Паломничество в страну Востока. Часть первая
Анализ книги Германа Гессе
« Паломничество в страну Востока . «
Эпиграф :
Одна из задач литературы -
зримое воплощение и осмысление потаённых бездн .
Герман Гессе .
Часть первая .
В 1930 году , когда Герман Гессе писал
« Паломничество в страну Востока « , он думал
о книге , Которая явилась завершением его творческого пути - об « Игре в Бисер « .
Таким образом рассматриваемая книга написана как прелюдия к главной книге писателя , к которой он шёл всю жизнь . Само название книги
« Паломничество в страну Востока « - авторская аллюзия на Мундаку - упанишаду .
Которая состояла из 64 мантр и имела одно предназначение - обучение знанию о Брахмане . В ней утверждается , а не повествуется то , что творец Вселенной - Брахма . Утверждается также , что
знание Брахма поведал своему сыну - то есть сыну творца вселенной - Атзарве .
Единственно , что знаем о сыне творца - имя .
Которое более не упоминается .
Сын творца Вселенной Атзавра и это единственное его деяние - передал знание о Брахмане некоему Ангирасу .
Ангирас передал знание о Брахмане Шаунаке - домохозяину , то есть не ставшему после того , как побывал домохозяином - отшельником . То есть не прошёл естественный путь домохозяина - отшельничество .
Сама Упанишада представляет собой диалог между Ангирасом , о котором вообще ничего не знаем , не знаем , каким образом он имел тесные отношения с сыном творца Вселенной . То есть о нём и сыне творца Вселенной не знаем ничего .
Но разговор о Брахмане ведут неведомые нам по их поступкам Ангирас и Шаунака .
Ангирас говорит Шаунаке : « Брахман возник первым из богов ( то есть не родился , а возник - из ничего !?? )
Ангирас продолжает : « Брахман - творец всего , хранитель мира « .
Нет истории о битве богов , как в греческой мифологии .
Нет сексуальных скандалов , как у Зевса , в процессе взаимоотношений с богами и людьми .
Но Брахман - первое , что сделал , ( о других богах даже не упоминается более ) - передал своему Старшему сыну ( есть и младшие сыновья , но о них тоже не упоминается ) - передал знание о Брахмане , которое Шаунака , великий домохозяин , передаёт далее .
Как утверждение , которое не имеет в основании ничего .
Таинственный НОЛЬ , понятие о котором возникло именно в Индии . Но знание о Брахмане , о котором мы узнаём из сомнительного источника , тем не менее полагается как основа всех знаний .
Знание , которое вещает великий домохозяин Шаунака .
Знания , над которыми полагается медитировать .
То есть погружаться в таинственное НИЧТО .
А вот и знание : есть низшее .
Это Ригведа , Яджурведа , Самаведа , Атхарведа .
То есть знание произношения , обрядов , грамматики , толкования слов , метрики , науки о светилах .
Высшее же знание - то , которое постигает непреходящее : что невидимо , не имеет рода , безцветно , без глаз и ушей , без рук и ног , вечное , всепроникающее , тончайшее , то непреходящее , в котором мудрые видят источник существ . « Несомненно то , что Шаунака - образчик мудрости , раз услышал через « два рукопожатия « самого Брахмана .
О проявлениях же своей мудрости Шаунака мудро умалчивает . Но об составляющих мудрости мудреца - брахмана говорит : « … рассмотрев миры , приобретённые ДЕЙСТВИЯМИ ( ! ) , пусть брахман достигнет безразличия - не бывает несотворённого благодаря сотворённому … « Действия - может быть то , чтобы мудрец - брахман « пусть правдиво передаст то знание Брахмана , благодаря которому знают неуничтожимого пурушу - истину . «
Истина - личность : « ибо пуруша - божественный , бестелесный … Огонь - его голова … он - атман всех существ … « Каким же образом он порождает всех существ : « Мужчина изливает семя в женщину - так многочисленные творения рождаются от пуруши … от него происходят ричи , саманы , яджусы , обряды посвящения и все жертвоприношения , церемонии и все дары жрецам … от него рождаются многочисленные боги , садхьи , люди , скот , птицы … 7 дыханий исходят от него , 7 огней , топливо , 7 возлияний , 7 этих миров ,
в которых движутся дыхания , сокрытые по 7 в тайнике ( сердца )… « А человек « … пранава - лук , стрела - Атман , Брахманом зовут эту цель … пусть человек соединится с этим Брахманом , как стрела с целью . »
Полёт в Ничто . Каким образом ? « « Аум « - так размышляйте об Атмане … » Атман - человек , соединяющийся с Брахманом . Каким образом ?
