Очаровал Таймыр Камчатку

На полуострове Таймыр сейчас полярная ночь. Где-то в километре от аэропорта «Норильск» тебя встретят горящие огнем на снегу буквы –ТАЙМЫР и белеющий чум. Увидев в темноте ночи среди голой тундры эти светящиеся символы, понимаешь, что стоишь на древней земле с ее обычаями, обрядами, заветами.
Здание аэропорта  «Норильск», куда прибывает самолет из Москвы, новое, современное, с красивым дизайном. Многое сделано здесь благодаря одному из богатейших предприятий страны «Норильскому Никелю». Но кроме финансовых вливаний этого предприятия, древняя таймырская земля облагорожена заботливыми руками ее жителей: здесь очень многое сделано для комфорта и удобства жизни населения.
После таможенного досмотра, проверки паспортов (что можно наблюдать в редких городах России), мы направляемся в Дудинку – самый северный морской порт в мире.
Здесь в декабре прошли празднества по случаю 85-летия муниципального образования Таймыр в составе Красноярского края, куда влились  два округа – Долгано-Ненецкий (Таймырский)  и Эвенкийский.
Среди гостей праздника в Дудинку прибыла делегация с Камчатки.
Это – фольклорная группа «Легенда», часть эвенского ансамбля «Нургэнэк». Девять артисток прилетели сюда из эвенского национального села Анавгай.
Живя в центре Камчатки среди лесотундры, камчатцы очень удивились, не увидев вблизи Норильска ни одного деревца. «А где лес?» - спрашивали они. «У нас нет леса, - отвечала им гид - сотрудница Таймырского Дома народного творчества Ольга. Ближе к Дудинке стали появляться редкие лиственницы и елки. Но леса камчатцы так и не увидели.
Второй вопрос анавгайских гостей вызвал улыбку  Ольги. «У вас, наверно, вырастает картошка-скороспелка?», - спросили они. «У нас ничего не растает, - ответила Ольга, - у нас – вечная мерзлота. К нам все завозят теплоходами по реке, и по Северному морскому пути – ледоколами. Камчатцы удивлялись: как же жить, не имея огородов, теплиц. В их краю, где дома отапливаются термальной водой, вблизи горячих источников вырастают в теплицах не только помидоры, но и виноград с арбузами. Трудно даже представить, что в начале лета жители не вскапывают огороды, чтобы высадить картофель, бросить в землю семена укропа, редиса, моркови или кабачков. Парадоксально, но  быстринские камчатцы почти столько же платят за коммунальные услуги, как и таймырцы. Особенно это касается отопления. Таймыр обогревается углем, а Быстринский район Камчатки своими горячими источниками. Овощи и фрукты на Камчатке (при том, что здесь их выращивают) тоже дороже, чем на Таймыре. Элитная рыба – нельма и муксун стоит здесь около 350 руб. за килограмм.  На Камчатке  достойную  рыбу не купишь дешевле 450 руб. Оленье мясо на Таймыре стоит 200 руб. за кг, на Камчатке – 700 руб.
Дудинка с населением чуть больше 22 тысяч человек, стоит на правом берегу одной из самых больших рек Сибири – Енисея. Здесь уже начинается  дельта реки, несущей свои воды в Северный Ледовитый океан.
Вся жизнь полуострова Таймыр завязана на морской порт Дудинка – самый северный международный порт в России и крупнейший в Сибири. Интересен тот факт, что порт этот единственный в мире затапливается в период весеннего ледохода.
В те предновогодние дни  в порту у причальной стенки стояли два красавца ледокола. Ночью они светились сотнями огней, дополняя приятную атмосферу праздника. Накануне Нового года вся Дудинка была украшена разноцветными лампочками. Гирлянды огней сверкали на крышах домов, окнах и витринах магазинов, светились даже верхушки высоченных труб котельных.
