КГБ на субботнике

                КГБ на субботнике

    В советское время проведение субботников стало довольно обычным явлением и считалось бескорыстным вкладом трудящихся в процветание родной страны. Ничего плохого в этом не было, кроме «добровольно-принудительного» порядка их организации и проведения. Как выяснилось, в них участвовали не только простые, мирные труженики города и села, но представители таких специфичных государственных структур как КГБ СССР (комитет государственной безопасности).
     Об одном таком субботнике, в котором принимали непосредственное участие сотрудники этой службы, хочу рассказать.
     Конец 70-х годов прошлого, 20-го века, – непростое время для всех меломанов страны. Коллекционирование виниловых пластинок было сопряжено с массой трудностей. Пополнение коллекции в стране тотального дефицита, не важно каким способом – покупка, обмен, перепродажа, – приносило не только глубокое удовлетворение, но иногда и большое разочарование, а порою нервное расстройство. Но мы были молоды, нервные клетки быстро восстанавливались и нелегкое дело продолжалось.
       Одним из способов пополнения коллекции было личное общение с другими меломанами, а также спекулянтами (как без них) на площадках, которые стихийно формировались около музыкальных магазинов. Одна из таких неформальных площадок образовалась во дворе музыкального магазина на улице Кирова (сейчас Мясницкая), где, как правило, по субботам собиралась толпа жаждущих купить, продать или обменять пластинки.
       В один из субботних дней 1978 года, с внушительной сумкой пластинок оказался в том самом дворике. Цель визита – по максимуму произвести обмен того, что считал лишним в своей коллекции на что-нибудь новенькое. В самый разгар этого важного мероприятия вдруг возникает тревожный гул голосов, усиливающийся с каждой секундой. Интуитивно понял – облава! В первый (и последний раз в жизни) попал в подобную ситуацию, очень неприятную и нервную. Настоящий шок! Не успел опомниться, как двое молодых людей в штатском, почти мои сверстники, подхватили под руки и затащили в микроавтобус. Там уже сидели несколько таких же бедолаг, как и я. Люди в штатском нас пересчитали, переглянулись и, видимо, старший из них изрёк: «План выполнили. Шесть человек достаточно. Поехали». Автобус тронулся. Попытался понять, что происходит и обратился к «старшему», который предъявил удостоверение сотрудника КГБ, тем самым окончательно запутав ситуацию. На мой вопрос, почему КГБ, а не милиция, он простодушно ответил, что их привлекли к этому мероприятию в формате субботника. То есть из тех сотрудников, кто в этот день был свободен от службы, сформировано несколько мобильных групп по борьбе с «антисоциалистическими» проявлениями, к разряду которых отнесли и сомнительные операции с винилом в подворотне. Вот такой «коммунистический» субботник, невольным свидетелем и участником которого я и стал.
       Ребята в штатском выглядели веселыми и вели себя достаточно доброжелательно. Однако это не помешало им в скором времени доставить нас в один из московских судов, где в помещении с вывеской «Комиссия по административным правонарушениям» всей нашей незадачливой компании была прочитана краткая лекция на тему: «Так жить нельзя». Для меня всё было, как в тумане. Запомнил только последние слова судьи о направлении копии протокола об административном нарушении по месту работы. По тем временам такое «письмо счастья» могло превратиться в массу неприятностей. Конечно, так оставлять это было нельзя. Задумался, что предпринять. Нашлись «умные, опытные» люди, подсказавшие выход из ситуации.
     В тот период я трудился в должности старшего инженера-технолога на оборонном предприятии и только начал выстраивать карьерную лестницу. То, что случилось накануне, не только не вписывалось в планы, но и ставило под угрозу любые перспективы. Действовать надо было решительно и быстро. Утром следующего дня, едва оказавшись на работе, метнулся в канцелярию предприятия, где трудилась сотрудница, знакомая ещё по школе. Училась она в параллельном классе, в школьные годы мы нравились друг другу, а первые симпатии в юном возрасте запоминаются надолго. Внимательно выслушав мою скорбную историю, пообещала, что постарается помочь. Через неделю звонит и просит зайти. В укромном уголке показывает бумаги, которые пришли в адрес предприятия по мою душу. Тут же демонстративно их рвет, многозначительно смотрит и говорит, что теперь… дело за мной. К тому времени я уже был женат, в семье росли два сына. Как порядочному семьянину, пришлось ограничиться внушительной коробкой конфет и «огромным спасибо».
         Вот такие субботники случались в советской стране. Вот такие были времена. Вот такие трудности встречались у продвинутых меломанов тех далёких лет.
А самое удивительное в этой истории то, что пластинки у нас «люди в штатском» не отобрали. Ха-ха-ха…

Влад   Боков.                14.01.2024


Рецензии