Атлантические крепости Третьего рейха

19 января 1944 года Адольф Гитлер объявил 14 участков атлантического побережья Франции, входившего в состав так называемого Атлантического вала (нем. Atlantikwall), а также оккупированные британские Нормандские острова в проливе Ла-Манш, Атлантическими крепостями (Atlantikfestungen). В англоязычных источниках они именуются «атлантическими карманами» (“Atlantic pockets”). Некоторые из этих крепостей стойко сопротивлялись даже после 9 мая 1945 года, находясь вдалеке от линии Западного фронта.
Назначение этих крепостей-портов было двояким: в случае высадки войск западных союзников с целью открытия Второго фронта восприпятствовать их пополнению и снабжению через данные порты; попытаться сохранить их как базы подводных лодок, игравших важную роль в боевых действиях на коммуникациях союзников («крепости» в Бискайском заливе).
Кроме того, на территории «карманов» на побережье Ла-Манша располагались береговые батареи с орудиями большой мощности, позволяющими обстреливать не только корабли и суда противника, но иногда даже прибрежные районы Англии. Например, расположенная неподалёку от Кале батарея «Линдеманн», названная в честь погибшего вместе со своим кораблем командира линкора «Бисмарк», была оснащена тремя 40,6-см (в это время в Германии калибр орудий измерялся не в миллиметрах, а в сантиметрах) пушками 40.6 cm SK C/34, с дальностью стрельбы до 56 км. Это позволяло держать под обстрелом английское побережья от городка Нью-Ромни до порта Рамсгейт.
Первыми в бой вступили немецкие «крепости» прилегавшие к району высадки союзных войск в бухте Сены (операция “Overlord”), или как более принято это называть - в Нормандии, начавшейся 6 июня 1944 года. Так как немецкое военное командование считало наиболее вероятным районом высадки противника побережье между Булонью и Дюнкерком, то фактическое место высадки десанта было довольно слабо укреплено.
Одной из первоочередных задач союзников был захват портов Шербур и Гавр, что позволило бы обеспечить надежное снабжение высадившихся войск.
Взять Шербур с ходу не удалось из-за упорного сопротивления немецких частей и бои продлились с 6 июня до 1 июля. 18 июня американские войска отрезали немецкие войска на севере полуострова Котантен, а через два дня три дивизии «янки» штатной численностью 45 000 человек начали штурм портового города.
Состояние усугубил сильный шторм, разразившийся в бухте Сены 18-22 июня, разрушивший искуственный порт союзников «Мальбери». Захват портов стал важнейшей задачей.
Им противостояла немецкая слабо вооруженная крепостная пехотная дивизия, средний возраст бойцов которой составлял 36 лет, моряки береговых частей и экипажей потопленных кораблей, рабочие организации Тодт. Часть обороняющихся состояла из военнослужащих «Восточных батальонов», сформированных из советских военнопленных, перешедших на сторону врага. Важную роль в обороне сыграли береговые батареи: четыре 240-мм и восемь 150-мм орудий.
Операции сопутствовала массированные бомбардировки с моря и воздуха, носившие неизбирательный характер, приведшим к огромным потерям среди «дружественного» французского населения и к ничтожным жертвам у немецких военнослужащих. А город был стерт с лица земли.
Огонь с моря вели 3 линкора, 4 крейсера и 11 эсминцев американского и британского флотов. В ходе артиллерийской дуэли 9 союзных кораблей получили повреждения, в то время как немецкие орудия пострадали незначительно. А с воздуха на немецкие позиции обрушились сотни тонн бомб. Например, 22 июня в налетах участвовало более 600 бомбардировщиков.
Хотя после кровопролитных боев американским войскам и удалось овладеть Шербуром, немцы смогли вывести из строя или заминировать все портовые сооружения и затопить в гавани 110 судов, что полностью заблокировало порт.
Американский полковник Олвин Дж. Вини, которому было поручена разработка плана введения порта в эксплуатацию, писал:
«Разрушение порта Шербур было мастерской работой, без всякого сомнения наиболее полной, интенсивной и отлично спланированной операцией такого рода в истории.»
Тем не менее, инженерным частям и кораблям американского и британского флотов довольно быстро удалось очистить акваторию порта от затонувших судов и мин (к 13 июля вытралено 133 мины), при этом погибли 4 союзных корабля. Уже 16 июля в Шербуре был разгружен первый транспорт, хотя на полную мощность порт заработал только через три месяца. К концу войны через него прошло 2 826 740 тонн грузов и 130 210 солдат и офицеров союзных войск.