В полярную ночь где-то далеко на Востоке небо чуть подсвечивают короткие сполохи ушедшего за горизонт солнца. Рассветает часам к одиннадцати. Дневной полумрак, который длится до двух часов дня, трудно назвать рассветом. Солнце здесь появится только к 15 января, а ближе к Диксону – в апреле. С появлением первого солнца все жители Дудинки выбегают на улицу щурясь, поскольку за полярную ночь отвыкают от яркого света;  обнимаются, радуются, приветствуя светило.  Греются на солнце:  Такая тут традиция. Этот солнечный день может стать единственным за лето. Такой тут, в Заполярье, климат
Первый день в полярную ночь на Таймыре для артистов с Камчатки начался с посещения городского Дома культуры. Бело-желтое здание с колоннами стоит недалеко от порта. Типичный проект 60-х годов  в классическом стиле советской эпохи, шикарная хрустальная  люстра украшает зрительный зал и три люстры поменьше сверкают в фойе.
Моложавая и энергичная директор Дома культуры Рита Анатольевна Невелева не планировала включать номер камчатцев в главный праздничный концерт (слишком много местных, зарубежных и столичных артистов представили свои программы). Но, увидев на репетиции их танец «Море» на музыку прославленного камчатского композитора Анатолия Левковского, тут же попросила показать всю программу.
Когда-то артистки из Анавгая танцевали в известном эвенском ансамбле «Нургэнэк», отправлялись с ним в  гастрольные поездки. С годами их места заняли более молодые артисты. Но любовь к своим национальным танцам и песням никуда не исчезает. Руководитель «Нургэнэка» заслуженный работник культуры, лауреат правительственной премии «Душа России» Лилия Банаканова решила создать фольклорную группу «Легенда» при ансамбле «Нургэнэк», чтобы поднять женщинам настроение и жизненный тонус. Все они уже вырастили детей, а внуков еще не завели, поэтому есть свободное время и они с радостью согласились прийти на первую репетицию.  Почти все одного возраста – немногим за пятьдесят, лишь одна Анна Буданова  - худенькая стройная 30- летняя солистка. Артисты  представляют культуры трех народа Камчатки – эвенов, ительменов, коряков. Пенсионер Лектен Мандятова (урожденная Укипа),   библиотекарь Лариса Инданова и директор сельского Дома культуры Анастасия Сорокина до тонкостей знают материальную, песенную и танцевальную культуру своего народа – оленных коряков. Воспитатели детского сада «Родничок» Александра Инданова, Галина Кизявка, педагог детского Дома творчества Галина Инданова представляют эвенскую культуру. Не так давно в эвенское село Анавгай из национального ительменского села Ковран переехала жить известная не только на Камчатке, но далеко за ее пределами артистка ительменского народного ансамбля «Эльвель» Ольга Коваленко. Она с удовольствием делится секретами танцевальной культуры своего народа. Именно об ительменских танцах академик Влаиль Казначеев говорил, что они служат эталоном для всех коренных народов Севера.
«Нургэнэк», в переводе с эвенского  - «Праздник танца». Коллектив был создан знаменитым ительменским писателем Георгием Поротовым  и «музой северного танца», руководителем студенческого ансамбля «Северное сияние» из Санкт-Петербурга Татьяной Петровой-Бытовой. В 1972 году. (К слову сказать, на Таймыре очень много носителей фамилии  Поротовы).
Лилия Банаканова руководит ансамблем с 1985 года. В коллективе танцует в основном молодежь от 14 до 25 лет. Лилия Егоровна воспитывает уже третье поколение артистов. Ансамбль часто выезжает с гастролями в разные уголки России и мира. За эти годы он стал победителем международных фестивалей - Хорватия (1994), Италия (1994, 2005), Япония (2000), Аляска (2000), Норвегия (2004), Китай (2012), а также Всероссийских и краевых фестивалей. В репертуаре ансамбля есть уникальные сценические постановки – «Гулыдек» (обряд охоты на медведя), древний танец «Нургэнэк» и современный «Мут Камчатка» ( Наша Камчатка), боевой танец «Нимкан,и» ( танец с посохами). В танцах артисты имитируют движения, повадки диких животных Камчатки. В постановках звучат национальные эвенские песни, подражание звукам, издаваемым животными и птицами полуострова. Основные музыкальные инструменты  - бубны, которые эвены делают сами из шкур своих же оленей. Кроме этого артисты используют варган и шумовые инструменты, сделанные из рогов и копыт оленей. Кстати, эвенские бубны настолько легкие и звучные, что вся Камчатка заказывает у анавгайцев  их  изготовление. Таймырские артисты, увидев и услышав камчатские бубны, также задумались: не заказать ли анавгайцам эти музыкальные инструменты для Таймыра .
