Творение Ворона Кутха

Наталья Богачева

Творение  Ворона Кутха
Говорят, Камчатка ближе к Космосу, чем любая другая часть планеты Земля. 29 действующих вулканов полуострова – самый-самый высокий в мире горный хребет. Над дном Курило-Камчатского желоба Тихого океана вулканы Камчатки нависают на 10-12 тысяч метров. Это дает право считать их величайшими в мире горами.
Камчатка. Здесь загорается Звезда утренней розовокрылой Зари Эос. Отсюда, с Востока на Запад, с берегов седого Тихого океана древнегреческий Бог Солнца Гелиос мчится на своей огненной колеснице по небу, освещая по пути Землю.
Самый красивый период здесь – август – сентябрь. Однако экзотики хватает на все времена года. От Москвы до столицы полуострова - Петропавловска-Камчатского лететь девять часов без посадки на комфортабельном самолете ИЛ-62 или аэробусе ИЛ-96. Если посчастливится, и вас будет сопровождать Солнце на своем обратном пути, оно осветит дорогу. В безоблачную погоду можно увидеть все величие нашей необъятной России. После московского смога Земля откроется бескрайними полями, в Западной Сибири их сменят круги тундровых болот, перемежающиеся редкими елями. Чуть севернее  кое-где в сентябре уже выпадет первый снег, и земля сверху покажется покрытой белоснежным одеялом, по которому тянутся ровные нитки нефтепроводов, и где время от времени мелькают огни  вышек с горящим газом. Нефтеюганск, Нижневартовск, Сургут, Радужный. Здесь добывают нефть и газ, здесь же народ ханты кочует со своими оленями между болот,  а народ манси охотится на медведей и рыбачит по берегам рек.
Посчастливится, - увидите Ямал – российский и мировой центр добычи газа. Тюмень, Надым, Салехард - факелы, факелы, факелы, озера, болота, тундра.  Между ними по тундре в поисках мха-ягеля кочуют многотысячные стада ненецких оленей. Широкой темно-серой лентой тянется Обь, уходя за горизонт на север – в сторону Ледовитого океана.
На четвертом часу полета увидите пейзажи Таймыра – полукруглые выступы плато Путорана, застывший смог над «никелевым» Норильском, дельту великого Енисея,  а потом - гладкие круглые белые сопки, похожие на животы и груди древнегреческих богинь.
Чем дальше на Восток, тем суровее природа. В Якутии огромной воронкой зияет знаменитая кимберлитовая трубка в Мирном.  Вода в Лене почти черная. За ее восточным берегом постепенно вырастут полузаснеженные кекуры. Колыма. Сопки станут острее и выше. Самолет резко возьмет курс на юг. Под крылом потянется почти ровная полоска берега Охотского моря.
Самолет пойдет на посадку, а горы внизу будут с каждой минутой вырастать выше и выше. На подлете к столице Камчатки вас встретят шесть вулканов – красавец - Вилючинский на противоположной стороне Авачинской бухты (2175 метров). Украшение вулкана –  летящий почти с вершины водопад, а совсем недалеко – родниковые источники, где можно насладиться купанием.
Петропавловск вытянулся длинной полосой, кажется, у самого подножия пяти вулканов -  Авачинского, Корякского, Козельского, Арика и Аага.
При въезде в город -  две стелы – копии кораблей Св.Ап. Петр и Св.Ап. Павел, на которых сюда почти 300 лет назад прибыли участники первой Камчатской экспедиции во главе с командором Витусом Берингом.
Уже в Петропавловске понимаешь, что попал в один из самых экзотических уголков России, где сохранилась вся прелесть дикой природы, где можно побывать в кратерах действующих вулканов, покупаться в горячих термальных источниках, увидеть ледники и заснеженные горы, насладиться воздухом великого Тихого океана. Можно совершить восхождение на вулкан Плоский Толбачик (3080 м) и увидеть новые кратеры, можно «погулять» у кратера вулкана Мутновский (2323 м), - одного из ярчайших вулканических явлений на полуострове. Впадину кратера окружают ледники и причудливые трещины, а внутри его – необыкновенное озеро с плавающими кусками льда. Из кратера выбегает река Вулканная, образуя 80-метровый водопад. Вокруг –  витражи из разноцветных вулканических пород. Можно совершить восхождение на один из активных вулканов на юге полуострова Горелый. Последнее его извержение случилось в 80-е годы. А сейчас один из его кратеров заполнен зелено-голубым вулканическим озером. С вершины открывается вид на три вулкана – Мутновский, Опалу Авачу.
