Эстетические потребности

Глава 4. Эволюция целей: направленность, целенаправленность, целеполагание

4.4.4. Системные цели

4.4.4.1. Индивидуальные системные цели человека

4.4.4.1.2. Индивидуальные системные потребности человека в стадиях развития, гомеостаза и деградации
...
4.4.4.1.2.28. Эстетические потребности

 Эстетические потребности связаны с получением удовольствия от внешних аудиовизуальных воздействий на органы чувств человека, смещающих его субъективный гомеостаз в положительную сторону. В этом плане эстетические потребности можно рассматривать как частный случай потребности в удовольствии, о которой говорилось в разделе 4.4.4.1.2.14. «Потребности в удовольствии, радости и счастье». Однако если обычно нервная система включает режим удовольствия (задействует систему внутреннего вознаграждения) за реализацию необходимых организму потребностей, то в данном случае аудиовизуальные воздействия напрямую влияют на эмоциональное состояние организма, не имея для него явного утилитарного значения, которое можно было бы однозначно объяснить существующими гипотезами.

Ключевой для эстетики является категория красоты. Если до создания Ч. Дарвином теории естественного отбора наличие красоты в природе объяснялось весьма просто – волей Творца, то после принятия гипотезы о выживании наиболее приспособленных особей встал вопрос о ее биологической целесообразности.

Сам Ч. Дарвин относил этот вопрос к «трудным» вопросам его теории, попытавшись сначала объяснить ее наличие чисто утилитарным биологическим подходом, например, красота ягод, по его мнению, служит «только для привлечения птиц и зверей, для того чтобы они пожирали плоды и разносили зрелые семена» [284]. Впоследствии, понимая недостаточность подобного объяснения для случаев явного негативного воздействия красоты организмов для их выживания (хвост у павлина, большие рога у оленей, яркая расцветка у многих бабочек и т.д.), он предложил концепцию полового отбора (и ряд других гипотез), что, впрочем, не снимает вопроса о красоте в природе, так как непонятно, откуда у самок берутся те или иные предпочтения при выборе партнера.

Еще более запутывают ситуацию случаи, когда самка, например у шалашников, оценивает не самого партнера, а красоту его «произведения искусства» – то есть украшенного гнезда, которое явно обладает для самок определенной эстетической ценностью [285, 286, 287].

Для понимания сути проблемы важно учитывать и факты встречающегося совпадения «канонов красоты» у разных видов животных. То, что павлиньи хвосты нравятся не только самкам павлинов, но и людям, общеизвестно, но гораздо интереснее, что на павлиньи хвосты «западают» представители других птиц, например, майны (семейство скворцовых) предпочитают склевывать корм с тех тарелок, на которых изображены павлины с наиболее роскошными хвостами [288]. Еще одно исследование показало, что эстетические представления людей о красоте кошек и собак (их морд) практически совпадают у всех участников экспериментов [289]. Аналогичное почти «зеркальное» исследование показало, что эстетические предпочтения цыплят в отношении человеческого лица сильно коррелирует с эстетическими предпочтениями людей в отношении этих же лиц [290]. Все это однозначно говорит о наличии у объективной реальности некоторых свойств, которые психикой человека и других животных вызывают эмоции красоты. Другими словами, хотя красота является субъективным явлением, у нее есть объективные предпосылки. Попробуем с ними разобраться.

Объективная реальность обладает определенной упорядоченностью. Это значит, что ее существование подчиняется определенным законам и закономерностям (при одновременном воздействии нескольких законов). Жизненно важной потребностью для любого организма является построение (создание) адекватной модели окружающего мира. Улавливание любой закономерности, действующей в окружающем мире, значительно упрощает и ускоряет эту задачу.

Окружающий мир строится на основании взаимодействия многих законов и закономерностей. Если организму при реализации потребности в познании окружающего мира (глава 4.4.4.1.2.11. Потребность в познании окружающего мира) удается уловить такую закономерность, то это имеет вполне очевидное эволюционное преимущество, связанное с построением (созданием) все более адекватной модели объективной реальности и вполне заслуживает награды, вызывая у организма чувство удовольствия. Что это за закономерности?

