Валюха-горюха

Валентина росла в семье, где отец попивал, а мать была очень доброй, но какой-то бесхарактерной распустёхой: иначе такого мужа было бы не вытерпеть.

Отец Аркаша пил, но детей и жену не обижал, тоже будучи бесхарактерным и каким-то несерьёзным.

У Вали был брат-близнец Сергунька, и ещё старший брат Колька. При таких родителях братья росли как трава в поле, то есть практически без надзора. А Валя всё жалась к матери, которая учила её терпению и жалея (видимо понимала, что ничего хорошего дочке по жизни не светит), называла её Валюха-горюха.

По советскому порядку на предприятии, где работали родители, им предоставили трёхкомнатную квартиру в пятиэтажном доме брежневского типа, но была она у них неприглядно запущенной: мебель таким словом нельзя было назвать, постельного белья и в заводе не было, а половики и шторы никто и не планировал прикупать.

Валя была ОЧЕНЬ терпеливой и какой-то лёгкой по характеру. Ей всё было по плечу (кроме учёбы), а поводов для переживаний она находила мало.

Подрастая, дочь стала настоящей опорой для матери, взяв на себя всю домашнюю работу, да ещё и внедряя в быт разные полезные мелочи, подсмотренные в квартирах подружек. Правда, ресурсов для этого было маловато, так как Аркаша уходил в запои всё чаще, соответственно, страдала и его зарплата.

Валя изо всех сил старалась держаться на уровне, для чего пошла заниматься спортивной гимнастикой и делала некоторые успехи. Была она крепкой, мускулистой, но с довольно простецкой мордашкой.

По характеру девочка из каких-то источников усвоила не просто спокойное отношение к чему бы то ни было, а даже демонстрировала чуть ли не врождённую интеллигентность.

Так, будучи сильнее и ловчее своих подруг, в дворовых играх она не старалась выделяться и всех побеждать, а зорко глядела на реакцию друзей, ожидая их просьбы или разрешения продемонстрировать свои физические качества. Валя слыла молчаливой и скромной, но верной подругой, которой можно было доверить любой секрет, хотя подруг у неё было мало, если не сказать, что вообще не было.

Родители дворовых друзей не советовали детям водиться с братьями Валентины, так как старший Колька после нескольких лет учёта в детской комнате милиции попал-таки в колонию для несовершеннолетних, а по его стопам младший из братьев (Валин близнец Сергей) уже был взят на учёт.

ТЕНЬ НЕБЛАГОПОЛУЧИЯ ПОПАДАЛА И НА ВАЛЕНТИНУ.

Пока девочка училась в восьмилетке, она не чувствовала особого к себе отношения: в классе рядом с ней были самые разные дети, в том числе и из неблагополучных семей.

Затесавшись со своими тройками-четвёрками в девятый класс средней школы, слывущей в городе одной из лучших, Валя попала в довольно звёздный класс, ученики которого были в основном из семей военных.

ТРУДНО ЕЙ ПРИШЛОСЬ В ТАКОМ ОКРУЖЕНИИ ПРОВЕСТИ ДВА ГОДА!

--------------------------

В старших классах средней школы Валя совсем потерялась среди успевающих и активных ребят звёздного класса, в который она попала по системе добавления учеников, так как после восьмого класса некоторые ушли учиться в техникумы и училища.

В новом классе с Валентиной никто не общался: она всё время была особняком. Хорошо, что в сложившемся коллективе ребят не было девиантов, склонных к буллингу (хотя и слова такого тогда не знали!): девушку просто обходили стороной не замечая, подобно тому как речные воды обтекают камень на их пути. Она тоже не делала даже робких попыток с кем-то поближе познакомиться.

Взрослея, Валя не стала симпатичней: невысокая и мускулистая, с лицом обезьянки, ноги-тумбочки и полное отсутствие косметики. Никто не проявлял к ней интереса. Сидела девушка на последней парте одна, пригнувшись за спинами ребят.

Любой выход к доске был для Вали сущим мучением. Отвечала она всегда неважно, ещё и переживая за свой внешний вид. В одежде спасала школьная форма, которая была у всех девочек одинаковой, но всё же одноклассницы и в таком наряде выделялись кружевными воротничками, красивыми колготками и нарядными причёсками, к тому же хвастаясь туфельками, чего Валентина была лишена.

15-летний возраст - это время бурных симпатий и переживаний по этому поводу.

ВАЛЕ ПЕРЕЖИВАТЬ БЫЛО НЕ О ЧЕМ И НЕ О КОМ!

В кургузом пальтишке и в сапогах из магазина "Детский мир" она одна брела домой, не имея провожатых.