10-12 сентября 1-й британский армейский корпус (три британских пехотных дивизии и канадский мотострелковый полк) провели операцию «Астония» (Operation Astonia) по захвату важного французского порта Гавр, расположенного на восточном побережье бухты Сены в устье одноименной реки.
К моменту начала операции «Оверлорд» в Гавре базировались миноносцы, торпедные катера, тральщики и сторожевые корабли, в основном переоборудованные из гражданских судов, а также «чудо-оружие» Кригсмарине - одноместные человекоуправляемые торпеды «Негер» и «Мардер», взрывающиеся катера «Линзе». Эти силы пытались противодействовать флоту союзников, но особых успехов не достигли, понеся при этом серьезные потери.
В свою очередь, несколько сотен британских самолетов 14-15 июня нанесли удары по порту Гавра, сбросив тысячи тонн бомб. При этом для уничтожения бетонных бункеров-укрытий торпедных катеров применялись бомбы “Tollboy” массой 5,4 т. Последствия были катастрофическими: было потоплено 3 миноносца, 9 торпедных катеров, 20 тральщиков и сторожевых кораблей, 19 буксиров и много других судов. Погибло около тысячи немецких моряков. Части уцелевших кораблей удалось проскользнуть через блокаду союзников и к 30 августа порт опустел.
3 сентября командовавший британским корпусом генерал-лейтенант Джон Крокер предложил защитникам города сдаться, угрожая в противном случае массированной бомбардировкой. Командир немецкого гарнизона полковник Германн-Эбергард Вильдермут капитулировать отказался и попросил Крокера дать возможность гражданскому населению покинуть город (в нем еще оставалось около 50 тысяч французов), но получил отказ.
Массированные воздушные бомбардировки королевских ВВС начались пятого и продлились до одиннадцатого сентября. Было сброшено около 18 800 т бомб, в том числе большое количество зажигательных. При этом бомбардировке подверглись в основном не немецкие укрепления на подходах к городу, а его центральные районы. Потери гражданского населения составили около 5000 человек, в то время как немцы потеряли от 8 до 19 человек. Было уничтожено 82% зданий, 80 000 человек остались без крова. Гавр считается наиболее пострадавшим в ходе Второй мировой войны городом Франции.
С моря огонь вели вооруженные 381-мм орудиями британские линкор «Уорспайт» и монитор «Эребус», обрушившие на береговые цели 4 100 т снарядов. Им противостояли немецкие береговые батареи армии и флота, вооруженные орудиями калибра 75-170-мм. 170-миллиметровкам с дистанции 28 км удалось дважды поразить «Эребус», которому приходилось уходить на ремонт в Англию.
После ожесточенных боев 12 сентября немецкий гарнизон Гавра капитулировал, в плен попало 11 300 человек. Имевший стратегическое значение порт был разрушен, гавань и эстуарий Сены заминированы, там было затоплено около 350 судов. Порт принял первые суда только 2 октября, но на полную мощность заработал намного позднее.
Следующим шагом союзных сил стал захват 17-30 сентября портовых городов-крепостей на северном побережье Франции: Булони, Кале, Сен-Мало, Бреста, включая 17 береговых батарей и две одноорудийные 210-мм железнодорожные батареи на побережье пролива Па-де-Кале. Эти батареи с орудиями калибра 75-406-мм, входившие в состав трех морских артиллерийских дивизионов (Marine Artillerie Abteilungen), до 9 мая 1945 года практически полностью блокировали сквозное движение судов по Ла-Маншу.
Наиболее мощными из них была вышеупомянутая 406-мм батарея «Линдеманн» и четырехорудийная 380-мм батарея «Тодт» (дальность стрельбы до 55 км). Несмотря на бомбардировки союзной аиации (только 20 сентября батарею атаковали 633 бомбардировщика) «Линдеманн» до 26 сентября обстреливала побережье Англии, но на следующий день была захвачена канадцами.
Батарея «Тодт» оказалась для канадских войск крепким орешком. Ее штурм продолжался с 17 до 29 сентября 1944 года. При этом использовались тяжелые танки «Черчилль Mk.3» и «Черчилль Mk.4» и созданные на их базе огнеметные танки «Черчилль-Крокодайл» и штурмовые танки AVR, вооруженные 305-мм мортирами. 305-мм снаряды могли проламывать бетонные стены толщиной до 3 метров. Несмотря на это, батарея вела огонь до 26 сентября, перед отходом немцы подорвали орудия.
