Маленький большой праздник, или светлое настоящее

Из рассказа "Неродившиеся мечты."

Маленький большой праздник.

Самый большой праздник  для Полины и Петра - это приезд детей из областного центра. Полина встает пораньше с утра , всё печёт и варит, Пётр тоже суетится, подметает во дворе, за двором собирает прибившиеся к забору целлофановые пакеты, брошенную кем-то тару из-под пива, обое в приподнятом настроении. Приедут дети на иномарках, взятых в кредит, живя в квартирах, взятых в ипотеку, и счастливы , и веселы и бодры. Иногда с семьями, на двух машинах, иногда сами, на машине одного из братьев. Чаще всего - в субботу.
И в доме наступает праздник. По дому и двору носятся внуки, невестки стремятся что-то помочь по дому, крошат салатики, зачастую новые, накрывают на стол. Сыновья , если тепло, во дворе или огороде возятся.
 Увидев, что Полине очень нравится маникюр, девчонки привет стараются обновить его перед приездом. Полина удивляется, как это можно умудриться так разукрасить ногти, и с грустью говорит :
- Жизнь прошла мимо...
Потом, уже смеясь, говорит :
- Нет, она даже и мимо не проходила, иначе я хотя-бы заметила её.
Девчонки предлагают сделать свекрови маникюр, но она только смеётся;
- На моих искривленных артритом пальцах маникюра и не хватает...
Маникюр будет только привлекать внимание к моим кривым пальцам...
   С грустью рассматривает свои кривые пальцы, но все отмечают, конечно, что сами ногти длинные , ровные и узкие, как раз для маникюра, и девчонки смотрят на Полину с неподдельным сочувствием... Они ведь уже и не представляют жизнь без маникюра.
 В этот раз приехали ребята сами, Паша как раз взял новую машину, в кредит, конечно. 
Приехали, с Петром осмотрели машину, позаглядывали под капот, в багажник , в салон. Садятся за стол, выпивают, закусывают, про жизнь говорят. Всё как всегда, как у всех. После третьей рюмки
Петру начинает не нравиться, что у ребят всё в кредит:
- Это же сколько денег за проценты вы отдадите в государство?
- Не в государство, а банкирам! - поправляет Паша.
 И начинается утро в колхозе, Петр не исправился с возрастом, так и продолжает  прочитанными или услышанными где-то фразами сыпать, для придания своей речи весу. Вот и сейчас заладил про то, что нет будущего, нет  завтрашнего дня, ещё чего-то нет, в общем, ничего из того, что было у поколения Петра, у нынешней молодёжи нет.
Сыновей это только смешит:
- Папа, нам никому не нужно светлое будущее, которое было у вас с мамой, нам нужно светлое настоящее! Мы хотим жить сейчас! Чтобы квартира, машина, детям всё купить, что они хотят, на море свозить их, за кружки и секции заплатить, разные там развивайки.
-Вот - вот! Заплатить за секции и кружки! А у нас всё бесплатно было!
-И какие ты, вот лично ты, папа, к бесплатные секции и кружки? - хохочут дети.
Сказать Петру нечего, ничего он не посещал.
-А мы что посещали?
Только и слышали, то за коровами идите, то косить, то управлять хозяйство.
А деньги вы на книжку положите и сидите, как  куркули, жмоты.
Петя злится :
- Да я для вас же копил, чтобы будущее вам обеспечить, в институты устроить! Свадьбы сыграть, чтобы как у людей! Проводы в армию, чтобы как у всех! Как и мне родители.
- Что за страна такая была, что, для того, чтобы поехать ее защищать, надо пол-жизни деньги копить?- презрительно усмехается Паша.
Молчавший до того меньший, Алексей, вдруг сказал :
- А мы же не мечтали о будущем, об институте! О том, чтобы перед уходом в армию ты собрал и напоил-накормил пол деревни. Мы мечтали об машинке на пульте управления, автомате на батарейках, мопеде, куртке новой, наконец, а не после Пашки всё донашивать.
Петя злится :
- Ты после Пашки донашивал, а я вообще после тётки Ленки многое донашивал, когда малым был.
  Тут и Полина свои пять копеек вставляет:
- А я после дядьки Сашки. Когда папа от нас уехал и бабушка умерла.
  С намёком... На то, что у Петра-то была полная и правильная семья, в отличие от неё, и вроде как и негоже после сестрички донашивать братику. Ребята переглянулись, хмыкнули, за всю жизнь им уже приелось это вечное сравнение и выпячивание отца преимуществами его семьи над маминой.
Алексей не унимался :
- Съездить хоть куда-нибудь мечтали.
-А в институт мы пошли, чтобы на трактор не идти! - смеясь, добавил Паша. - Вы же нам говорили - "Не будете учиться - пойдете на трактор! " Вот мы и учились.