Можно не уезжать далеко от города, а совершить восхождение на Авачинский вулкан, который устремился в небо всего в 25 километрах от города. Отсюда открывается вид на Авачинскую бухту и видна «визитная карточка» Петропавловска – скалы «Три брата», охраняющие вход в бухту. По бухте курсирует прогулочный катер, здесь можно порыбачить и в качестве трофеев добыть ленок, камблау, палтус, последний может быть величиной больше метра – выдержала бы удочка.
На Камчатке более 200 видов термальных и минеральных источников. На слуху -  Малкинские, может быть из-за минеральной воды «Малкинская», которую камчадалы всегда предпочтут импортной «Кока-коле». Говорят, из-за необыкновенной воды и пиво на Камчатке самое вкусное в России.
Страна эта уникальна во многом. Впервые ее прославил участник Камчатской экспедиции Витуса Беринга,  друг Михаила Ломоносова Степан Крашенинников в своей книге «Описание земли Камчатки». Этот труд - самая первая в истории России академическая научная монография. С нее начинается русская наука. В ней впервые в России была опубликована народная мелодия - ноты казачьей песни «Желтенький песочек», которую и сейчас очень любят исполнять ительмены – древние жители этой земли.
По преданиям коренных народов коряков и ительменов - величайший из богов Ворон Кутх создал эту загадочную страну по имени Камчатка. Пролетая над водной гладью, приказал Ворон своему сыну землею стать, а сам на лыжах пошел по поверхности. Где он шел, образовывались впадины, ущелья, долины. А по краям – горы высокие. И чтоб не замерзало на земле все живое, вдохнул Кутх в горы высокие свой горячий дух.
Сотворив вулканы, долины, застелив тундру диковинным ковром из разноцветных мхов и сочных ягод, задумал Ворон создать и людей. Для этого взял деревья. Из березы сделал русских, поэтому лицо и все тело у них белые, из тальника сделал коряков, оттого лица у них смуглые. Коряки называют всех русских «мэлгитанн,ын», так как у них лица и волосы рыжие как огонь в зимнюю стужу. Русских женщин называют «милгин,эв», то есть – огненная женщина - за рыжее лицо и волосы.
Самым последним на земле Куйкинняку создал мухомор, чтобы людям было жить веселее.
Коренные жители Камчатки - коряки, как рассказывал мне Николай Чечулин их пос. Оссора в Корякском автономном округе, где он проводил обрядовый праздник «Хололо»,  употребляют мухомор в строго дозированной форме и никогда не мешают его со спиртным. Во время праздника, который в общей сложности длится в течение месяца,  старики, кому это разрешено по законам тундры,  весь месяц могут «сидеть» на мухоморе, но ни грамма спиртного, смешать – значит погибнуть. Если двое употребляют мухомор, рядом обязательно должен находиться третий «трезвый» – он будет бдительно следить за теми двумя, чтобы ничего непредвиденного не случилось.
Считается, что коряки – оленеводы от Бога. Исторически их олени самые красивые и большие среди всех разновидностей северных оленей. Коряки выпасают своих животных в горах и на побережье двух морей – Охотского и Берингова.
Недалеко от национального корякского  села Хаилино местные жители имеют свои «рыбалки», где заготавливают рыбу-юколу, коптят балыки из горбуши и нерки для  своих семей.
Если к оленным корякам приедут гости, их встретят очень гостеприимно. Сначала предложат горячий чай, без этого напитка не обходится ни одна беседа. Могут в честь особо уважаемых гостей пожертвовать оленя и предложить свежую оленью кровь, которая для местных жителей – главный источник витаминов.