На этот раз союзники совершили «благородный акт» - по просьбе немецкой стороны позволили мирным жителям Булони и Кале покинуть места боев. Кроме сотен бомбардировщиков наступление канадцев поддерживала дальнобойная береговая артиллерия с английского побережья. К 30 сентября в руках союзников оказался участок побережья от Шербура до Кале, в плен попало около 30 тысяч немцев, потери их противников составили около 1500 человек. Но порты были надолго выведены из строя.
До конца войны на северном побережье Франции в руках немецких войск под командованием адмирала Фридриха Фрисиуса оставался порт Дюнкерк, блокированный союзными войсками еще в начале сентября 1944 года. По периметру «кармана» немцы оборудовали оборонительные сооружения, минные заграждения, включая дистанционно управляемые, затопили низменные участки. Попытки канадцев и англичан взять город штурмом натолкнулись на стойкое сопротивление его защитников, состоявших из военнослужащих армии, флота, ВВС и СС, и привели к серьезным потерям. От дальнейшего штурма отказались и перешли к планомерной осаде. С октября ответственнось за этот район приняла Чехословацкая отдельная бронетанковая бригада.
Немецкий гарнизон не ограничивался обороной, но и совершал дерзкие вылазки. Так, в ночь с 26 на 27 сентября немцы атаковали занятую англичанами деревню, взорвали ветряную мельницу, служившую наблюдательным пунктом и частично захватили расположенный в бетонном бункере командный пункт батальона.
4 октября противоборствующие стороны достигли соглашения о 36-часовом прекращении огня для эвакуации гражданского населения и и немецких и британских раненых. При этом были согласованы условия для разминирования гуманитарного коридора и последующей установки новых минных заграждений.
Изредка немецким торпедным катерам и самолетам удавалось доставлять блокированному гарнизону продовольствие и боеприпасы, а 28 апреля и 2 мая 1945 года в осажденный порт смогла прорваться группа сверхмалых субмарин типа “Seehund” со снабжением, а обратно они вернулись с почтой.
Гарнизон Дюнкерка капитулировал перед чехословаками в 16:00 9 мая, через день после всеобщей капитуляции германских вооруженных сил.
К западу от района высадки союзных войск в Нормандии немецкие войска продолжали удерживать Atlantikfestungen Сен-Мало и Брест, за овладение которыми развернулись упорные и жестокие бои. С одной стороны в них участвовали войска США, Великобритании и Свободной Франции, а с другой стороны, кроме «сборной солянки» подразделений всех родов Вермахта, включая Восточные батальоны, сражались также моряки 1-й дивизии морской пехоты фашистской Итальянской Социальной республики (запоздалой попытки Муссолини вернуться к социалистическим идеям).
Бои за Сен-Мало продолжались с четвертого до семнадцатого августа, а близлежащий островок Сесамбр (C;zembre) продержался до 2 сентября. При этом для обороны немцы использовали многочисленные старинные форты (в XVI-XVII Сен-Мало был столицей французских корсаров, таких как Дюге-Труэн и Сюркуф, его грандиозные городские укрепления создавались по проектам знаменитого инженера-фортификатора Вобана). С моря их поддерживала шестиорудийная (трофейные французские 1870 года) 194-мм береговая батарея с острова Сесамбр. В свою очередь, союзники «смягчали» оборону противника массированными бомбардировками. В результате старинный город превратили в груду развалин.
Остров Сесамбр, площадью всего лишь 18 гектаров, стойко обороняли около 300 немцев и итальянцев.под командованием оберлейтенанта Рихарда Зеусса (Richard Seuss). Союзники начали обстрел острова еще 9 августа, всего же на него обрушились 19 729 авиабомб, включая огромное количество белого фосфора и напалма, и около 20 тысяч артиллерийских снарядов.
Изредка по ночам к Сесамбру удавалось прорываться мелким кораблям с остававшегося в руках Вермахта острова Джерси (Нормандские острова), доставляя боеприпасы и эвакуируя раненых. Для вывоза раненых с островов направили также госпитальное судно с баржей, но они были захвачены союзниками. Истощение запасов пресной воды вынудило защитников острова капитулировать. До настоящего времени значительная часть острова, усыпанная невзорвавшимися боеприпасами и минами, огорожена колючей проволокой и закрыта для посещения.
