Лотос в болоте

Наталья Богачева

Лотос в болоте
(записки туриста об Индии)

     Зеркальная гладь песчаного пляжа Гоа. Маленькие фигурки людей, разбросанные по блестящей, как стекло, поверхности. Морское дно, оголившееся во время отлива. Силуэты коров, цепочкой бредущих вдоль линии моря, спины собак, зарывшихся в песок, волны океана, окропленные золотыми брызгами солнца, оранжевое марево, размывшее горизонт, море, переходящее в небо… Не Дали и не  Гоген. Скорее всего, Питер Брейгель старший. Очень уж напоминает этот сюжет полотно великого голландца, только вместо льда – поверхность моря.

Индийское многозвучие
Штат Гоа считается нетипичным для Индии, но уже  в аэропорту ты сразу почувствуешь терпкий многозвучный неповторимый “запах” Индии и увидишь всю ее многокрасочность. Стены таможенного терминала увешаны яркими  картинами, цветными пейзажными фотографиями Гималаев, изображениями главных богов: Кришны, Вишну, Ганеша, Шивы.
Первыми тебя встречают индийские женщины, одетые в традиционные сари - паспортный контроль.
Поражает  их красота. Здесь невозможно опровергнуть утверждение, что некрасивых женщин не бывает. Молодая или средних лет, юная или пожилая – все  одинаково привлекательны и женственны. На руках и ногах  –  кольца, браслеты, в ушах – серьги, на шее - бусы и цепочки. Все блестит и сверкает. Вовсе не на праздник прихорашивались утром красавицы. Это - их повседневный наряд и каждодневный внешний вид. А какая осанка! Кажется, каждая индианка несет на голове невидимый кувшин с водой, боясь его расплескать. Мы когда-то представляли Индию по ее чуть наивным, сентиментальным кинофильмам. Нам казалось, что героинь фильмов нарядили в разноцветные блестящие сари специально для съемок. В Индии можно увидеть воочию, как живые героини индийского кино расхаживают по улицам, улыбаются тебе, говорят: “Намасте” или “Хеллоу” , а еще чаще - “Привет”.
Оказавшись в Индии, ты  сразу поймешь, что находишься в этой древней загадочной многокрасочной и непонятной европейскому разуму стране.  Ее не смог завоевать покоритель стран и народов Александр Македонский,  но  с 15 века  на земле штата Гоа 450 лет властвовали португальцы, другие территории вплоть до 1947 года были колонией Великобритании, а до этого Индию завоевывали все, кому не лень.
 В Гоа многие индусы, вычеркнув из памяти все плохое, в глубине души гордятся своим португальским происхождением и католическим вероисповеданием.  Вместе с тем, они не упустят случая напомнить туристу из Европы, что португальцы правили здесь более четырех веков. Португальское присутствие наложило свой отпечаток на гоанский стиль жизни, архитектуру и нравы. Небольшие двухэтажные дома с непременными балкончиками, окрашенные в яркие цвета. В уютных двориках на разноцветном ярком постаменте – белые кресты, иногда с распятием, чаще – нет, возле них по вечерам зажигают лампаду, свечу или благовоние, в праздничные дни украшают живыми цветами. Португальцы принесли сюда систему водопровода,  выложили круглые колодцы. Но за 400 лет они так и не смогли “исправить” индийский менталитет. Почти все женщины здесь ходят только в сари, купаются в одежде, готовят в огромных глиняных горшках на костре прямо на улице возле дома, убирают только свой дворик, пусть даже зловоние от помойки поблизости доносится до ее дома.
Индию ни с чем не спутаешь. Поражает даже цвет земли - темно-оранжевый или охра – один из самых любимых художниками оттенков. В природе это - цвет железной руды.  Говорят,   здесь эта порода  лежит прямо на поверхности. Из нее вырезают кирпичи  размером раз в шесть больше классических. Они сложены в стопочки повсюду: вдоль  дорог, между домами, на улицах. Из них построены почти все дома в Гоа.