Большая часть из них уже проанализирована социотехническим сознанием и описывается в виде законов симметрии, золотой пропорции, фрактальности и т.д., сочетание действия которых приводит к образованию множества форм и явлений неживой и живой природы (на последнюю также распространяется действие этих законов). Следует заметить, что эмоция красоты возникает не только от наблюдения идеальных форм, соответствующих тому или иному закону, но и от форм, искаженных действиями других законов, но при этом все же узнаваемых. Поскольку для такого узнавания необходимо делать определенное дополнительное усилие, здесь одновременно реализуется и потребность в преодолении (глава 4.4.4.1.2.9. Потребности в преодолении. достижении и труде), которая также вознаграждается положительной эмоцией, влияющей на «оценку» красоты наблюдаемого феномена. Поэтому иногда почти идеальная форма вызывает более яркую эмоцию красоты, чем идеальная. В последнем случае, возможно, дополнительно действует механизм, аналогичный описанному ранее в главе 4.4.4.1.2.13. (Потребности в смехе и игре), когда человек получает удовольствие не только от выигрыша, но и тогда, когда он почти выиграл.

Первоначально эмоция красоты возникла на организменном уровне сознания, а значит, способность воспринимать красоту (на этом уровне сознания) передается генетически. Поскольку законы функционирования окружающего мира едины для всех, модели объективной реальности у разных видов животных не противоречат, а скорее дополняют друг друга, частично перекрываясь. Именно поэтому у многих видов животных происходит частичное совпадение критериев красоты. Как говорил еще Ч. Дарвин «...приблизительно одинаковый вкус к прекрасным краскам и музыкальным звукам проходит через значительную часть животного царства». Причину этого он искал, в том числе, «в самом складе нервной системы у каждого вида», не указывая конечно причин возникновения такого склада [284].

Ранее мы указывали, что хотя знаки объектов (явлений) носят субъективный характер (и в этом плане они уникальны для каждого организма с наличием сознания), отношения между этими знаками в значительной степени изоморфны отношениям между реальными объектами (глава 2.4.3. Сознание и реальность). Отмеченное выше единство в восприятии красоты у разных биологических видов животных косвенно подтверждает этот тезис, именно указанная изоморфность позволяет организмам создавать все более адекватные модели объективной реальности, при этом степень их адекватности, безусловно, зависит от уровня развития сознания.

То, что первичное восприятие красоты происходит на неосознаваемом рациональным сознанием уровне сознания (т.е. организменном, чисто эмоциональном) и привело в свое время И. Канта к определению красоты (вкуса) как о «способности судить о предмете или способе представления на основании удовольствия или неудовольствия, свободного от всякого интереса» [291]. Учитывая, что на организменном уровне сознания интерес как явление еще отсутствует, можно даже согласиться с этим определением, если учитывать, что утилитарность у красоты все же есть, но она «скрыта» от обыденного сознания. Понимая недостаточность своего определения для всех случаев проявления красоты, Кант выделил два уровня красоты – «свободную» (воспринимаемую, по нашей терминологии, на организменном уровне сознания) и «привходящую» красоту, которая предполагает наличие некоторой цели и заинтересованности [291]. Реально таких уровней «привходящей» красоты, по мнению автора, несколько – кроме организменного есть еще видовой, биосоциальный и социотехнический уровни восприятия красоты.

Видовой уровень восприятия красоты связан с соответствующим уровнем сознания (видовым), по сути это тот уровень красоты, из-за которого Ч. Дарвин в свое время был вынужден ввести понятие полового отбора, согласно которого главную роль в отборе в обширном ряде случаев принадлежит предпочтениям самок, выбирающих «красивых» самцов [284]. Однако такой подход не объясняет причин, по которым самки выбирают таких самцов. Попытки установить связь между красивостью самцов и их генетическим здоровьем предпринимались неоднократно, но результаты таких исследований не являются однозначными [288, 290]. Не спасает положения и гипотеза «гандикапа», предложенная А. Захави [292], согласно которой информацию о качестве генома могут нести вредные для выживания особи признаки (но почему красивые?).