«… да будет вам счастье в переправе на тот берег тьмы ! …» - вот весь смысл книги « Мундака Упанишада « и книги « Сиддхартха . »
Вот смысл путешествия в страну Востока -
в переправе на тот берег тьмы .
Кто же перевозчик ? Кроме Шаунаки , Великого Домохозяина , один из немногих - Герман Гессе .
Психопомп , помогающий душе перебраться на берег тьмы . Берег тьмы и есть владения Брахмана .
Гессе утверждается в роли перевозчика на берег тьмы в своих произведениях .
Это и путь Гёте - с появлением « Страданий молодого Вертера « направляющий молодые , неокрепшие души совершить свой спонтанный выбор - прыжок в темноту . самоубийственный . Волна самоубийств прошла по всему миру тогда . Психопомпы - культовые авторы .
Деятели культуры . В числе которых Герман Гессе , который все свои духовные силы , а их у него немало , так как предки его стяжали духовность в своих сердцах , а он собирал - ради выявления смысла культуры - культового явления .
Этим порывом начинается последний период творчества Гессе . Жалоба непонятого романтического юноши , с чего он начинает своё протестное движение , то есть с побега из семинарии , из своей семьи с её устоями , навсегда умолкает .
Её сменяет бодрость классической музыки .
Музыка - духовное явление , имеющая своим источником как энергию света , так и энергию тьмы , ведущая поэтому в разные миры .
Музыка порождает в сердце неведомые ранее человеку смыслы . Герман Гессе знает об этом .
И внимательно вслушивается в звуки музыки . Он пишет :
« Будь то грация менуэта у Генделя …»
А я слушаю этот менуэт в исполнении квартета имени Бородина - выверенный классический образец с партией клавесина ; и в исполнении девочки на фортепиано , слыша в этом исполнении грацию и хрупкость танцующих фарфоровых кукол .
Чтобы понять книгу « Паломничество в страну Востока « , необходимо слушать музыку , которую слушал Гессе , непременно . Это - часть игры в бисер .
« .. или Куперена … « , - продолжает Гессе .
У Куперена 4 пьесы для клавира :
Тростники , Любимая , Пассакалья , Жига .
«… или сублимированная до нежного жеста чувственность , как у многих итальянцев или у Моцарта , или тихая , сосредоточенная готовность к смерти , как у Баха , - это неизменно некое противление , некая неустрашимость , некое рыцарство , и во всём этом отзвук человеческого смеха , бессмертной ясности . » Так пишет Герман Гессе в « Игре в Бисер . »
Так оправдались слова « Моцарт ждал меня « ( где ? )
Эти слова замыкают несомненное безумство
« Степного волка . « И вступлением к этому
« моцартианскому « периоду является книга
« Паломничество в страну Востока « .
Написана в 1932 году - несомненно что безумном для Германии , и не только для Германии .
В книге « Паломничество в страну Востока « несомненно присутствует одухотворённость образной системы . Смыслы в этой книге необходимо выявлять читателю . Это - труд читателя .
Понимая это , я выявляю эти смыслы , как могу .
Читая далее , можно вспомнить классическую « Вальпургиеву ночь « во второй части « Фауста « Гёте . Где Мефистофель провозглашает своё свойство :
« … мне чужда весна , во мне зима царит :
Мне надо , чтоб снег , мороз был на пути моём … »
А Фауст , и с ним Гессе не слышит этих слов .
Они грезят о неведомом востоке , востоке из их снов :
« … в область сна вошли мы , словно в очарованные страны . « . Мефистофель по своему честен и не скрывает того , что есть на самом деле :
« … ужель на праздник досточтимый Маммон дворца б не осветил ? … « И Гёте без обиняков описывает происходящее в « свете « , даруемом Маммоном :
« … в давке одна из ведьм ранит другую и убивает младенца в её утробе … «
А колдун , эволюционировавший у Гессе в волшебника Клингзора , за образом которого виден настоящий Гессе , резюмирует на свой лад происходящее :
« … где зло , там женщина идёт на тысячу шагов вперёд … « Такой вот вполне мужской шовинизм . Мефистофель же ощущает на этом балу сатаны себя востребованным :
« … копыту здесь большая честь … «
И поясняет Фаусту , находящемся в сомнабулическом сне свою и его роли : « … ты будешь женихом , я сватом буду … « Старуха , встреченная на этом балу , та же может быть Маргарита , если бы её развитие пошло бы дальше , уже ощутившая толк с помощью сатанинских сил в сексуальных играх , заявляет и Мефистофелю , и Фаусту вместе с ним :
«… дупло охотно я отдам , когда оно не страшно вам .»
