Певчие. Часть седьмая
Она попросила повысить ей зарплату, но в этот мирный разговор с отцом Василием вмешалась матушка Ирина, которая старалась сама решать материальное благополучие своей семьи. Она в мягкой, но решительной форме отказала, но при этом объяснила, что если мы что-то не сделали, значит просто пока не можем. И не надо с недоверием относиться ко всем распоряжениям, не надо нас в чем-то подозревать...
Она долго говорила о материальных трудностях, о ремонте храма и в конце беседы строго добавила, что приход и прихожане должны обеспечивать семью священника, а этого нет, и приходится самим искать выход, искать спонсоров. В итоге этой беседы к зарплате прибавили рубль.
Матушка Ирина была честолюбивой, умной и очень энергичной женщиной. Она всем сердцем понимала необходимую дружелюбность к высшим чинам, она просто не могла спокойно жить, спокойно дышать, если у неё не было назначено хотя бы раз в месяц встречи с мэром или губернатором. Для этих встреч она придумывала прекрасные нужные власти проекты; типа - день города, день семьи, лучшие люди нашего края и многое другое, что может доказать единство власти и народа. Все эти проекты она реализовала, знакомясь с нужными и интересными людьми. Это ей стоило большого труда, но все это ей очень нравилось! Без этого жизнь для неё теряла свою значимость.
Отец Василий по характеру был противоположным человеком. После службы он часто приглашал певчих домой на чаепитие, и на столе была всякая вкуснятина: очень хороший кофе, язык, икра и еще многое и многое другое... Он угощал от души, не думая, что подобное застолье даст толчок нечистым мыслишкам. - Вот мол. Хорошо живут. Не утруждаются. Как птицы. Матушка Ирина эти завистливые варианты допускала, и она быстро нашла выход; теперь после службы певчих угощали в трапезной.
Да, матушка Ирина и отец Василий были по характеру противоположными людьми. Бывало матушка прилюдно раздражаясь на отца Василия, говорила, что у него психология шестидесятилетнего старца, как будто всю жизнь со стариками жил; и эти - их мелкие ссоры слышали все. Отец Василий всегда отвечал сдержанно и немного надменно - ты, мол такая умная и как только со мной уживаешься!
Он любил одиночество, старался уехать, уединиться. Но все прекрасно видели, что матушка его любит и живет для него и детей. Он же все её выходки терпел, понимая, что изменить ничего нельзя, что она и дети - это часть его самого, что он сам выбрал этот путь и пройдет его до конца.
Отец Василий понимал, что сам человек изначально себе же и подчинен и служит своим страстям, своей гордыне, своей глупости, своей доверчивости... Короче - с чем родился, тому и подчинился. И кто знает, может человек до самого конца так себя и не узнает.
Конечно все вокруг обсуждали "Святое семейство" Кто-то был на стороне матушки. а кто-то всей душой защищал отца Василия. И все видели как "Святое семейство" переехало в новую квартиру, как быстро купили новую машину, как...
И Слава Богу! Пусть живут! Каждому свое... Но! Человеческое сердце - оно не может быть святым и "Не суди, судим не будешь" получалось не всегда и не потому, что человек сознательно кого-то осуждает... нет... Человек в расстроенных чувствах, в состоянии боли и обиды находится в болезненно эмоциональном состоянии, и в эти моменты слова осуждения иногда помогают освободиться от собственной беспомощности. Представьте - человека оклеветали, унизили или оскорбили. Ему скажут - прости. Все так. Но для этого нужно время. Время - когда боль притупится, когда когда человеческое сердце спокойным умом поставит все на свои места.
Многие люди рассматривают чужие поступки своим эмоциональным восприятием. Будем называть это сплетнями, где сплетаются факты и вымысел, где действительные поступки иногда искажаются до противоположного.
Все это всё понимают и в этом живут. Так и Марина однажды в раздражении высказалась: "Матирина опять ездит на новой машине. Молодец. Знает с кем дружить".
С этих пор это "Матирина" стало неизменным именем за спиной у матушки Ирины, которая действительно стремилась к материальному благополучию своей семьи. Но к этому стремятся все, и она прекрасно понимала, что никого не обкрадывает, что любит свою семью, любит мужа и все делает для них.
Да, она ездит на новой машине, но она и помогает, никого не отталкивая, если кто-то о чем-то попросит. Да, она ревнует отца Василия ко всем, даже к его одиночеству и конечно к певчим.
Эти певчие - они несут в себе какую-то наглую независимость и скрытое непослушание. Внешне это не проявляется, внешне они всегда приветливы, понятны и открыты. Но матушка Ирина сравнила их лица, когда они разговаривали с отцом Василием и с ней. То, что она увидела - её обижало и даже немного пугало. У отца Василия при разговоре с ними лицо светилось приветливым миром, как будто он разговаривает с детьми. Она это не придумала. Она это видела. При разговоре с ней лицо его закрывалось чувством смиренной необходимости. Конечно, она знает - он её бережет, как сестру или мать, как родного человека. Может это и хорошо. Все эти чувствительные нежности - они полны полной непредсказуемости и в конце концов, порядочно измучив, проходят.
Конфликтные отношения певчих и Матирины никогда не выливались в открытую вражду, но и не потухали. Теперь к регенту постоянно предъявлялись всякие недоработки с её стороны; почему вы не расширяете состав хора, почему поете не достаточно молитвенно, почему платите за пение всем одинаково... На это "почему" Виктория всегда спокойно отвечала - я регент, мне и решать.
Конечно, Виктория много раз приглашала желающих петь, но испытательный срок выдерживали единицы. Многие думали, что петь в храме легко и просто. Как однажды выразилась одна женщина - Песенки поют - вот устали-то!
Все трудности выдержал только Володя, который сразу сказал, что петь будет бесплатно, что будет брать уроки, чтобы освоить все сложности, что петь в храме - это его мечта.
У Володи был красивый голос и материально он был обеспечен. Он открыл небольшой магазин для продажи янтаря и самое главное - он любит музыку, любит живое исполнение, понимает всю трудность этого дела и уважает всех, кто этим занимается. Это он сразу рассказал Виктории при первой встрече. Умница. Знает, как подойти.
Володя много раз слышал от окружающих насмешливые замечания, вот мол песенки поют, утрудились... Это "малопонимание" - свойственно многим. Эти многие легко судят о чем-то или о ком-то. Да, я бы на его месте...
Да, петь приходили многие. Одна из них Татьяна, имея сильный и красивый голос, выучив свою партию, решила, что теперь она поет лучше всех и только она - украшение хора, стала ко всем замечаниям Виктории относиться с полным молчаливым презрением.
Это презрение иногда светилось в её глазах и Виктории с трудом приходилось скрывать раздражение. Имея красивый голос, Татьяна не умела слышать других, не слышала самое главное - гармонию звучания, без которой рождалась невыносимая фальшь. Певчие это слышали и радовались, когда Татьяна не приходила.
Однажды Татьяна на замечание регента махнув рукой - что мол ты мне указываешь, стала впереди всех и запела в полный голос. Бедный хор не знал - плакать или смеяться... После службы они сразу исчезли.
Батюшка Василий сразу поднялся на клирос. Бледный, с дрожащим голосом, он сделал Виктории строгое замечание - такое пение недопустимо, и вы за это отвечаете..
Продолжение 7 части будет.
Свидетельство о публикации №224011901092