Так случилось...

                ПРЕДИСЛОВИЕ

В апреле 2018-го года я с восторгом узнал, что мой внук Максим Гавриленко стал участником знаменитого Московского кинофестиваля. Он был звукорежиссером фильма "С огромной высоты" (В.Сенькова)представленном в авторской программе П.Шапотинника "Восемь с половиной фильмов". Всего в программе содержалось 9 кинолент, но я даже в шутку не стал уточнять которая же из них получила статус половины.
Взята первая высота - писал я тогда на своей странице в Facebook, а уже через год разместил там более содержательный пост

                ЕВРОПЕЙСКАЯ КИНО-ОСЕНЬ МОИХ ВНУКОВ

         В жизни творческих людей время от времени случается замечательный день. Завершено создание того или иного произведения! Вот вчера еще его не было, а сегодня вот оно – есть. Им можно любоваться самому, можно показать друзьям или предъявить широкой аудитории. Сегодня оно еще радует автора (или авторский коллектив), но уже и расстается с ним. Завтра оно будет жить собственной жизнью, вызывая те или иные эмоции в людях, принося автору материальный доход или новые убытки, давая работу дружелюбным и не очень рецензентам, вызывая оживленные дискуссии или единодушные одобрения, а чаще осуждения, и раньше или позже уходя со сцены, уступая место чему-то новому, на всегда оставаясь родным дитяти в душе автора и рядовой строкой в его бездушном портфолио.
Но это завтра.
        А сегодня…
       На днях на Варшавском кинофестивале состоялась премьера подростковой драмы белорусского режиссера Влады Сеньковой «II» («Два»). Warsaw Film Festival — один из крупнейших европейских кинофорумов, который иногда ставят в один ряд с кинофестами в Каннах, Берлине и Венеции. Фильм Сеньковой удостоился Особого упоминания жюри этого кинофестиваля.
Те, кто знаком с моими прежними немногочисленными записями в фейсбуке уже догадались, что звуком у Влады занимался мой внук.
       И если на фестивале Н.Михалкова белорусским творческим коллективом был представлен короткометражный фильм, то в данном случае – полный метр!
        Летом 2015 года группа немецких кинематографистов проводила съемки в Минске. Мой внук, как и ряд белорусских актеров были приглашены к работе над полнометражным фильмом, который снимал кинорежиссёр Лотар Херцог.
           Некоторые организаторские функции на съемочной площадке выполняла и моя внучка Лада.
      И вот работа завершена. Берлин. Премьера фильма 1986 (18+, Германия-Беларусь, снят при поддержке Минской школы киноисскуств, 77 мин.). Оба внука приглашены персонально. Имена обоих отражены в титрах.
Минск – Берлин – Варшава. И снова Минск! Здесь состоится  «встреча» двух фильмов. Возможно встретятся и их авторы, творческие биографии которых содержат одинаковые периоды: короткометражки – международные кинофестивали – полный метр – белорусский кинофестиваль «Лістапад».
Объединяет их и то что звукорежиссером обоих фильмов с короткими названиями «II» и «1986» был мой внук!



                ТАК СЛУЧИЛОСЬ...

Эта поездка могла состояться в любой предыдущий или последующий день середины мая. Того мая, в котором природную красоту завершающейся весны омрачали события первой волны начинающегося ковидного времени. Однако не в предыдущие и не в последующие дни, а именно сегодня система, состоящая из факторов, определяющих взаимодействия многих людей из различных городов и сфер деятельности, а также диктующих особенности движения товаров и сопроводительных документов, пришла в сбалансированное состояние. К сегодняшнему дню удалось сформировать комплекты волонтерских посылок для больниц, снабдив каждый из них важными бумагами с авторитетными подписями и солидными печатями. И так удачно все сложилось, что этим маскам, халатам, бахилам, медицинским инструментам и лекарствам не пришлось пролежать лишние дни на складе. На сегодняшний день и волонтеры из производственной сферы выхлопотали себе или выходные, или отгулы, или просто поменялись с кем-то сменами, и люди свободных профессий как никогда дружно подкорректировали свои планы и смогли сконцентрироваться только на этой поездке.

Сегодняшний день вполне подходил и медикам в Бобруйске и Гомеле для встречи желанных гостей со столь дорогими в то время подарками. Команде на двух машинах предстояло преодолеть в обе стороны более шестисот километров пути с заездами в больницы, в которых волонтеры намеревались выполнять свои задачи, а кинематографическая группа (Люба, Володя и Максим) снимать материал для фильма о волонтерском движении. 

                ***

Эту машину можно было и не продавать. Совсем недавно она была куплена вовсе не для продажи, а для себя. Уже и привык к ней и постоянно ее нахваливая, не забывал погладить по головке и самого себя – ах, как удачно он высмотрел ее однажды в одном из германских автохаузов, как надежно она обеспечивает сейчас все семейные интересы в непростых отношениях с дачным участком.

Но вот вчера позвонили из той же Германии…

От таких предложений вложить деньги не отказываются. Мало, что можно потерять приличный предполагаемый доход. Хуже, что можно потерять интерес тех людей, с которыми уже несколько лет удавалось очень удачно сотрудничать. Нет, не та сейчас обстановка на рынке подержанных автомобилей, чтобы позволить себе такую роскошь.


                ***

Эту машину, уже давно требующую заботливого глаза и умелых рук, можно было не гнать в Минск, а отремонтировать у себя дома в Гомеле, где полным-полно всевозможных ремонтных центров.

Но вот в этот раз все обернулось иначе…

Несколько дней назад, блуждая по сетевым «Одноклассникам», Нуждающийся в ремонте неожиданно обнаружил своего настоящего одноклассника, с которым много лет сидели за одной партой. Мало того, ходили в одну спортивную секцию, временами устраивали незлобную веселую «шкоду» то на школьном дворе, а то и в одном из двух собственных подъездов. Потом волны зарождающегося в стране предпринимательства развели их по разным городам, интересам, новым друзьям. И вот тебе на – школьный друг владеет большим авторемонтным центром в Минске. Какой же нормальный человек поедет на ремонт к незнакомым людям, когда его и его машину с любовью готов встретить не просто знакомый, а тот, с кем и дня не хватит чтобы переговорить всевозможные «а помнишь, а где ты, а с кем ты» и многое, многое другое. Так, что завтра в Минск. Хлопот над «старушкой» полно, но эти 300 километров она пока еще протянет.