Руководитель ансамбля «Нургэнэк»  Лилия Банаканова считает, что главные задачи  коллектива - сохранение духовной культуры эвенов.
Артисты «Нургэнэка»,  в том числе «Легенды» организовали и провели 15 фольклорных праздников на Камчатке, стали лауреатами фестиваля «Под радугой Севера», участвуют в культурных программах гонки на собачьих упряжках «Берингия», дипломанты Всероссийского фестиваля «Русская зима на ВВЦ», участники празднований 250-летия Петропавловска-Камчатского. Они стали не случайными гостями празднований на Таймыре. Их пригласили в Дудинку  как достойных участников программы.
Концерт «Притяжение Таймыра – звездные встречи фестиваля» прошел на берегах Енисея, у ворот в Северный Ледовитый океан в рамках празднования 85-летия Таймыра и всероссийского фестиваля  «Моя Россия – салют побед». Программа открылась выступлением таймырских коллективов «Хейро», «Жемчужина Заполярья», «Радость», «Чоргуячи» и «Барган».
На праздник приехали из Эвенкии национальный коллектив «Токогон» из Байкита. С ними камчатские артистки тут же нашли общий язык. У эвенов и эвенков очень много общего в культуре и языке. Многие слова имеют одинаковое значение и лишь небольшую разницу в произношении. Поэтому эвенам Камчатски и эвенкам Красноярского края было о чем поговорить и над чем посмеяться. Чувства юмора у тех и других не отнять.
 Выступали на праздничных концертах в Дудинке и иностранные гости – из Турции и Туркменистана, исполнительница фольклора из Швеции. Все концертные номера были яркими и запоминающимися.
Но Камчатка буквально взорвала Таймыр огнем своих танцев, звучностью бубнов и красотой костюмов. Уже после первого выступления группы «Легенда» из Анавгая, к артисткам подходили восторженные зрители и спрашивали, где будет их следующий концерт и твердили, что они обязательно пойдут посмотреть на Камчатку еще раз.
На улицах женщин останавливали местные жители и спрашивали: «Откуда Вы?». «С Камчатки», - звучало в ответ. «Из такого далека, как же вы добирались?». «Десять часов на автобусе, 8,5 часов на самолете до Москвы  и 4 часа на самолете до Таймыра», отвечали, улыбаясь, камчатцы.
В Дудинку в эти дни съехалось много профессиональных артистов из разных мест. Среди других выступали Государственный академический ансамбль  танца Сибири имени Годенко из Красноярска, солисты группы «Аракс» из Москвы.
При таком наплыве профессиональных артистов, фольклорный коллектив «Легенда» с Камчатки  не сразу завоевал безоговорочную любовь таймырских жителей. Первые аплодисменты были довольно сдержанными. Возможно, от удивления, ведь и камчатские бубны звучат по иному, и ритмы танцев живущих между двух морей (Беринговым и Охотским) камчатцев иные.  Понятнее всего таймырцам был танец «Колокольчики» на музыку талантливого корякского балетмейстера и музыканта Валерия Етнеута и слова Лилии Банакановой. На Таймыре коренное население – оленеводы, поэтому танец про оленей был принят зрителями очень тепло, хотя в зале коренных жителей – нганасан, долган, эвенков, энцев, ненцев было немного.