Наставница в сексуальных игрищах .
К которым сам Гессе пристрастился .
Церковь Христова вышла на улицы и площади , и сатанинское сборище также .
И вышли « в народ « и жрецы - колдуны , и священные проститутки и проституты - из своих капищ .
Храм был разрушен в 70 году нашей эры .
Во время жертвоприношений залитый кровью овнов , и быков , и голубей . До разрушения .
Иудеи , потеряв священное пространство , приобрели взамен священное пространство времени - субботу .
Жертв уже не приносилось .
Каждая синагога в субботу ждала постройки
Третьего Храма .
Поскольку вместо Второго Храма был построен Колизей в Риме - на сокровища разрушенного Храма .
Залитый кровью гладиаторов до конских узд ,
как в Апокалипсисе .
Жертвоприношение сатанинского сборища .
А первое упоминание о Фаусте - 1507 год .
Время , предваряющее Реформацию .
Потому в народных сказаниях Лютер выступает иногда как заключивший сделку с дьяволом .
Гёте несомненно что знал о таких сказаниях .
По первой же легенде Фауст учился в Кракове .
Кракове , городе воронов , по мнению некоторых .
Легенда о Фаусте продолжается и после Гёте .
Гектор Берлиоз , писавший « Осуждение Фауста « долго - с 1827 по 1846 годы , вносит свою страницу в вечную книгу о Фаусте :
« Для Фауста нет спасения ни на земле , ни на небе , смерть Маргариты не приносит ему искупления … « как у Гёте , у которого Маргарита как образ вечной ипостаси Демиурга - Софии ( гностиков ) приносит спасение Фаусту , как образу человека .
Берлиоз , у которого в конце его произведения - скачка Фауста и Мефистофеля на чёрных дьявольских конях в адскую бездну как позже в « Мастере и Маргарите « Михаила Булгакова . Но у Булгакова Маргарита как вечная Женственность несётся с Мастером неизвестно куда . А Берлиоз у Булгакова гибнет , как фаустианский человек , у него .
То есть Фауст осмысляется многажды .
Место же действия в « Паломничестве в страну Востока « , по словам Гессе :
« не страна или некое географическое понятие , но родина души и её молодость , то , что повсюду и нигде , тождество всех времён . «
Гессе как и Фауст повержен в сомнабулический сон .
И видит сны . А Мефистофель , или Демиан рядом .
Они циничны и упиваются наивностью человека .
Как амброзией , дающей им вечную молодость .
Они то понимают , что человек , ведомый своим демоном , и как следствие - своим двуединством , выходит за пределы промежуточной стадии и попадает в глухую неизвестность , где нет проторенных путей и надёжного прикрытия , где нет спасительных заповедей , которые приходят на помощь человеку в минуту , когда у него возникает беспощадный и разрушительный конфликт с долгом . Падает в тьму размытия нравственных постулатов , где получает энергию разрушения своей личности - атомный взрыв в своём сердце , к которому стекаются силы , питающиеся распадом человеческой личности . И тогда вступают в договор с дьяволом .
Полагаясь на то , что дьявол за свои тысячелетия в видимом мире может быть обманут человеком со своим младенческим пафосом .
И Фауст как образ , и сам Гёте , и Гессе -
вечный Сизиф , обречённый на вечное же движение , напрасное , но дающее энергию дьявольской рати , как вечный двигатель .
Гессе рассуждает :
« Мнение , что поэзия и мысль - почти одно и то же и что задача художественной литературы состоит в выражении воззрений на мир , есть заблуждение .
Абстрактная мысль поэту опасна , и даже крайне опасна , так как присущая ей логичность отрицает и убивает художественное творчество .
Ведь самые прекрасные и волнующие творения литературы всех времён - именно те , в которых философское спокойствие делает незамутнённым , бесстрастным взор художника , и он , оставив в стороне ценностные суждения и философские вопросы , предаётся чистому созерцанию « . Устремляя свой взгляд на Восток . Взгляд на Восток со страниц Упанишад .
