Гл. 9. Прерванная мелодия

          Зачем Она сюда пришла? — всегда изнывала в шумных компаниях от пустой траты времени, а вот сегодня смалодушествовала: уступила настойчивым просьбам сокурсников и пришла. Зачем? Ради паутинного сентября; ради несуразной традиции отмечать начало учебы.
          Она ругала себя и не знала, что делать дальше.
          Со  стены  из  темной рамы поддразнивал гипсовый купидон, перевязанный белой лентой, с пучком сухих трав за спиной.
          Какую шалость готовит этот античный безобразник сегодня?
          Разве он скажет!
          Скучные, затертые танцы. Едкий дым курильщиков. Заветренный винегрет.
          Мишенью большинства острот скоро стал угловатый молодой человек с длинным носом — «Коко»: такую кличку из французского фильма дали Ему сегодня.
          Он улыбался, часто роняя пепел сигареты на пол. А потом поколдовал над большим старым магнитофоном и извлек из щелкающе-шипящего нутра музыку на заказ.
          Сегодня в моде был стиль «ретро».
          Вечер кружился в своем душном, как густая пыль, гаме. Без умолка. Без конца. Без края.
          Пахло пудрой и плохим табаком. И снова смех, снова шутки.
          Но на сей раз…
          Он обронил пепел из дрожащих рук?
          «Что же этого новоиспеченного князя Мышкина здесь удерживает?» — думала Она. Искала ответ в Его глазах: они встретились взглядами. Молчаливого диалога не получилось. Молодой человек зажмурился. И продолжал раскачиваться в ритм музыки.
          Разговоры соскользнули на другую тему, равнодушно оставив Его наедине с самим собой, чтобы в следующий раз повторить нечто подобное. Тупость, ходящая по замкнутому кругу, как магнитофонная лента — с одной кассеты на другую. Кто разорвет этот круг? Дурацкий и адский… Повторение — мать учения, но враг творчества…
           И Она встала…
           Она встала так, что обратила внимание большинства компании. Потом наклонилась и дотянулась до магнитофона; стиснув зубы, рванула на себя ленту. Раздался противный короткий визг из динамика.
           Тишина съежилась. Громко свалилась со стола вилка. Земляничные ноготки застыли на полуоткрытых губах. Вокруг до странности похожие друг на друга лица… Или маски? Кажется, соседский старик в случайном разговоре об однотипности физиономий был прав — никакой разницы…
            Что-то будет. Все недоуменно выжидали. Она понимала.

            Струисто поземился низом пепел — вдоль, по полосатому полу (и, наверное, поэтому был малозаметен) — праздный морок? — а может быть, невостребованный порох? — бесполезно проведенных часов — и — сгоревших, неузнанных мыслей; горьковатый осадок, оставшийся на душе.

            Она выбралась из-за стола, вызволяя себя из вечернего плена. Уже хотела уйти. Но повернулась к Нему.
            Он безвольно закусил губу.
            Князь Мышкин по имени Коко… Не случайно твоя кличка переводится как «цыпленок». Инкубаторский? Неужели действительно ни на что не способен? Знаешь ли ты, что говорят ирландцы по поводу длинных носов?
            Это уже был как бы и не вечер, а бульварная газетенка: зачем-то по глупости сначала ее посмотрела, потом прочла, а теперь — точно отравилась.
Значит, судьба… Хотя в судьбу и не верила.
            Мышкин доверительно и глуповато улыбнулся, не сводя с Нее глаз. Любопытство захватило Его навыказ: от нетерпения Он даже почесал нос. Магнитофон продолжал хлестать оборванной лентой.
            И лишь за окном — в соседнем доме напротив — сиплый певец изо всех сил терзал гитару.

                Закрыв глаза, тебя я вижу.
                Все в этом мире нам с тобою вопреки:
                И ветер в парус, и течение реки…
                Твой голос среди ночи ясно слышу.
                Вот потому и нет у нас спасительной любви.

