Сталинки. Станция метро Киевская кольцевая

СТАЛИНКИ. СТАНЦИЯ МЕТРО "КИЕВСКАЯ КОЛЬЦЕВАЯ"

1. ЭПОХА СТАЛИНА

Откуда взялось пренебрежение к эпохи Сталина? Чем-то поколение людей, переживших череду трагических событий в период 1924-1953 гг. виновато перед нами всеми? И почему нам следует стыдиться своего лидера тех лет? Ведь благодаря его непреклонной воли, он, Сталин, не только сберёг русское государство, но и возвёл его в категорию «Великое».

Всё многонациональное население научились читать и писать, получало безвозмездно квалифицированную медицинскую помощь. Было обеспечено хоть какой-то жилплощадью и работой. Для народных масс возводились дворцы: театры, дворцы спорта, стадионы, дворцы культуры, выставочные павильоны, филармонии, концертные залы. Для народных масс открывались музеи на базе сохранённых архитектурных ансамблей. Создавались транспортные артерии: аэромаршруты, железные дороги, водные пути, асфальтированные трассы, метрополитен, маршруты городского транспорта.  Невозможно перечислить всего того, что насоздавали советские  люди той эпохи — эпохи Ренессанса Русской многонациональной культуры, науки и архитектуры.

Взрослые люди того времени приспосабливались к меняющимся с огромной исторической скоростью обстоятельствам жизни, самоотверженно трудились. Избранные разрабатывали невероятные проекты инженерной мысли, делали открытие за открытием в науках и разных сферах культуры. Благодаря их трудам и их характерам сейчас мы имеем богатейшее наследие эпохи Сталина. И это наследие не имеет денежного эквивалента. Причём здесь деньги? Это наследие бесценно! Оно есть крепкий фундамент, на котором строиться современное общество с его инфраструктурой, культурой, природными ландшафтами и удивительными людьми.

2. ЛЮДИ УКРАИНСКОЙ ССР

В те годы, когда строилась 3 станция метро "Киевская" на Кольцевой линии Московского метрополитена имени В. И. Ленина Киев был столицей Украинской ССР в составе Великого государства Союза Советских Социалистических Республик. Откуда величие? Этот статус государство получает после великих фронтовых побед. Победу одерживают люди - самоотверженные, героические, любящие родных, близких и всех тех, кто стал их наречёнными братьями и сёстрами в составе большой многонациональной семьи в границах государства. Люди Украинской ССР заслужили того, чтобы в их честь была оформлена самая прекрасная станция столичного метро, которая открылась 14 марта 1954 года.

НА СТРАНИЦАХ КНИГИ. Великая Отечественная в письмах / Сост. В. Г. Гришин. 2-е изд., доп. Москва: Политиздат, 1983. 351 с. ил.

"После жестокого боя в западноукраинский городок Сокаль ворвались фашисты... С грохотом танк приближался к разрушенному зданию пограничной комендатуры, в подвале которого были укрыты женщины и дети. И вот навстречу бронированному чудовищу выбежал объятый пламенем человек. Сорвав с себя смоченный бензином халат, кинул его на решетку моторного люка, а сам пылающим факелом бросился под танк. Раздался взрыв. Гитлеровцы повернули назад... Это произошло в первый день войны, около девяти часов утра 22 июня" - Бранько Я. В первый день войны // Газета Правда, 1980, 22 июня.

"Я был политруком Перемышльской городской заставы 92-го пограничного отряда и вечером в субботу 21 июня 1941 года принял очередное дежурство. Только что в клубе отряда закончился концерт оркестра под управлением Дм. Покрасса. Композитор потом зашёл на заставу, остановился у пулемета, приспособленного к стрельбе через окно, и заметил: «Это, похоже, не учебный...» Застава была готова к обороне.

В ту последнюю мирную ночь пограничные наряды докладывали, что на другом берегу Сана вдруг прекратилось движение, умолкли моторы, гудевшие в последнее время днём и ночью.