Дороги в Гоа очень узкие, движение  - левостороннее, правил не соблюдают. Никто никого не пропускает, никто не останавливается на перекрестке. Светофоров нет, все  сигналят друг другу. Машин здесь немного, дорогих – единицы. В основном по дорогам движутся автомобили индийской компании “Тата”. При таких несовершенных дорогах и правилах дорожного движения Индия немыслима без байков. Они  мчатся  сплошным потоком, маневрируя между машин. Шлемов почти никто не надевает. Женщины в восхитительных сари изящно  восседают на байках боком, свесив обе ноги в одну сторону и держась одной рукой за ручку сидения.
Вдоль трассы нескончаемой полосой жмутся друг к другу жилища. Кирпичные дома, унаследованные индусами от португальцев, сменяют одиноко стоящие трущобы или рыбацкие жилища из тростника и пальмовых листьев, приютившиеся прямо у берега моря. Многие дома подернуты плесенью. Встречаются особняки, окрашенные в яркие цвета. Большей частью в Гоа их арендуют у индусов на сезон русские или европейцы, а затем сдают  туристам (землю в Индии купить нельзя).
Один из самых  облюбованных русскими населенных пунктов Гоа – Арамболь. Улиц здесь практически нет. Есть одна – главная. Дома располагаются хаотично и очень скученно, облепив с двух сторон главную улицу, выходящую к берегу моря. Практически нет тихих  пустынных двориков.  Но если и найдется, почти каждый сантиметр его будет занят. Или здесь возникнет платная стоянка автомашин, или это место займут байки, если не они, то самозахват  произведут животные – свиньи с поросятами, куры с цыплятами, коровы, собаки, кошки, вороны. Иногда в течение дня свободное место будет оккупировано животными,  а вечером они уступят его машинам и байкам. Если оно никому не пригодилось,  его займет помойка. Мусор здесь практически никто не вывозит, он исчезает естественным образом – органические отходы съедают животные, бумагу и целлофановые пакеты сжигают, пластик увозят на переработку, стеклотару собирают в огромные мешки. В основном сбором пластиковых и стеклянных бутылок занимаются дети, а их мамы относят эти огромные мешки к месту сбора, куда раз в день подъезжает мусоровоз. Остальной мусор сжигают прямо здесь, между домов. Не всегда приятно жить рядом с таким местом: раз или два за день дым от сжигаемого мусора будет нагло заходить в твой дом.
  Индия богата звуками. Если это курортное место,  как Гоа, ты почувствуешь здесь все многозвучие жизни. С раннего утра в воздухе будет раздаваться многоголосое птичье пение под аккомпонемент отрывистых сигнальных звуков байков. В праздничный день  воздух будет наполнен звучанием мангр. Они польются через колонки и усилители так, что слышно будет на другом конце поселка. В праздники вокруг индуистского храма вырастают  торговые ряды. Сам праздник и вся торговля начинаются вечером, когда успокоится и медленно уйдет  за горизонт палящее солнце. Все это время в ваших ушах будут звучать индийские песни и мангры.
Поздно вечером просыпается туристическое сообщество. На закате солнца или, как здесь принято говорить, - сансете  на берегу моря раздаются звуки барабанов, флейт, саксофонов, позже их сменит живая музыка, заполняющая пространство многочисленных маленьких кафешек и ресторанчиков. Почти все направления музыкальной культуры присутствуют здесь благодаря европейским туристам  - гоацнам или гоанам, так здесь называют местных жителей. Странно звучит, но они действительно становятся “местными”, поскольку обитают здесь по несколько месяцев, пока на северном полушарии холодная и снежная зима заполняет все пространство городов, сел, деревень. В Америке таких “перелетных птиц” называют «winter birds”.
Иногда по  ночам все живые звуки заглушаются электронными. Гоа – родина музыки транс.  Здесь проходят знаменитые на весь мир транс пати, хотя проведение их запрещено. Уже и первый петух пропоет, а электронные “басы” все сотрясают воздух. И  второй петух заявит о себе. Лишь когда третий петух возвестит о том, что из-за тропического леса выползает солнце, тогда, наконец,  отливом унесет вдаль отголоски музыки транс и… ВОЗВЕСТИТ О СЕБЕ ОКЕАН.
Звуки океана будут самыми могущественными, глубокими, будоражащими и, вместе с тем,… ласковыми. Тебя начнет качать на их волнах и уже не помешает кукареканье третьих петухов - ты провалишься в глубокий сон, лишенный любых сновидений…

Гоанский Арбат
Палящее тропическое солнце не позволит  долго спать. Нескольких часов  сна  здесь достаточно, чтобы почувствовать себя бодрым.