Все становится на свои места, если предположить, что не половой отбор является причиной появления красоты, а природные формы, вызывающие на организменном уровне сознания эмоцию красоты, являются тем образцом, на который ориентируется половой отбор. Это тем более просто, поскольку строение живых организмов также подчиняется общим закономерностям строения окружающего мира. Половой отбор лишь усиливает некоторые закономерности в строении организмов, что делает их «неотразимыми» брачными партнерами. Предложенной гипотезы вполне достаточно для объяснения появления множества красивых организмов без привлечения теории Разумного замысла. Видовой уровень восприятия красоты еще в значительной степени находится под генетическим контролем, но внешнее влияние на это восприятие уже возможно (особенно на уровне человека).

Восприятие красоты на биосоциальном уровне уже в значительной степени зависит от мнения биосоциального окружения организма (в том числе и человека). Групповые нормы в восприятии окружающего мира оказывают соответствующее воздействие на каждого члена биосоциальной группы, «навязывая» ему определенные стандарты красоты.

Аналогичная ситуация складывается и с социотехническим уровнем восприятия красоты, только здесь вместо биосоциальной группы выступает весь социум (точнее та его часть, с которой человек себя ассоциирует). «Установленные» здесь стандарты красоты поддерживаются не только через соответствующее поведение членов социума, но и через систему государственного воспитания и образования. Учитывая, что генетическая составляющая на этом уровне восприятия красоты практически отсутствует, человек способен (преодолевая конформизм), самостоятельно определять для себя (но не всегда высказывать свое мнение вслух), что ему кажется красивым, а что нет.

Для пояснения вышесказанного рассмотрим возможную реализацию эстетической потребности в красоте на примере известной картины К. Малевича «Черный квадрат». На организменном уровне сознания данная картина никаких положительных эмоций не вызывает, то есть она обладает нулевой (если не отрицательной) эстетической ценностью в узком понимании этого слова (т.е., первичной, или «свободной», по И. Канту). На видовом уровне сознания эта картина может вызвать положительные эмоции, если Ваш сексуальный партнер (возможный или реальный) по какой-то причине обожает данную картину (или ее автора), или, например, экскурсовод, рассказывающий о картине, вполне симпатичная особь, вызывающая у вас симпатию. На биосоциальном уровне на оценке красоты данного произведения искусства сказывается мнение друзей и ближайшего социального окружения и если среди них есть любители супрематизма, их реакция на картину может повлиять на ваши ощущения. На социотехническом уровне сознания на ваши чувства влияет только факт, что картина является известной, но удовольствие от ее просмотра вы вряд ли получите.

В данном примере мы привели возможную реализацию потребности в красоте, но не эстетических потребностей в целом. Дело в том, что в наше время в понятие эстетики стали включать множество других категорий, таких как «безобразное», «низменное», «трагическое» и т.п. [293, 294, 295 и др.], которые могут вызывать совершенно различные эмоции, как положительные, так и отрицательные. Поэтому та же картина К. Малевича, являющаяся выдающимся произведением супрематизма, может вызывать множество эмоций, связанных с историей создания картины, ее новаторством, смыслах, заложенных в ней автором, мнением о ней других людей и т.д., но при этом прямого положительного эмоционального влияния на организм она не оказывает (имеет художественную ценность, но не эстетическую в узком смысле этого слова).

Расширенное толкование эстетики, которое легло в методологическую основу искусства вообще, привело к тому, что ее предмет стал крайне расплывчатым и неопределенным. «В силу принципиальной ограниченности уровня формализации предмета эстетики и его многогранности… эстетика до сих пор остается во всех отношениях наиболее сложной, трудоемкой, дискуссионной и наименее упорядоченной из всех гуманитарных дисциплин». [296].