             Кого это волновало? Никого, кроме певца.
             А кого волнует здесь музыка Коко, да и он сам?
             Никого. И Ее тоже.
             Не принц! Далеко не князь. Полное отсутствие достоинства.
 Тривиальный Мышкин с мелко трясущими руками. Воровал кур?
             Усмехнувшись, Она отбросила волосы назад и подошла к Нему. Ладонями охватив плохо выбритые щеки, взяла и неожиданно поцеловала Его прямо в губы.
             Зачем?
             Нет ответа…
             Возможно, для того, чтобы скрасить испорченный вечер. Или в пику однокурсникам? Кому-то еще?! Кто знает…
             Никто не знает. В том числе и Она.
             Знает пепел, праздный морок, горьковатый осадок — незримый налет на посеревшей душе; да гипсовый купидон…
             Она о чем-то подумала, потом отвернулась, пряча лицо в своих светлых волосах, и медленно удалилась…


Рецензии
Доброе утро, Виктор.

Интересная глава.
Скучная компания, непонятный вечер, где собрались люди, привыкшие жить по инерции. Вечер, от которого остается осадок, не самый приятный.

И вдруг один из приглашенных (вернее, одна) решает разорвать этот круг. Потому что видит бессмысленность происходящего и хочет, чтобы и другие почувствовали это.

Можно ли разглядеть в этих людях - масках образ Божий? По крайней мере, в такие минуты его надежно заслоняют маски или "незримый налет на посеревшей душе". Иногда кто-то просыпается и хочет стряхнуть этот пепел. Она увидела князя Мышкина, к которому еще не совсем приросла маска.
Спасибо Вам большое и всего самого доброго!

Вера Крец   08.07.2025 21:08     Заявить о нарушении
Добрый день, Вера!
Вы спрашиваете: "Можно ли разглядеть в этих людях - масках образ Божий?" (простите, исправил последнее слово; по правилам русского языка, если нечто существует в единственном числе, то оно пишется с большой буквы, а вот "античные боги" мы пишем с малой, ибо их много).
Теперь отвечаю на вопрос. По образу Божию человек сотворен (о чем говорится Моисеем в Книге Бытия). В плане стояло: "И сказал Бог: сотворим человека по образу Нашему и по подобию Нашему" (Быт.1:26). Но после сотворения: "И сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его" (Быт. 1:27). Заметьте, выпало подобие. Потому что его человеку предстоит снискать всей своей жизнью. И чин преподобных отцов как раз говорит об этом. Они достигли указанной цели. Грешники же не достигают подобия Божия, а, следовательно, его в них и нет.
А вот образ Божий никуда не девается, ибо он дан Самим Творцом. Образ Божий может быть зачернен до цвета сажи, но не исчезнуть. Любые маски не в силах его истребить. Человек отличается от животных тем, что у них нет образа Божия. Почему? Ответ мы находим все в той же Книге Бытия: "и да владычествуют они (люди) над рыбами морскими, и над птицами небесными, и над зверями, и над скотом, и над всею землею, и над всеми гадами, пресмыкающимися по земле", ибо человек пришел в мир царем природы, а все перечисленное было сотворено перед сотворением человека как условие его прихода в мир. Подчеркиваю, приход заботливым царем, а не тираном природы, как это часто бывает сегодня. Впрочем, Вы и сами не меньше моего знаете. Сказал на всякий случай :-).
"Мышкин" Вам знаком по майской 5-й главе. Не узнали? :-). Он появится еще раз в 12-й главе, но уже с другим знаком.
Спасибо, дорогая.
Прекрасного Вам дня!
Сердечно -

Виктор Кутковой   08.07.2025 14:15   Заявить о нарушении
Спасибо. Исправила.
Утром спешила, как всегда в рабочий день, так что не заметила описки. )) Или опечатки.

Об образе Божьем... А вот есть люди, святые, например, или праведники, которые всегда видят этот образ Божий в любом человеке. Ведь так?