Ты не спеша выйдешь на берег океана.  Будешь здесь не первым и не последним. Побережье Гое довольно многолюдно. Первыми йоги расстилают свои коврики на еще прохладном после прилива песке.  Каждый день они приветствуют Солнце . Это приветствие называется Сурья намаскар.
Почти все они – европейцы. Большинство – с дредами, татуировками, кто-то в одежде, похожей на одеяния тибетских монахов, бритые наголо и с косичкой сзади. Среди них - люди разных религий, сект, разнонаправленных духовных и физических практик.
Один бежит вдоль берега трусцой, другой идет спортивным шагом. Почти все приехали из Европы, России или бывших советских республик. Раньше здесь были одни европейцы, сегодня – больше 50 процентов россиян, а точнее -  москвичей.
На восходе и закате солнца во время отлива обнажается полоса морского дна - широкая метров в сто. Пляж в Арамболе  - главное место для проминада. По ровной гладкой песчаной полосе любят прогуливаться индусы. Обычно это - группы молодых людей из 5-6 человек. Они  одеты в брюки, светлые рубашки, тщательно выглаженные женами, сестрами или матерями. Выглядит это странно,  особенно - в курортном месте. Порой идут, держась за руки, двое мужчин. Никого подобное не смущает.  В Индии так принято.  Два друга могут идти, обнявшись или за руку: никто не будет показывать на них  пальцем.
В выходные дни индусы гуляют семьями – старые, молодые, дети. На берегу моря любят играть в футбол или крикет. Нередко на гоанские курорты заглядывают жители магаполисов – Дели или Мумбая. Их не трудно отличить от местных. Девушки - в джинсах и обтягивающих кофточках, парни  - в модных шортах и футболках. Все они - особенно женщины -  также купаются в одежде, уважая старые традиции.
На первый взгляд может показаться, что мужчины движутся  по прибойке куда-то по делу. Со временем становится ясно, что это - местные жители и что никуда они не спешат.  Их женщинам не разрешено публично оголять свое тело, а на пляже -  куча белотелых туристок-двухнедельников в бикини. Среди тех европейцев, которые живут здесь подолгу, не принято ходить по берегу моря в купальниках.
В Гоа можно увидеть туристов из горных селений Индии. Они приезжают семьями: с детьми, женами, бабушками, дедушками. Одеты традиционно. В этой одежде они заходят в воду,  купаются. Никто не устраивает заплывов, окатывают друг друга морскими брызгами и хохочут, как дети. Они смотрят на бледнолицых европейцев, как на инопланетян. Особенно интересны им маленькие белокожие дети. Индусы обступают ребенка плотным кольцом, начинают  его целовать  и фотографировать.  Если им удается хотя бы пальцем прикоснуться к малышу, они с блаженным выражением лица целуют свой палец. Говорят, такая встреча для них символична, приносит счастье и удачу.
Иногда на пляж выходит стадо из пяти-шести коров. Их никто не трогает, все им уступают дорогу. Утром погонщики муллов ведут своих животных вдоль линии моря.  Своры бездомных собак гоняют коров и муллов. К людям они относятся по-дружески: пять-шесть  собак зароются рядом в песок, спасаясь от жары,  и мирно дремлют, охраняя человека от чужаков.

Как и везде в туристических местах,  в Арамболе местные жители стараются заработать на туристах. Молодые женщины, одетые в сари,  с огромной разноцветной охапкой парео в руках направятся прямиком к тебе, стоит чуть засмотреться на них. Если  турист  недавно приехал в Гоа, они сразу вычислят его по бело-голубому цвету кожи.  Таких здесь называют “фреш чикен” –  свежая курица. Подойдет индийская красавица, и, ослепив улыбкой, скажет: “Давай, купи, недорого, всего 250 рупий, давай, свою цену”. Скажет на чисто русском языке. Если ты заинтересуешься, без покупки не уйдешь: она прилепится к тебе как жвачка, раскинет на песке веер своих шарфов.  Скажешь: “Не нужно мне парео”, она тут же вытащит из целлофанового пакета связку браслетов, бус, колец - на руки, на ноги, на шею. Если заговоришь с ней, ты - ее покупатель. Иногда подходит совсем  молоденькая девушка, школьница 12-15 лет. Она также бойко говорит по-русски. Расскажет, что встает в пять утра, готовит завтрак на всю семью, бежит в школу, потом на берег – торговать. При этом она раз десять зевнет. Ребенок. Как ей отказать и  не купить у нее безделушку за доллар или два. Говорят,  лет десять назад цены в Гоа были еще демократичнее. Большинство русских туристов не знают английского языка, поэтому индусам пришлось самим  учить русский, что они успешно делают последнее десятилетие с того момента, как первый российский турист появился здесь. Немец Йохан, который приезжает сюда с 1975 года, говорит, что каждый год русских здесь становится все больше и больше, они практически вытеснили европейцев.
