Первобытное общество
Они попали... не на родную для Маши и Фёдора Землю, это все поняли сразу.
Разрушенные города, давно заброшенные людьми, безжизненными глазницами смотрели на космических странников. Всё говорило о том, что эта Земля когда-то познала страшную разрушительную войну. Выжил ли здесь кто-нибудь, и сколько лет прошло с тех пор?
Кайи отправлял корабль в разные точки опустевшей планеты, но нигде не было признаков жизни. И вдруг на берегу океана путешественники увидели лодки и нескольких человек, выгружающих из них рыбу.
– Люди! Наконец-то мы их нашли, – с души капитана, казалось, свалилась пудовая гиря. – Предлагаю спуститься и узнать, что здесь произошло.
– И чем мы можем помочь? – уточнила Калиса.
– Этот мир мы уже не изменим, - Маша была подавлена увиденным: эта Земля кода-то была очень похожа на её планету.
– Как знать, – возразила Калиса. – Мы не можем повлиять на прошлое, но у них впереди будущее!
Когда путешественники вышли из корабля, завидевшие их рыбаки бухнулись на колени и вознесли руки к небу.
– Чего это они? – Аль спрятался за брата.
– Кажется, они молятся, – Маша помахала в ответ.
– Хорошо, что не стреляют, а то, что с Землёй-то натворили, – непривычно низким, повзрослевшим голосом заметил Фёдор.
Люди у лодок продолжали вскидывать руки и что-то бормотать.
– Яркой вам радуги! – поздоровался Кайи на уйфуцианском. Он надеялся услышать местный язык, чтобы электронный переводчик смог его обработать.
– Яркой вам радуги, боги! – заголосили в ответ рыбаки.
– Слышишь это, Кайи? Они знают наше приветствие! - в сердце Калисы родилась смутная надежда, что здесь побывали её соплеменники. И она оказалась права.
С трудом оторвав рыбаков от ритуала поклонения, друзья выяснили, что около полугода назад в сильную грозу сюда с неба спустились рыжеволосые «боги» и с тех пор часто здесь бывают. Они научили людей шить одежду, строить лодки, плести сети и ловить рыбу.
– Что произошло на вашей Земле, и почему вы не идёте жить в города? – поинтересовался Фёдор.
– Мы точно не знаем. Это было давно. Старейшины рассказывали, что нашу планету когда-то населяло много людей. А потом произошла огненная война, и почти всё человечество погибло. Те, кто выжил, умирали в своих домах от страшных болезней и голода. Города – это большие могильники, мы туда не ходим.
– Как страшно, – Аль уткнулся сестре в спину и заплакал.
– Выше нос, братишка, главное, что теперь они живут дружно, а у нас появился шанс вернуться домой.
– Да, однажды уйфуцианцы прилетят сюда снова, раз они взялись опекать эту планету, – согласился Кайи.
– Что ж, будем ждать, – вздохнул Фёдор.
Ему не нравилась эта Земля, но он понимал, что другого выхода нет.
Рыбаки привели путешественников в свою пещерную деревню. Множество ребятишек выбежало им на встречу, намереваясь оценить улов и получить любимое лакомство – раковины со сладкими моллюсками, которыми отцы баловали их, возвращаясь после путины. Завидев рыжеволосых «богов», дети остановились и упали на колени.
– Думаю, тут нас ждёт непростая работа, – Фёдор подбоченился и покачал головой. – Дети – это будущее, как говорит моя мама. Надо помочь с «будущим» на этой Земле.
– Точно, Федя. И работы этой видится непочатый край, – Маша окинула взглядом нечесаные головы местной детворы.
Друзья подошли к ребятишкам и попросили их сесть кругом.
– Давайте знакомиться. Меня зовут Маша. Это Фёдор, Калиса, Аль и наш капитан Кайи. Мы прибыли к вам с других планет, где живут такие же люди, как вы. Мы поведаем вам о наших приключениях, об опасностях и победах, и вы поймёте, как можно изменить ваш мир к лучшему.
Никогда ранее Маша с Фёдором не встречали столь внимательных слушателей. Дети и взрослые целыми днями ходили за ними попятам. Их вопросам о далёкой Земле, казалось, не будет конца, но об истории своей планеты они почти ничего не могли рассказать.