Восток , обладающий магической притягательностью , для Запада всегда был полон тайн и загадок .
Отношения двух миров выразил английский писатель и поэт Редъярд Киплинг , открыв мир Востока и человека Востока в « Маугли « , выразил в своей « Балладе о Востоке и Западе « :
О , Запад есть Запад , Восток есть Восток ,
И с мест они не сойдут ,
Пока не предстанет Небо с Землёй
На Страшный Господень Суд .
Но нет Востока и Запада нет , что племя , родина , род , Если сильный с сильным лицом к лицу
У края земли встаёт …
Так пишет Киплинг , который пишет и о долге европейского человека .
Сильного . Но и у Востока есть сила .
И Герман Гессе обращался к теме Востока и Запада , их влияния друг на друга как борьбу Сильных .
Как во время Страшного Суда .
Как во время Крестовых походов .
И Герман Гессе , ощущающий себя тевтонским рыцарем , направляющимся на Восток в поисках Грааля .
Рыцарь в рядах Ордена .
И разве культура не сражается в поисках бессмертия ?
Запад со своей логической системой договорных отношений с богами смерти , идёт на Восток в поисках Чуда , невозможного на Западе .
Орден , счастьем принадлежности к которому и счастьем быть участником паломничества на Восток делится с нами Гессе , он описывает в книге паломников . « Чтобы пережить великое « , - добавляет он .
Чтобы описать поход Ордена , Гессе обращается к дням
« Гюона . » После которого , по его словам , уже не предпринимались походы , в котором участвует и сам Гессе . Гюон Бордосский - герой старофранзузского героического эпоса 13 века . В котором император посылает Гюона на Восток - в Вавилон .
По дороге Гюон попадает в волшебную страну Оберона - короля фей и эльфов . Оберон , или , иначе говоря , Альберих - гном , хранитель сокровища нибелунгов .
Чародей , брат Меровея , основателя рода Меровингов .
В книге о Гюоне Бордосском он представлен карликом необычайной красоты , сыном Юлия Цезаря и феи Морганы . Оберон даёт Гюону чудесный рог , по звуку которого приходит ему на помощь .
Император - конечно же Карл Великий .
Который упоминается в упоминаемой Гессе поэме начала 16 века - поэме о Неистовом Роланде .
Эта поэма возникает в одно время с легендой о Фаусте .
Но Фауст не идёт на Восток .
А идёт Неистовый Роланд , рыцарь императора Карла Великого , при дворе которого , как и при дворе короля Артура происходят многие чудеса .
Неистовый Роланд , « сражающийся с мусульманами , исполин огромной силы , способный голыми руками разорвать быка … способный от любви потерять рассудок … « Влюблённый в то же время в китайскую принцессу Анджелику . Анджелика и Неистовый Роланд - гремучая смесь . Восток и Запад встретились .
Но познания о Неистовом Роланде не остужают Гессе .
Гессе , руки которого , по его словам , « связаны обетом данным Ордену … « , мифическому , создающемуся самим Гессе на страницах книги о путешествии на Восток .
Но тем не менее Гессе утверждает , что « никакие блага и угрозы мира не заставят меня нарушить обет .
Напротив , если бы я сегодня или завтра предстал перед военным трибуналом и меня поставили бы перед выбором : быть убитым или выдать тайну Ордена - о , с какой пылкой радостью я скрепил бы свой обет Ордену смертью ! « После такого пафоса стойкого оловянного солдатика Гессе делает попутные заметки о тех , кто производил впечатление находящихся в братстве Ордена , которые предпринимали путешествия к земле Востока .
« Но все ( ! ) авторы не имеют ни малейшего отношения ни к Ордену , ни к нашему путешествию к земле Востока , в лучшем случае - больше не имеют . »
То есть они - не мы . Может быть потому что не согласны умереть за Орден . Гессе не поясняет .
А только едко описывает их , как бы видя их перед собой :
« …так , проповедники мелких пиетистких сект
( к которым принадлежали и его родители , и родители его родителей ) не имеют отношения к Святой Земле , апостолам и Святому Духу , на особую благодать и участие которых они ссылаются … «
Немилостивый судья , этот Герман Гессе .
Говорит так , как будто сам он имеет отношение « к Святой Земле , апостолам и Святому Духу « .
