Судьба жены священника
Когда представляешь «попа с попадьей», то возникает стандартный образ: мужик с бородой, окруженный кучей детей с дородной супругой.
А сегодня, в наш скоростной, цифровой век, - как?
Рассмотрим социальный портрет клирика и его жены?
Матушка — это супруга, вторая половина мужа - священника.
Жизнь то батюшек, - у всех на виду, а как половинке то, - его живется?
Ведь, священник для верующих людей – это и наставник, и воспитатель, и та же скорая помощь.
Но продавцы, учителя и врачи работают по сменам, а у батюшки «вызовы» круглые сутки. На священников трудовой кодекс в этом плане не распространяется….
И с этого места начинается самое сложное в жизни православной матушки.
А именно, - её супруг не принадлежит своей семье.
А как это?
Вышла замуж, а муж не обязан - помогать жене по дому?
- Не уделяет супруге внимания, как в цветочно – букетный период?
Да и дома его не увидишь?
Обидно, - да?
- Развод и девичья фамилия!
Но так поступают мирские….
А - жена священника?
- Во время совершения таинства рукоположения, священник целиком и полностью отдает себя служению Богу.
«Священник становится, венчан не только со своей супругой, но и с Церковью», так гласит церковный Устав.
Причем, Церковь, для священника встает на первое место.
К тому же, - священники не выбирают, - где служить.
Молодая девушка, соединяя свою судьбу с судьбой будущего священнослужителя, осознанно выбирает и этот… - нелегкий путь….
Мужа могут направить служить в деревню, где всего несколько дворов.
А в тех дворах сохранились, как мастодонты: атеисты - коммунисты.
Это те, которые вспоминают про «попов» только тогда, когда часы пробили: пора на погост….
- А в храме, где предстояло служить вчерашнему выпускнику семинарии: венчать, крестить - штукатурка от сырости сыпется со стен.
Да и долги висят перед энергосетью, за предоставленные ранее услуги.
И перед новоиспеченным настоятелем вырастает неразрешимая проблема: чем отапливать и освещать культовое здание?
Да и дом, который предназначен для настоятеля храма, в таком же плачевном состоянии: в окна свищет ветер, снеговая пороша собирается на подоконниках, да и пол проваливается….
Вдобавок, котел отопления не работает…
Проблемы за проблемами: и им же несть числа.
Как тут не растеряться?
А ведь, какие прекрасные планы строили: красавец семинарист и стройненькая выпускница регентской школы: нести свет Божий миру!!!!!!
- Конечно, уезжать из города ей было страшно, страшно было оторваться от привычной жизни, и довериться Богу. Но было принято совместное решение – ехать на то место, куда Господь их определит….
Это было начало их новой жизни, которая, несколько страшила своей неизвестностью.
А действительность оказалась: слишком реальная….
Прибыли они в село, где всего несколько жилых домов, а в летний сезон живет чуть больше 50 человек, из которых в лучшем случае, - десятая часть заходит в храм.
- «На что ремонтировать развалившийся дом и запущенное здание храма», -думает и думает молодой батюшка, почесывая белокурую голову,
и:
«Како будет сие, идеже спонсоров не ведаю».
Раньше на Руси была такая традиция, что приход должен был обеспечить батюшку жильем, транспортом (тогда это была лошадь с повозкой), питанием и так далее.
Но сегодня, большинство прихожан обращаются к вере, чаще всего через личную беду, или по выходе на пенсию, ища некую социальную среду, где они не так будут одиноки.
И какие из них помощники?
Да, уж…
Но, когда люди вместе молятся, то их молитва возносится очень высоко. И такое взаимное моление дорогого стоит….
………………….
«Неизбежный крах терпят уповающие только на собственные силы, волю и понимание. А рассчитывать следует на Божественное действие, прилагая труд».
Молодой же священник имел крепкий тыл: свою половинку, дарованную Богом и крепкую веру.
А вскоре Господь даровал семье милых деток, и забот у матушки прибавилось. И, что удивительно, никто ни разу не слышал от неё слов ропота и сетования на судьбу.
А, ведь, путь жены священника – не самый простой из женских путей.
Но когда он воспринимается, как благодатная возможность через служение мужу-священнику, служить Богу, он становится источником радости:
- «Иго Мое благо и бремя Мое легко есть» (Мф.11:30).
И для того маленького сельского прихода, каждое воскресенье стало важным событием: стала совершаться— Божественная Литургия.
Матушка пела на клиросе, сынок помогал батюшке в алтаре.
А старшая дочка нянчила сестренку.
Прихожан было мало, но жили интересно.
Батюшка вел воскресную школу, матушка занималась музыкой и хором.
Устраивали праздники.
Так, что воскресный день проходил на приходах в общении с людьми.
Благо и то, что родители подарили молодой семье машину.
А сельскому священнику, без транспорта никак нельзя.
Надо было окормлять еще три прикрепленные деревни.
В них, правда, жителей было мало.
Но и их, нельзя было оставлять без слова Божьего.
Вот и ездил батюшка по деревенским приходам, по бездорожью –зимой и летом, а матушка вместе с ним.
А вскоре перевели активного и целеустремленного служителя Бога на другой приход, - в районный городок.
Матушка и тут стала верной помощницей своему батюшке:
- сплотила хороший церковный хор, организовала воскресную школу, кружок флористики и много, много интересного….
Сама матушка, так говорила о своей службе:
«Не могу сказать, что было все легко — чуть расслабишься, и все может выйти из-под контроля. Но все труды благие, мы с батюшкой получаем утешение и удовлетворение от них.
Человек должен трудиться всегда».
……………………………….
Хочется, от всей души, пожелать этому доброму семейству, благополучия и помощи Божией во всех их начинаниях, на процветание Церкви Христовой!
Белова О.В.
Аткарск.
18. 01. 2024
PS:
Священник же, как лицо, посвященное исключительно Богу, может принадлежать только Ему, и «Его знаком принадлежности Богу, становится наперсный крест».
А обручальное кольцо – это знак принадлежности другому человеку, а священнослужитель принадлежит исключительно Господу.
С момента получения сана, семья начинает занимать в жизни представителя Церкви, по меньшей мере второе место.
Свидетельство о публикации №224011801639