С 7 августа до 19 сентября 1944 года войска американского 8-го армейского корпуса (3 пехотных дивизии и ряд других частей, всего около 75 тыс. человек) вели штурм еще одной «атлантической крепости» - Бреста, которую обороняли две пехотные, одна элитная воздушно-десантная дивизии и подразделения моряков и Люфтваффе (до 45 тыс. человек), под командованием генерала воздушно-десантных войск Германна-Бернхарда Рамке.
Брест являлся важным торговым портом и главной военно-морской базой Франции (Военно-морской арсенал) на атлантическом побережье страны. Строительство арсенала началось еще в 1631 году по повелению кардинала Ришелье. Были сооружены мощные фортификации, в проектировании которых принимал участие Вобан. Здесь же располагалась кузница кадров флота - военно-морское училище L' Ecole Navale, основанное в 1752 году.
После оккупации Бреста германскими войсками в 1940 году он стал важной базой для надводных кораблей, включая линкоры «Шарнхорст» и «Гнейзенау» (1941-1942 гг.), и подводных лодок Кригсмарине. Для ее защиты были построены 8 береговых батарей, самой мощной из которых была четырехорудийная 280-миллиметровая «Граф Шпее».
С 1941 года в Бресте базировались две флотилии подводных лодок, для укрытия которых от авианалетов в 1941-1942 гг. был построен огромный железобетонный бункер, способный одновременно вместить до двадцати У-боотов. С января 1941 года британская (а с 1943 года и американская) авиация совершили более 80 налетов на военно-морскую базу и бункер, нередко применяя и супербомбы «Толлбой». При этом потери составили более 50 самолетов, а вот немецкие субмарины потерь не имели.
7 августа американские войска блокировали Брест и приступили у его штурму. Поддержку с воздуха обеспечивали сотни самолетов, а с моря и суши по превращенному в крепость городу без передышки работала артиллерия.
25 августа на береговые батареи обрушили бомбы, включая «Толлбои», 316 бомбардировщиков, а 9 сентября вооруженный восемью 381-мм орудиями британский линкор «Уорспайт» безуспешно вел артиллерийскую дуэль с батареей «Граф Шпее». Однако, береговые батареи удалось взять только с суши.
После окружения Бреста союзниками У-бооты начали покидать эту базу и перебазироваться в Норвегию. Последней, после поспешно выполненного ремонта, 4 сентября ее покинула U-256 под командованием капитан-лейтенанта Г. Леманн-Вилленброка, ставшего прототипом героя получившего широкую популярность фильма “Das Boot” (в российском прокате - «Подводная лодка»).
19 сентября после ожесточенных уличных боев гарнизон Бреста капитулировал, хотя последние очаги сопротивления были подавлены только на следующий день. Порт и портовые сооружения были надолго выведены из строя, а большая часть города превратилась в груду развалин. Потери американцев убитыми и ранеными составили 9381 человек, в плен попало около 38 тысяч немцев.
В руках немцев продолжали оставаться «крепости» на побережье Бискайского залива (с севера на юг): Лорьян, Сен-Назер, Ла-Рошель/Ла-Паллис с укрепленным островом Ре; «Крепость Северная Жиронда» (Festung Girondem;ndung Nord) - участок побережья от острова Олерон до Руайяна и «Крепость Южная Жиронда» (Festung Girondem;ndung S;d) - мыс Пуэнт-де-Грав в городке Ле-Вердон с прилегающей к югу от него территорией, находившиеся по обеим берегам эстуария Жиронды и блокировавшие проход к расположенному выше по реке важному порту Бордо.
Лорьян был главной базой немецких подводных лодок на Атлантическом побережье, здесь базировались две флотилии. В 1941-1943 гг. было построено пять огромных бетонных бункеров для укрытия и технического обслуживания субмарин. Бункеры могли вместить до 31 лодки. В ноябре 1940 - марте 1942 года на вилле в пригороде Лорьяна Керневель располагалась штаб-квартира командующего германским подводным флотом адмирала Карла Дёница.
Для обороны Лорьяна с моря немцы построили большое количество береговых батарей, самыми мощными из которых были трехорудийная 340-мм и четырехорудийная 203-мм. Атаки с воздуха отражали 95 тяжелых и большое число малокалиберных зенитных орудий. Было построено около 500 бетонных оборонительных сооружений, выставлено 36 000 мин, город окружал притивотанковый ров шириной 3,5 и глубиной 2,5 м. Однако, все это было в основном направлено для отражения возможного десанта с моря, оборона же с суши была довольно слабой.