Вера Крец   08.07.2025 21:16   Заявить о нарушении
Вера, каждый человек и есть образ Божий. Чтобы его видеть, необязательно быть святым. Ведь Христос воплотился именно в образе человека, подтвердив в человеке этот самый образ Божий. Согласно священномученику Иринею Лионскому (2 век), человек создан по образу воплотившегося Логоса, так сказать, в предвидении или в предвосхищении Боговоплощения. Следовательно, в «образ» включено и тело. Святитель Ириней говорит об этом так: «Бог прославится в Своем создании, делая его сообразным и подобным Своему Отроку. Ибо руками, то есть чрез Сына и Духа человек, а не часть человека создается по подобию Божию. Душа же и Дух могут быть частию человека, но никак не человеком; совершенный человек есть соединение и союз души, получающей Духа Отца, с плотию, которая создана по образу Божию». Точку зрения Иринея знаменитый богослов прот. Георгий Флоровский поясняет так: «…Плоть, которая создана по образу Божию, …имеет образ в создании. Весь человек создан “по образу Божию”. В прежние времена было сказано, что человек создан по образу Божию, но это не было показано, ибо еще было невидимо Слово, по образу которого создан человек… Понятие “образа” у Иринея содержит “соматический” оттенок — “явный акцент на материи”, по выражению Дэвида Кернса. И этот “акцент” у Иринея не случаен. Он прямо соотносится с его основным учением о возглавлении (recapitulatio). Воплощенное Слово, Богочеловек, стоит в центре его богословской системы. Это и позволяет пользоваться “зрительными” и “телесными” образами в богословской мысли и богословском языке, не переходя к “антропоморфному” представлению о Божестве. “Образ” заложен в человеке как целом, “подобие” относится к духовной сфере».
Вот Вам и ответ.
Поэтому святые видят даже отлетающую душу в момент смерти человека. Что следует из жития преп. Серафима Саровского и житий древних египетских отцов-пустынников. Тем они и отличаются от нас грешных.
Многая и благая Вам лета!
С уважением,

Виктор Кутковой   08.07.2025 22:46   Заявить о нарушении
Да, в Библии так написано.
Но я несколько о другом.
Помните, в Евангелии чудесные слова:
"Смотрите, не презирайте ни одного из малых сих, ибо ангелы их на небесах всегда видят лице Отца Моего Небесного"?
Это ведь о том же. О том, что нужно видеть образ Божий в каждом человеке, в любом. Но разве мы видим?

Вера Крец   09.07.2025 09:48   Заявить о нарушении
Добрый день, Вера!
Вынужден повторить слова прот. Флоровского: "В прежние времена было сказано, что человек создан по образу Божию, но это не было показано, ибо еще было невидимо Слово (в Ветхом Завете. - В.К.), по образу которого создан человек". "Слово" - Вторая Ипостась Пресв. Троицы, т.е. Христос. Первая Ипостась - Бог Отец - не воплощался и не приходил в наш мир. Он остается полностью трансцендентен относительно нас, что означает абсолютную непознаваемость, а, следовательно, и неизобразимость. Его иконы - это настоящая иконографическая ересь, к сожалению, часто встречающаяся в храмах по необразованности тех, то ее туда поместил. А вот Ангелы на Небесах действительно видят Отца. Но люди - не Ангелы, у них другая природа. Мы знаем Отца лишь в Его гласе: "Се Сын Мой Возлюбленный, в Нем Мое благоволение...". Но голос не образ. Поэтому когда заходит речь именно об образе Божием, то имеется в виду Сын Божий, но никак не Отец. Человек же не есть образ Божий. Образ Божий - Сам Сын и более никто. Как справедливо сказал свт. Григорий Палама, мы созданы ПО ОБРАЗУ БОЖИЕМУ. Чувствуете разницу? Мы - только отображение образа Божьего, а не сам образ. И в этом смысле в каждом человеке мы видим образ Божий. А какой может быть еще? Ибо человек не образ же паука, в которого превращает человека Голливуд. Тут американцы определенно сваливаются в сатанизм. Сознательно или нет - другой вопрос. Но факт остается фактом.
Ученые давно утверждает, что если во вселенной и есть разумные существа, то они тоже будут антропоморфны. Выражение "мыслящий тростник" звучит красиво, конечно, но богословски безграмотно. София Премудрость Божия тоже есть Христос. Вот потому всё во всей глубине по-настоящему мыслящее и будет антропоморфным. Вопреки Голливудским мудрецам :-).
Всё ли понятно на сей раз?
С уважением,

Виктор Кутковой   09.07.2025 12:39   Заявить о нарушении
Спасибо за развернутый ответ, Виктор.
Понимаю Вас, конечно. В Библии написано, что Бога не видел никто из людей.