Классный руководитель видела нездоровую ситуацию и изо всех сил пыталась включить девочку в коллектив. Она назначила её ответственной за трудовой сектор, чему весь класс был рад, так как сбор макулатуры и металлолома не считались интересным занятием, а воспринимались школьниками как повинность.

Эта деятельность не принесла Вале популярности в классе, так как надо было распределять места сбора, делить ребят на команды, требовать с них искомые килограммы - всё это у девушки совсем не получалось.

Зато защищать честь класса в составе спортивной команды - это у Вали получалось лучше всех. И вообще на занятиях по физкультуре она могла бы затмить всех девчонок, но опять же стеснялась "выставляться" и блистать на фоне полно-рыхлых отличниц.

ВСЕ ДВА ГОДА В СТАРШИХ КЛАССАХ ШКОЛЫ СИТУАЦИЯ БЫЛА ИМЕННО ТАКОЙ!

Валя чувствовала себя "человеком-невидимкой", с одной стороны, страдая от этого, а, с другой, испытывая облегчение от отсутствия внимания к своей скромной персоне.

За эти два года в родительской семье Валентины произошли некоторые изменения.

-----------------------------

Пока Валя училась в старших классах, в семье произошли довольно трагические изменения.

Умер отец Аркаша, подавившись крошкой хлеба в пьяном состоянии, закусывая в одиночку поздно вечером, когда уже Валя и ее мать спали в дальней комнатке. Он пролежал на полу до утра, пока его не обнаружили.

Похоронили Аркашку быстро и скромно, не дождавшись его сыновей: старший был во взрослой колонии, а младший - в детской.

Вале пришлось героически терпеть своё одиночество и в школе, и дома, так как мать запила и перестала ходить на работу. Она быстро деградировала как внешне, так и внутренне, хотя была ещё не старой и довольно привлекательной женщиной.

Деньги давно закончились, и Вале пришлось срочно вытаскивать мать из запоя, чтобы отправить на работу. Это удавалось с переменным успехом: к счастью директор предприятия, жалея девушку, не разрешал уволить её мать.

Социальные службы в конце 1980-х практически не работали, то есть к судьбе Вали не было особенного внимания со стороны государства. Зато ей очень помогала классный руководитель - святая женщина, которой Валя всё могла откровенно рассказывать и очень ей доверяла. Мария Степановна помогала ей как деньгами, так и вещами, не допуская в классе "косых взглядов" и неприятных реплик в сторону девушки.

КЛАСС ПРОДОЛЖАЛ МОЛЧАТЬ, ОБТЕКАЯ ВАЛЕНТИНУ!

В мае, когда Валя готовилась к сдаче экзаменов, из колонии вернулся старший брат Колька. Он был уже совсем взрослым мужиком, сформировавшимся психологически и морально на зоне, то есть нормальные правила жизни были ему мало ведомы.

Колька сразу стал пить непонятно на какие деньги, и водить в квартиру "красоток" лёгкого нрава.

Мать с Валентиной практически забаррикадировались в одной комнате, шмыгая иногда на кухню.

В целом Колька мать и сестру не обижал, выдавая им иногда довольно приличные суммы на жизнь, но его свободные нравы просто убивали девушку, которой надо было сдавать экзамены.

Валя часто плакала, а мать могла лишь гладить её по голове, приговаривая: "Валюха-горюха ты моя!"

Всё же школа была закончена, мать бросила пить и работала, брат немного угомонился и перестал водить в квартиру шалав, но ВПЕРЕДИ У ВАЛЕНТИНЫ БЫЛИ ДРУГИЕ ИСПЫТАНИЯ.

И снова всё прилетело через брата.

ПРИШЛОСЬ ВАЛЕ ОЧЕНЬ РАНО НАЧИНАТЬ ВЗРОСЛУЮ БАБСКУЮ ЖИЗНЬ.

После окончания школы Валя пошла работать на почту: там обещали через какое-то время обеспечить её комнатой в общежитии. Ей жаль было оставлять мать, но Колька вроде "вошёл в ум", и девушка немного успокоилась.

В конце лета к Кольке, освободившись, приехал кореш, с которым они вместе чалились на зоне. Это был тридцатилетний мужчина с жёстким прищуром глаз, невысокий и жилистый. Звали его Игорёк.

Колька с корешом хорошо выпили, хотя Игорь немного пропускал рюмки, накачивая друга. Время от времени приезжий без стука заглядывал в комнату к Вале, подмигивая ей, а у девушки замирало сердце. Она впервые почувствовала на себе внимание взрослого мужчины, боясь и трепеща одновременно.