При этом современная эстетика в целом не различает уровни восприятия окружающего мира (по уровням сознания), а также не учитывает наличие трех реальностей бытия. Напомним, что в каждой реальности сознание придает свой смысл тем или иным воздействиям. В объективной реальности это знаниевый смысл (в знаках дополнительного смысла – ЗДС), в субъективно-объективной – целевой смысл (в знаках целевого смысла – ЗЦС), в субъективной реальности – эмоциональный смысл (в знаках эмоционального смысла – ЗЭС). Если учитывать, что эмоциональный смысл зарождается на организменном уровне сознания, рациональное (социотехническое) сознание неспособно адекватно его описать в своих знаках (терминах и определениях), что, кстати, наблюдается и в некоторых видах искусства: «Особенность истолкования художественных произведений состоит в том, что заложенный в них смысл оказывается непереводимым на язык понятий, невыразимым до конца никакими иными средствами» [297].

По сути, эстетические потребности в широком смысле слова представляют собой сочетания различных нематериальных потребностей (в зависимости от вида искусства), в том числе потребности в удовольствии и потребности в познании (в первую очередь, субъективной реальности), а искусство можно рассматривать как вид деятельности, направленной на удовлетворение этих потребностей. Формы такой деятельности могут быть публичными (театр, балет и т.д.) и индивидуальными (литература, скульптура и т.д.). При публичной форме такой деятельности попутно реализуется часть потребностей людей, не связанных непосредственно с видом искусства (совместное участие в массовых мероприятиях, потребность в коммуникации и т.п.). Искусство в некоторых случаях может вызывать зависимость (меломаны, театраломаны и т.д.). Более подробно непосредственно на искусстве мы остановимся при характеристике общественных потребностей (социальных групп, государства).

Как мы указывали выше, «эстетическое» удовольствие способны получать различные животные, а приматы даже имеют свои определенные представления о красоте изобразительного искусства (проэстетизм), которые выявляются при рисовании ими «картин» [298, 299]. Эти явления изучаются в рамках относительно нового научного направления – эволюционной эстетики [300].

Другая современная наука, нейроэстетика, одним из родоначальников которой считается Семир Зеки [301], вполне успешно определяет зоны мозга, отвечающие за эстетические реакции на внешние воздействия. Более того, делаются попытки найти закономерности возникновения эстетической реакции с учетом знаний нейробиологии. Здесь можно упомянуть девять законов эстетики (группировка, максимальное смещение, контраст, изоляция, пикабу, отвращение к совпадениям, порядок, симметрия и метафора) В. Рамачандрана [302].

Эстетическое удовольствие от визуальных воздействий человек получает, в том числе и от игры цвета в наблюдаемых предметах и явлениях. Различные цвета – это, по сути, знаки свойств объектов окружающего мира отражать (испускать) определенные длины волн электромагнитного излучения оптического диапазона. С этой точки зрения цвет является чисто субъективным явлением (квалиа), как, впрочем, и любые другие ощущения. Но как знак, он указывает, в большинстве случаев, на определенные объективные свойства предметов и явлений. Если бы этого не происходило, цветоощущение не возникло бы в процессе эволюционного развития живых организмов, обладающих зрением. Как отмечают исследователи, основные цвета воспринимаются всеми народами примерно одинаково [303]. Помимо эстетического удовольствия различные цвета оказывают иные воздействия на организм – психологические и физиологические [304], что послужило основанием для создания отдельной науки – цветотерапии.

Еще один канал получения эстетического удовольствия связан с восприятием организмом звуковых волн. Так же, как и визуальные, звуковые воздействия начали восприниматься на организменном уровне сознания, что говорит о врожденных свойствах нервной системы живых организмов по-особому реагировать на определенные сочетания звуковых волн (от 20 до 20 000 Гц у человека), входить с ними в некий консонанс или диссонанс. Хотя звуки и показывают определенные закономерности акустического мира – мира звуков, в отличие от красоты, здесь основную роль играют особенности самой нервной системы. В случае вхождения в консонанс (когда музыка начинает нравиться), у человека происходит выработка дофамина [305], а также опиоидные нейромедиаторы [306], что может приводить к появлению соответствующей зависимости (меломании). С другой стороны, есть группы людей, которые неспособны получать удовольствие от музыки, или такая способность у них значительно снижена (так называемая музыкальная ангедония), что может быть связано как с ослаблением функциональных связей между зоной правого полушария, ответственного за восприятие звуков, и вентральным стриатумом, который отвечает за эмоциональную реакцию на раздражитель [307], так и с анатомическими особенностями головного мозга [308], а также с генами [309].