Блондинкам не надо пугаться,  если дети оленеводов  назовут их бабушками. Беловолосыми в тундре могут быть только бабушки или дедушки. У всех остальных волосы, как обычно, густые, блестящие, иссиня-черные. Кочевые оленеводы чавчувены редко соприкасаются с нашей цивилизацией, поэтому увидеть белого человека – для них и неожиданность и особый знак. Когда 300 лет назад казаки начали осваивать эти территории и обращать всех инородцев в христианство, коряки воинственно отстаивали языческие традиции. Они – пожалуй, единственный из северных народов, сумели сохранить языческие верования в целости и неприкосновенности. В отличие от других народов, не хоронят умерших родственников, а кремируют  на вершинах предназначенных для этого сопок. По их поверьям, жизнь не прекращается, а плавно переходит в другую ипостась. Их души отправляются на небо, к Верхним людям, а затем вновь возвращаются на землю, вселившись в кого-нибудь из народившихся родственников.
Кроме официальной фамилии, имени и отчества у каждого коряка есть второе имя. Его не пишут в свидетельстве о рождении, оно передается из уст в уста. Такое имя может повторяться несколько раз в роду. По корякским поверьям, в человеке, получающем имя ушедшего в мир иной, воплощается его характер.
Коряки не горюют и не плачут над усопшим. Это не принято, иначе путь его к Верхним людям будет долгим и трудным.
Во внешности и одежде оленных коряков есть интересные детали. В национальном селе Ачай-ваям у стариков на затылке можно увидеть длинную прядь, которую они заплетают в косичку. На запястье могут носить старинный браслет-оберег, он охраняет от злых духов. На лицах пожилых женщин нередки татуировки.  Рисунок говорит о принадлежности к определенному древнему роду .
В Камчатском краеведческом музее можно увидеть необыкновенные полотна великого коряка -  художника Кирилла Килпалина. По ночам он смотрел на яркий свет любимой звезды Сириус, писал свои волшебные картины, сочинял сказки и легенды. Тех, кто любит Рериха, космические полотна Кирилла, наверняка заинтересуют.
В отличие от оленных,  береговые коряки-нымыланы всегда были отважными морзверобоями. Они любят поохотиться на нерпу, лахтака или тюленя. Они живут вдоль побережья Берингова и Охотского морей. Исторически  нымыланы чаще общались с пришлым населением: европейцами, американцами, поэтому у них более европейская внешность.
Эти коряки – страстные любители морской пищи. Они могут научить, как поймать в море самые вкусные ракушки, как правильно приготовить мидии,  какие травы использовать как приправы, как заготовить впрок морскую капусту, богатую йодом. Коряков-нымылан можно встретить  в селах Тиличики, Вывенка, Апука, Оссора,  Лесная – на севере полуострова Камчатка. 
Во время  национального праздника нымылан  «Ололо» ночью хозяева и гости поют и танцуют с бубнами в честь жертвенного оленя, которого забивают к празднику.
На Севере Камчатки в селе Тиличики на центральной площади у администрации стоит огромный священный камень-валун. Когда-то он стоял на берегу Олюторского залива. Такие камни называют «Дед», он может указать путь заблудившемуся путнику, ему поклоняются, делают жертвоприношение: обмазывают оленьей или нерпичьей кровью, украшают травами, приносят к нему «внуков» - мелкие камешки. Эти камни считаются живыми, они могут менять свое место, путешествовать.
На севере Камчатки есть гора, которую простые люди не видят, ее видно только шаманам. На вершине горы - озеро, по берегам его рассыпан бисер. Если шаман, побывав здесь, захватит горсть бисера, он вновь вернется сюда, правда, на земле бисер превратится в маленькие камешки. Если же шаман прихватит бисер на подошвах своих меховых сапог -  торбасов, на землю он принесет бисер с дырочками.
Каждую весну коряки "вызывают" рыбу из моря, чтобы ее было много в реке. Первую пойманную рыбу привязывают за голову бечевкой, тащат по берегу или по воде и часто приговаривают: «появись летом много-много рыбы, чтобы ловушки из березы все лето были полны рыбы».