Пока Калиса, Маша, Фёдор и Кайи занимались обучением местных жителей, Аль часами пропадал где-то с новым другом по имени Фиш. Внешне Фиш был полной противоположностью Аля: смуглый, черноволосый, кареглазый. И характером жёстче. Но мальчишки уже при первой встрече проявили друг к другу интерес и вскоре стали не разлей вода.
– Ты мой космический брат, Фиш! Как Маша с Калисой. Я так счастлив! – часто повторял Аль, повиснув на друге.
– Маша с Калисой – сёстры! – смеялся в ответ Фиш.
– Ведь мы с тобой тоже похожи, скажи? – не унимался Аль.
– Ага, ты – жёлтый, а я – чёрный – настоящие близнецы!
– Зато у тебя голова кудрявая, как у меня!
– Думаю, это не главное. Важно, что у нас родственные души, и мы понимаем друг друга. Я тоже считаю тебя братом, Аль.
Вместе Аль и Фиш обследовали все ближайшие пещеры и берег океана, порой забредали в лес к живущему там чудаковатому старику-отшельнику, но к вечеру всегда возвращались, поэтому никто не волновался, когда эти двое подолгу отсутствовали в деревне. Но однажды они не пришли ни к ужину, ни ночью, ни на рассвете.
С восходом солнца все отправились на поиски. Калиса с Машей не могли скрыть своего волнения и постоянно плакали. Фёдор успокаивал их, как мог. Кайи с рыбаками несколько раз обошёл окрестности, но мальчишек нигде не было. Так, в безуспешных поисках и слезах, прошёл день. Местные стали высказывать опасения, что детей могло смыть волной, и они утонули. Эти страшные догадки только усугубили гнетущее настроение в деревне. О еде никто даже не вспоминал, все были убиты горем. У Калисы от переживаний поднялась температура, Маша с Федей к концу дня тоже совершенно обессилили.
Только Кайи не оставлял надежды найти брата. Телепатия здесь почему-то совсем не работала, возможно, из-за полной потери энергии, и Кайи пришлось полагаться на интуицию. А она подсказывала, что Аль жив.
Кайи бродил по лесу, еле различая тропинки. Осветить путь было нечем: кристалл окончательно погас, а подзарядить его в таком состоянии духа было невозможно. Делая всё большие и большие круги вокруг пещерного поселения, капитан добрался до мёртвого города. В эту сторону местные жители боялись даже смотреть, но Кайи мало чем можно было испугать, особенно сейчас. Он шёл вдоль разрушенных зданий и беспрестанно звал Аля.
С наступлением темноты город стал выглядеть менее мрачно: сумерки скрыли его страшную историю, и дома превратились в высокие горы, над которыми по тёмно-синему небу бриллиантовой россыпью переливались звёзды. Но их свет не мог развеять ночную тьму, и тонкий серп Луны в этом был бесполезен. Продвигаться дальше становилось опасно: дороги были в ямах, повсюду валялись камни и ржавое железо. Того и гляди, куда-то свалишься или покалечишься, тогда искать здесь ни детей, ни самого спасателя никто не будет. Кайи решил переждать до рассвета и лег прямо посреди перекрёстка, на котором остановился.
Над крышами домов-великанов сияли звёзды. Это незнакомое чужое небо сейчас стало для Кайи самым желанным и родным. От тоски у него защемило сердце. Где-то там его планета, его прекрасный Уйфуц, его дом. Кайи винил себя во всём, что с ними произошло. Как он мог быть столь беспечным? И уже не единожды. А ещё спасатель! Одна маленькая оплошность, недосмотр с его стороны, и дети, которых ему доверили, вынуждены скитаться вместе с ним по космическим мирам, подвергаясь опасностям и лишениям. До этой ночи Кайи был постоянно занят, не было ни времени, ни возможности побыть в одиночестве, подумать, раскаяться. В какой-то момент Кайи показалось, что его глаза стали слепнуть: силуэты домов потеряли резкость, звёзды потускнели. Испугавшись, он закрыл глаза руками и только тогда понял причину: в них собрались слёзы. Кайи никогда раньше не плакал, даже в детстве. Это было новое для него проявление душевной боли и, как оказалось, совсем не приносящее облегчения.
Внезапно его мысли прервал приближающийся грохот: кто-то тащил железо по мостовой. Кайи вскочил и стал всматриваться в направлении звука. Каково же было его удивление, когда в конце улицы появилась светящаяся точка – яркий, до боли знакомый свет.