На одной из заснеженных улиц Дудинки камчатские гостьи встретили нганасанского оленевода, одетого в  красивую белоснежную парку. «Здравствуй, сестра, - обратился он к одной из них». «Здравствуй, брат», - прозвучало в ответ. Не было ни удивления, ни смущения. Как будто так и надо. Камчатцы чувствовали себя здесь как дома. Они, не смущаясь, заговаривали с местными жителями, задавали кучу вопросов. Им всегда с удовольствием отвечали. На ступенях центра «Арктика» артистки разговорились с молодым человеком. Оказалось, зовут его Яков, работает в администрации муниципального района. Яков коротко рассказал о себе, о том, что родился в селе Потаповка, около ста километров от Дудинки, учился на родной таймырской земле, здесь женился, здесь же работает.  Не жалея своего времени, Яков провел гостей в сувенирный магазин, подробно рассказал, что отличает Таймыр от других регионов, показал, какие сувениры лучше выбрать, объяснил, какие памятные места полуострова изображены на сувенирных изделиях. Подробно он рассказал о северном сиянии, которое здесь не редкость в зимнюю ночь. Но запечатлеть его на фото или видео очень трудно. Яков показал камчатцам видео на телефоне, предупредил, что здесь бывают «черные» пурги и, не дай бог, оказаться на улице в такую погоду. Машина может потерять дорогу, человек – заблудиться между двух домов.  Он тут же продемонстрировал, как пурга может замести квартиру, если оставить форточку даже на короткое проветривание. Вся мебель в снегу и инее – диван, стол, кресло, пол. Пурги для камчатцев – не редкость. И у них теряют дорогу машины и люди, замерзают среди тундры. Но о том, как может замерзнуть квартира, они не знали. Жаль,  поздно предупредил их Яков. Утром они  оставили форточку в квартире, где остановились, открытой. Вернувшись, обнаружили, что водопроводный кран на кухне замерз, хотя на улице были не такие уж сильные морозы – минус 25. Здесь дети в такую погоду ходят в школу. Занятия отменяются только в минус 35 градусов. А морозы на Таймыре достигают 55 и ниже. При этом люди, даже приезжие, живут здесь до пенсии и не стараются никуда уезжать.
Очередное выступление камчатских артисток проходило в культурно-досуговом центре «Арктика».  Это шикарное современное здание находится недалеко от центра города. В главный день праздника, когда жителей и гостей Таймыра поздравляли губернатор Красноярского края, сенатор, депутат Госдумы и другие представители местной власти, в фойе центра «Арктика» была развернута интерактивная выставка «Живая история Таймыра». Здесь красовались изделия народных промыслов, о них рассказывали красиво одетые в национальные одежды мастера и мастерицы. Две девчушки лет трех и четырех в белоснежных парках, украшенных яркими орнаментами, искали свою маму. Они были похожи на маленьких куколок.
На площади перед центром «Арктика» оборудовали этностойбище. В пяти чумах готовили национальные долганские, нганасанские, эвенские, ненецкие и энецкие угощения. После концерта артисток ансамбля «Легенда» из Анавгая ждали в долганском чуме как особых гостей. Их угощали шурпой их куропатки и , конечно, чаем.
Рядом с одним чумом были развешены шкуры таймырских лис, песцов, волка. Возле другого стояла оленья упряжка. Эвенские артистки с Камчатки сфотографировались на память с оленем. Как известно, эвены исторически - оленеводы-кочевники и прикочевали они на Камчатку чуть больше 150 лет назад с территорий чуть южнее этих. Камчатцы все норовили назвать таймырский чум юртой, как принято у них. На Таймыре живет самый северный народ в евразии – нганасаны. По переписи 2010 года их здесь чуть больше 800 человек. Из них оленных кочевников всего около сотни.
Другой народ Таймыра – долганы. Они образовались как этнос в 18 веке путем ассимиляции якутов, тунгусов и русских. Долганы теснили нганасан к западу и северу Таймыра. В связи с этим в Дудинке чаще можно встретить долган.
У руководителя эвенской фольклорной группы «Легенда» Лилии Банакановой есть подруга на Таймыре – Ольга Ходжаева. Она –долганка, родилась на Таймыре, живет и работает здесь всю жизнь.  Судьба свела Лилию и Ольгу в Финляндии на Международном конгрессе по гендерному вопросу в 2006 году, потом они встречались не раз в Москве на  конференциях по коренным малочисленным народам мира. Муж Ольги Федор служил на Камчатке. Несколько лет назад они с Ольгой посетили далекий полуостров у берега Тихого океана. Им понравилась Камчатка, но свой Таймыр не променяют ни на какую другую землю.
Эта красивая пара пригласила камчатскую группы в гости отведать местную национальную кухню – строганину из нельмы и вареное оленье мясо.