  Вот только глушитель… Ну, авось не отвалится.

                ***

Выехали ранним утром, с тем чтобы успеть заехать во все запланированные места, а по возвращении еще и поработать с отснятым материалом.

Преодолевая светофоры, пешеходные переходы, главные и второстепенные перекрестки, Володя аккуратно вывел машину за пределы столичной кольцевой дороги. А вот уже позади остались и последние минские ограничения скорости. До гомельской трассы осталось несколько километров, а пока машина мчит на Могилев, мысли Максима перенесли его к своим родным в город детства. Всего несколько дней назад дела позволили навестить их всех, удалось встретиться и с давними друзьями. Встречи, правда, были предельно краткими – один день на всех. Да как же иначе – в работе несколько проектов, среди них и эта поездка. И так уже почти десяток лет. Сколько же раз за последние годы приходилось ехать по этой дороге с разными людьми, в том числе и со своими родными. А вот с дедушками вроде бы не пришлось ни разу. Один уже в возрасте и не ездит так далеко, а со вторым как-то просто не пришлось.

                ***

Второй дедушка – это я. Действительно, хотя и часто бываю в Минске, но как-то не доводилось попасть в одну «фазу» с перемещениями внука.

Недели полторы назад он приезжал в Могилев, ненадолго зашел и в мой дом. Тогда мы были очень осторожны и не смогли не только обняться, но и даже обменяться рукопожатием. Прозвучали короткие обязательные фразы наших немногих встреч с тех пор как Максим так неожиданно ушел в новую и совершенно непонятную для всех его бабушек-дедушек жизнь: как дела, все нормально, работаю, не волнуйтесь, я нормально организовал питание, да трудно сейчас, съемок мало, но я в разных местах что-то нахожу, сейчас вот о волонтерах снимаем, ну, а вы здесь как, берегите себя.

Но, наметили тему и более серьезную

Чуть более полугода назад в Минске нам удалось поговорить гораздо обстоятельнее о его жизни и планах. Одна встреча была в больнице, где он навестил меня, поправляющегося после операции, вторая на ЛИСТОПАДЕ, где были представлены сразу три работы с его участием. Тогда я тщательно «допросил» внука о жизни и планах и тогда, может быть впервые, пришло мое понимание того, что его отъезд в Минск был единственным способом обеспечения своего будущего в полном соответствии со своими интересами и мечтами. 

А на этот раз Максим отыгрался и первый спросил меня:

-  Ну, а у тебя дедушка какие планы, ты пишешь что-нибудь?

И я обрываю свои, наверняка надоевшие ему, вопросы об устройстве быта и рассказываю о том, что есть планы написать историю нашей семьи, построить наше фамильное древо.

-  О, это было бы очень интересно. Наверняка в жизни моих предков были и интересные встречи, а может и роковые, нет, лучше счастливые, случайности.

-  Да, конечно, были, - я с трудом пытаюсь пережевать и проглотить то, что и меня отнесли к «предкам», - какие-то отрывки удалось сочинить, а остальное пока в неясных обрывочных представлениях.

- А то, что успел написать покажешь?

- Хорошо. Я перешлю тебе на почту.

                ***

Предположение Любы о том, что в пути можно будет поговорить о дальнейшем сотрудничестве, не оправдалось прямо вот с этого места – с Гомельской развязки. Максим, как и множество других творческих людей, засиживался за работой далеко за полночь. Поэтому задремать при любом удобном случае в течение дня было для него совершенно обычным делом. Даже на съемочной площадке в периоды организационных моментов он мог прикорнуть рядом со своим звукозаписывающим оборудованием. Никто не мог объяснить, какое невероятное чутье позволяло ему занять свое рабочее место не после, а за несколько мгновений до команды «внимание, мотор, начали".

Скорее всего, это и была часть его ответственного отношения к работе, точно такая же, как и невозможность не выполнить в срок взятые на себя обязательства или не обеспечение его достойного качества. Поэтому вся съемочная группа берегла эти недолгие минуты покоя своего «звукача», и ни у кого даже мысли не возникало о том, чтобы потревожить его хотя бы в шутку.

                ***

Машина поворачивает на Гомель, Максим устраивается поудобнее, а я вспоминаю о том, что в эти несколько весенних дней, полных забот о посевах и защите от «короны», я так и не смог собрать в один файл кусочки моих воспоминаний о прошлом и переслать их ему.

Каждый день и много раз в каждом дне я вижу в своих мыслях этот автомобиль, покидающий Могилевское шоссе и фантазирую о том, что, погружаясь в дорожный сон, Максим вспомнил обо мне, и там, в его сне, мы читаем мои записи и продолжаем беседу о начале моей веточки на, увы, неведомом мне фамильном древе.  И мне придется ответить на его вопрос, почему в моих знаниях не само древо в пышной его красоте, а почти что она одна только и имеется.

                ***

Скорее всего, мои записки после маленького вступления начнутся вот с этого рассказа моей матери – прабабушки Максима. Он застал ее при сознательной жизни, вполне возможно, что слышал и многие ее воспоминания. Но я пересказываю их ему снова, поскольку именно они начинают плавный ход событий в зарождении новой семьи.

- Петя – обращается ко мне мама – я не знаю, что там раньше было. Может станки какие делали, может трактора, может еще что. Но когда я, оставшись сиротой, приехала в Харьков к моей тете, там был огромный танковый завод.  А рядом с ним стояло несколько домов для его работников.  Семьи имели квартиры и однокомнатные, и двухкомнатные... Ну, у кого какая семья и сколько человек работает на заводе. И вот когда началась война, вся эта махина В ОДНУ НОЧЬ была погружена в эшелон и вместе с людьми отправлена в эвакуацию. Вот вчера завод работал, а утром я заглянула через дырочку в заборе - а там пусто: ни людей, ни машин, никакого движения, все вымерло. Опустели и дома, редко в какой квартире остались люди. Осталась и я с тетей, которая тогда уже на заводе не работала. А когда немцев вытурили, то точно также в одну ночь все и всё вернулись на свои места.