В 23:00 наш наряд доставил на заставу польского гражданина, пробравшегося на нашу территорию. Он рассказал, что, по словам немецких офицеров, 101-я пехотная дивизия готова к наступлению на Львов, а Перемышль намечено захватить сразу после начала боевых действий, которые развернутся через четыре часа, то есть 22 июня в 3:00 по среднеевропейскому времени. Я немедленно передал эти сведения в комендатуру и дежурному по отряду. Пришел приказ — перейти на усиленный вариант охраны границы. Но мы еще сомневались: не провокация ли?

Ровно в 4:00 по московскому времени я услышал глухие одиночные, а потом частые разрывы. Враг вёл по Перемышлю беглый артогонь. Рушились дома. Начались пожары. Над городом пролетели в наш тыл гитлеровские бомбардировщики. По команде «В ружье!» поднялся на заставе резерв — человек двенадцать. Перед каждой группой одна задача: огнем пресекать попытки противника переправиться на наш берег. Начальник заставы Александр Патарыкин отправил своего заместителя Петра Нечаева с несколькими бойцами на мост. В неравном бою у моста Нечаев взорвал гранату, уложил окруживших его немцев и сам погиб.

КОММЕНТАРИИ СОСТАВИТЕЛЯ: Почти четверть века оставалось неизвестным имя этого героя. Но благодаря стараниям бывшего пограничника Василия Владимировича Платонова было установлено: подвиг совершил старший военфельдшер 4-й комендатуры 90-го Владимир-Волынского пограничного отряда Владимир Прохорович Карпенчук — уроженец села Лука Молчанская Жмеринского района Винницкой области.

Гитлеровцы несли потери, но нигде на четырёхкилометровом участке границы переправиться не смогли. После полудня мы получили приказ отойти на тыловой оборонительный рубеж. С горьким чувством покидали мы границу. Я успел сжечь секретные документы. При отходе увидели на юго-восточных скатах пригородных высот наших артиллеристов, занявших боевые позиции. Это были части 99-й стрелковой дивизии.

Вечером и ночью дивизия готовила контрудар и 23 июня в 4:00 ворвалась в Перемышль. В этом бою участвовал сводный пограничный батальон, куда вошли все оставшиеся в живых пограничники. 23 июня уже в освобожденном Перемышле начальник погранотряда майор Я. Тарутин приказал мне сформировать кавалерийский эскадрон. В тот же день мы, конники, настигли вражеских диверсантов, просочившихся в наш тыл. Это были переодетые гитлеровцы из полка «Бранденбург-800». Кавэскадрон уничтожил в нашем ближнем тылу лазутчиков, бандитов и вступил в бой с десантом, высадившимся в районе села Нижанковичи. Враг не смог отрезать, окружить защитников Перемышля. 99-я стрелковая дивизия и сводный отряд пограничников удерживали город несколько дней" - Скрылев М. Шёл бой на границе // Газета Правда, 1981, 22 июня.

"В 1943 году Ворошиловградщина была опоясана огненной линией фронта. В районе посёлка Белое на обширных землях нашего колхоза «Червоный Жовтень» находился восточный выступ фашистской обороны в Донбассе. Здесь гитлеровцы особенно густо начинили землю минами. Но советские воины прорвали оборону. Фронт ушёл на запад. Постепенно стала налаживаться жизнь в разрушенных сёлах. Были разминированы проходы на дорогах. Минные же поля на колхозных землях ждали своей очереди. А время торопило: шла весна, не за горами и полевые работы. Тогда добровольно вызвались поехать на краткосрочные курсы минёров Андрей Плаксий и Борис Чернов. Первому было в то время семнадцать лет, другому — шестнадцать. Голосили, провожая их, матери, но ребята держались твёрдо, ничто не могло изменить принятое решение.

В течение полугода Андрей и Борис ежедневно после колхозного наряда утром рано уходили на поединок со смертью, как на работу. Какое нужно было иметь мужество, чтобы на протяжении шести месяцев добровольно ради общего дела подвергать себя смертельной опасности!

Фронт был уже далеко на западе, а на колхозных полях продолжали греметь взрывы. И вот разминирование окончено. Но трактористы побаивались заезжать на эти поля. Тогда Андрей и Борис сами поочередно садились за руль трактора.