Ольга быстро, мастерски очистила большую замороженную рыбину, быстро настрогала, выложила на два огромных блюда и предложила гостям есть быстро, поскольку рыба оттаивает. Гости прибыли из национального поселка, где в основном питаются мясом.  Но сейчас оленеводство на Камчатке только возрождается после долгой агонии, и оленье мясо даже в Быстринском районе – редкость. Рыба в реки рядом с Анавгаем заходит, но она уже здесь не того качества, как в устьях или в море. Поэтому самым приятным угощением для камчатцев стало оленье мясо. Строганину из рыбы они ели впервые в жизни. Хозяйка удивлялась, что и половины предложенного не было съедено. «У нас бы ни кусочка не осталось, - улыбалась она. -  Но не беда. Мы потом смешаем ее с маслом и луком и с удовольствием съедим.
Федор по профессии ветврач и в советские времена работал в оленеводческом совхозе. Он рассказал, что когда аргиш заканчивает кочевье, по традиции из нельмы и муксуна делают строганину, так отмечают этот этап круговорота кочевой жизни.
Аборигены хорошо знают Федора и если бывают в Дудинке, обязательно занесут нюче (так они называют здесь русских) мясо оленя, птицу или рыбу. Федор рассказал, что когда идет миграция дикого оленя, они даже через поселки могут пройти. Поэтому без мяса они здесь не бывают. В конце нашего визита Федор и Ольга надарили нам массу брошюр и книги о Таймыре и пригласили на следующий вечер в баню.
Ольга работает администратором в Таймырском краеведческом музее.
Она, после экскурсии гида,  с удовольствием рассказывала нам о некоторых экспонатах музея. Многие из предметов ей близки и понятны, поскольку она сама – носительница культуры своего  народа - долган.
Таймырский краеведческий музей – это отдельная тема. Такому музею позавидует любой зарубежный. О таком современном трехэтажном здании, изысканном дизайне и, конечно уникальных экспонатах можно только мечтать.
Со времен сталинских репрессий земля эта видела сотни и тысячи носителей разных культур и профессий. Сюда ссылали в основном политзаключенных. А это были и крупные военачальники, и видные деятели культуры и науки. Мысль здесь пульсировала так, что вечная мерзлота запечатлела навеки пульс эпох. Вот почему в музее представлены экспонаты из разных времен и разных народов.
Таймыр – самый северный полуостров на планете и расположен он в арктической зоне. Геологическая коллекция музея – более 1000 палеонтологических экспонатов, дающих представление о флоре и фауне полуострова Таймыр миллионы лет назад. Многие из них подтверждают, что в далекой древности в этих местах были теплые течения и климат, как в тропиках. Здесь жили бизоны, носороги и мамонты.
Важная часть коллекции музея посвящена материальной и духовной культуре коренных народов полуострова – нганасан, ненцев, энцев, долган, эвенков. Об одном экспонате следует сказать особо – это настоящий шаманский костюм и принадлежности для камлания последнего шамана Таймыра  Тубяку Костеркина. Он сам передал свой костюм при жизни в музей, опасаясь, что родня продаст его на сторону. Вещи Тубяку живут своей жизнью. Их запрещено фотографировать. Раз в год родственники Тубяку приходят в музей, чтобы покормить  своих духов и им разрешают это сделать.
Много места в экспозиции музея уделено освоению арктических территорий. Здесь – макет Мангазеи – первого русского города на реке Таз - в междуречье Оби и Енисея, основанного в 1601 году. Отсюда землепроходцы на своих кочах уходили дальше на Восток.
Заслуживают внимания экспонаты времен сталинских репрессий. Сюда ссылали целые народы – поляков, поволжских немцев, эстонцев и латышей. Это они  вместе с советскими политзаключенными строили объекты «Архипелага ГУЛАГ», в том числе железную дорогу  от Норильска до Дудинки, которая используется и сейчас.
После бани нам пришлось пройти по этой дороге, запорошенной снегом. Мы ступали по снегу, он поскрипывал. На какое-то мгновение показалось, что это не скрип снега, а стоны тысяч людей, положивших здесь свои жизни ни за что.
