Комнина  взял   с собой  в  Иерусалимское  королевство  .
Позже  Исаак  был  передан  рыцарям  -  иоаннитам  ,  которые  поместили  его в  тюрьму  в  Марквате  ( около  Триполи  )  в  Северном  Ливане  .  Но  этого  оказалось мало .
Исаак  Комнин  был отравлен  по приказу  императора  Византии  Алексея  третьего  , Ангела .
То есть  был отравлен  по приказу  Ангела  .
 Интересное  словосочетание  .
 Ричард  Львиное  Сердце  тем  временем  продал  Кипр  ордену  тамплиеров  .  То есть  на  самом  деле  - 
бывшему  королю  Иерусалимского  королевства                Ги  де  Лузизьяну  .  Падение  Тира  и  исход  крестоносцев  из  Святой  Земли  превратил  Фамагусту  в  один  из  богатейших  центров  христианского  мира  после  1291  года.
Голова  ещё  не  закружилась  от  невероятных поворотов  истории  , о  которой  вскользь  упоминает  Гессе  ?
А всего лишь поплыл  через    Лунное  море  .
Но  это  не  всё  !  Пристегните  ремни  ! 
В  Фамагусте  поселились   беглецы  в  надежде  в  скором  времени вернуться  в  Палестину  .
В  1372  году  Фамагуста  перешла  под власть  Генуэзской  республики  . А  в  15  веке  - венецианцев  .
Под их владычеством  Фамагуста  была  значительным  торговым  городом  христианского  Леванта  (  от  ср.  франц.  Солиел левант   - восход солнца  , на  иврите  Кнаан ). Осада  Фамагусты  началась  в  октябре  1570  года  султаном  Селимом  вторым  .  В  августе  1571  года  турки  обещали  оставшимся  свободное  отступление  ,  но многих  убили  ,  а  остальных  приковали  к  скамьям  своих галер  ,   а  с  коменданта  содрали  кожу  и  повесили  его тело  на  мачте  корабля  .  Вот  что  Гессе  заключил  в  свои  слова                о плавании  через    Лунное  море  на  Фамагусту  .
А  вы  что подумали  ?  Что  у  него круиз  с  развлекательной  программой  ?  Нет  . 
С  коменданата  Фамагусты  содрали  кожу  ,   а  обещали  отпустить  …
При  одном  слове  Фамагуста  рука  рыцаря  ложится  на  рукоятку  меча  , который  был  выкован  нибелунгами  в  их подземельях  .  Но  Гессе  говорит  ,  что  до  меча  дело не  дошло  в  его плавании  . Потому  что  через  Лунное  море  Орден  , о  котором  он пишет  ,  плыл под  предводительством  Альберта  Великого  .
То есть  Альберт  Великий  управлял  их  кораблём  .
Духовным  образом  .  Потому  что  Альберт  Великий 
( Альберт  Кёльнский  ,  или  Альберт  фон Больштадт  ) ,  живший  в  13  веке  (  1200  -  1280  )  , видный  представитель  средневековой  схоластики  ,  наставник  Фомы  Аквинского  ,  изложил  и  прокомментировал  почти все  работы  Аристотеля  ,  через  него  философия  и  богословие  приняло идеи  и  методы  аристотелизма  .  В  своём  служении  он   ссылался  на силу  камней  .  Стал  членом  доминиканского  ордена  , установил  с  Фомой  Аквинским  ,  мастером  Петром  ( будущим  папой  Иннокентием    пятым )  , программу  для  обучения  доминиканцев  , которая  включала  в  себя  знакомство  с  философией  для  тех  , кто недостаточно  подготовлен  для  изучения  богословия  .  Похоже  , что  Гессе  принял  направление  обучения  , выработанным  Альбертом  Великим  вместе  с  Фомой  Аквинским  . Или  , если  подумать  , то счёл  себя  учеником  Альберта  Великого  как  и  Фома  Аквинат  .
Само же своё   учение  он  изложил  ,  я  полагаю  ,                в  программном  своём  романе  « Игра  в  Бисер  « .
Эту  свою мысль я  запомню  .
А  Альберт Великий  имел  встречу  с Девой  Марией  ,  которая  и  убедила  его  принять  сан священника  .
Он  же  был  к тому  времени  философом  и  астрологом  .
Был  епископом  , но  епископство  его утомило  .
Потому  что  епископ  по  своему  роду  деятельности  был  более  хозяйственником  , чем  богословом  .
Он пожелал  , чтобы  его отпустили  для  занятий  богословием  .  Хотя  он  более  исследовал  философские  сочинения  неоплатоников  , Плотина  , например  .
И  вспомним  о  том  ,  что  30  лет  своей  жизни  он потратил  на  то  , чтобы  со  своим  учеником  Фомой  Аквинатом  включить  Аристотеля  в  учебную программу  доминиканских  школ  .