Вполне естественно, что животные также способны получать некое «эстетическое» удовольствие, например, от слушания музыки [310], которое может вызывать изменение их психического состояния [311]. Существует даже целое научное направление – зоомузыкология, изучающее «музыку животных», то есть, различные музыкальные аспекты звуков, которые производят и получают животные [312].

В целом имеется достаточно много исследований, связанных с оценкой влияния на человека (и другие организмы) звуковых волн, и, в первую очередь, музыки. Эти исследования показали, что в головном мозге нет специализированного центра музыки, для обработки музыкального воздействия (имеющего ритм, тональность, тембр) активизируются практически все области мозга [313]. Фактически это означает, что определенные музыкальные воздействия способны резонировать с базовыми, врожденными настройками коммуникационного взаимодействия внутри нервной системы (как между отдельными нейронами, так и между нейросоциальными группами нейронов), осуществляемого в соответствующих знаках – знаках межнейронного взаимодействия (ЗМНВ), о которых говорилось в первой главе (раздел 1.4.6.). Указанные базовые настройки, похоже, в чем-то едины для людей (и, видимо, для других форм жизни с развитыми органами слуха). Так, например, ритм лучше всего чувствуется на низких частотах, поэтому именно басы используются для задания ритма в большинстве музыкальных культур мира [314], люди способны определять жанр музыки (песня, танец, колыбельная) независимо от страны (культуры) ее происхождения [315]. В то же время, длительное воздействие языка (и музыки) привело к некоторому изменению настроек восприятия звуков внешней среды у человека, который стал способен, в отличие, например, от приматов (макак – резусов), отличать гармоничные сочетания звуков от случайного шума [316].

В главе 4.4.4.1.2.15. «Потребность в создании личной модели бытия» мы указывали на такую особенность сознания, как постоянный поиск взаимосвязей между явлениями и объектами окружающего мира, что достаточно часто приводит к находке таких закономерностей там, где их реально нет (приметы, суеверия). В сфере звуковых воздействий аналогичное стремление сознания приводит к тому, что оно постоянно «находит» несуществующие ритмы. Так, у тикающих часов большинство людей слышит звук «тик-так-тик-так», то есть ритмическое ударение будет повторяться через раз. На самом деле часы издают один и тот же звук «тик-тик-тик-тик» [317].

Потребность слушать музыку выходит за рамки получения удовольствия, она связана, в том числе, и с формированием семейных и общественных связей. Так, например, пение колыбельной младенцам повышает их привязанность к родителям (видовой уровень сознания), а коллективное пение (биосоциальный уровень сознания) сплачивает коллектив [318]. Аналогичное воздействие (сплачивание людей в группу, толпу) происходит и на эстрадных концертах [319]. Музыкальные способности людей (как создавать музыку, так и потреблять ее, то есть получать удовольствие от прослушивания) на видовом и биосоциальном уровнях сознания уже не полностью определяются генетикой, а в значительной мере зависят и от условий внешней среды (семейной и биосоциальной), особенно от целенаправленного их развития в сенситивные периоды жизни человека [320].

Что касается влияния социума на восприятие музыки (то есть, на социотехническом уровне сознания), то можно привести характерный пример, связанный с общеизвестным фактом уникальности по звучанию скрипок Страдивари. Завышенные ожидания слушателей обычно приводят к определенному эффекту, связанному с получением дополнительных положительных эмоций. Однако результаты научного эксперимента, где профессиональных музыкантов просили оценить качество шести предложенных скрипок (две – Страдивари, одна – Гварнери и три современных скрипки) слепым методом (эксперимент проводился в затемненном помещении, на музыкантов одевали темные очки), показали, что различия в качестве звука старых и новых скрипок исчезающе малы и суждения носят скорее случайный характер [321]. Другой эксперимент показал, что информация о мастерстве исполнителя сильно влияет на то, как мозг слушателя будет реагировать на музыку. В одном случае слушателям представляли исполнителя как ученика из консерватории, в другом – как всемирно известного музыканта. Убежденность в том, что музыкантом являлся профессионал, прибавляло активности в первичной слуховой коре, а также в области мозга, связанной с центром удовольствия и вознаграждения. Однако часть людей смогла противостоять предвзятости, у них наблюдалась более высокая активность в области мозга, связанной с когнитивным контролем и совещательным мышлением. Другими словами, преодоление предвзятости (и не только в оценке качества исполнения музыкальных произведений) требует от человека осознанных усилий [322].