Тут уже и Поля начинает сокрушаться:
- Ну как же это -  с высшим образованием окна устанавливать?
- Легко! - смеётся Паша. - Окна тоже надо умеючи ставить, без знания геометрии и сопромата все стекла повыпадают. Вон у нас  в бригаде только пара человек без вышки.
Мама, да если бы я работал по специальности, я бы до сих пор бы на съёмной квартире жил, и на траллике ездил на работу...
    Этот довод убедил Полину, наверное, Паша прав... А может, и не прав...   - Потерпел бы, а потом продвинулся, карьеру сделал, сидел бы в кабинете, и в пять раз больше получал бы.
   Парни только смеются:
- Какую карьеру, мама? Там и без нас карьеристов хватает. На одного начальника сколько приходится подчинённых? То-то же.
  Пётр сидел молча и нахмурившись. Не нравился ему такой расклад, такие неблагодарные дети...
Алёше жалко  отца и мать. Подливает отцу пива, говорит :
- Да ладно, ну хорошо же всё. И тебе, папа, спасибо большое, что выучил нас. Мы очень благодарны. Ведь иначе мы бы в город не попали бы, так и жили бы в селе, у вас на шее, бухали бы...И жизнь сейчас другая, не такая, как раньше. Надо просто принять это и дальше жить.
  Тут опять Паша подхватывается :
  - А помнишь, папа, к тебе приезжал дядя Женя , друг твой?
Так я ещё тогда понял, хоть и маленький был, что валить надо из села по-любому. Ведь если чужой дядька влегкую чужим пацанам такие подарки понакупил, какие родной отец никогда не купит, значит, что-то здесь не так...
   Ещё раз налив в стаканы ,закусив и послушав очередную порцию отцовского нытья, Паша опять начинает :
- Мама, а помнишь, ты нам танчик на батарейках и пульте управления купила, и как мы за сараями его прятали от папы? Чтобы не ругался?
  Тут Леша добавляет :
- И пожарную машину.
Мы ее относили до Степашкиных. А потом Вовкин брат , Санька, мелкий, сломал ее.
   Ребята смеются, Леша с горечью в голосе, а Паша, он пошел в отца, смех его издевательский, громкий и с поддевкой.
  Петру неловко слышать упрёки,  что он не купил даже игрушки своим пацанам, особенно неприятно, что это говорит молчун Леша, добрый и ласковый, на вечно ерничающего Пашу вроде и внимания не стоит обращать. Петр переводит разговор в другое русло.
Через несколько минут все уже забыли, и разговор пошёл  про рыбалку, про тех, кто ещё уехал из села, умер, или чей дом смогли удачно продать приезжим с Севера пенсионерам...
На другой день застолье продолжается, но уже без выпивки, просто обед, выпивает только Петр. Завтра на работу ребятам, да и в дорогу скоро.
 - Хорошо теперь, заранее нарезали мяса, в ларь сложили, осталось только в багажник перенести, можно больше времени с вами провести! - радуется Полина. Ребята соглашаются :
- Да, в супермаркетах и мясо и яйца совсем не такие, по вкусу, как домашние. Спасибо вам, мама и папа!
Полина счастлива, что хоть какую-то пользу может принести своим детям.
 Время пролетело быстро, сумки уложены, машина уже за воротами, попрощались, обнялись, отъезжая, сыновья  посигналили, помахали рукой, Полина с Петром перекрестили вслед отъезжающую машину и долго смотрят вслед, пока она не скроется из виду. Всё. Теперь до следующего приезда... Снова потянутся унылые и скучные длинные дни и такие-же длинные ночи.
  Полина в задумчивости подошла к окну, стала смотреть на гонимый ветром пластиковый красный пакет, который то взлетал, то приземлялся, то опять взлетал, пока не застрял в кроне высокого дерева и остался там трепыхаться... Одинокие снежинки кружились, падали и падали, тая на мокрой земле.     Через дорогу соседский дом с надписью "Продаётся" на воротах, надпись давно выгорела, вокруг дома заросло бурьяном и кустами сирени. Рядом дом с такой же надписью, но более свежей, дети хозяев приезжают раз в год, перед Пасхой, обновляют надпись, и наводят порядок, убирают прошлогодний сухой бурьян. С оптимизмом веря, что все-таки однажды кто-то купит родительский дом. И так до самого перекрёстка, жилых домов осталось два, а по их порядку больше - четыре. Уныло всё, тоскливо. "Пойду лучше в "Одноклассниках" с  посижу ." - решила Поля, вернулась в кресло и открыла смартфон.


Рецензии
Хороший рассказ Любовь. Правильная семья, правильная жизнь. Хорошего Вам настроения!

Александр Карташев   15.03.2024 04:44     Заявить о нарушении
Спасибо большое, Александр, за хороший отзыв! Вам здоровья и удачи!
С уважением

Любовь Еременко   15.03.2024 13:56   Заявить о нарушении