Справа от музея  тянется  странный для нового человека в Дудинке мост. Его сразу же заметили гости с Камчатки. «Что за мост?». Оказывается,   мост – объект архитектурно-культурного и исторического наследия. Он был построен около ста лет назад. В дни празднования 345-летия Дудинки в 2012 году его открыли после масштабной реконструкции. В годы репрессий по нему прошли до 500 тысяч заключенных Норильлага, прибывших на Таймыр на баржах по Енисею.  Глядя на этот исторический мост, я подумала: почему здесь, на Крайнем Севере, в Арктике так стараются сохранить историю, пусть даже горькие ее страницы. В то же самое время в Подмосковье гибнут десятки, а может быть и сотни памятников архитектуры, целые ансамбли загородных усадеб с их неповторимыми парковыми ансамблями, липовыми аллеями. Почему эти исторические земли выкупаются какими-то темными людьми и огораживаются трехметровыми заборами?
Для современных жителей Дудинки мост через ручей Ароматный имеет сегодня совсем иное значение. Здесь играют мальчишки длинным полярным днем, влюбляются и назначают свидания. Время – честный человек, оно вносит свои коррективы в историю.
В Краеведческом музее гости с Камчатки участвовали в концерте вместе с зарубежными гостями Таймыра. Среди прочих они показали зрителям еще один танец своей программы «Тынывын», поставленный по рассказу этнографа А. Алексеева, который приезжал на Камчатку из Якутии в 2015 году. Тынывын – дощечка для кройки, по которой работают ножом – женщины разрезают мех, мужчины – режут на ней из меха  шеи дикого оленя чаут. Изнутри доска плоская и по ночам, по преданию, шаманки летали на ней по Вселенной. Танец тунгусских шаманок воспроизводит эти ритуальные моменты.
Галина Тылканова (Кизявка) исполняла эвенские частушки.
Ни на одном концерте зрителей не оставил равнодушными танец «Море», дарящий зрителям море любви, радости, вдохновения. Этот танец – рассказ об Охотском море, на берегу которого живут ительмены, о его характере, обитателях, о приливных волнах, которые, бывает, достигают высоты до 11 метров и считаются одними из самых высоких в мире. 
Уже стало доброй традицией, что камчатские артисты  заканчивают свое выступление фрагментом из корякского обрядового праздника Хололо «Благодарение огню», приглашая своим зажигательным танцем присутствующих встать в круг танцующих.
Сфотографировавшись на память у карты циркумполярного Арктического региона  вместе с местным министром культуры и администрацией музея, камчатские артисты направились на Набережную площадь.
Это место – центр притяжения в Дудинке. Все пути сходятся сюда. Во-первых, отсюда идет спуск к морскому порту. Отсюда можно полюбоваться красавцами –ледоколами и осознать, что ты не просто на Крайнем Севере – ты у ворот Арктики. Можно обогатиться знаниями, удивиться, восхититься, попереживать в Таймырском краеведческом музее с его богатейшей коллекцией экспонатов.  Можно заглянуть в городской Дом культуры и неожиданно пропасть на концерт великолепного профессионального коллектива из Красноярска – государственного академического ансамбля танца Сибири имени Годенко ( ансамбль – не редкий гость в Дудинке).  Можно вспомнить, что ты родился в Советском Союзе, постояв у памятника Ленину. Можно поставить свечу о здравии живущих и упокоении душ ушедших в Свято-Введенской церкви, освященной в 2001 году. Церковь была восстановлена на месте утраченной деревянной церкви, построенной в 17 веке и ставшей центром распространения православия среди туземцев.
Но один объект на Набережной площади обращает на себя особое  внимание своей иноземностью. Это – двенадцатиметровая конструкция - главные городские часы-маяк. Конструировали их корасноярцы. Говорят, в 12 часов дня они вместо боя играют местный гимн. Его нам не посчастливилось услышать. Полярной ночью часы-маяк хорошо видны с Енисея, да и с площади они отовсюду заметны и хорошо освещают пространство вокруг. Местные жители окрестили главные часы Дудинки Биг-Беном.
Набережная площадь и ее достопримечательности хорошо видны с возвышенности.  Здесь находится Таймырский Дом народного творчества  - старейшее учреждение культуры Таймыра. Он открыл двери в 1963 году. Одна из его главных задач – сохранять и развивать самобытные национальные культуры коренных народов полуострова.