В свой Орден он категорически не допускает пиетистов .
И графа Кайзерлинга , и Оссендовского , даже если они и побывали в описанных ими краях ( да , он саркастичен , этот Герман Гессе , побойся попасть на его язычок ! )
Потому что они не прорывались в отличии от членов ордена « в область героического и магического « .
И отмечает своё наблюдение над временем , в котором он пребывал :
« тогда , вскоре после мировой войны , специально к размышлению побеждённых народов , воцарилось удивительное состояние нереальности , готовности к сверхъестественному , хотя в действительности люди преодолевали границы и проникали в царство грядущей психократии крайне редко … «
Это предложение нуждается в том , чтобы его прочесть несколько раз . Игра со смыслами : состояние нереальности у побеждённых народов специально для их размышления - после первой мировой войны ? готовность к сверхъестественному ?
Но это не в действительности .
В действительности : преодоление границ людьми ,
Чтобы проникнуть в царство ( ! ? ) грядущей ( ! ? )
психократии ( ! ? ) крайне редко .
То есть до войны границы были для всех .
Но немногими были границы преодолены .
Поговорим о психократии , в частности , чтобы одолеть понимание вышеприведённой фразы .
О ней говорил представитель космизма , учитель Циолковского , Николай Фёдоров - незаконный сын князя Гагарина ( вот он - первый Гагарин ! без него бы не состоялся бы полёт Юрия Гагарина ) .
Николай Фёдоров далеко превзошёл славянофилов в своём неприятии Запада и считал Запад царством ренегатов сыновьего дела . Поскольку его великой идеей было восрешение сынами отцов . А Запад ненавидел отцов , по его мнению . Считая то , что на Западе - марксисткая материократия ( Фёдоров жил в 19 веке ) , противопоставляя ей психократию русского Востока .
Заменяя идеи спасения идеей военного общества по типу психократии . Потому что христианскую идею личного спасения считал противоположной делу всеобщего спасения и потому безнравственной .
Это русский народный взгляд на спасение в 19 веке .
Он считал , что изменение человека и психократия позволят расширить сферу воздействия человека и распространить её на космос . И , подчиняясь психократии , Земля примет часть воскресших , остальные поселятся на других планетах .
« И на Марсе будут яблони цвести « - его идея .
Подчиняясь психократии - что имел в виду Фёдоров ?
Он считал психократию идеальным режимом , при котором « каждый будет исполнять свой долг , вполне сознавая задачи , которые стоят перед ним . «
При этой « психократии « - « особой миссией научной деятельности будет изучение слепых и смертоносных сил природы с целью их превращения в силы жизнедеятельные . Вся общественная работа будет связываться с изучением определённого района мира . Когда человечество научится управлять силами природы и таким образом покончит с голодом и удовлетворит свои другие потребности , оно , по мнению Фёдорова , тем самым покончит и с источниками человеческой вражды . Человечество сосредоточит все свои силы на общей задаче по управлению природой на земном шаре и даже в пределах всей вселенной . Но в то же время Фёдоров говорит о необходимости сохранения армий при будущем идеальном строе не для взаимного истребления , а для выполнения общих задач по управлению силами природы .
Но всё это говорил Фёдоров до первой мировой войны .
И потому бы не мог , по Гессе , преодолеть границы царства психократии .
Грядущего . В будущем только Борис Акунин говорит о психократии и считает психократию управлением мыслями и поступками другого человека , но не царством . Может быть преодолевшие границы грядущего царства психократии и есть находящиеся в том Ордене , о котором писал Герман Гессе
Сам же Герман Гессе , не думаю , чтобы читал труды Николая Фёдорова , но может быть и читал об его идеях у Толстого или Достоевского .
Но всё же границы царства психократии- он считал что доступны немногим , хотя это царство он назвал грядущим . Может быть он говорил о том , что психика человека так тонка , что поддаётся влиянию тех сил , которые влияли на психику находящихся в Германии .
Или о влиянии идей Фрейда и Юнга .
Психика человека оказалась тонка и пластична .
Очень красноречив бывший военный политрук в России :
« … в церкви беспорядок , мы поставлены навести порядок … когда я был политруком , то изучал системы управления и манипуляций людьми , в том числе с помощью психики и гипноза и многое умею , но когда стал священником , то открылись БЕСКРАЙНИЕ возможности в управлении , потому что есть исповедь и послушание , управлять стало намного легче … «
Он откровенен со студентами семинарии , открывая законы психократии - управления людьми .
