Путь, указанный извне-6

       Веранда дома Унэша была не очень отлична от подобных ей земных домовых пристроек. Особенностью  ее была разве что форма в виде полукружья и абсолютно плоская крыша. Хотя мы с Володей заметили, что в этом городке, куда мы прибыли примерно часа через полтора земного времени после расставания с Линцем, абсолютно все крыши на домах и иных постройках были плоские. На мой взгляд, это свидетельствовало об отсутствии на Большом Острове осадков, по крайней мере, очень малом их количестве. Против наших опасений Унэш, после того как мы представились протеже его родственника, оказался очень гостеприимен и  не ограничил нас каким-либо конкретным сроком пребывания у него в доме. Сейчас мы втроем находились на веранде его дома, и благодаря обменянному на китайский телефон портсигару - переводчику, наслаждались беседой. В отличие от Унэша, который не раз принимал у себя представителей иных миров, для нас эта встреча и общение были изначально очень волнительны. Ведь столько мы читали и смотрели фильмов об этом самом «первом контакте» с кем-то извне Земли, но никогда и представить себе не могли, что он может пройти вот так – начавшись с вполне знакомой бюрократической рутины двух таможен и вот такого простого общения с представителем внеземного разума на обыкновенных посиделках. Но постепенно мы попривыкли, тем паче, в начавшемся общении не было ни капли какой-то официальщины или иной хоть малой казенной детали какого-либо протокола.
-    То есть, Вы Унэш, здесь на должности управителя города, что –то типа нашего старосты? – спросил я, пробуя предложенный нам напиток, разлитый  по глиняным высоким стаканам и напоминающий  по вкусу тыквенное пиво.
-    Скорее Координатор, - выслушав перевод, отвечал тот. – Староста в моем понимании все-таки имеет какие-то властные полномочия.
-    А Координатору они не нужны? – спросил в свою очередь Володя, также наслаждаясь местным напитком.
-    Хм, все дело в том, для чего в той или иной формации устанавливается эта самая власть. Ведь ее надо понимать как обязательность требования одного индивидуума для другого, не так ли? А если необходимости кого-либо обязывать к чему-либо не имеется, то и  функции такой не надобно.
-    То есть Ваши установления исполняются всеми жителями добровольно?
-    В процессе воспитания до всех особей доводится необходимость исполнения установлений. Ведь их всего десять! И кто же, узнав о том, что  имеется десять табуированных моделей поведения, будет действовать им вопреки? Нельзя – это нельзя.
-    Ну, хорошо! – не успокаивался Владимир. – А кто установил сами эти модели, кто их автор, творец?
-    Они имеются во всех мирах! – удивленно посмотрел на него Унэш. – И в Вашем тоже! А если нет, то, как же вы прошли таможню?
-    Конечно, в нашем мире они есть! – поспешил ответить Володя, так как Унэш после его вопроса заметно встревожился. – Но, вот в нашем мире, большая часть населения добровольно исполняет эти модели поведения, а другая иногда нарушает их. Некоторые в силу случайности, а некоторые и намеренно! Поэтому у нас  существует группа людей, обязанных следить за исполнением этих десяти установлений, а другая группа наказывает за их нарушение! Мы вот, например, принадлежим к группе, которые следят за соблюдением их.
-    Какие же причины у этой малой части Ваших соплеменников нарушать установления? Ведь они созданы не обитателями миров, а Высшей силой, познание которой и составляет смысл жизненного пути существа, не руководствующегося уже только программой животных инстинктов.
-    Ну…- немного смешался Владимир. – Мы называем это мотивом, то есть причиной, побудившей индивидуума поступить вопреки. Мотивация бывает разной – корысть, алчность, ревность, зависть…
-    То есть их мотивация как раз-таки и запрещена установлениями! – недоуменно пожал плечами Унэш. – Зачем же они поступают вопреки? Может в их случае есть ошибки в воспитательном процессе? А поскольку Вы говорите, что случаи такие не единичны, то ошибка в процессе системная! А как же можно не обнаружить и не устранить ошибку системную? Неужели Ваше сообщество не в силах выстроить систему воспитания так, чтобы потом с помощью больших групп соплеменников не исправлять, да еще наказывать за ошибки. А в чем, кстати, заключается у Вас наказание таковых?