- А разведка, Петя, у немцев работала плохо, - продолжает Максимкина прабабушка. Завод уже давно уехал, а они несколько ночей подряд прилетали бомбить его. Прямо над нашим домом гудели моторы самолетов, а совсем рядом с домом разрывались бомбы. Ой, как же страшно было! И много раз уже после войны я в таком же ужасе просыпалась по ночам, а в ушах стоял этот гул моторов.

                ***

И настолько эмоциональным был ее рассказ, и мое желание передать эти переживания, что рев самолетного двигателя, как бы вырвавшись из самого его нутра, преодолев прошедшие годы и расстояние от Харькова до белорусской трассы М5, донесся до Максима. И он на самом деле услышал рев двигателя, очнулся от дорожного сна, ожидая, что сейчас начнутся разрывы бомб.

- Что это? - растерянно спросил он, пытаясь найти источник этого звука, затихающего сзади за автомобилем.

-  Не пугайся, - рассмеявшись ответил Володя, - глушитель у встречного мужика отвалился прямо перед нами. Микроавтобус древних времен, смотри как бы он и сам не рассыпался. Водила, видно, «газанул» хорошенько, вот и привет. Я сам даже вздрогнул от неожиданности.

- Ну настоящий Мёрдер там сидит, а сидеть ему нужно было дома, обязательно только дома - негромко произнес Максим, возвращаясь ко сну.

- Что он сказал, - недоуменно спросил Володя?

- Я не поняла, - отозвалась Люба, - мне показалось что-то на немецком прозвучало.

- Да, может быть. Он же совсем недавно с немцами работал, вот что-то и вспомнил, наверное.

                ***

В машине, которую Нуждающийся в ремонте перегонял в минский автоцентр своего приятеля и в которой совсем недалеко, буквально в сорока километрах от Минска, глушитель хоть и не отвалился, но все-таки прогорел, действительно ехал и Мёрдер.

Вчера вечером живший по соседству Нуждающийся в ремонте зашел к его родителям с просьбой присмотреть завтра за домом в связи с его отъездом в Минск.

Тем бы все и закончилось, но…

Но, как ни странно, дома был и сам Мёрдер, редко баловавший родителей своим присутствием по вечерам. Услышав о поездке в Минск тут же попросился в попутчики. Повезло несказанно. Во-первых, скопилась кое-какая сумма денег и настала пора осуществить давнюю мечту о покупке автомобиля. А Минский авторынок славится и богатством выбора, и своей ежедневной работой, в отличие от местного, работающего только по выходным. Во-вторых, поездка -  это хороший повод для примирения с девушкой, ссора с которой накануне, собственно, и стала причиной его нахождения в родительском доме в этот вечер. Нуждающийся в ремонте не возражал против попутчиков, и Мёрдер помчался просить прощения за ссору и приглашать прокатиться в Минск.

Девушка выдержала необходимую паузу и, не тратя лишних слов, дающих надежду на примирение, с тонко выбранной степенью безразличия к провинившемуся согласилась на совместную поездку.

                ***

В ту последнюю встречу мы с Максимом коснулись и темы войны. Тогда вопросы проведения Парада Победы обсуждалась повсеместно, затронули ее и мы, ни в чем не убеждая друг друга.

  А сейчас, в пути, я продолжаю эту беседу, проводя в какой-то степени пафосную, а реально вполне очевидную и простую мысль: война затронула каждую семью нашей страны.

Но, насколько же многогранна жизнь. 

Война не просто коснулась моей семьи на уровне моих родителей и брата.

  Она ее создала.

                ***

В августе 1943 года весь процесс эвакуации танкового завода повторился в обратном направлении и десятки полностью харьковских Т-34 ежедневно стали отправляться на фронт. Правда у "заводских ворот" им предстояло чуток притормозить - предфронтовой контроль качества. Каждый танк проверялся на надежность специальными военными представителями (военпредами). Один из них был направлен на "постой" в квартиру, где к тому моменту только вдвоем со своей тетей  жила моя мама, будучи круглой сиротой. Они обе не работали на заводе, а в квартире было две комнаты.  Так что заводские хозяйственники недолго размышляли о возможности уплотнения тамошних жильцов.

Военпред оказался молодым лейтенантом, вчерашним фронтовиком-танкистом, перенесшим тяжелое ранение и направленным на завод на период до полного выздоровления. Ему 22 года, маме 19 лет. Позади три года беспросветного ужаса. А сегодня – все дальше уходящий на Запад фронт и осознание того, что выжили и что можно говорить друг другу совсем иные слова, чем еще несколько недель назад. Что же удивительного в том, что в апреле 1945-го в одном из жилых домов Харьковского танкового завода родился мой брат.

                ***

Родители Девушки не были в восторге ни от ее дружка, ни от этой ни с того ни с сего дальней поездки. Но, пришлось уступить. Давно уже обещали оплатить покупку дочери наряда не на местном рынке, а в приличном фирменном бутике. Ну, не в Гомеле же его искать и не ехать же самим сопровождать взрослую дочь. А одну отправлять боязно. Так что, скрепя сердце и, не забыв в очередной раз выдать полные характеристики ее поклоннику, согласились отпустить и выдали обещанную сумму.

                ***

Несколько лет назад мне удалось написать пяток различных рассказов, в которых отражены или какие-то мгновения моей жизни или мои размышления о ней. Любой автор ждет отзыва о своей работе, не исключение и я. Поэтому, выждав небольшой промежуток времени, интересуюсь мнением Максима. Оно важно для меня. Как же – ведь мы теперь оба из племени творческих людей

- Да, дедушка, я все прочитал, ты интересно пишешь. И еще – у тебя очень хороший слог.