Никогда ещё люди так умело не были атакованы рекламой , политиками … Психократов тьмы и тьмы , иначе говоря . Может быть это предвидел Гессе .
Кроме того , он сам себя называет психологом .
Психократия информативного потока скрывается якобы за хаосом её . Но явно , что этот хаос управляем .
Я думаю , Гессе и был один из немногих , кто смело вошёл в воды царства психократии , умело преодолевая все подводные течения .
Стал , так сказать , лоцманом , находящимся на флагманском корабле производства нужной информации .
В книге небрежно заявляя : « то наше путешествие через Лунное море …. « Все слова не случайны .
Лунное море можно найти только у него .
Сомнабулы , находящегося в сомнабулическом сне под влиянием воздействия Луны . Плывущие в Фамагусту . Фамагуста - полумифический город . Ибо он основан на берегу античной Арсинои , основанной в 3 веке до н . э . Птоломеем Вторым . Упоминается в третьем крестовом походе . То есть Фамагуста - город из рыцарских романов , дорогих сердцу Дон Кихоту Ламанчскому .
Герман Гессе упомянул , что настоящие писатели немного Дон Кихоты . Получается , что и он себя ощущал немного Дон Кихотом , начитавшимся рыцарских романов , в результате которых тянет на рыцарские подвиги . А в 1190 - 1191 годах корабли Ричарда Львиное Сердце , участника третьего крестового похода , были разбиты бурей у берегов Кипра . Правитель острова Исаак Комнин , может быть являющийся сыном дочери брата императора Мануила первого и его первой жены Феодоры , или даже незаконный сын Мануила первого и Ирины Комнины , появился на Кипре с фальшивыми императорскими документами , воспользовавшись беспорядками в Византии , принял в 1184 году титул Деспота . Исаак назначил независимого от Византии , но зависимого от него самого патриарха Кипра , который короновал его как императора . В 1191 году невеста и сестра короля Ричарда Львиное Сердце попали в кораблекрушение на Кипре . Комнин их захватил .
Очевидно , что с ними обращались не как лицами с королевским достоинством .
Как ? История стыдливо отмалчивается .
В ответ на это Ричард захватил Кипр во время третьего крестового похода . А самого Комнина взял с собой в Иерусалимское королевство .
Позже Исаак был передан рыцарям - иоаннитам , которые поместили его в тюрьму в Марквате ( около Триполи ) в Северном Ливане . Но этого оказалось мало .
Исаак Комнин был отравлен по приказу императора Византии Алексея третьего , Ангела .
То есть был отравлен по приказу Ангела .
Интересное словосочетание .
Ричард Львиное Сердце тем временем продал Кипр ордену тамплиеров . То есть на самом деле -
бывшему королю Иерусалимского королевства Ги де Лузизьяну . Падение Тира и исход крестоносцев из Святой Земли превратил Фамагусту в один из богатейших центров христианского мира после 1291 года.
Голова ещё не закружилась от невероятных поворотов истории , о которой вскользь упоминает Гессе ?
А всего лишь поплыл через Лунное море .
Но это не всё ! Пристегните ремни !
В Фамагусте поселились беглецы в надежде в скором времени вернуться в Палестину .
В 1372 году Фамагуста перешла под власть Генуэзской республики . А в 15 веке - венецианцев .
Под их владычеством Фамагуста была значительным торговым городом христианского Леванта ( от ср. франц. Солиел левант - восход солнца , на иврите Кнаан ). Осада Фамагусты началась в октябре 1570 года султаном Селимом вторым . В августе 1571 года турки обещали оставшимся свободное отступление , но многих убили , а остальных приковали к скамьям своих галер , а с коменданта содрали кожу и повесили его тело на мачте корабля . Вот что Гессе заключил в свои слова о плавании через Лунное море на Фамагусту .
А вы что подумали ? Что у него круиз с развлекательной программой ? Нет .
С коменданата Фамагусты содрали кожу , а обещали отпустить …
При одном слове Фамагуста рука рыцаря ложится на рукоятку меча , который был выкован нибелунгами в их подземельях . Но Гессе говорит , что до меча дело не дошло в его плавании . Потому что через Лунное море Орден , о котором он пишет , плыл под предводительством Альберта Великого .
То есть Альберт Великий управлял их кораблём .