Пытаясь уничтожить базу У-боотов, союзная авиация регулярно бомбила Лорьян. Только между 14 января и 17 февраля 1943 года она сбросила 500 фугасных и более 60 000 зажигательных бомб, было разрушено около 90% городских зданий. 6 августа 1944 года британские бомбардировщики сбросили на на бункеры для субмарин 11 супербомб «Толлбой», только одна из них попала в цель, но пробить 7,5 метра бетона не смогла.
Бои на окраинах Лорьяна начались 7 августа 1944 года. К этому времени большая часть гражданского населения была эвакуирована, в самом городе оставалось всего лишь около 500 французов. «Фестунг Лорьян» обороняли армейские подразделения, включая белорусскую кавалерийскую бригаду, а также 14 тысяч моряков, руководил обороной генерал Вильгельм Фармбахер. В штурме участвовали американская и французская дивизии.
Натолкнувшись на упорное сопротивление гарнизона и понеся потери, союзники от генерального штурма отказались, ограничившись авианалетами, артиллерийскими обстрелами, локальными атаками и вылазками диверсионно-разведывательных групп.
Последний У-боот U-853 покинул базу 27 августа, а две остававшиеся там немореходные лодки были затоплены немцами.
Гарнизон «крепости» после девятимесячной осады капитулировал 10 мая 1945 года, задержка была вызвана тем, что генерал Фармбахер отказался сдаваться французам.
Аналогичная ситуация сложилась и в «карманах» Сен-Назера и Ла-Рошели, где также располагались базы У-боотов (по две флотилии) с бункерами. Для их защиты с моря и воздуха были оборудованы береговые и зенитные батареи, построены мощные противодесантные сооружения. Только в Сен-Назере немцы располагали 700 орудиями береговой, полевой и зенитной артиллерии.
До войны расположенный в устье Луары Сен-Назер и расположенный выше по течению Нант были одними из важнейших торговых портов Франции. В Сен-Назере находился и крупнейший на атлантическом побережье Европы сухой док, судостроительный и авиационный заводы. Здесь были построены знаменительные трансатлантические лайнеры «Иль-де-Франс», «Атлантик», «Нормандия», линкоры, авианосцы и огромные многомоторные пассажирские гидросамолеты, совершавшие дальние трансокеанские полеты. Поэтому немецкое верховное командование придавало обороне Сен-Назера важнейшее значение.
Начиная с 1942 года, союзная авиация предпринимала частые налеты на базы У-боотов, при этом ни одна из немецких субмарин не пострадала, но городские кварталы Сен-Назера и Ла-Рошели/Ла-Паллиса почти полностью были разрушены.
Бои за Сен-Назер начались 27 августа, за Ла-Рошель - 12 сентября 1944 года. «Фестунги» штурмовали американские и французские войска. Важную роль роль в обороне Сен-Назер и Ла-Рошель сыграли моряки береговых частей и экипажей потопленных и поврежденных кораблей (всего около 21 тыс. человек), они составляли 65% численности защитников Ла-Рошели.
Осажденным удалось с помощью небольших судов и катеров наладить связь между двумя «карманами», хотя она и была весьма рискованной. Периодически до конца января 1945 года в «фестунги» удавалось проскальзывать самолетам со снабжением и долгожданной почтой. После разрушения взлетно-посадочных полос, грузы сбрасывались с воздуха. Несколько раз в Сен-Назер удалось, несмотря на жесточайшую блокаду Бискайского залива союзными кораблями и авиацией, прорваться подводным лодкам с грузом боеприпасов, медикаментов и почтой.
Последняя лодка U-267 покинула базу Сен-Назера 23 сентября. Там оставалась только поврежденная U-255. В октябре самолету Heinkel He 115 удалось доставить необходимые для ремонта запчасти, а в марте 1945 года в Сен-Назер прибыл новый командир U 255. Субмарина покинула базу 8 мая 1945 года и сдалась союзникам через четыре дня в открытом море.
23 апреля 1945 года в Сен-Назер прибыла U-510. Лодка вышла из Батавии (ныне Джакарта) 11 января с грузом стратегического сырья: марганца, молибдена, каучука, медикаментов и т.п. Субмарина направлялась в Норвегию, но из-за нехватки топлива и плохого технического состояния была вынуждена зайти в Сен-Назер, где после капитуляции попала в руки союзников.