Но я говорила о другом.И мне кажется, что фраза из Евангелия тоже говорит о другом. Почему упоминается, что ангелы видят лицо Отца Небесного?Для того, чтобы слушатели поняли, что не следует "презирать ни одного из малых сих". Ведь это их ангелы видят Лицо Отца Небесного. Что это значит?
И ведь в следующих стихах говорится как раз о той потерявшейся овечке,
одной из ста, но очень важной и нужной. Так же, как и любой из "малых сих", полагаю.



Вера Крец   09.07.2025 19:52   Заявить о нарушении
Вера, никто из нормальных людей не призывал "презирать ни одного из малых сих". Это первое. Второе. Дети держат связь с Богом и с Ангелом Хранителем, который неотступно пребывает рядом с ними. Это не сюсюканье, часто встречаемое, а связь по причине беззащитности ребенка и его ОТНОСИТЕЛЬНОЙ безгрешности: ребенок еще не накопил своего личного греха. Считается, что дети до 5–6 лет (т.е. младенцы) могут видеть ангелов. Ангелы особенно покрывают таких маленьких детей. Я был свидетелем, как мой (увы, уже покойный) духовник (монах, архимандрит) остановил мать игравшего мальчика словами: "Оставьте его. Он играет с Ангелом". Поэтому Ангелы могут открывать детям то, что закрыто для взрослых - Лик Бога. Но в той степени, в которой дети могут Его воспринять. Полагаю, данное видение все-таки отличается от того, которое праведники наблюдают непосредственно в Царстве Небесном. А, быть может, дети ничего не видят. Кто даст гарантию? Я уже приводил слова апостола Павла, восхищенного до третьего Неба, но признавшего, что нет таких слов, дабы описать увиденное. Зреть истинный Лик Отца возможно только через Христа. Для Филиппа, желающего увидеть образ Бога Отца ответ дан самим Христом: «Видевший Меня видел Отца» (Ин 14: 9). Однако находятся еретики, произносящие совсем противоположное Евангелию, призывая Филиппа фактически не слушать Учителя: «Иди к нам, мы тебе покажем Отца!». И показывают ему иконы "Новозаветная Троица" и "Саваоф". Нелепо? Да. Но не смешно. Ибо разрушается сам принцип, установленный непосредственно Богом: Отец познается только Сыном (как говорилось, «видевший Меня видел Отца»), а Сын познается исключительно Духом Святым («никто не может назвать Иисуса Господом, как только Духом Святым» (1 Кор. 12: 3). Не дерзают ли изобразители Отца занять место Сына и, следовательно ввести себя вместо Сына в качестве Второй Ипостаси в Святую Троицу? Ведь по существу дела так и выходит.
Следующий эпизод Евангелия об отбившейся овце вряд ли применим к детям. Под пропавшей овцой подразумевается грешник, погибший для добродетели и блаженства, для которых был создан Богом. В притче о заблудшей овце Господь даёт нам выразительный сравнительный образ приведения к пути истины заблудившегося грешника. Овца, убежавшая из стада, – жалкое животное. Она подвергается опасности попасть в место, где нет ни корма, ни воды, ей грозит опасность стать добычей диких зверей. Так и душа, удалившаяся от Бога, источника истины и благодати, тоже несчастное существо, ибо она подвергает себя всяким опасностям духовного порядка: заблуждениям, страстям, делается легкой добычей диавола – врага Бога и человеческого спасения, ищущего, по слову Писания, кого поглотить (1Пет. 5: 8).
О заблудшей овце сказано, что пастырь, обнаружив заблудшую овцу, не гонит её обратно к стаду, а берёт её на свои плечи и с радостью несёт домой. То же самое происходит с грешником, готовым следовать за Христом. Грешнику необходимо свободно, без принуждения начать подвиг покаяния. Пастырь-Христос Своей благодатью укрепляет решившего пойти по пути спасения. Грешник уже не один пойдёт по новому пути, а с Христом. Если же он будет по пути падать, Христос возьмет его на Свои плечи, ободрит и утешит, ибо Он сказал: «Придите ко Мне все труждающиеся и обременные, и Я успокою вас» (Мф. 11: 28). Здесь открывается потенциальная возможность видеть Христа, но не Его Отца. Всем - и детям и взрослым.
Не знаю, ответил ли я на Ваш вопрос, но готов продолжить.
Заканчиваю. У нас вырубили свет.
Сердечно -

Виктор Кутковой   09.07.2025 23:44   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 4 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.