Почему инженерам в СССР надо было платить больше

Некоторые наши сограждане до сих пор не понимают, почему инженеры должны получать больше рабочих.
На эту тему у меня в комментариях к публикации Олега Макаренко "Дуэль с Гитлером", состоялась дискуссия с подобной особой.

Макаренко в публикации написал:

"Я придумал идею для фильма ужасов. Маньяк ловит блогеров-леваков и помещает их в тщательно смоделированные декорации брежневского СССР, заставляя жить на зарплату инженера в 120 рублей".
В ответ особа заявила, что такая зарплата может быть только у совершенно никудышного инженера, который ничего не умеет, а также высказала крайние сомнение, что такое в СССР вообще могло иметь место.

Я, отдавший свои лучшие молодые году советскому производству, не сдержался и несколько эмоционально ответил:

"Это суждение о СССР на уровне детского сада. А я в то время реально работал на крупном оборонном предприятии в отделе АСУ инженером-программистом с зп. 110 руб. + кварт. премия. У меня есть заметка-воспоминание, как гл.конструктору однажды пришли жаловаться рабочие-наладчики на вопиющие огрехи в конструкции "изделия". А он им сказал: "А помните, как вы после вуза пришли вместе с женами ко мне в КБ, а потом сбежали в цех за длинным рублем? А жены ваши остались. Вот теперь то, что они для вас проектируют, вы и отлаживаете".
Страна, где инженеры ценились меньше рабочих — была обречена".

В ответ особа начала рассказывать о своей родственнице. Эта родственница работала лаборанткой на одном комбинате, спроектированном несколькими НИИ (научно-исследовательскими институтами) с многочисленными ошибках. Родственница одну такую ошибку обнаружила, чем якобы принесла огромную пользу. А остальные ошибки заводской коллектив исправлял, не останавливая производственный процесс. Особа особо отметила, что разнорабочие на этом комбинате могли получать зарплату даже в 230 рублей. (А мы ей про инженерских 120).

Все это было подано в том плане, что вот какие они, ваши инженеры, которых вы защищаете.

Как будто особа не дочитала мой предыдущей коммент, где я на жизненном примере показал, как из-за низких зарплат перспективные выпускники бежали из инженеров в рабочие. Хотя, думаю, ее просто возмутила сама мысль, что инженеры должны получать больше рабочих. А эмоциональные всполески ослабляют способность лигически соображать.

Поэтому особа обратилась ко мне с вопросом — за что же вам (инженерам) платить?

Я — особе:

"/Так за что вам платить больше то ?/
Мне? Хотя бы за то, что, когда я работал рядовым программистом, то лично от меня зависело, получит тысяча заводчан вовремя заработную плату, или нет. Правильно будет начислена им зарплата или нет. Это работа не на 120 руб. + квартальная премия. А именно столько я получал, пока не стал начальником над 11 дамами, которых напугал заявлением, что, по уму, вместо них надо было бы взять трех парней, разделив между ними их з/п. Но это в СССР было, увы, невозможно.
Когда я уходил с завода, то "простил" ему 120 отгулов, потому что оформлять сверхурочные было не принято, а дать отгулы проще.
Кстати, у нас настройщики зарабатывали по 500 руб. и больше. Могли позволить себе слетать в Москву на футбол и в тот же день обратно. Большинство с высшим образование, очень способные, могли бы сказать свое слово в науке и быть отличными инженерами, но из-за низких з/п пошли в рабочие.
Сам я, кстати, тоже ушел из профессии. Не столько из-за денег, сколько из-за нежелания участвовать в этом театре абсурда".

В ответ особа выдала: "Это ничего что с такой работой легко справится бухгалтер после даже не техникума а каких нибудь специальных курсов на три месяца". (Орфография сохранена). Ну и поставила в пример "Стива Джопса", который "в то же время чуть ли не в гараже свою первую персоналку с колена спаял".

Типа, упрек, что я, и все советские инженеры, не проявляли предпринимательской активности, как Стив Джобс, поэтому якобы и сидели на окладе в 120 р.

Это напомнило мне мое стихотворение из 1980-х, начинающееся словами:

В глубинах космоса среди иных миров
Жил в общежитии сантехник Иванов.

Имел сантехник пагубную страсть -
Мечтал сантехник на Луну попасть.
Мечту свою от всех вокруг таил
И миниШАТЛ на крыше мастерил.
Сантехник потому туда залез,
Что опасался ОБХСС.
Он хоть и мини, все же зведолет.
А где делали Иванов берет?

Но особе я про эти стихи цитировать не стал, чтобы не объяснять ей еще и что такое "ОБСС".

А она завершила свой спич словами: "Так кто вам тогда злобный буратино то?".

Я ответил:

"Это суждения человека, далекого от вопросов управления производством.
При советской системе заработной платы, где сдельщики получали различные надбавки в зависимости от тарифной ставки, сложности и даже времени суток выполняемых работ, бухгалтер легко справлялся с начислением зарплаты для 10 человек. И то не без ошибок, ибо тарифы и надбавки еще и часто менялись. Поэтому для 1000 нужны было 100 бухгалтеров. Или большая ЭВМ, для которой я и делал и изменял программное обеспечение. При этом, с учетом того, что ЭВМ тогда обладали мизерной, по нынешним меркам, памятью и быстродействием, и работали от зависания до зависания максимум час, надо было извратиться, чтобы уложиться в эти параметры.
А 11 дам во главе со мной делали и изменяли программное обеспечение для решения еще и таких экономических задач, как расчет потребности в комплектующих для производимых изделий, расчет себестоимости и трудозатрат на изделие, расчет складских запасов, плановая потребность в комплектующих, расчет амортизации оборудования, потребностей в оборудовании и т.д., без чего производственный процесс превратился бы в хаос.
А заниматься, как Стив Джобс, созданием персональных компьютеров, у нас не было возможности. Потому что еще Хрущев (сц..ко) решил, что мы должны копировать вычислительную технику у капиталистов. Что, по единодушному мнению советского инженерного сообщества, и определило хроническое отставание СССР от Запад.
И да, в плане личной инициативы я пытался разработать систему вроде "С1 Бухгалтерия", но она нафиг никому была не нужна. И руководство смотрело на меня как на чудака, который берется за проблемы не по своей 120-тирублевой зарплате. А, чтобы мы, инженеры, "не занимались подобной ерундой", и "не отрывались от народа", нас посылали "помогать колхозникам в битве за урожай", на овощные базы "спасать то, что от урожая осталось", а также заставляли убирать "прилегающие к предприятиям территории". Что выливалось потом в необходимость работать сверхурочно.
У Стива Джобса таких проблем не было".
А теперь о главном.
Кто виноват в том, что у нас сегодня, на тридцать четвертом году капитализма, есть читатели, которые считают, что инженерам надо платить меньше рабочих?

Безусловно, в первую очередь, семья и школа. Ну и, конечно, правительство и лично Путин.

Но и нам, "рожденным в СССР", и знающим о том, что там происходило не только из прекрасных советских кинофильмов, не стоит снимать с себя часть ответственности.

Поэтому я и рассказываю в своих публикациях, как было и как надо.

Ибо страна, где инженеры ценятся меньше рабочих — обречена.


Рецензии