– Это Аль! Это его кристалл! Аль! – закричал Кайи и, уже не думая о собственной безопасности, побежал навстречу брату.
– Кайи! – донеслось в ответ, и скрежет железа стал ещё интенсивней.
Аль тянул за собой старый проржавевший остов машины на пустых ободьях, которые бороздили изувеченную временем и войной дорогу. На этой «телеге» сидел Фиш, вокруг него аккуратно перевязанными стопками лежали книги.
– Аль, где же вы были?! Зачем так далеко забрались? Почему не вернулись? – Кайи подхватил брата на руки и крепко прижал к себе. – Мы вас обыскались. Ах вы, сорванцы! Живы! Слава Богу, живы! Но что с тобой, малыш? – Кайи обратился к Фишу.
– Я ногу повредил, еще вчера, когда мы возвращались в деревню. Было очень больно, я не мог идти, поэтому мы задержались. А сегодня Аль нашёл эту повозку.
– Кайи, мы везём книги! С картинками! Мы думаем, в них рассказывается об этой Земле. Есть даже карты! Кайи, ты представляешь?! Настоящие книги! Как в Машином доме! – Аль кричал возле уха Кайи так громко, что его пришлось опустить.
– Забирайся к Фишу, я отвезу вас домой. Что я говорю? Домой?! – засмеялся Кайи.
Мальчишки радостно подхватили:
– Да, да, домой!
– Домой, домой!
На краю города остов пришлось бросить: впереди были узкие лесные тропы. Кайи пересадил Фиша себе на спину и взял в руки по две связки книг. Аль тоже не остался без поклажи: он нёс самое ценное – чемоданчик, в котором лежали старые фотографии.
Обратная дорога, несмотря на тяжёлую ношу, для Кайи была лёгкой: от сердца отлегло, кристалл зарядился энергией и освещал путь, брат был жив и здоров! Весь путь Аль восторженно щебетал о книгах, а Фиш дремал, обхватив Кайи за шею. К деревне они вышли поздно ночью.
Калиса первой увидела приближающиеся со стороны леса две яркие точки и, забыв о высокой температуре, бросилась навстречу братьям.
– Кайи! Он нашёл их! Они там!
Следом за Калисой подорвался Фёдор, а Маша поспешила на берег, где, топчась вокруг костра, молилась на звёзды вся деревня.
Встреча была бурной, но недолгой. Сон вскоре отвоевал свои права на эту ночь, тем более что ему уже никто не сопротивлялся.
Утром люди внимательно выслушали рассказ двух храбрых мальчишек, решившихся ступить в зловещий город. Оказалось, Фиш подходил к запретной черте не раз, а с появлением Аля совсем осмелел. Вокруг посёлка для них давно не осталось таинственных мест, а город манил неизвестностью и приключениями. Приятели собирались обойти несколько домов и вернуться, но, обнаружив книги, так увлеклись, что не заметили, как стемнело. Им бы следовало переждать ночь, но мальчишки торопились рассказать всем о своей находке. Тогда Фиш и поранил ногу, споткнувшись о торчащую из асфальта арматуру.
Очередь дошла до книг. В них содержалось много информации по истории, науке и культуре этой Земли. Книги хорошо сохранились, хотя листы пожелтели, а иллюстрации пожухли.
– Это не всё, там ещё много! – Аль суетился, бегая между собравшимися.
– Мы нашли их в тяжёлых металлических ящиках с дверками, – добавил Фиш, в отличие от Аля сидевший на одном месте, так как наложенная на больную ногу шина из веток ограничивала его свободу передвижения.
– В сейфах, – уточнил Фёдор и, наклонившись к уху Фиша, шепнул: – Ты сможешь показать это место?
Фиш кивнул.
– Хорошо.
– А что? Хочешь в город?
– Считаю, туда должна отправиться целая экспедиция.
– Наши не пойдут, они боятся.
– Тогда мы это сделаем, если капитан согласится. Маша, Калиса, что думаете? – Фёдор перевёл разговор на подошедших подруг.
– О чём речь?
– Если Кайи даст добро, слетаем за оставшимися книгами в то гиблое место?
– Конечно! – оживилась Маша.
– Вы должны были нас сразу с собой позвать. Не ожидала от братишки таких тайн.
