Мамина улыбка

Мама всегда улыбалась.

Когда рано утром будила нас в школу.

Когда приходила поздно с работы домой, уставшая, очень часто с тяжёлыми сумками, наполненными продуктами.

Когда готовила что-то у плиты, а мы пробегали мимо. И когда звала за стол.

Мама  улыбалась со сцены, когда пела в районном доме культуры. Она одна из всех виденных мной исполнителей пела всегда без микрофона, потому что ни один микрофон не выдерживал мощной силы её голоса -- начинал звенеть и фонить.. Мама со сцены глазами находила в зале нас и улыбалась. И всем зрителям улыбалась. Ослепительной, самой прекрасной улыбкой в мире, подсвеченной какими-то фонарями и прожекторами (пожалуй, уместно было бы здесь использовать слово "софиты", но не думаю, что в то время это слово было в ходу у нас в городке). И зрители тоже ей улыбались. А после её песен или стихов -- иногда смеялись, иногда грустно вздыхали, иногда плакали. Противостоять её харизме было совершенно невозможно.

Мама улыбалась загадочно возле бесчисленных новогодних ёлок из-под клееных усов и бороды -- мама была самым весёлым и добрым Дедом Морозом в мире, который на утренниках увлекал в волшебное действо конкурсов и развлечений не только ребят, но и их родителей. И все выходные декабря и января у неё были заранее расписаны под проведение праздников малышам и взрослым...

Мама всегда улыбалась.

Но улыбки её были разными

Когда у меня была очень высокая температура и я оставалась в кровати (урааа! Не надо в школу!!), без аппетита, без настроения, и совсем без сил -- мама улыбалась грустно, гладила меня по голове и говорила, что всё пройдёт, всё будет хорошо. А глаза её становились влажными и кончик носика розовел, как будто она собиралась заплакать.

Когда мама за столом рассказывала анекдоты и разные смешные жизненные истории -- хохотали все, иногда до слез, и её улыбка тогда была задорной и этот её озорной звонкий смех молодил её и мы видели её то озорной бесшабашной девчонкой, то смешливой бесстрашной девушкой, то зрелой матроной, попавшей в неловкое, но веселое положение.

Я всегда знала, что мама вот именно сейчас что-то начнёт рассказывать: в глазах у мамы загорались  озорные огоньки и на губах появлялась загадочная улыбка -- эти огоньки с улыбкой всегда были предвестниками очередной чудесной истории. И мы ждали очередную шутку и шутки её цеплялись одна за другую и, казалось, что это веселье может продолжаться бесконечно...

Когда мама болела сама -- мы подходили, стараясь не шуметь, она вымучивала губами улыбку. Улыбка у неё не получалась, кривилась и странно-неровно изгибалась, но подтверждением её улыбки был даже в болезни излучаемый ею для нас Свет и Тепло...

...Я часто вспоминаю снежные тогда зимы, мы на санках или на лыжах бегаем, съезжаем с небольшого холма-горки за колодцем.
Набегаемся, накачаемся в снегу...

Мама с папой стоят у колодца.
Рядом -- огромный таз и пара вёдер. Мама о чём-то говорит с папой. О чем они болтают? У папы грустят уголки глаз.

Подбегаем: "мам, пап, мам! "
Мама улыбается: "замёрзли? "
Кричим: "неее!.. "
Мама улыбается широкой ослепительной волшебной улыбкой: "точно не замёрзли? Может, пойдём домой греться?.. "
Кричим ещё громче: "ещё 5 минуточек, пожааалста!"

Я подбегаю к маме и обнимаю её за талию: "мам, пап, что вы делаете? "
Папа вступает: "Ладно, ладно вам, идите ещё по 3 раза с горки и домой, а мы как раз дополощем бельё.. "
Мама достаёт одну руку из-за спины, гладит меня по голове и я даже сквозь зимнюю шапку чувствую, какая мама нежная: "беги, доченька, беги, играйте"
Мамина рука очень красная. От мороза и от колодезной воды, в которой она полощет бельё...

"Мам, тебе очень холодно? Зачем вы с папой полощете бельё на морозе? "
"Ничего, ничего, просто так быстрее... Мы скоро уже пойдём домой и будем кушать, и пить чай и я согреюсь... "

***
...Мама умерла, не дождавшись, когда я закончу школу.
Да что я... Сестре было всего 9, когда мамы не стало.

Но все мамины добрые улыбки, все мамины нежные объятия и поглаживания по голове, мамина безусловная любовь -- она всегда с нами, со мной и с сестричкой.

...И всё же почему я так часто вспоминаю именно этот зимний день, когда папа с мамой полощут бельё у колодца. Такое яркое солнце. Такой яркий снег в разноцветных солнечных искрах, что больно смотреть не щурясь. И ярче снега с его искрами и ярче солнышка -- такая светлая и тёплая мамина улыбка...


Рецензии
Я люблю тебя жизнь, и надеюсь что это взаимно. А Евгений Солнечный, который находится здесь же, на Проза Ру. советует петь: Я люблю тебя жизнь и Уверен что это взаимно. А мамины улыбки будут жить и греть нас всегда.С уважением Людмила.

Людмила Максимова 3   26.02.2024 08:38     Заявить о нарушении
Вы правы.

Истинная истина.
Мамины улыбки греют нас всю нашу чудесную, хотя местами очень разную жизнь

Спасибо за сердечный отзыв.

С теплом, Аня

Аня Белорусочка   26.02.2024 10:42   Заявить о нарушении