Обучение игре на музыкальных инструментах (как, впрочем, и любому другому новому навыку) способствует развитию мозга, увеличению количества взаимосвязей между разными его отделами (моторными и аудиторными), что может использоваться в работе специалистов в области педагогики и реабилитации [323, 324].

Еще одна сфера воздействия музыки – влияние на состояние здоровья человека. Она помогает бороться с тревожными состояниями [325], позволяет сократить число обезболивающих и противовоспалительных препаратов [326] и даже помогает бороться с деменцией и болезнью Альцгеймера [327]. Впрочем, возможно и отрицательное влияние музыки на здоровье. Так, громкая музыка, помимо отрицательного влияния на органы слуха [328], помогает экстази разрушать мозг [329] и оказывает негативное влияние на выбор полезной пищи [330].

В целом, если рассматривать эстетическую потребность более широко, как часть эмоционального восприятия мира, то возникает вопрос о роли и месте в эстетическом восприятии других органов чувств – языка (вкус), носа (обоняние), кожи (осязание), вестибулярного аппарата (равновесие, положение в пространстве, ускорение). Каждый из этих органов чувств, при воздействии на них, может вызывать положительные эмоции. В то же время, эмоциональное восприятие мира предусматривает возникновение и отрицательных эмоций от этих же органов чувств. Поскольку через искусство отрицательные эмоции уже включены в сферу эстетики, было бы логично выделять положительную и отрицательную эстетику. При таком подходе эстетика, в самом широком толковании, представляет собой эмоциональное восприятие окружающего мира через его непосредственное воздействие на органы чувств человека (организма – в случае биоэстетики).

Литература к главе 4.4.4.1.2.29.

284. Дарвин Ч. Происхождение видов путем естественного отбора. 2-е изд., доп. СПб: Наука. 2001. 568 с.

285. Подлинное творчество несовместимо с показной скромностью. 29.06.2010.
286. Шалашники обманывают своих подруг с помощью оптических иллюзий. 10.07.2011.
287. Половой отбор порождает иллюзии. 24.01.2012.
288. Рухленко И.А. «Проблема красоты в биологии». Часть I: Возобновление дискуссии // Вестник Волжского университета им. В.Н. Татищева. Серия «Экология». Вып. 8. Тольятти. 2009. С. 29 -50.

289. Рухленко И.А., Карташова Е.В., Рухленко Д.Э. Социальные и экологоэволюционные причины эстетической привлекательности - реальность или «излишняя сущность»? // Материалы Междунар. науч. конф. «Татищевские чтения: актуальные проблемы науки и практики». - Тольятти: Изд-во ВУиТ, 2009. - С. 93-114.

290. Рухленко И.А. «Проблема красоты в биологии». Часть II: краткий обзор и анализ существующих гипотез эстетической привлекательности человеческого тела // Вестник Волжского университета им. В.Н. Татищева. Серия «Экология». Вып. 8. Тольятти. 2009. С. 50-77.

291. Кант И. Критика способности суждения // Соч.: В 6 т. М., 1966. Т. 5. 564 с.

292. Zahavi A.(1975) Mate selection – a selection for a handicap. Journal of Theoretical Biology, 53, pp. 205-214.

293. Борев Ю. Б. Б 82 Эстетика. В 2-х т. Т. 2 - 5-е изд., допол. Смоленск: Русич, 1997. 640 с.: ил. 608 с.

294. Бычков В.В. Эстетика: Учебник. М.: Гардарики, 2004. 556 с.

295. Гуревич П.С. Эстетика: учебное пособие / П.С. Гуревич. М.: КНОРУС, 2011. 456 с.