Первый после изгнания фашистских оккупантов весенний сев в колхозе «Червоный Жовтень» провели успешно. И в этом была немалая заслуга юных минеров.

Ни Андрей, ни Борис не вели счёт обезвреженным минам. Только сейчас, зная плотность минных полей, тянувшихся вдоль всей ширины бывшей линии фронта, можно приблизительно подсчитать, что за полгода работы ребята сняли каждый по 15 тысяч мин. Мы, колхозники, восхищались отчаянной смелостью ребят. Но в то суровое военное время люди смотрели на храбрость как на обычное явление.

В сентябре 1944 года Андрея призвали в ряды Советской Армии. Чтобы не отстать от своего друга, Борис Чернов ухитрился как-то прибавить себе год и тоже ушёл на фронт. За отвагу и мужество, проявленные в боях с немецко-фашистскими захватчиками, Плаксия наградили орденом Красной Звезды. Борис Чернов принимал участие в боях с японскими империалистами, награждён орденом Славы III степени.

После демобилизации Андрей Плаксий был на комсомольской работе в родных краях, заочно окончил Киевский университет. Вот уже почти 20 лет он преподаёт в школе. Борис Чернов стал кадровым горняком. Более 25 лет проработал на шахте имени XIX съезда КПСС производственного объединения «Ворошиловградуголь».

Пусть молодёжь знает и гордится подвигом старших товарищей, пусть на их примере учится любить свою социалистическую Родину" - Тарорин В. (кавалер ордена Ленина).Когда отгремели бои // Газета Правда, 1977, 26 сентября.

"Жестокие бои шли в начале 1943 года у Новомосковска Днепропетровской области. Однажды ночью (кажется, 20 февраля) я обнаружила метрах в пятидесяти от нашего дома (а жили мы в селе Всесвятской, на самой окраине) тяжелораненого. Это был наш офицер-танкист. Позвала родных, соседей, и мы внесли его в хату. Парень был без сознания, лицо обгорело. У нас стояли фашисты. Но мы прятали его пять дней,лечили как могли. Моя тетя, Зинаида Педан, делала перевязки, примочки. Увы, это не помогло.

Пришлось везти его в больницу за восемь километров, под видом родственника. Ежедневно мы ходили туда с передачами, пока раненый не выздоровел. А затем он ушёл к линии фронта, не решившись взять с собой документов. У нас осталось удостоверение, выданное 2-м Саратовским танковым училищем, и расчётная книжка на имя лейтенанта В. А. Горвань. Очень хотим знать, как сложилась его судьба" - Кочет А. Помогите найти // газета Правда, 1975, 17 марта.

3. "КИЕВСКАЯ КОЛЬЦЕВАЯ" МОСКОВСКОГО МЕТРОПОЛИТЕНА

Пилонная трёхсводчатая станция глубокого заложения (53 м от поверхности) с одной островной платформой. Объект культурного наследия России регионального значения рег. № 771811313480005 (ЕГРОКН)объект № 7731076000 (БД Викигида). Архитекторы:

Главный архитектор Евгений Иванович Като;нин - Член Союза архитекторов (1933), профессор (1937), доктор архитектуры (1945). Окончил Высшее художественное училище при Императорской Академии художеств (мастерская Л. Н. Бенуа).

Архитекторы: Вади;м Константинович Ску;гаре и Г. Е. Голубев.

Художники: Автор мозаичных панно Алекса;ндр Васи;льевич Мы;зин. В 1928 году закончил Киевский художественный институт. Жил и работал в Москве. Преподавал с 1936 года в Московском художественном институте. Автор фриза верхнего вестибюля Григорий Иванович Опрышко лауреат Сталинской премии второй степени (1952). Живописец и мозаист Александр Титович Иванов. Учился в Санкт-Петербурге в художественной школе при Императорском обществе поощрения художеств, которую в это время возглавлял Н. К. Рерих (1909—1910). Продолжил образование в Москве, где с 1911 по 1917 год посещал Московское училище живописи, ваяния и зодчества (МУЖВЗ). Среди учителей Иванова в эти годы были К. А. Коровин, А. М. Васнецов и А. Е. Архипов.  В 1953 году он выполнил крупный заказ на изготовление 18 мозаичных панно для станции метро «Киевская» на тему «Вечная дружба украинского и русского народов». Помимо создания картонов для всех мозаик, художник лично выложил композиции «Полтавская битва», «Переяславская рада» и «Пушкин на Украине».

