Крещение Господне. Особенности празднования

Крещение Господне. Особенности празднования.
Главной традицией этого праздника является освящение воды.
В ночь с 18 на 19 января все православные христиане готовятся отметить один из 12 главных христианских праздников - Крещение Господне, который завершает Рождественские Святки.
Евангелие повествует о том, что дабы исполнить Волю Бога, Иисус Христос принял крещение в водах реки Иордан. В тот момент, когда Он  молился, отверзлось небо, и Дух в виде голубя сошёл на Него, и все услышали глас: «Сей, есть Сын Мой возлюбленный, в котором Мое благоволение».
Праздник Крещения называется - Богоявлением, так как в этот день Господь таким чудесным образом явил себя людям.
Верующие в этот день посещают храмы, а затем после Великого водоосвящения с молитвой и искренней верой принимают воду, которая называется великой «агиасмой», то есть - святыней. Её освящают дважды: в ночь на Крещение и в сам день праздника на Божественной Литургии.
В крещенскую ночь, непостижимым образом,  происходит освящение воды во всех источниках, и она приобретает целебные свойства, обладая чудодейственной силой, которая сохраняется весь год.
Поэтому, если у вас нет возможности в этот день попасть в храм – просто запаситесь водой из ближайшего источника.
Крещенская вода – это духовное лекарство.
Наши предки даже собирали  крещенский снег, так как считали, что он исцеляет различные недуги. Добавление снега в колодец, делало его неиссякаемым даже в самый засушливый год. Крещенским снегом девушки натирали кожу. Его использовали при стирке – эффект был потрясающим.
На Руси в XVI—XVII веках  в день Крещения, на водоёме, над вырубленной в виде креста полыньёй или «Иорданью», священник совершал молебен водосвятия. Отсюда и название - «Иорданская» вода.
Нужно помнить, что не от количества набранной воды зависят святость и мера полученных даров Божественной благодати, а от того, как мы приближаемся к Господу, от нашего образа жизни, перемен в душе, веры и добрых дел.
18 января верующие постились,  и в Святой вечер на столе были только постные блюда, и «Голодная» кутья.  Вернувшись из храма, наши предки наносили мелом или огарком свечи кресты над всеми дверями и окнами.
Сразу после Крещения и до Великого Поста - считалось лучшим временем для  свадеб и весёлых посиделок.
Язычество сформировало свои традиции: «Раз в Крещенский вечерок девушки гадали: за ворота башмачок, сняв с ноги, бросали».
Хочется отметить, что всё это не имеет никакого отношения к празднику Крещения, так как гадания в православии запрещены. Порицается также употребление спиртных напитков в этот день.
Окунание в прорубь никогда не было христианской традицией. Наши предки не только не заходили в воду, но даже не раздевались в присутствии священников. Так как в домах не было водопроводных кранов, то освящённую воду, чтобы пить весь год, набирали из водных источников.  И поэтому, никто не купался в водоёмах. Более того, целую неделю нельзя было стирать, чтобы не осквернять и не загрязнять воду в источниках. В день праздника разрешено пить воды, сколько душа желает, а затем её хранят возле икон и дают больным натощак, по необходимости, а также ею окропляют жилища. Освящённую в храме воду нельзя использовать для бытовых нужд.
Купания в проруби – это дань новой моде, которая пришла в 1990–2000-х годах, благодаря политикам и СМИ, которые навязали этот стереотип под видом «многовековой народной традиции». Такое моржевание подменяет смысл великого православного праздника, превратившись в  языческий ритуал.
По словам протоиерея Георгия Рощина, «купание в «Иордани» на Богоявление, не исконная, как принято думать, а сравнительно недавняя традиция. Прежде, до революции, совершались Крестные хода на «Иордани» с освящением воды, но массовое купание этому не сопутствовало».

Более того, об этом упоминается в «Настольной книге для священно-церковно-служителей» С.В.Булгакова:
«В некоторых местах существует обычай в этот день купаться в реках (купаются в особенности те, которые на Святках переряживались, гадали и прочее, суеверно приписывая этому купанью очистительную силу от этих грехов).
Такой обычай нельзя оправдать желанием подражать примеру погружения в воде Спасителя, а также примеру палестинских богомольцев, купающихся в реке Иордане во всякое время. На востоке для богомольцев это безопасно, потому, что там нет такого холода и таких морозов, как у нас.
В пользу такого обычая не может говорить и верование в целебную и очистительную силу воды, освящённой Церковью в самый день крещения Спасителя, потому что купаться зимой значит требовать от Бога чуда или же совершенно пренебрегать своей жизнью и здоровьем».

Для тех, кто всё же решит в этот день окунуться в прорубь, необходимо взять  благословение у священника, а затем, трижды перекрестившись, со словами «Во имя Отца, Сына и Святого Духа»,  погрузиться в воду.
Важно помнить, что, само по себе, омовение в крещенской воде, не очищает от всех грехов и благодати не приносит.
Существует примета, связанная с этим днём. Много снега на Крещение –  к крепкому здоровью.
В этот праздник важно с благодарностью осознать, что самая большая для нас святыня – это Господь, который побуждает каждого к внутренним изменениям.


Рецензии