Предисловия

ЕЛЕНА ВИКТОРОВНА СТЕФАНОВИЧ
               
Я долго думала, прежде чем согласиться на эту непростую работу – стать  литературным консультантом и редактором повести  Пётра Касихина «Судьба в моих руках». Я ничуть не сомневалась(и тем более не сомневаюсь сейчас, когда работа уже закончена), что родилась книга, которая вызовет много споров и раздумий, потому что то, о чём  повествует Пётр - здесь, среди нас, а мы не знаем этого и знать это – больно. Больно, но необходимо.
Я уже не однажды высказывала мысль, что проблема не существует до тех пор, пока о ней не сказано вслух. Пётр Касихин сказал вслух о вещах, которые многих  повергнут в шок, и я этому рада. Потому что он должен быть вскрыт, этот  страшный гнойник нашего общества, скрытый от глаз  обычных людей.
Мы познакомились с Пётром десять лет назад. Однажды  меня пригласили на встречу со студентами, в общежитие горного техникума. И в течение нескольких часов шёл живой разговор обо всём на свете – о жизни, о литературе, о смысле бытия, о человеческих взаимоотношениях…
На первом ряду сидел молодой человек лет двадцати и слушал так, что я невольно то и дело ловила  его взгляд.
Когда, наконец, красный уголок  опустел, он подошёл и представился:
- Пётр Касихин.
И, после некоторого замешательства, добавил:
- Я слушал вас, мне было всё очень интересно. И у меня есть давняя мечта:  написать книгу о своей жизни…
Галина Михайловна Кибаленко, работавшая в то время завучем по воспитательной  работе в горном техникуме, рассказала, что Пётр всю свою жизнь провёл в интернате для умственно отсталых. Она случайно познакомилась с ним на улице и  была поражена, что молодой человек, абсолютно безграмотный в двадцатилетнем  возрасте, в то же время никак не производит впечатление психически  неполноценного человека.
И она решила ему помочь: уговорила директора техникума взять Пётра на работу  дворником, выделить ему комнату в общежитии.
Галина Михайловна же увела Пётра и  в вечернюю  школу. И в ту пору Пётр как  раз  учился писать прописи…
Меня впечатлила судьба 20-летнего парня, его рассудочность и удивительно стойкая доброжелательность к миру, хотя жизнь его очень и очень не баловала. Когда-то  в роддоме от него отказалась мать, решившая, что ей ни к чему «лишний рот».
До трёх лет Пётр находился в Доме ребёнка, а потом…а потом только потому, что для него не нашлось места( !!!)в обычном детском доме, его перевели в интернат для умственно неполноценных детей. Это невозможно представить в наше время, но у него нет ни единой детской фотографии – детей, списанных из нормальной жизни  ещё при рождении, не находили нужным фотографировать. Зачем?
Так что первые фотографии у Пётра появились в возрасте за двадцать…
Этот парень с рождения лишён очень многого. Но, как ни странно, не озлобился,  не стал мизантропом, а научился  искать оправдание  человеческим слабостям, объяснение необычным поступкам окружающих. Но, признаюсь честно, мне  казалась  несбыточной его мечта о книге…
Незаметно пролетели десять лет. И вот несколько месяцев назад меня разыскал  возмужавший, повзрослевший Пётр Касихин. Окончил вечернюю школу. Многому  научился.
Через администрацию президента нашёл следы матери – к тому времени её уже не  было в живых – и ближайших  родственников. Родственники оказались людьми, иметь с которыми что-то общее не захотелось…
Но самое главное – Пётр принёс мне рукопись повести «Судьба в моих руках». Я  прочитала её залпом. Это история ребёнка, выросшего в казённом учреждении,  ребёнка, выросшего среди чужих. Бесхитростное, в чём-то детски наивное, но  потрясающее своей убийственной искренностью и честностью произведение.
От этой повести не отмахнёшься: «А, пустяки!» - как невозможно отмахнуться от стоящего на паперти ребёнка с протянутой за подаянием рукой. Это, друзья мои,  отнюдь не «пустяки»!
Пётру повезло: хотя и ушла давно на заслуженный отдых Галина Михайловна  Кибалина, но она и её супруг Алексей Алексеевич стали для Пётра не только  самыми верными и искренними друзьями, но и почти родителями. Он советуется с  ними во всём, ему очень важно их мнение, одобрение, поддержка.
Ну, что ещё? Работа над рукописью закончена. Я не знаю, кто, где и когда  опубликует эту повесть, но она обязательно должна выйти в свет. Потому что вот это бесхитростное название, которое Пётр дал своему литературному детищу – «Судьба в моих руках» - возможно. Поможет какому-то отчаявшемуся человеку понять, что многое, очень многое в жизни зависит от нас самих.

ЕЛЕНА СТЕФАНОВИЧ,
Член Союза Российских писателей,
Заслуженный работник культуры Читинской области.
23 августа 2012 года, г. ЧИТА.


Рецензии