На Камчатке более 15 тысяч лет живет еще один, возможно, более древний, чем коряки, народ – ительмены. Они, как и нымыланы потомственные морзверобои, рыбаки, охотники. Некоторые ученые считают, что когда-то давным-давно это дикое племя по тонкому перешейку, соединявшему два берега, перекочевало на Аляску. Поэтому в языке  и культуре ительменов много общего с индейцами племени Тлинкиты, живущими на Аляске. До прихода русских на Камчатку (в конце ХVII века) ительменов было около 150 тысяч человек. Они ставили свои землянки по берегам рек вдоль всего полуострова. Сейчас представителей этого народа -  немногим более 1500. Большинство  живут в Корякском автономном округе -  на Северо-западном побережье Камчатки  и почти треть - в национальном селе Ковран – на берегу Охотского моря.
Здесь, недалеко от священной сопки Эльвель раз в год – во второй декаде сентября, непременно в полнолуние проводят древний обрядовый ительменский праздник очищения от грехов и благодарения природы «Алхалалалай».
Тогда начинают призывно звучать ительменские бубны, созывая гостей на  священный обряд. В начале праздника все должны  очиститься от грехов - пройти через березовое кольцо. На Балаганной площади у реки стоят идолы – Хантаи, олицетворяющие человека-рыбу. Они охраняют ительменский род от бед и несчастий.
Шаман начнет камлание, чтобы отогнать от ритуального места злых духов. Потом несколько дней будут звучать песни и не прекращаться многочасовые (более 15 часов) ритуальные танцы. В танцевальном марафоне могут участвовать все желающие. Но, пожалуй, больше всего впечатлит гостей выступление артистов ительменского ансамбля «Эльвель».
Опытные и молодые охотники и рыбаки  станут состязаться в умении разделать тушу забитой для праздника нерпы, обработать рыбу. Красавицы смогут принять участие в конкурсе «Мимсх Алхалалалай» на лучшее знание песни на родном языке, танца и секретов национальной кухни.
С конца июня до середины сентября в этих краях можно насладиться национальной рыбалкой, если, конечно, позаботиться о приобретении лицензии на вылов редких сортов рыбы. Здесь в реках нерестятся лосось, чавыча, семга, нерка, кижуч. Если попадете на Камчатку зимой или ранней весной – посчастливится поучаствовать в подледном лове  и наловить гору пахнущей душистым огурцом корюшки или наваги, иногда встретится селедка, иногда крючок зацепит морскую звезду, а может «напороться» и на «морского черта». В реках можно наловить хариуса или сладких пятнистых гольцов.
Уникальна на Камчатке и охота. Сюда с 25 апреля по 25 мая и с 20 сентября по 15 декабря едут добыть самого большого в мире медведя (вернее, медвежий череп). Осенью и зимой – с 1 сентября по 15 декабря можно уложить самого большого в России лося,  а самые большие рога горного барана можно добыть с 1 августа по 1 сентября. Зимой и в начале весны можно поохотиться на рысь, росомаху и лису ( кстати, необыкновенно красива камчатская лиса-огневка. Весной интересна охота на волка. Единственное, к чему надо быть готовыми охотникам – к 30-градусным морозам зимой и с проливным дождям весной и осенью.
Если честно, погода на Камчатке не устойчивая. На неделю могут зарядить проливные дожди, или набежит густой тяжелый туман, или месяц будет бушевать пурга. Особенно не любят камчадалы, когда дует «курилка» - мокрый восточный ветер, приносящий дожди и туманы. Но зато как ясно светит солнце после погодных передряг, как красивы восходы на Беринговом море и закаты на Охотском, как ярко по ночам освещает тундру огромный  - в полнеба -  диск луны!
Говорят, сюда нужно приезжать после 40, когда уже что-то в жизни видел и есть, с чем сравнить. Может быть, может быть! Хотя… Люди любого возраста обязательно найдут здесь свои прелести, и их всегда будет тянуть в эти необыкновенные места на Крайнем Северо-востоке России, туда, откуда огненная упряжка бога Солнца Гелиоса отправляется в путь, освещая Землю.


Рецензии