Вечером Валя легла спать в комнате с матерью, чтобы не попасть в лапы к Игорю, но это её не спасло.

Колька свалился мертвецки пьяным, а Игорь в коридорчике по пути в туалет схватил девушку и залепил ей рот поцелуем, одновременно затаскивая в комнату к спящему брату. Он даже не стал раздевать Валентину, задрав подол халатика и оторвав пуговицы на груди.

Игорь шептал ей какие-то слова слова, зажимая рот и наваливаясь на неё: то грубые, то ласковые, то просто бормотал страшный мат. Он умолял Валю не кричать и пожалеть его, так как "давно не имел баб".

Всё получилось быстро и грубо, а Валя только тихонько стонала от боли, извиваясь, но не создавая шума, так как рядом на кровати спал брат, а через стенку давно похрапывала мать.

Игорь не отпускал её несколько часов, и только под утро девушка еле уползла в свою комнату.

--------------------------

Валя ничего не сказала ни брату, ни матери. Она не испытывала ужаса, так как внимание мужчины казалось ей ценнее насилия. Девушка поймала себя на мысли, что хотела бы удержать Игоря любой ценой.

Ещё две ночи, когда пьяный Колька спал, Валя уже сама прибегала к Игорю тайком от матери.

ПОТОМ ИГОРЬ УЕХАЛ К СВОИМ РОДНЫМ В ДРУГОЙ ГОРОД...

-----------------------------

Через долгих полгода, когда Валя уже жила в собственной комнате в общежитии, Игорь снова появился, дождавшись её после смены, и объявил, что решил на ней жениться.

ВАЛЯ БЫЛА НА СЕДЬМОМ НЕБЕ ОТ СЧАСТЬЯ!

Колька, снова запивший после отселения Вали, гордился этим фактом так, будто сам лично сосватал сестру за приличного человека.

Понятно, что никакой свадьбы не было, а лишь пьянка в родительской квартире.

Валя с ужасом заметила, что мать снова пьёт: сын частенько вовлекал её в свои ночные кутежи, накачивая спиртным. Кроме того, мать бросила работу, а Колька начал "подкладывать" её своим собутыльникам за спиртное.

ВАЛЯ НИЧЕГО НЕ МОГЛА С ЭТИМ ПОДЕЛАТЬ, сосредоточившись на своей семье.

Вскоре Валентина забеременела, а Игорь не торопился искать работу, отнекиваясь тем, что сидевшего никто не возьмёт. Он преспокойно жил на деньги молодой жены и в её общежитской комнате.

---------------------------

Как-то возвращаясь вечером со смены, будучи уже на шестом месяце, Валя столкнулась с мужем, который выскакивал из комнаты одинокой соседки.

Валя опустила голову, чтобы не встретиться с диким взглядом Игоря, который выйдя из комнаты одинокой соседки, замахнулся на жену. Неожиданно кулак мужа повис в воздухе: Валя стояла животом к нему, зажмурив глаза. "Пожалел", - радостно подумала она.

ЖИЗНЬ КАК-ТО ПОКАТИЛАСЬ ДАЛЬШЕ.

Валентина по-прежнему обожала мужа, а за тот не нанесённый ей удар - ещё больше.

----------------------------

В беременности Валя расцвела: волосы загустели, фигура стала ровно-привлекательной, а обезьянье личико приобрело более гармоничные очертания. Женщина всё время улыбалась и была довольна жизнью.

ЕСЛИ БЫ НЕ СОБЫТИЯ В МАТЕРИНСКОЙ КВАРТИРЕ!

Брат Колька снова встал на скользкую дорожку, так как ресурсов на спиртное не было никаких: мать совсем плоха, и никто на её прелести уже не покушался, даже и бесплатно.

Колька был близок к новому аресту, но вышел из колонии младший брат Сергей, которому исполнилось как и Вале девятнадцать лет.

Сергунька был поражён фактом деградации матери и картиной разгромленной квартиры. Первый же вечер совместной пьянки братьев вылился в драку с взаимными обвинениями, в итоге которой Кольку увезли на скорой с проломленным черепом, а Сергея - в ментовку.

Пролежав неделю в коме, Коля скончался, а Сергея снова закрыли и теперь уже надолго.

-----------------------

Перед самыми родами Вале удалось поместить мать на лечение в ЛТП (лечебно-трудовой профилакторий): опять же помогла Мария Степановна - бывший классный руководитель девушки.

Валя родила здоровенькую дочку Катю.