Я не стал уточнять какие места моих любительских упражнений отличаются хорошим слогом. Вместо этого я стараюсь красиво и необычно начать ту часть моих знаний о семье, в которых появляются мои жена и ее мама.

                ***

Высоко в небе сложилось «ЛЕГО», состоящее из электрических частиц и магнитного поля, устремившего свои силовые линии с космических высот к земному северному полюсу.

В комнате физиков-теоретиков северного отделения Института земного магнетизма российской Академии наук на столе старшего научного сотрудника сошелся пасьянс, состоящий из данных метеорологических зондов да мудреных формул

- Будет, – радостно объявил он коллегам, – часов в одиннадцать вечера начнется.

Он ошибся всего на полчаса.

В половине одиннадцатого в поселке Эге-Хайя Якутского края молодая женщина склонилась над кроватью недавно уснувшего ребенка.

- Таньча, проснись, просыпайся, Танюшенька. Вставай. Пойдем посмотрим. Северное сияние началось. Пойдем, быть может тебе больше никогда не придется бывать в этих краях и увидеть такое небо.

Это, дорогие мои внучки и внуки, ваша прабабушка разбудила, тепло одела и вывела на улицу вашу бабушку в ее 10-летнем возрасте. Через несколько дней они покинут поселок Эге-Хая, в котором родилась бабушка Таня и уедут на «большую землю» в Иркутск. А сегодня моя будущая теща Валентина Филипповна Корнилова хочет подарить своей дочери последний взгляд на неземную красоту северных краев.

Увы, но и здесь мы не найдем более глубоких корней нашей семьи.    Валентина Филипповна – сирота.

Она воспитывалась у приемной матери в Иркутске, родителей своих не знает. Но, мы с Таней хорошо знаем ее характер и у нас нет сомнений в том, что они передали ей гены многих поколений настоящих сибиряков. Достигнув совершеннолетия, она, нисколько не раздумывая, ушла в самостоятельную жизнь и уехала в Якутию в маленький поселок, отстоящий более чем на 4000 километров от дома приемной матери. Через всю свою жизнь она пронесла глубочайший оптимизм и жажду жизни, в которой не раз приходилось постоять за себя, зная, что за спиной никого нет. И, конечно, всегда с ней были память о неповторимых пейзажах с видами на Байкал, любовь к северным оленям (олешкам),

Может, и передались какие-то генные особенности через два женских поколения, через ее дочь и внучку, а может, Природа распорядилась этим процессом как-либо иначе, и на сцену в очередной раз вышел Его Величество Случай. Но, через 60 лет точно также решительно и примерно в таком же возрасте ее правнук Максим круто изменит свою жизнь, уехав из привычной жизни родительского дома в Минск исполнять свои далеко не детские мечты.

Поселок Эге-Хая обслуживал рудники по добыче олова и прекратил свое существование всего лишь несколько месяцев назад. Как водилось в те времена, значительная часть его жителей были ссыльные и заключенные самых разных категорий. Один из них и стал Таниным отцом. Скорее всего он из рода коренных жителей Иркутска. Но, не сложились его отношения с молодой сибирячкой или у нее с ним, а дочери срочно потребовалось менять место жительства. Недостаток витаминов, начинающаяся цинга и новые романтичные отношения матери привели ее с дочерью в Могилев. 

А потом, лет через пять, в их и моей жизни случилась та самая встреча на пляже.

                ***

- Но, как же быть с деньгами? – размышлял Продавец автомобиля. Пару дней назад строители, подрядившиеся построить ему дачный домик, потребовали предоплату. Будучи довольно успешным предпринимателем он не очень-то торопился раздавать авансы. Но случай был особенный – строители взяли на себя закупку всех материалов для строительства, освобождая заказчика от хлопот по их выбору и доставке. Они наверняка кооперировались с различными торгующими организациями и покупали дешевле, чем рядовой покупатель «с улицы». Так, что небольшой аванс строителям не проблема, а вот кирпич-цемент и все остальное в долг не дают. Ну, для того деньги и собирались несколько лет. И вот они сменили хозяина. Эх на недельку бы раньше это предложение из Германии. Договорились бы иначе со строителями, всего то и дел.

Можно и одолжить у хороших знакомых. Через пару дней должен вернуться с курорта тот, кого сам иногда ссужал деньгами. Он конечно даст, но это же пара дней. Да и так не хочется долгов. Дело то вроде надежное, но мало чего, а деньги чужие.

В общем, и проще, и надежнее продать свою «не для продажи». Тогда уже вечером можно будет телеграфировать о согласии и срочно в путь.

                ***

Помнишь, Максим, иногда мы рассуждали о том, как вроде бы незначащие встречи могут круто менять судьбу человека. И тогда интересно было пофилософствовать: а насколько закономерными или случайными были эти встречи. Ярким примером была твоя встреча в метро с женщиной, которая почему-то (возможно из-за роскошных, рассыпающимся по плечам волос) пригласила тебя на съемки рекламного ролика. В ту пору ты уже уверенно играл на гитаре и разбирался в звуковой аппаратуре. Вот этот синтез и мог привести тебя буквально через несколько месяцев к поступлению в Академию искусств, а позднее и к работе в качестве звукорежиссера в кино и музыке.

       Так и история нашей семьи, а конкретно появление на фамильном древе веточки, ведущей от меня к тебе, переполнена противоречиями и случайностями.

       Лето 1964 года. Твой дедушка только что получил аттестат зрелости, закончив среднюю школу. Несколько недель назад пытался поступать в летное училище, как и многие мои ровесники тех лет, воодушевленные космическими достижениями страны. Но подвело зрение. В военную авиацию не годен. Остается единственный вариант высшего образования – машиностроительный институт. Несколько легкомысленное отношение к экзаменам принесло логический результат – не хватило одного балла.