Калиса, отыскав в толпе Аля, махнула ему подойти.
– А вы бы не испугались? – Фиш недоверчиво поднял глаза на уйфуцианку.
– Считаешь нас трусами?
– Я же говорил, что они тоже захотят в город. Они смелые! – вступился за друзей и сестру подбежавший Аль.
К ребятам подошёл Кайи.
– Фиш, пора показать фотографии.
– Что за фотографии? – полюбопытствовал Фёдор.
– Вам, наверное, лучше не смотреть, – в пол голоса заметил Кайи.
Его ответ был неожиданным и лишь усилил интерес ребят.
Фиш отдал капитану потёртый кожаный чемоданчик, с которым не расставался с ночи. Он забрав его у Аля, едва они вернулись в деревню.
Один замок чемоданчика заедал из-за ржавчины и с трудом открывался, второй был деформирован и совсем не закрывался, но ни то, ни другое обстоятельство не повлияло на сохранность фотографий, местами выцветших, но целых. На них был запечатлён мирный, полный жизни город: били фонтаны, возле домов на аккуратно подстриженных газонах росли цветы, на качелях катались дети, по воде плыли украшенные флажками лодки… С каждого старого снимка на одичавших потомков смотрела их прошлая фантастическая цивилизация.
Люди стояли молча. Им было жаль потерянного мира.
На дне чемоданчика лежал большой красный конверт с золотым тиснением. Видимо, человек, вложивший в него послание, всё предусмотрел: если бы не красивый конверт, никто бы не обратил внимания на лист бумаги с непонятными каракулями.
– Капитан, сможешь прочесть? – один из рыбаков передал письмо Кайи.
– К сожалению, эта письменность мне незнакома. Но, думаю, я смогу её расшифровать. Только на это уйдёт не один день. Может быть, кто-то из вас умеет читать?
– Есть один дедушка! – воскликнул Фиш. – Его все сумасшедшим считают, но он очень умный. Могу к нему проводить. Он один в лесу живёт.
– Я давно здесь, – раздался хриплый, но уверенный голос, принадлежавший старичку, обутому в фабричные кожаные ботинки. – Чувствовал, что понадоблюсь, когда про вашу добычу услыхал.
– Яркой вам радуги! – поприветствовал отшельника Кайи.
– И вам не хворать, – ответил старик и продолжил как можно громче, чтобы его услышали все присутствующие: – Я им давно говорю: «Идите в город, там сокрыты многовековые знания и масса ценных вещей!» Но они меня дурачком считают. Не верят. А ведь я ещё мальцом туда со своим прадедом вылазки делал. Он меня и грамоте выучил. На трёх древних языках читать и писать могу. Давайте письмо, – старик пробежал глазами текст и переменился в лице: стал вдруг серьёзным и подтянутым, словно ради этой минуты жизнь прожил. – Слушайте все! Это послание от нашего далёкого предка: «Если вы читаете это письмо, значит, кто-то смог выжить в этом аду. Нас было двадцать миллиардов на планете. Мы были разные, но все мы были люди. Каждый народ имел свою культуру, письменность и религию. Такими создал нас Бог, чтобы нам было интересно друг с другом, чтобы мы общались, делились своими идеями и открытиями. Но зло победило в нас. Желание власти и богатства превысило разум в наших правителях. Они стравливали народы и поощряли вражду. Мы накопили столько смертоносного оружия, что однажды мир взорвался. Огонь и дым накрыли нашу Землю, и люди начали умирать от страшных болезней, голода и холода. Мне тоже осталось недолго. Я собрал для вас много книг на разных языках, от сказок до научных трудов. Главное, чтобы вы сумели их прочесть. Люди будущего, не повторяйте наших ошибок! Создайте новый мир, счастливый для всех! Любите друг друга и нашу планету!»
Старик строго оглядел собравшихся и добавил:
– Я могу научить вас читать и писать.
Люди молчали.
– Дед, меня научи! – первым вызвался Фиш.
– И меня. Я хочу помочь вам понять эти книги, – поддержал Кайи.
– Там их ещё много, – напомнил Аль.
– Есть желающие вместе с нами отправиться в город? Мои ребята пойдут.
Кайи ждал ответа долго, но напрасно: нелегко было менять этот мир...
(Иллюстрация автора).
Свидетельство о публикации №224011800156