296. Новая философская энциклопедия: В 4 тт. М.: Мысль. Под редакцией В. С. Стёпина. 2001.
297. Философия: Энциклопедический словарь. М.: Гардарики. Под редакцией А.А. Ивина. 2004.
298. Акимушкин И.И. Причуды природы. М.: Мысль. 1981. 240 с.

299. Обезьяны рисуют не хуже художников. 27.05.2009.
300. Марков А. Эволюция человека. Кн.1. Обезьяны, кости и гены. М.: Астрель: CORPUS, 2012. 464 с.

301. Ботарев С. Нейроэстетика: как исследователи мозга пытаются выяснить, что такое красота. https://knife.media/neuroesthetics/

302. Рамачандран В. Мозг рассказывает. Что делает нас людьми. Из-во «Карьера Пресс». М.: 2012. 395 с.

303. Эйбл-Эйбесфельдт. И. Биологические основы эстетики. В кн.: Красота и мозг. Биологические аспекты эстетики. Пер. с англ. М.: Мир, 1995. С. 29-74.

304. Буймистру Т.А. Колористика: цвет – ключ к красоте и гармонии. М.: Изд-во «Ниола-Пресс, 2010. 236 с.

305. Как мозг выбирает музыку. 15.04.2013. https://www.nkj.ru/news/22012/

306. Музыка на опиоидах. 10.02.2017. https://www.nkj.ru/facts/30708/

307. Любовь к музыке – явление для «избранных». 02.11.2019. http://neuronovosti.ru/music/

308. Структура белого вещества мозга предсказала удовольствие от музыки. 29.06.2019.
309.Эмоциональное восприятие музыки зависит от генов. 09.01.2017.
310. Ганиев Р. Какую музыку любят животные? 10.07.2020.
311. Вивальди делает рыбок менее тревожными. 15.02.2021.
312. Чащина С.В. Развитие зоомузыкологии в контексте становления эволюционной музыкологии. //Всероссийская ежегодная науч-практич. конференция «Общество, наука, инновации». Киров. 2015, с. 2206-2210.

313. Уэйнберг Н. Музыка и мозг // В мире науки. № 2. 2005. С. 70-77.

314. Почему для ритма используют басы? 03.07.2014. https://www.nkj.ru/news/24609/

315. Ученые нашли универсальный для всех народов язык общения. 27.01.2018. https://lenta.ru/news/2018/01/27/muzika/

316. Гармоничный слух – уникальная особенность человека? 26.06.2019.
317. Бреан А., Скейе Г.У. Музыка и мозг: Как музыка влияет на эмоции, здоровье и интеллект. Изд-во «Альпина Диджитал». 2020. 270 с.

318. Ученые: потребность слушать музыку является биологической. 02.03.2011. http://globalscience.ru/article/read/19186/

319. Музыку придумали, чтобы объединять людей в толпу. 27.08.2013. http://www.kp.ru/daily/26124/3017402/

320. Юркевич В.С. Одаренный ребенок: иллюзии и реальность. М.: Просвещение. 2000. 136 с.

321. Ученые доказали, что «Страдивариусы» звучат не лучше обычных скрипок. 08.05.2017.
322. Как мозг реагирует на когнитивные искажения в музыке. 21.04.2018. http://neuronovosti.ru/cognitive_biases_in_music/

323. Как улучшить мозг при помощи виолончели. 14.06.2018. http://neuronovosti.ru/chello-brain/

324.Берите в руки скрипку – развивайте мозг! 12.06.2019. http://neuronovosti.ru/berite

325.Антитревожная музыка: не слушайте это за рулём. 02.06.2017 http://neuronovosti.ru/mindla

326.Открыт новый эффект музыки Моцарта. 30.03.2019.
327.Музыкальная терапия при болезни Альцгеймера и деменции. 05.10.2018. http://neuronovosti.ru/muzterapia/

328. Филипенко В.В. Исследование влияния громкой музыки на органы слуха студента.
329. Громкая музыка усиливает эффект экстази на мозг. 17.02.2006.
330.Музыка для еды. 26.05.2018. https://www.nkj.ru/facts/33817/


Рецензии