              Надо устраиваться на работу. Как ни странно, но это вызвало серьезные затруднения: в отделах кадров предпочитали встречать людей со специальностью. И вот здесь до сих пор вспоминаю противоречия моей судьбы. Ровно за год до этого после окончания 9-го класса сам себе устроил испытание и пошел работать на стройку. Без проблем был зачислен разнорабочим и вместе с несколькими такими же, как и я, школьниками мы весело возводили фундаментную основу нынешней швейной фабрики. Разумеется, рядом были и профессионалы, а среди них бригадиры и прораб. Мы получили великолепную школу работы в большом коллективе, поняли, что физический труд нам вполне по плечу. Я и сегодня не могу понять почему ровно через год в поисках работы я блуждал по заводам города и ни разу не подумал зайти в то строительное управление, которое с таким теплом дало мне заработать мои первые в жизни деньги, почему не пришел за советом к тем каменщикам, плотникам, бетонщикам, с которыми сдружились буквально в считанные дни, если не часы.

              Как же странно, что этого не случилось, а случилась совсем другое –   встреча с моим школьным учителем физики в тот момент, когда я шел наниматься разнорабочим в паровозное депо.

              Но здесь нужно вернуться на несколько недель назад, в те дни, когда проходили школьные выпускные экзамены. Где же к ним готовится не вполне серьезному юноше, как не на городском пляже. Лето выдалось жарким, и любимым занятием могилевчан было купание в Днепре. В рабочие дни на пляже оттягивалась преимущественно учащаяся молодежь, у которой только-только начались каникулы. Там и встретил дедушка совершенно случайно твою бабушку. Случайно - это потому, что мы учились хоть и с разницей в два года, но все-таки в одной школе, да и жили несколько лет очень даже недалеко друг от друга. А вот перебросились впервые парой слов только там, на пляже, даже и не познакомившись как следует.

              Эти первые слова могли быть и последними, да в автобусе, к которому мы пришли порознь, нашлось уютное местечко, вместившее нас обоих, и он повез нас не просто по улицам города по домам, а прямиком в нашу новую жизнь. Я, как говорят, втрескался по уши сразу и бесповоротно. И помчалось лето бесконечной радости и безумной ревности ко всем пацанам нашего переулка, у которых тоже были каникулы, но еще не было близких подруг.

               Но, вот уже и последние дни августа. Меня согласны взять на работу в паровозное депо. Другого выхода нет, и я невесело топаю туда со своими аттестатом и паспортом, а навстречу идет мой учитель физики и без лишних слов приглашает меня на работу к нему в школу лаборантом. Хорошо ли, плохо ли, но все здравые мысли были отодвинуты одной – мы будем рядом, мы будем вместе ходить на занятия, а иногда и возвращаться с них. И я соглашаюсь работать на должности, которая была едва ли не самой низкооплачиваемой во всем СССР.

              Дальнейший путь был логическим и очевидным – педагогический институт. Но параллельно исполнялось и желание летать на самолете путем занятий в местном аэроклубе. Диплом учителя и значок Мастера спорта были получены одновременно, и я снова на развилке дальнейшего пути: летать или в образование, в учителя. Но – сначала в Армию. И вот там однажды ночью, будучи в наряде, я почему-то решил, что мой удел – это физика, наука, вузовское преподавание. Тут же написал письмо на кафедру, вскоре получил ответ – мне не отказали. Успешно заниматься одновременно наукой и спортом может быть и можно, но не в авиации и физике. И то, и другое требует полной самоотдачи, а здесь еще и заботы только что появившейся молодой семьи. У меня снова крайне низкая зарплата, поэтому появлялись мысли бросить все и пытаться устраиваться в гражданскую авиацию. Некоторые мои друзья по аэроклубу так и сделали. Но…

              Но для меня «пробивали» место на кафедре, старались направить в аспирантуру, и я не смог бросить своих коллег, которые приняли в свою семью так же тепло, как восемь лет назад приняли строители, возводившие швейную фабрику. Конечно, семьей был и аэроклуб. Но там привыкли к постоянной смене летчиков-спортсменов (в любом виде век спортсмена не очень долог), а попасть в ряды летчиков-инструкторов в ближайшие годы шансов не было, поскольку там только-только произошла полная смена поколений.

              Интересно, что во всех этих перипетиях к космосу все-таки прикоснулся: служил в отделении вертикальной установки и наводки одноступенчатой баллистической ракеты, а в аспирантуре работал рядом с ребятами, которые занимались оптическими исследованиями поверхности Земли аппаратурой, установленной на космических аппаратах. Они ее сами разрабатывали, доставляли на номерные заводы, а результаты получали в виде многометровых бумажных лент с замысловатыми графиками. На обсуждение перспектив этой работы однажды прибыл даже один из самых знаменитых космонавтов тех лет Г.Гречко, и мне довелось присутствовать на встрече с ним. Довелось побывать и в Звездном городке, раздобыв пропуск через друга детства, сотрудника одной из военных структур в тех краях.

              Ну, вот разговорился. Так можно и забыть для чего начался такой монолог. Подведем итог. Вот они – три случая, определившие ход моей жизни: встреча на пляже, встреча на улице, романтичное настроение летней ночью в ракетном полку, которое в актуальной в те годы дилемме «физики-лирики» привело к доминированию физиков. Крайние точки охватывают период в целых восемь лет.
             
                ***

По рабочим дням авторынок в Малиновке скорее походил на огромную автостоянку – автомобили, выставленные на продажу, в основном находились без своих хозяев, а роль продавца выполняли приклеенные изнутри к окнам таблички с данными автомобиля и сведениями о его владельце. Покупателей по будням бывает немного и деловые люди не занимаются пустым времяпровождением в ожидании случайного покупателя. Другое дело выходные дни – только и успевай поддержать беседу с потенциальным покупателем и рассказать ему о достоинствах своего авто по сравнению со всем тем «металлоломом», который предлагают другие продавцы. 