Артисток из «Легенды» пригласили выступить и здесь. Но, прежде, чем пригласить гостей в само здание, им предложили поучаствовать в священном обряде кормления огня, пройти через священные ворота, загадать заветные желания, повязав разноцветные ленточки на деревце. Подобные обряды проходят практически у всех народов Севера, в том числе и на Камчатке  - на эвенском стойбище «Мэнэдэк», где также кормят священный огонь, перепрыгивают через него и повязывают ленточки на священную лиственницу.
Возле Дома народного творчества оборудована прекрасная этнографическая площадка. Здесь установлены священные столбы, похожие на якутские Ясыах, олицетворяющие пять народов Таймыра и три рода занятий – оленеводство, охоту, рыбную ловлю. Здесь же стоит балок на полозьях – традиционное жилище долган. Этот балок иногда открывает двери молодоженам – такова местная новоявленная традиция.
В Доме народного творчества представлена прекрасная коллекция национальной одежды долган, нганасан, ненцев, предметов их ритуальной культуры и быта. Сотрудники музея – высокие профессионалы своего дела. Но главное – они очень любят то, чем занимаются. Поэтому им везет с грантами , которые выделяет «Норильский никель». Они могут профессионально защитить свои проекты.
Камчатцы отметили, что на Таймыре очень заметно, что здесь живут коренные малочисленные народы, здесь многое подчинено ритму и правилам их жизни. Та же этнографическая площадка, которая украшает город и которую видно, практически из любой его части. Чум, возвысившийся здесь, олицетворяет большой дом, в котором есть место каждой культуре. Именно поэтому в Доме творчества есть экспозиция и пространство для творчества и общения членов украинской диаспоры, которая на Таймыре достаточно многочисленна.
Артисток с Камчатки очень заинтересовала выставка произведений из кости мамонта, оленя, бивней моржа. Такое обилие работ, мастеров, разнообразие тем и почерков можно увидеть на хорошей выставке в Москве.
Если сюда попадет парижанин, он удивится ценам. Килограмм бивня мамонта стоит от 5 до 50 тысяч рублей. Таймыр еще достаточно мало исследован археологами. Не так давно здесь «выплыл» из вечной мерзлоты мамонт, у которого сохранилась не только шерсть, но и детородные органы. Его отправили на исследование в Санкт-Петербург, и вскоре он займет свое место в экспозиции краеведческого музея.  Кости мамонта то и дело вымывает течение по берегам реки Енисей. Среди местного населения ходит такая история: «Однажды к хозяйке постучал в дом абориген. Она открыла. В руках у него была охапка дров. «Купи хотя бы за бутылку, - сказал нежданный гость. «Зачем мне дрова, - у меня печь растоплена, дрова на зиму заготовлены», - подумала хозяйка и захлопнула дверь перед носом гостя. Наутро она узнала, что незваный гость приносил ей  не дрова, а «охапку» бивней мамонта.
Среди выставленных произведений из кости отличаются особым почерком работы художника резьбы по кости долганина Дмитрия Чуприна. Его лучшие работы – в «золотом фонде» Дома народного творчества. Он же – автор уличной скульптуры «Мамонтенок». Камчатцы познакомились с Дмитрием лично. Зная мастера, начинаешь внимательно рассматривать его произведения и вдруг понимаешь, что земной шар такой маленький. Ведь на Камчатке также немало одаренных мастеров резьбы по кости. А работы безвременно ушедшего из жизни ительменского художника Александра Притчина ничуть не уступают таймырским, более того, его фигурки из кости - ковранские старушки так похожи на дудинских или волочанских.
Мы уезжали из Дудинки, так и не поняв, что побывали в зоне вечной мерзлоты. Уж слишком теплый климат здесь установился и в прямом и в переносном смысле. Есть одна хорошая фраза, которую пришлось услышать на Камчатке: «Тем и гениальны северяне, что в них зреет, а не вянет темперамент». Таймыр подтвердил истину этих слов. Хочется пожелать этой суровой, но очень доброжелательной земле – пусть их Биг Бен  отсчитывает время только вперед, в будущее, не замедляя ход и не останавливаясь ни на секунду.
Наталья Богачева
Москва-Норильск-Дудинка,
декабрь 2015


Рецензии