А  в  1941  году  ,  ещё  при  жизни  Германа  Гессе  ,  был  канонизирован  как  святой  покровитель  учёных  .
Наверное  , как  астролог  .
Далее  Гессе  говорит  об  «  открытии  острова  Бабочек  ,  двенадцать линий  за  Дзипангу  (  Японией  )  - архипелаг  состоит  из  6852  островов  ,  430  заселены  …»
Удивительное  геграфическое  открытие  , потому  что я не  нашла  острова  Бабочек  …
Будем  искать  остров  в  культуре  .
Бабочка  по  японски  - «  чао  « .
Есть  ещё  одна  известная  Бабочка  - мадам  Баттерфляй .
Первое  исполнение  оперы  Джаокомо  Пуччини  состоялось    в  Ла  Скала  28  мая  1904  года  ,  в  которой  был переработан  автобиографический  роман  Пьера  Лоти  ,  написанного   в  1888  году  .  То есть  Гессе  был  в  курсе  .
В  опере  ,  которую я слушала  в  Москве  70  - х  годов  ,  повествуется  о  том  ,  что  дядя  Бабочки  -  Чио  - Чио  Сан  -  бонза  , главный  монах  в  храме  , проклинает  её  .
В  этом слышится  громовой  отзвук  их отношений  .
Она  влюбляется  в  американца  Пинкертона  .
Проявляет  личные   качества  ,  как  влюблённая   женщина .
У  Бабочек  - гейш   это не принято  .
Пинкертон  уезжает  .
Богатый  принц  Ямадори  хочет сделать  её  своей  женой  .
Без  права  на  любовь  . О  любви  нет и речи  .
Но  она  познала  любовь  двух свободных  людей  .
И  не  хочет  жизни  без  любви  , без того  ,  чтобы  замечали ,  как  она  красива  и нежна  ,  у  неё  есть чувства  .
Но  и Пинкертон  не  оценил  силу  её  любви  в  разбуженном  им  сердце  Бабочки  .
Своего  сына  Чио  - Чио  -Сан  называет  Долоре  - страдание .  И  принимает  решение  защитить  свою честь  ,  потому  что  , поёт она  : «  Тот  ,  кто  не  может  жить с  честью  ,  должен  умереть с  честью  «  ,  вонзает  вакидзаси  себе   в  чрево   и     совершает  сэппуку  .
Очередная  трагическая  встреча  Запада  и  Востока .
Гессе  объясняет  ,  что  Марко  Поло  так  назвал  группу  островов  ,  на  которых расположена  современная  Япония .
Марко  Поло  ко всему  прочему  сочинитель  множества  мифов  , мифотворец  .
И  о  нём  вспоминает  Гессе  во время  своего  виртуального  путешествия   во  главе  с  Альбертом  Великим  .
Потому  что  Марко  Поло  жил   в  средневековье  по соседству  с  Альбертом  Великим   -  с  1254  года  по  1324   .
Марко    Поло  -  венецианский  купец  .
Важны  оба  эти понятия  :  венецианский  и  купец  .
Венеция  жила  морской  торговлей  .
Венеция  -  это  Запад  . Восток  нужен  Венеции  ,  Западу  ,  для  расширения  торговли  ,  как источник  новых  товаров .
Как  рынок сбыта  Восток  ещё  не  рассматривался  .
Да  и  сейчас  не  рассматривается по  большому  счёту   .
Логистика  и  товары  -  вот  в  каком  свете  рассматривает  венецианский купец  Восток  .
Марко  Поло  потомственный  путешественник .
Его  отец  три  года  пробыл  в Бухаре  .
Каким  то  образом   Марко  Поло   смог  описать  и  русских  :
«  Тут  много  царей  и  свой  собственный  язык  , народ простодушный  и  очень красивый  ,  мужчины  и женщины  белы  и  белокуры  …  « 
Описания  его  во многом  мифологичны  .
То есть он мог описывать   места  ,  в которых  не  был  .
На  Восток  можно  было  ездить  только  за  Чудом  -  за  пряностями  , например  .
Марко  Поло  знал  персидский  и  монгольский  языки  .
Япония  в  его описаниях  упоминается  как  Дзипангу  , страна  золота  .  Описывает  остров  Чипингу  :  жители  его  ,  утверждает он  ,  белы  , красивы  и  учтивы 
(  из описания  японцев  знакома  только  учтивость  ).
И  далее  он  пишет  в  своём  сказочном  стиле  :
Золота  у  них великое  изобилие  .  Дворец  здешнего  царя  большой  и  крыт  чистым  золотом  . Полы  в покоях покрыты  чистым  золотом  .  Жемчугу  тут обилие  ,  он розовый  ,  крупный .  И  тут  же  описывает  то  ,  что интересно  каждому  венецианцу  :
Женщины  обладают  таким  искусством  в  любовных  утехах  ,  которые  нигде  не  отведаешь .