Любой покупатель, попавший на авторынок в будний день, сразу попадает в поле зрения тех немногих автовладельцев, которые по разным причинам коротают этот день вместе со своими машинами. Поэтому и Девушка с Мердером сразу были замечены Продавцом автомобиля и прошли проверку его опытным глазом на предмет оценки их покупательской способности, которая получилась явно неоптимистичной – автомобиль все-таки был не из дешевых. Он знал, что эти покупатели недолго выдержат беседы с табличками за окошками пустых авто и станут искать товар с настоящим живым продавцом. Да, немного у них шансов. Продавец автомобиля уже давно знал всех тех своих конкурентов, которые сегодня были на рынке. Знал и их товар: или очень дорого, или в полном смысле авто на запчасти. Вполне возможно, что его любимица – это то единственное, на что они могли бы сегодня рассчитывать. Но, есть ли у них столько денег? Кто знает? За ними ведь может и кто-то стоять. В любом случае встретить их нужно тепло и убедительно.
 

Встретились. Обсудили. Авто понравилось.

- Нет, нет. Мы не говорим, что очень дорого. Наверняка она того стоит. Просто для НАС пока еще дороговато.

- Ну, что ж делать. Походите по рынку, поищите. Может и удастся примирить цену и размер кошелька.   

Не удалось. Примерно через час Девушка и Мёрдер снова стояли перед Продавцом автомобиля и прозвучал робкий вопрос:

- А мы забыли спросить – Вы же уступите хоть немного?

- Ну, разве немного. Вот столько, но это все. О большем не может быть и речи.

- Все равно не хватает. Ах как жаль – немного совсем не хватает.

- Сколько не хватает? – вступила в разговор девушка.

- Да вот столько.

Девушка задумалась Ох, заругают родители. Но вчерашний гнев прошел еще по дороге в Минск, а авто понравилось и ей, и примеряла она мысленно его не столько к поклоннику, сколько к себе. Результат примерки вполне укладывался в немудреную формулу: сидит как влитое. Не каждая из подруг будет смотреться в авто своего парня так, как я в этом. С этой мыслью Девушка достала все свои аккуратно сложенные деньги, и судьба автомобиля была решена.

                ***

         В Гомеле все было подготовлено для работы, поэтому встречи с медиками в больницах, передача им медицинского оборудования, беседы с гомельскими волонтерами были проведены успешно и оперативно. Они подробно были увековечены зорким глазом телекамеры Любы и внимательным ухом оборудования Максима. А вот интервью с живущим в Гомеле организатором республиканского «ковидного» движения волонтеров снимали в автомобиле в ходе поездки по городу. Вполне возможно, что эта сцена могла стать ключевой во всем фильме. Рассказ о происходящей в стране трагедии звучал на фоне улиц города, живущих своей, как бы, обычной жизнью. Это несоответствие могло создать особое эмоциональное настроение зрителя, побуждающее и его к активным действиям.

Кафе, в котором довелось пообедать оказалось уютным, а обед вполне приличным даже по столичным меркам. Немного обсудили и снятый материал. Оказалось, что все произошедшее сегодня вполне укладывается в заложенную ранее концепцию фильма. Ну, теперь в дорогу, домой.

                ***

Оформление документов дело небыстрое. Офисные барышни малиновского авторынка внимательно рассматривали все поданные им документы, ласкали пальчиками компьютерные клавиатуры, мудрили с перекладыванием листов бумаги в лотке принтера, подставляя каждую их сторону под зоркое лазерное око и тончайшую струйку тонера, а затем несколько раз перебирали и пересматривали их, объединения в несколько комплектов документов и наконец, как бы шутливо наказывая каждый лист за отнятое временя, смачно шлепали по ним разными печатями и штампами.

Продавец автомобиля терпеливо дожидался момента расчета с покупателем и представлял, как сразу же помчится на маршрутку, доедет до ближайшей станции метро, скорее домой и на связь с немецким компаньонами. Поглощенный этими мыслями, тем не менее краем глаза видел и покупателей. Заметил, что Девушка расстроена и не склонна поддерживать беседу со своим спутником. То ли мужская солидарность сработала, а может просто желание поговорить с привлекательной особой, но Продавец автомобиля решил выступить в роли умудренного жизнью человека, умеющего разрешать самые замысловатые ситуации. Ну, в самом деле, не стоять же молча, глядя в потолок, если в небольшом помещении их только трое и никого больше нет. Надо же проявить хоть какое-то гостеприимство – может издалека люди приехали. С этим вопросом и разорвал неловкую тишину.

         
                ***

Увиденное в поездке по городу заброшенное еврейское кладбище натолкнуло Любу на еще одну идею, и она предложила вернуться к нему. Ну, вряд ли там придется записывать звук, - пошутил Максим сам с собой, и не стал сопровождать своих временных сослуживцев, когда они скрылись за кладбищенскими воротами. Впрочем, те долго не задержались и буквально через несколько минут уже занимали свои места в автомобиле. Ну, теперь уж без остановок до самого дома.

                ***

     К счастью вникать в чужие личные вопросы Продавцу автомобиля не пришлось, поскольку на первом плане у молодых людей были проблемы, которые ему «развести руками», было очень и очень легко.

         У него – немного боязно не очень опытному водителю выезжать отсюда через весь плохо знакомый город на трассу,

У нее – денег с собой нет, но все равно хочется взглянуть, а чем же балуют местных девушек столичные бутики.

Как же упустить такой хороший повод показать себя с самой лучшей стороны. И хотя он терял чуть не час своего времени, но желание побыть добрым ангелом для Девушки превозмогло эту потерю. Да, ладно, спишем этот час на разницу часовых поясов с Германией – успокоил себя Продавец автомобиля, а вслух сказал:

- Вот вам бонус к покупке. Прощаясь с машиной, я сам довезу вас до очень крупного торгового центра, который стоит прямо на выезде из города. Вам и поворачивать не нужно будет никуда. Выедете со стоянки и прямехонько домой.

                ***

Да, возвращаюсь я снова к теме войны, она создала семью моих родителей.

Но и свое война отняла у моих предков.

Летом 44-го от фашистов был освобожден Могилев. Выхлопотав каким-то образом коротенький отпуск, мой отец помчался ДОМОЙ, к многодетным родителям, брату, сестрам, которых не видел почти 4 года.

Что его там ожидало?

