Золотые люди Алексанин Н. С. Из книги Дорога моей

                Человек только тогда человек, когда старается быть человеком.
                А.И. Гельман – драматург


 
Коля Алексанин, тихий, скромный, интеллигентный и вроде бы ничем не примечательный человек. Но это не так!

Родился Николай Сергеевич 27 июля 1954 года в городе Слуцке Минской области Белорусской ССР, где проходил службу его отец – Сергей Филиппович Алексанин (1932–1959), летчик военно-транспортной авиации. Через три года у Николая появился брат Сергей.

В 1957 году они переехали в город Витебск к новому месту службы отца. Сер-гей Филиппович погиб в авиационной катастрофе в 1959 году на одном из аэродромов Иркутской области. Его мама – Надежда Павловна Алексанина (1932–2007) была ин-валидом 1 группы, у неё была ампутирована рука. Она одна воспитала двух сыновей.
В 1961 году Николай пошёл в школу и закончил её с хорошими оценками. В 1971 году, после успешной сдачи вступительных экзаменов поступил в Военно-медицинскую  академию имени С.М. Кирова на факультет подготовки врачей для Военно-воздушных сил и космонавтики. После окончания академии по распределению попал в Белорусский военный округ на должность врача полка в авиационном гарнизоне города Щучин, затем там же стал начальником медслужбы. Две попытки поступления в адъюнктуру ВМА не увенчались успехом.

Николай Сергеевич женат с 1978 года. У него сын Кирилл и дочь Даша. Жена Ольга закончила факультет иностранных языков Ленинградского пединститута, пре-подает английский язык.

В 1983–1986 годах Николай находился в служебной командировке в Мозамбике в качестве специалиста по авиационной медицине, назад вернулся в свой же полк.
Во время командировки в Мозамбик у Николая Сергеевича произошел очень любопытный случай, но об этом чуть поподробнее.

За время обучения в академии, – рассказывает Николай Сергеевич, – у меня как-то не сложился курс акушерства. На дежурствах в роддомах практически не попадал на роды, а если они и были, то большое количество наших слушателей и студенток медицинских училищ позволяло лишь краешком глаза что-то увидеть, не то, чтобы поучаствовать самому. За семь лет самостоятельной работы после выпуска из академии я тоже не попадал в ситуацию родовспоможения. И только спустя годы во время моей командировки в Мозамбик это случилось.

В здание, где мы жили, пришли жители соседнего дома. Они меня знали, и очень возбужденно просили срочно оказать помощь роженице. Мои попытки объяснить, что нужно взять в кабинете инструменты и перевозку не удались, и меня под выкрики: «Женщина рожает!» чуть ли не силой доставили в квартиру, где предо мной пред-стало уникальное зрелище. В огромном санузле, рядом с унитазом, на кафельном полу лежала 19-летняя роженица, между её ног на пуповине сильно кричал новорожденный мальчик. По-видимому, неудачная попытка потужиться по нужде привела к прежде-временным родам. Вокруг неё в качестве зрительниц стояли 5–6 женщин с детьми 2–5 лет. Женщины явно были с большим детородным опытом, но помощь никто не оказывал, потому и послали за доктором, то есть за мной.
При дефиците времени, не смотря на отсутствие у меня необходимого опыта, действовать пришлось решительно. Я попросил принести ножницы или нож, чтобы перерезать пуповину. По команде одной из мам, пятилетней пацан принёс из кухни те-сак в рыбьей чешуе.

Надо было действовать самому. Я быстро сходил в спальню, взял простыню, подрубленным краем перевязал пуповину в 2-х местах, тщательно вытер нож и перерезал пуповину. В остатки простыни завернул новорожденного, и передал его на руки зрительницам. В это время наши сотрудники принесли из медсанчасти носилки, перевязку и инструменты. Я занялся подготовкой мамы к эвакуации, организовал транспортировку и доставил маму и её первенца в роддом. Дней через десять ко мне пришёл отец ребенка, который учился в Советском Союзе, поблагодарил за помощь и спросил, как меня зовут, чтобы назвать маленького моим именем.

После этого случая мне как-то не случилось пообщаться с семьей новоиспечённого Николая, так как часто улетал то в командировки, то в отпуск.
 
Но закон парных случаев всё же сработал. Прошло более полутора лет. Я сидел и работал в кабинете. Неожиданно опять ворвалась группа местных встревоженных женщин с криками: «Женщина рожает!», пытаясь под руки вывести меня к месту происшествия.

Умудренный прошлым опытом, я не стал торопиться. Собрал перевязку, инструменты, медикаменты, вручил соседкам роженицы носилки и двинулся на помощь. Я был очень поражен, что меня опять привели в тот же дом, в ту же квартиру и в тот же санузел.

Как в известном фильме про сурка, в той же позе, только с девочкой на пуповине, лежала моя знакомая, мама Коли. Те же соседки с детками всех возрастов составляли зрительный зал. После первого опыта я быстро справился с ситуацией и организовал доставку в роддом.

Ровно через 10 дней из Советского Союза прилетел отец девочки с благодарностью за помощь и спросил, как зовут мою жену. Так появилась на территории Мозамбика юная леди по имени Ольга. А я после зарубежной командировки вернулся в свой полк.
 
Брат Сергей пошел по моим стопам. В 1974 году поступил в Витебский мединститут. В 1980 году окончил военно-медицинский факультет при Куйбышевском медицинском институте, затем проходил службу в должности начальника медпункта войсковой части. С 1982 по 1997 годы служил в Ленинграде в научно-исследовательском подразделении Военно-медицинской академии. Занимался научной работой, защитил кандидатскую, а затем и докторскую диссертации.

Во время службы неоднократно командировался в Афганистан и на территории, радиоактивно загрязненные в результате аварии на Чернобыльской АЭС.

С 1997 по 1999 годы Сергей был начальником отдела Северо-Западного регионального центра МЧС России.

В 1999 году работал в составе аэромобильного госпиталя МЧС России в Югославии в качестве главного терапевта. В 1999 же году уволился с военной службы и был принят на должность заместителя директора Всероссийского центра экстренной и радиационной медицины имени А.М. Никифорова МЧС России по научной и учебной работе, с 2006 года стал его директором.

В 2019 году избран членом-корреспондентом РАН.

Николай Сергеевич имеет специализацию по мануальной терапии и занимается практикой.
 
В 1989 году Николай Сергеевич был назначен начальником медслужбы в военный научно-исследовательский институт в Балашихе Московской области. Здесь он прослужил до 1999 года, вплоть до увольнения с военной службы на пенсию в звании подполковника медицинской службы. В настоящее время он проживает в городе Балашихе и продолжает работать в этом же институте врачом.

Вот таков Николай Сергеевич Алексанин, тихий, скромный и вроде бы неприметный человек с интересной и удивительной судьбой. Дай Бог ему крепкого здоровья!


Рецензии