Игорь был поражён фактом появления дочери, и сам не ожидал от себя такой чувствительности. В первый же вечер после родов он залез по пожарной лестнице на второй этаж роддома, и прикрепил к окну снаружи букет астр с клумбы. Был он конечно пьяненьким, но Валюха уже не чувствовала себя "горюхой", и была счастлива.

----------------------------

После рождения дочки Игорь вдруг переменился, серьёзно озаботившись обеспечением своих "матрёшек". После "перестройки" началась рыночная эпоха и Игорь решил заняться торговлей, арендовав небольшое помещение для хозяйственного магазина, где можно было найти буквально всё "для дома" в одном месте. "Первоначальный капитал" он сформировал за счёт займа у "серьёзных людей".

ИДЕЯ С МАГАЗИНОМ ОКАЗАЛАСЬ ХОРОШЕЙ И ДЕЛА ПОШЛИ.

Валя отдала дочку в детсад в полтора годика и тоже встала к прилавку помогать мужу.

- Мы с Катей сегодня бартер делали, - несётся из-за прилавка бодрый голос Вали.

- Как это? - уточняет Игорь.

- Она мне рисунок нарисовала, а я ей конфетку взамен дала, - смеётся Валентина.

Супруги бодрятся, магазин работает, но денег от продаж не хватает, чтобы расплатиться за аренду помещения, да ещё и "серьёзным людям" отдавать каждый месяц заёмный долг. Ждать они точно не готовы!

ПРОЦЕНТЫ ПО ДОЛГАМ РАСТУТ. СЕРЬЁЗНЫЕ ЛЮДИ СЕРДЯТСЯ И УГРОЖАЮТ. ИГОРЬ ПАНИКУЕТ. ВАЛЯ ОПАСАЕТСЯ ЗА ДОЧКУ.

----------------------

Семья Валентины уже пару лет живёт в родительской трёшке, отремонтировав её своими силами. Мать Вали, более-менее излечившись от алкоголизма, живёт с ними, но работать не способна: кое-как ведёт хозяйство и занимается с внучкой.

Родители Кати сутками пропадают в своём магазинчике.

Зарплату на предприятиях и в бюджетных организациях не платят месяцами, и все стараются экономить: не на продуктах, а на товарах "не первой необходимости". В итоге продажи у Игоря и Вали упали почти до нуля, а заёмный долг напротив растёт как на дрожжах.

----------------------

Как-то Игорь не вернулся вечером из магазина, не пришёл он и утром. Валя предположила, что он заночевал "на работе", и понеслась туда. Магазинчик оказался закрыт на новый амбарный замок, ключей от которого у женщины не было.

Валя всё поняла, и, сев на ступеньки, стала выть и царапать лицо руками.

В милицию идти было бесполезно.

- Валюха-горюха ты моя! - снова гладила её мать по волосам, когда она приползла домой, и упала перед ней на колени.

- Ничего, - встрепенулась женщина, вспомнив про Катю, - Мы продадим квартиру, поменяв её на двухкомнатную на окраине, и как-то продержимся! Я работать пойду! А Игорь скоро вернётся... - молила она судьбу, размазывая злые слёзы.

ТАК И СДЕЛАЛИ!

-------------------------

Прошёл ещё год. Игорь пропал бесследно. Валя "за копейки" нанялась продавать мороженое, пытаясь прокормить семью.

НО СУДЬБА ПОДСТАВИЛА ЕЙ ЕЩЁ ОДНУ ПОДНОЖКУ: МАТЬ ПАРАЛИЗОВАЛО НА ФОНЕ ИНСУЛЬТА.

На помощь снова пришла Мария Степановна, которая к тому времени вышла на пенсию. Двухкомнатная квартирка случайно оказалась совсем рядом с домом бывшей классной руководительницы. Учительница была одинокой, она с радостью стала помогать Вале в воспитании дочки и в уходе за матерью.

Так они втроём продержались до семилетия Кати, которая пошла в первый класс той же школы, где в старших классах училась сама Валя.

Катя выросла бойкой и симпатичной девочкой, которая была уверена в себе, поддерживаемая двумя беззаветно любящими её женщинами: мама и бабушка Маша.

Мария Степановна убедила Валю заочно окончить спортфак пединститута, и очень помогала ей готовиться к экзаменам.

-------------------------

Валентина много лет проработала учителем физкультуры в школе, вырастила дочь и дохаживала за Марией Степановной, когда она слегла после инфаркта.

ВАЛЮХА-ГОРЮХА БОЛЬШЕ НЕ ЗНАЛА МУЖСКОЙ ЛЮБВИ И ВСЮ ЖИЗНЬ ЖДАЛА СВОЕГО ИГОРЯ.


Рецензии