Мой дедушка Рабзонов Андрей Федорович в 1929 году построил дом для своей большой семьи в развивающемся в то время поселке на северной окраине Могилева. Там и до, и после войны селились в основном работники железной дороги.

Там я родился, вырос и продолжаю жить и сегодня, хотя сам дом, конечно, уже совсем другой.

Когда мы говорим о Великой Отечественной Войне и о героическом сопротивлении Советского народа фашистскому нашествию, мы не всегда вспоминаем о трагедии миллионов белорусов, вынужденных три года жить в условиях немецкой оккупации. А для многих из них и после освобождения трагедия продолжалась в виде тюремных сроков за то, что не смогли проявить свои возможности для защиты Родины.

Одним из них был мой дедушка и прапрадед Максима, искупивший свою невольную вину обычным для тех лет и не самым худшим для него способом – 10 лет лагерей.

А вот моя бабушка и вовсе ничем не провинилась перед соотечественниками, Скорее всего, и они перед ней. Но в дни боев за Могилев она была убита осколком снаряда, разорвавшегося рядом с домом. Вполне возможно, что она подарила вторую жизнь одной из своих дочерей, накрыв ее своим телом за мгновение до взрыва. Нет никаких сомнений в том, что это был снаряд наступающей Красной Армии, а трагедия произошла не в своем доме, а там куда временно перебралась семья, спасаясь от артиллерийских обстрелов района железнодорожной станции.

Не спаслись.

Досталось и родному дому. В моей памяти навсегда осталась пробоина в бревне над окном, выходившим в просторный двор рядом со входной дверью. Более четверти века она каждый день провожала и встречала меня в моих жизненных передвижениях.

А в тот день 44-го года моего отца, вернувшегося с фронта. встретил раненый дом, но не встретили родители.

                ***

На торговый центр Девушке было отведено 40 минут.

Она управилась ровно за час.

Отсутствие с собой нужной суммы ее никак не расстроило, хотя так или иначе ей приглянулась кое-какая вещица, и даже не одна. Однако сама бы ни за что не решилась на такую покупку. Бережное отношение к деньгам, да еще подаренным родителями, вырабатывалось с раннего детства. Каждая покупка тщательно обдумывалась, выбирался самый рациональный вариант. Да и торговый центр на окраине города навряд ли предлагает тот уровень, которого можно ожидать от бутиков, расположенных в центре. Нет, все-таки нужно приехать специально для этой покупки и прогуляться по столичному с подругой, а может лучше и с мамой. 

                ***

Уже почти приехали. До Минска осталось чуть меньше четверти пути и я ухожу из сна Максима, что бы не тревожить его и молча порассуждать самому с собой о тех моих годах и днях, в которых рядом со мной живет мой внук. Нет, «рядом» это наверно громко сказано. Проблемы карьерного роста и заботы административного работника – это не те факторы, которые помогают не очень еще «повзрослевшим» дедушкам отдать своим внукам все то, что они не успели или просто не смогли еще совсем недавно отдать своим детям. А когда дедушка стал обладателем пенсионного удостоверения, Максим взял и укатил в Минск.

Как ни странно, но это территориальное удаление сблизило нас, возможно, даже в большей степени, чем предыдущие годы жизни почти что на соседних улицах нашего не очень большого привокзального района.  По крайней мере, путь моих внуков в школу (понятно, что со временем появилась и внучка) лежал в точности по пути к моему дому и от своего переулка я при желании мог бы увидеть, как они заходят на школьный двор. Поэтому, не удивительно, что, выезжая из дома на работу в центр города, я довольно часто замечал на тротуаре две родные детские фигурки. Не всегда начало их занятий совпадало, встречал я их и порознь, но самая яркая картинка тех лет – это девочка, идущая в школу со своим старшим братом.

А теперь в Минске уже мой сын часто встречает юношу, рассекающего по столичным тротуарам на скейте, так, что локоны рокерской шевелюры кажется не успевают за ним. Со временем к локонам присоединилась красная борода, а я думаю о том, что с этого момента мы становимся с Максимом все ближе и ближе потому, что наши с ним судьбы в их профессиональной части пересекаются здесь - на минских проспектах. И я в свое время приезжал «покорять» Минск. И я встретил здесь людей, которые помогали открыть путь в профессию. И я с восторгом стремился попасть на концерты тех коллективов, которые никогда не приедут в провинциальный Могилев.  И он, и я именно здесь познали радость материального воплощения своего далеко не материального труда в таких разных по содержанию, но в таких близких по творческому компоненту областях. Я - в научных публикациях, Максим – в концертах и премьерах кинофильмов.  И что интересно, у нас их примерно равное количество – около сорока.

В свое время пришли и успехи

  У меня в виде кандидатской степени и доцентского звания. У Максима в виде участия фильмов, над которыми ему пришлось работать, в конкурсах и фестивалях. И главное достижение Максима – он всем нужен. Его приглашают работать над звуком в разные организации, в разные творческие коллективы.

Засветились мы и на международном уровне. Для меня это статья, написанная в соавторстве с коллегами, переведенная на английский язык и опубликованная в известном журнале. На нее ссылаются научные сотрудники знаменитого Питерского физтеха. Для Максима – это работа в интернациональном коллективе, участие в польском кинофестивале, рок-концерты в Питере и Прибалтике.

А еще почти одновременно мы начали писать. Я - свои воспоминания, оформленные в виде своеобразных рассказов. Максим - сценарии тех фильмов, которые хотелось снять самому в качестве режиссера.

                ***

На выезде со стоянки торгового центра случилась маленькая заминка. Мёрдер по незнанию, да и по неопытности тоже, встал не в ту полосу и чуть не поехал снова к центру города, откуда час назад и приехал с Продавцом автомобиля. Но, местные «ассы шоссейных дорог» увидели затруднения водителя автомобиля с транзитными номерами и, терпеливо переждав лишний цикл работы светофора, пропустили его проехать на нужную полосу. А там уже и сам светофор любезно включил свою стрелку, приглашающую к выезду за город.

                ***


Дороги.