Духовным образом . Потому что Альберт Великий
( Альберт Кёльнский , или Альберт фон Больштадт ) , живший в 13 веке ( 1200 - 1280 ) , видный представитель средневековой схоластики , наставник Фомы Аквинского , изложил и прокомментировал почти все работы Аристотеля , через него философия и богословие приняло идеи и методы аристотелизма . В своём служении он ссылался на силу камней . Стал членом доминиканского ордена , установил с Фомой Аквинским , мастером Петром ( будущим папой Иннокентием пятым ) , программу для обучения доминиканцев , которая включала в себя знакомство с философией для тех , кто недостаточно подготовлен для изучения богословия . Похоже , что Гессе принял направление обучения , выработанным Альбертом Великим вместе с Фомой Аквинским . Или , если подумать , то счёл себя учеником Альберта Великого как и Фома Аквинат .
Само же своё учение он изложил , я полагаю , в программном своём романе « Игра в Бисер « .
Эту свою мысль я запомню .
А Альберт Великий имел встречу с Девой Марией , которая и убедила его принять сан священника .
Он же был к тому времени философом и астрологом .
Был епископом , но епископство его утомило .
Потому что епископ по своему роду деятельности был более хозяйственником , чем богословом .
Он пожелал , чтобы его отпустили для занятий богословием . Хотя он более исследовал философские сочинения неоплатоников , Плотина , например .
И вспомним о том , что 30 лет своей жизни он потратил на то , чтобы со своим учеником Фомой Аквинатом включить Аристотеля в учебную программу доминиканских школ .
А в 1941 году , ещё при жизни Германа Гессе , был канонизирован как святой покровитель учёных .
Наверное , как астролог .
Далее Гессе говорит об « открытии острова Бабочек , двенадцать линий за Дзипангу ( Японией ) - архипелаг состоит из 6852 островов , 430 заселены …»
Удивительное геграфическое открытие , потому что я не нашла острова Бабочек …
Будем искать остров в культуре .
Бабочка по японски - « чао « .
Есть ещё одна известная Бабочка - мадам Баттерфляй .
Первое исполнение оперы Джаокомо Пуччини состоялось в Ла Скала 28 мая 1904 года , в которой был переработан автобиографический роман Пьера Лоти , написанного в 1888 году . То есть Гессе был в курсе .
В опере , которую я слушала в Москве 70 - х годов , повествуется о том , что дядя Бабочки - Чио - Чио Сан - бонза , главный монах в храме , проклинает её .
В этом слышится громовой отзвук их отношений .
Она влюбляется в американца Пинкертона .
Проявляет личные качества , как влюблённая женщина .
У Бабочек - гейш это не принято .
Пинкертон уезжает .
Богатый принц Ямадори хочет сделать её своей женой .
Без права на любовь . О любви нет и речи .
Но она познала любовь двух свободных людей .
И не хочет жизни без любви , без того , чтобы замечали , как она красива и нежна , у неё есть чувства .
Но и Пинкертон не оценил силу её любви в разбуженном им сердце Бабочки .
Своего сына Чио - Чио -Сан называет Долоре - страдание . И принимает решение защитить свою честь , потому что , поёт она : « Тот , кто не может жить с честью , должен умереть с честью « , вонзает вакидзаси себе в чрево и совершает сэппуку .
Очередная трагическая встреча Запада и Востока .
Гессе объясняет , что Марко Поло так назвал группу островов , на которых расположена современная Япония .
Марко Поло ко всему прочему сочинитель множества мифов , мифотворец .
И о нём вспоминает Гессе во время своего виртуального путешествия во главе с Альбертом Великим .
Потому что Марко Поло жил в средневековье по соседству с Альбертом Великим - с 1254 года по 1324 .
Марко Поло - венецианский купец .
Важны оба эти понятия : венецианский и купец .
Венеция жила морской торговлей .
Венеция - это Запад . Восток нужен Венеции , Западу , для расширения торговли , как источник новых товаров .
Как рынок сбыта Восток ещё не рассматривался .
Да и сейчас не рассматривается по большому счёту .
Логистика и товары - вот в каком свете рассматривает венецианский купец Восток .
Марко Поло потомственный путешественник .
Его отец три года пробыл в Бухаре .
Каким то образом Марко Поло смог описать и русских :
« Тут много царей и свой собственный язык , народ простодушный и очень красивый , мужчины и женщины белы и белокуры … «
Описания его во многом мифологичны .