Инженеры-конструкторы: М. В. Головинова.Инженер-строитель Антони;на Никола;евна Пирожкова. В 1930 году окончила Сибирский Томский технологический институт им. Ф. Э. Дзержинского. Работала в конструкторском бюро Кузнецкстроя, а после переезда в Москву поступила в Метропроект (1934), впоследствии став главным конструктором этого института. Пирожкова была одной из первых, кто проектировал Московский метрополитен, в том числе станции «Маяковская», «Павелецкая», «Арбатская», «Киевская» и «Площадь Революции». Коллеги считали её одним из самых талантливых инженеров-проектировщиков.

Руководитель строительства: Главный инженер Метростроя Москвы и СССР Николай Дмитриевич Дане;лия. Генерал-майор (1945). Отец кинорежиссёра Георгия Данелии.

4. ЛИЧНЫЕ ВПЕЧАТЛЕНИЯ

Путешествуя по Московскому метрополитену в пределах Садового кольца во время моей последней поездке в октябре 2023 года я внимательно осматривала то, что меня окружает. Подземный дворцовый ансамбль! Архитектура станций уникальна! Росписи, мозаики, лепнина, скульптура, мрамор, гранит, канделябры, люстры, колонны, пилястры, пилоны, арки, панно, фрески,  мостики, лестницы, антресоли в невероятной гармонии архитектурных решений  — это только то,  чем я необразованный в области архитектуры человек была очарована! Сюжеты 18 мозаичных панно из смальты и драгоценных камней в массивных лепных золочённых оправах на станции «Киевская кольцевая» мне были очень интересными. Они как-буд-то живые: люди за работой,  растения, пейзажи на заднем плане, исторически значимые события — как окна в историю с тоски зрения историков Советского периода. Сейчас мы знаем, что А.С. Пушкин никогда не был на Украине, поскольку в его время такого наименования территорий в Российской империи не существовало.

Ходить бы и разглядывать, потому что это не только транспортная артерия, а музей доступный каждому жителю столицы и каждому приезжему в любой момент без всяких ограничений. Невозможно представить что испытывали те люди, которые жили во времена открытия этих станций! Это великолепие было задумано и  сделано не для власть имущих, а для них  — рядовых граждан Великой страны СССР, победившей фашистскую идеологию ценой огромных человеческих жертв! Народ такой страны заслужил того, чтобы ежедневно быть вписанным в гармонично такого архитектурного чуда много-много лет подряд!

И неважно осознают ли жители мегаполиса Москва, изо дня в день годами торопящиеся на работу и с работы, всего того труда, который был затрачен нашими общими предками. Атмосфера метрополитена в пределах Садового кольца такова, что придаёт дополнительную энергию людям. 

Мне, провинциалке, было очень утомительно передвигаться по метрополитену. Я думаю, что блуждая по его лабиринтам по надобности и по ошибке, я только за  день прошла не менее 20 км. Бесконечные ступеньки, длинные переходы (иногда со спящими прямо на ступенях людьми и смрадный запах вблизи них, но такого было немного, не то, что в 90-х прошлого века), повороты, спуски, подъёмы, эскалаторы. Но, и по поверхности в этот же день я прошла не меньше. Помимо того, что мне ещё пришлось поучаствовать в Международной научной конференции и выступить там с пленарным докладом, ночью накануне мне пришлось постать часов 5 в поезде, а передвигаться по городу мне пришлось с тяжелой сумкой на плече. Полагаю, что именно красота станций метрополитена, надземной архитектуры центральной части Москвы, включая Красную площадь и парк «Зарядье», мне придали дополнительную энергию. 

                Светлана Федорова, Казань, 18 января 2024 г.


Рецензии