Дороги туда и обратно.

Как же мы все были рады, когда наша М4 приобрела современный вид. В процессе реконструкции каждый вернувшийся из Минска подробно рассказывал о том где уже ВСЕ, а где еще стройка с ее неудобствами. А потом небольшой отрезок времени с ограничением скорости на уже готовой, но проходящей контроль качества дороге. И наконец новость – на всей трассе 120!

Со временем подтянулись и остальные белорусские М и столица стала ближе для многих жителей всех регионов. Они без долгих размышлений устремляются в путь по самым разным делам и с разными целями. Водители многих тысяч грузовиков, автобусов, легковых авто и др. внимательно и добросовестно делают свою работу, Но, бывает и не очень внимательно и добросовестно. А вот пассажиры и тех других любуются пейзажами, читают книги, блуждают в интернете, готовятся к предстоящим встречам, планируют свой день, и т.д. и т.п.

Вот и сейчас на трассе М5 несколько человек так или иначе находятся в одном из таких состояний:

-   Мёрдер – вспомнил, что так и не сообщил Нуждающемуся в ремонте о своем отъезде из Минска и что ожидать его для совместного возвращения в Гомель не нужно.

- Девушка старается придумать как наиболее безболезненно погасить неудовольствие родителей, связанное с ее необдуманным поступком. Они наверняка считают его необдуманным и где-то в глубине души Девушка согласна с ними. Ее попутчик не такой уж близкий человек для семьи, а сколько разных случаев бывает…

- Володя, следя за дорогой, размышляет о близком завершении этого проекта. Надо подыскивать новые...

- Люба ищет финальную точку для фильма. Какая-то неясная мысль пробуждалась по завершении интервью в автомобиле, но в конкретную идею пока еще оформилась. Надо бы походить по Минску. Фильм то готов и без этого, но ведь хочется получше.

- Максим в своих снах мечтает о собственном кино. Пройден хороший путь в качестве звукорежиссера, но с каждым новым фильмом ему все виднее, что многие сцены могут быть сняты совершенно иначе, придав фильму совсем другое, более значимое звучание. Он уже понемногу пробует себя и в качестве сценариста, написаны первые страницы его собственного понимания философии жизни. Уже есть и хорошие отношения с актерами, с которыми в свободные минутки обсуждалась возможности сотрудничества, искалась проблема, достойная быть отраженной в работе начинающего режиссера. А как найти продюсера, согласного рискнуть пусть даже небольшими деньгами? Безусловно, найдутся такие люди, ведь сам Максим помогал им в свое время за символическую оплату, а то и без оной. Нет, об этом можно не думать. Думать нужно о современных творческих идеях.
               
                ***

Это был обыкновенный майский день в той своей «обычности», которая воспета тысячами и тысячами поэтов, музыкантов, художников. Я только что сделал фото цветущей яблони, что бы отправить его своим детям и внукам…

Этот день постоянно в моих мыслях. Проживая его вновь и вновь, я всегда ищу хоть какие угодно фантастические силы, которые позволили бы мне разогнать ход его времени. Разогнать так что бы он с огромной скоростью пролетел через это мгновение, как будто его и не было…

Но нет.

Всякий раз этот день останавливается в тот момент, когда в голубом майском небе уходит в вечность душа моего внука.



Фильмография Максима Гавриленко, составленная им самим накануне поездки в Гомель с волонтерской командой.

2013
"Государственная граница, Фильм девятый: "Курьеры страха" 
Бум-оператор
Беларусьфильм

2015
"Участок лейтенанта Качуры, фильм четвертый: "Черная паутина"
Бум-оператор
Беларусьфильм

"Под кронами деревьев"
Звукооператор
BK Films

Серия рекламных роликов "Piano tiles"
Звукорежиссер
BK Films

2016
Ролик "Appodeal"
Звукорежиссер
BK Films

Серия рекламных роликов "FX Club"
Звукорежиссер
BK Films

Игровой промо-ролик "Ahaha"
Звукорежиссер
реж.Влада Сенькова

"1968"
Бум-оператор
Rohfilm GmbH (Германия)

2017
"Поговори со мной"
Звукооператор
BK Films

"Упыри"
Звукорежиссер
Наше кино

"From a Great Height"
Звукорежиссер
DOKA

"Victims"
Звукорежиссер

"Лес/Пляж/Тамбур"
Звукооператор
NATOSCHAK

2018
"Вцвет"
Звукорежиссер постпродакшна
Реж.Евгений Лыткин

"Браты"
Звукорежиссер

"Ігнацій Дамейка. Доўгае вяртанне"
Звукооператор
Мастерская Владимира Бокуна

"Зигмунд Врублевский. Горячий кислород"
Звукооператор
Мастерская Владимира Бокуна

"Держись за облака" 8 серий
Звукорежиссер
Беларусьфильм

"Ну такое" Интернет-сериал
Звукорежиссер

"Люди в сером"
Звукооператор
Реж.Сергей Куклов

2019
"II"
Звукорежиссер
Реж. Влада Сенькова

"Это не я"
Звукорежиссер
Беларусьфильм

"Затанна" фан-фильм
Звукорежиссер
Андрей Сулимский, Петр Непогода

"Прожектёры"
Звукооператор
Реж.Влада Сенькова

"Iуе. Месцы памяцi"
Звукорежиссёр
Беларусьфильм, реж. Игорь Чищеня

"Dyshi - Yamamoto" клип
Звукорежиссер постпродакшна игровой части клипа

"История со вкусом" шоу
Звукорежиссер
TUT.BY

2020
"Бизнес сватка" шоу
Звукорежисссер
(Кроме выпусков "Виктор Прокопеня (VP Capital) vs Олег Хусаенов (Зубр Капитал)" и "Апти Эзиев vs Ольга Кардаш").
INSYNC TV

"Неизвестная Беларусь"
Звукорежиссер постпродакшна
(Кроме выпуска "Распределение")
Настоящее Время

"Саша Немо - Всё, что угодно" клип
Звукорежиссер игровой части клипа


Рецензии