Натолкнувшись на серьезные оборонительные сооружения и стойкое сопротивление немецких войск, союзники от штурма отказались и ограничились осадой. Военные действия с обеих сторон имели ограниченный характер и неоднократно прерывались перемириями для эвакуации мирного населения и обмена ранеными.
Гарнизон Ла-Рошели капитулировал 7 мая, а Сен-Назера - 11 мая. Вероятно, 11 мая можно считать датой окончания войны в Европе.
Осада французскими войсками «карманов» «Крепость Северная Жиронда» и «Крепость Южная Жиронда» началась 9 сентября 1944 года.
В ночь с 4 на 5 января 1945 года около 350 британских и канадских бомбардировщиков «Ланкастер» двумя волнами атаковали город Руайан, сбросив на него более 1500 тонн бомб. Большая часть города перестала существовать, только колокольня церкви Богоматери все еще возвышалась посреди руин 5000 домов. Потери среди гражданского населения составили около 500 убитых и 400 раненых,  в то время как немцы потеряли всего 35 человек, военные сооружения не пострадали.
14 апреля французы при поддержке своих кораблей и американских войск и авиации начали штурм жирондских «карманов», включая остров Олерон, с целью очистить проход к расположенному выше по течению реки важному порту Бордо. Штурму сопутствовал бомбовый удар 1000 бомбардировщиков, приведший к гибели 1500 местных жителей. По Руайану было выпущено 27 000 снарядов, сброшены бомбы с напалмом.
К 19 апреля сопротивление Жирондских «котлов» было сломлено, а 30 апреля пал остров Олерон.
В освобождении бискайских «карманов» участвовало и «Французское военно-морское оперативное соединение», сформированное в декабре 1944 года в Англии под командованием контр-адмирала Рюэ и состоявшее из 25 кораблей, включая линкор «Лотарингия», крейсера «Дюкен» и «Глуар», несколько эскортных эсминцев и миноносцев.
До конца войны в руках немецких вооруженных сил оставались и британские Нормандские острова, захваченные в 1940 году. На них были оборудованы мощные оборонительные сооружения, включая 16 береговых батарей с орудиями калибром от 150 до 305-мм. Наиболее мощной из них была батарея «Мирус» с четырьмя 305-мм орудиями (дальность стрельбы до 51 км). Это были орудия с российского линкора «Император Александр III» (позднее переименованного в «Волю» и «Генерал Алексеев») для которых фирма Круппа разработала новые снаряды и заряды.
Союзники так и не решились на штурм островов, а их защитники в ночь на 9 марта 1945 года предприняли дерзкую операцию - набег на французский порт Гранвиль. Высадившись на сушу с кораблей, немецкие десантники разрушили портовые сооружения и оборудование, взорвали несколько судов, обстреляли солдатские казармы, освободили немецких военнопленных и увели с собой пароход с грузом угля. Вдобавок к этому, потопили в море американский сторожевик.
Гарнизон Нормандских островов капитулировал 9 мая 1945 года.

Атлантические крепости Германии

Крепость (Pocket) Месторасположение Численность гарнизона Начало штурма Капитуляция гарнизона
Cherbourg pocket Шербур
15 000 6 июня1944 30 июня 1944
Saint-Malo pocket Сен-Мало
12 000 3 августа 1944 14 августа 1944
Le Havre pocket Гавр
14 000 10 сентября 1944 12 сентября1944
Brest pocket Брест 45 000 7 августа 1944 19 сентября1944
Boulogne pocket Булонь-сюр-Мер 10 000 17 сентября 1944 22 сентября1944
Calais pocket Кале 7 500 25 сентября 1944 30 сентября 1944
Royan pocket Руайан 5 000 12 сентября 1944 17 апреля1945
Pointe de Grave pocket Пуэнт-де-Грав 3 500 12 сентября1944 20 апреля1945
;le d'Ol;ron Остров Олерон
2 000 12 сентября1944 30 апреля1945
La Rochelle pocket Ла-Рошель 11 500 12 сентября 1944 7 мая1945
Dunkirk pocket Дюнкерк 10 000 15 сентября 1944 9 мая 1945
Occupied Channel Islands Нормандские острова 28 500 Не штурмовались 9 May 1945
Lorient pocket Лорьен 24 500 12 августа1944 10 мая1945
Saint-Nazaire pocket Сен-Назер 30 000 27 августа1944 11 мая 1945


Рецензии