То есть он мог описывать места , в которых не был .
На Восток можно было ездить только за Чудом - за пряностями , например .
Марко Поло знал персидский и монгольский языки .
Япония в его описаниях упоминается как Дзипангу , страна золота . Описывает остров Чипингу : жители его , утверждает он , белы , красивы и учтивы
( из описания японцев знакома только учтивость ).
И далее он пишет в своём сказочном стиле :
Золота у них великое изобилие . Дворец здешнего царя большой и крыт чистым золотом . Полы в покоях покрыты чистым золотом . Жемчугу тут обилие , он розовый , крупный . И тут же описывает то , что интересно каждому венецианцу :
Женщины обладают таким искусством в любовных утехах , которые нигде не отведаешь .
А он отведал и оценил .
Но Марко Поло , в описаниях во многом как положено купцу , расхваливать товар , историчен :
Хубилай , у которого , он кстати был как то во дворце ,
« хотел завоевать остров , но северный ветер разбросал их корабли . « Важное замечание в описаниях торговых путей : о том , как северный ветер может поступить и с любым торговым судном .
Марко Поло у Германа Гессе - путешественник на Восток , которого он принял в свой Орден .
Далее вслед за лёгким упоминанием многих вещей , о которых я написала достаточно много : то , что скрывается за его скупыми словами Гессе описывает вдруг « возвышенное торжество Ордена на могиле Рюдигера . Несомненно что принятого в Орден также .
А далее я включаю свой многословный комментарий .
Рюдигер , на могиле которого прошло возвышенное торжество Ордена , не нужно забывать об этом -
персонаж средневекового эпоса « Кольцо Нибелунгов « .
Ибо о « Кольце Нибелунгов « напоминает нам вся культура Германии конца 19 - го и весь 20 - ый век .
Поднимающаяся фашистская идеология .
И , хотя Гессе дистанцируется от фашизма , но не от « Кольца Нибелунгов « , ибо на могиле Рюдигера проходит торжество Ордена .
О ком же Орден торжествует ?
Рюдигер присутствует и в другом эпосе : « Битва воронов . « В этом эпосе Рюдингер выступает против бургундов ( само же царство бургундов погибло в 437 году от нашествия Востока - гуннов ) .
Так что выступление Рюдингера было чисто символическим , может быть и приведшим к гибели царства уже сверхъестественным образом .
Так что Восток предстаёт здесь как карающий меч , вызванный заклинаниями западных колдунов .
Вспомним о том , что Нибелунг - гном Альберих , он создаёт кольцо . А Рюдигера , маркграфа бехларенского отправляют к вдове Зигфрида уже в эпосе « Кольцо Нибелунгов . « Зигмунд , отец Зигфрида - из рода Вюльфингов , бравшего начало от самого Одина .
То есть и Зигфрид имеет божественное происхождения .
А порождениям богов , как и самим богам , никакой закон не писан . Они сами создают прецеденты , на основе которых и возникают законы , так называемое прецедентное право . Рюдигер обещает отомстить врагам за смерть мужа - Зигфрида .
Вдова же Зигфрида согласилась стать женой короля гуннов Этцеля ( Атиллы ) . Месть побуждает Запад соединиться с Востоком . Такой я делаю вывод о взаимоотношениях Запада и Востока .
И не только я . Потому эпос воскрешён и действует .
Потому что , только соединившись с Востоком , побеждает своих же соплеменников .
А Рюдигер , рука слепого рока , выступает против бургундов , поражает многих , бьётся с Гернотом и они убивают друг друга .
Не только на земле происходит война , но прежде всего на небе : чертог богов Вальгаллы сгорает и боги погибают в огне . Можно добавить : в огне мщения . Географически же могила Рюдигера из Бюхеларна - на Дунае - ныне это город Пёхларн в Австрии , более того - в монастыре святого Андры ан дер Трайзена .
Где возможно проходили торжества Ордена .
Хотя может быть и виртуально .
По какому поводу ? об этом Гессе умалчивает .
Эту часть он доверяет читателю .
Я же как читатель на свой лад обьяснила торжество Ордена на могиле Рюдигера тем , что тот соединился с Востоком , чтобы отомстить Западу .
Воистину этим свершатся Страшный Суд , о котором и писал Редъярд Киплинг в своём стихотворении .
Свидетельство о публикации №224011700841