А  он отведал и оценил  .
Но  Марко  Поло  ,   в  описаниях  во многом  как  положено  купцу  , расхваливать  товар  ,  историчен  :
Хубилай  , у  которого  , он  кстати  был  как  то   во дворце  ,
« хотел  завоевать  остров  , но  северный  ветер  разбросал  их  корабли  . «  Важное замечание  в  описаниях торговых  путей  :  о том  ,  как  северный  ветер  может  поступить       и   с  любым   торговым  судном  .
Марко  Поло  у  Германа  Гессе  -  путешественник  на  Восток  , которого  он  принял  в  свой  Орден .
Далее  вслед  за  лёгким  упоминанием  многих вещей  ,  о  которых  я  написала  достаточно  много  :  то  , что скрывается  за  его скупыми  словами  Гессе   описывает  вдруг  «  возвышенное  торжество  Ордена  на  могиле  Рюдигера  . Несомненно  что  принятого   в  Орден также  .
А  далее я  включаю  свой  многословный  комментарий  .
Рюдигер  ,  на  могиле  которого  прошло возвышенное  торжество  Ордена  , не  нужно  забывать  об  этом  -
персонаж  средневекового  эпоса  «  Кольцо  Нибелунгов  « .
Ибо  о  «  Кольце Нибелунгов  «  напоминает  нам  вся  культура  Германии  конца  19  - го  и  весь  20 -  ый  век  .
Поднимающаяся  фашистская  идеология  .
И  , хотя  Гессе  дистанцируется  от  фашизма  ,  но  не  от     «  Кольца  Нибелунгов  «  ,  ибо  на  могиле  Рюдигера  проходит  торжество  Ордена  . 
О  ком  же  Орден  торжествует  ?
Рюдигер  присутствует  и  в  другом  эпосе  :   « Битва  воронов . «     В  этом  эпосе  Рюдингер  выступает  против  бургундов  (  само  же  царство  бургундов  погибло  в  437  году  от  нашествия  Востока  -  гуннов  )  .
Так  что  выступление  Рюдингера  было чисто  символическим  ,  может  быть  и  приведшим  к  гибели  царства  уже  сверхъестественным  образом  .
Так  что  Восток  предстаёт  здесь  как  карающий  меч  , вызванный  заклинаниями  западных  колдунов  .
Вспомним  о  том  , что  Нибелунг  - гном  Альберих  , он создаёт  кольцо  .  А  Рюдигера  ,  маркграфа  бехларенского  отправляют  к  вдове  Зигфрида  уже  в  эпосе  «  Кольцо  Нибелунгов  . «   Зигмунд  , отец  Зигфрида  -  из рода  Вюльфингов  , бравшего  начало  от самого  Одина  .
То есть и  Зигфрид  имеет  божественное  происхождения  .
А  порождениям  богов  ,  как  и  самим  богам  , никакой  закон  не  писан  . Они сами  создают  прецеденты  , на  основе  которых  и  возникают  законы  , так  называемое  прецедентное  право    .  Рюдигер  обещает отомстить  врагам  за  смерть  мужа  - Зигфрида  .
Вдова  же  Зигфрида  согласилась  стать  женой  короля  гуннов  Этцеля  ( Атиллы  )  .  Месть  побуждает  Запад  соединиться  с  Востоком  . Такой  я  делаю вывод                о взаимоотношениях  Запада и  Востока  .
И  не  только я  . Потому  эпос  воскрешён  и  действует .
Потому  что  , только  соединившись с  Востоком  ,  побеждает  своих  же  соплеменников  .
А  Рюдигер  , рука  слепого  рока  ,  выступает  против  бургундов  , поражает  многих  , бьётся  с  Гернотом  и  они  убивают  друг  друга  . 
Не  только  на  земле  происходит  война  , но  прежде  всего  на  небе  :  чертог  богов  Вальгаллы  сгорает  и  боги  погибают  в  огне  .  Можно  добавить  : в  огне  мщения  .  Географически  же  могила  Рюдигера     из  Бюхеларна  - на  Дунае  - ныне  это  город     Пёхларн     в  Австрии  , более того  - в  монастыре  святого  Андры  ан  дер   Трайзена  .
Где  возможно  проходили  торжества  Ордена  .
Хотя  может  быть и  виртуально  .
По  какому  поводу  ?  об  этом  Гессе  умалчивает  .
Эту  часть он  доверяет  читателю  .
Я  же  как  читатель  на  свой  лад  обьяснила  торжество  Ордена  на  могиле  Рюдигера  тем  , что  тот  соединился   с  Востоком  ,  чтобы  отомстить  Западу  .
Воистину  этим  свершатся  Страшный  Суд  ,  о  котором  и  писал  Редъярд  Киплинг  в  своём  стихотворении  .


Рецензии