-    Э-э-э, - Володя сделал хороший глоток напитка. – Оно дифференцировано в зависимости от вреда, который индивидуум причинил сообществу и может заключаться в изъятии имущества виновного, его изоляции от сообщества, вплоть до окончания его биологического существования, если совершенное им нарушение очень тяжкое по последствиям.
-    А приведите пример такого поведения, за каковое Вы можете держать в изоляции индивидуума до конца его биологического бытия?
-    Например, если один нарочно лишил жизни другого по одной из тех причин, что я приводил ранее – из корысти, зависти, мести или иной…
-    Если таковое возможно, то мне удивительно, как Ваша Лукана попала в список миров, разрешенных к посещению…- Унэш , мне показалось, со страхом взглянул на нас.
     Володя смешался и замолчал. Я тоже почувствовал некоторую неловкость за такое положение дел на Земле и решился вступить в разговор, поменяв его вектор:
-    Истоки проблем, о которых сейчас говорил мой друг, на мой взгляд, лежат несколько в ином…- я посмотрел на Унэша, все еще пребывающего в недоумении. – Вот скажите мне, Унэш, Ваша сообщность распространена на всю поверхность Вашего мира или занимает какую-то его часть?
-    Наша сообщность невелика по численности, поскольку практически вся поверхность нашего небесного тела покрыта водами Океана, а мы с Вами находимся на небольшом по площади участке суши, отчего и возникло название нашего мира.
-    Видите ли, - я решил обратиться к разности условий формирования сапиенса, - у нас  большая часть мира также покрыта Океаном, но участков суши, им разделенных, во много крат больше. И на этих участках самостоятельно формировались сообщества отличные друг от друга. Они создавали свои модели поведения, определенные именно их средой обитания. Поэтому изначально возникло множество различных систем поведения в сообществах, в которых благо и неблаго зачастую были противоположны. Когда в наш мир с его уже сформировавшимся разнообразием были привнесены эти десять установлений, то им пришлось вступить в борьбу с иными системами. Причем это противостояние в той или иной форме продолжается до сих пор!
-    То есть были системы, которые почитали за благо, поведение, которое противоречит этим табу? За благо принималось отнять жизнь, имущество и прочее?- глаза Унэша расширились от удивления.
-   Да были и такие…- пришлось ответить мне. – Эх, да что там! По большому счету они еще и сейчас продолжают существовать, оправдывая нарушения десяти табу различными искусственными причинами!
-  Но ведь цель привнесения Десяти установлений, это благо для живущих! Как это можно не понимать или оспаривать! – удивлению Унэша не было границ.
-   У нас как-то повелось считать, что человек, то есть индивидуум обитающий на Лукане изначально существо, склонное к соблазну нарушить Заповеди ( так мы называем) установления. Этому дано понятие греха, но, еще одной ошибкой я полагаю существующее у нас положение об искуплении этого греха последующим наказанием за него и дальнейшим поведением, полностью подчиненным установлениям.
-   Трудно мне это вот так сразу понять! – после долгой паузы произнес Унэш. – Я рад, что принял у себя хранителей Установлений, не знаю, как бы я вел себя с иными представителями Вашего  сообщества, которые как Вы выразились,  подвержены греху! Однако, на некоторое время я Вас оставлю. Прошу прощения, встреча с обитателями по вопросам хозяйства нашего поселения. Если задержусь, Вы отдыхайте в том помещении, что я показывал вам.
    Унэш поднялся и , как мне показалось, излишне поспешно покинул веранду.
-   Черт! Тебе не кажется, что ему стало противно с нами сидеть за одним, так сказать, столом? – Владимир откинулся на спинку своего кресла и задумчиво стал смотреть на горизонт Океана, на который с веранды открывался великолепный вид.
-   Да уж! Я тоже себя чувствую так, как будто только что громко испортил здесь воздух! Но что делать?! Врать, что мы такие же, как они ангелочки? Что есть, то есть!  Я попытался начать объяснять, как наш мир формировался и отчего сие так вот получилось! Так он, видишь ли, сбежал, придумав какие-то дела!
-   Ох, тебе после этапа формирования нашего мира пришлось бы еще порассказать ему о современности, и как он, этот наш мир, продолжает закатываться в задницу…- вздохнул Володя.
    Я не нашелся, что ему ответить и тоже стал глядеть в бесконечность водного пространства…
               
                продолжение следует


 
   
   


Рецензии