 Иногда вдоль кромки моря идут индийские женщины, неся на голове огромную поклажу: связку хвороста или мешок с пластиковыми бутылками.  На пляже к туристу может подойти индус и предложить сделать массаж, Каждый день по пляжу проходит пожилой мужчина,  неся на голове огромную корзину с тропическими фруктами. Самым большим спросом пользуются кокосы.  Дедушка ловко огромным прямоугольным ножом проделывает небольшую дырку в темечке ореха,  вставляет  внутрь пластмассовую соломинку. Подождав, когда ты выпьешь сок, он  раскалывает  кокос пополам. Внутри молодого ореха очень нежное белое желе, которое затем твердеет и становится пригодным для изготовления кокосовой стружки. Она в Индии  активно используется в кондитерском производстве. Почти все сладости,  конфеты и печенье приготовлены на  ее основе.
Кокос  для индуса имеет не только пищевую ценность. Его образ наполнен сакральным смыслом. Орех подвешивают к потолку как оберег при строительстве дома. Кокосы приносят в храм  (индийский темпл), обряжают в разноцветные мешочки и освящают их для каждого члена семьи, подвешивая на священном дереве возле храма. Его несут к священным местам как бескровное жертвоприношение индуистским богам.
Арамболь считается  рыбацким поселком. Испокон веку главным занятием его жителей была морская рыбалка. Рано утром с восходом  солнца лодки выходят в море.  Ловят дорадо, маленьких акул, камбалу, сибас, лобстеров, креветки, кальмары. Иногда в сети попадают змеи. Рыбы – изобилие. Ее сдают в рестораны и кафе. Вечером рыбное ассорти вместе со льдом выставляют в пляжных ресторанах на металлических поддонах. Есть возможность выбрать то,  что понравится, все это приготовят тут же, прямо на глазах.
Хипповые места
Гоа – самый популярный в Индии курорт для россиян. Когда-то  в конце 60-х-70-е эти места осваивали хиппи. Первыми появились здесь американцы и немцы,  затем голландцы и англичане.  Среди хиппи были те, кто разуверился в протестном движении, кто разочаровался в жизни, кто потерял социальные ориентиры, кто оказался вне закона, были и дезертиры вьетнамской войны. “Hippy trail” – магический автобус, на котором хиппи переправлялись из Лондона через Европу, Турцию, Иран, Афганистан,  в Шангрила и Катманду. Проехав эти азиатские  страны, они спускались южнее  - в Индию и через Бомбей (Мумбай) попадали в Гоа. В Гоа тогда практически было безвластие, поскольку только что оттуда изгнали португальцев. Хиппи спали под открыты небом, будучи пацифистами,  выступали против любого насилия, провозглашали свободную любовь вместо войны. Их доброжелательно встретили аборигены Гоа, помогли им адаптироваться к местным условиям, делились с ними рыбой, рисом, папайей, манго и кокосами. Хиппи принесли в Гоа свой образ жизни, стиль одежды, поток мыслей и музыку, которая стала прародительницей музыки транс.  Они не хотели возвращаться в Европу, практически потеряв с ней связь кроме почтовой переписки. Их дом был уже здесь,  в Гоа. Это они придумали ритуальное сжигание паспортов, символизировавшее перерезание последних нитей, связывающих тебя с европейской цивилизацией. Их гимном были песни Битлз “Imagine”  и “All you need is love”, в которых звучал тот же призыв вместо войн, лжи, насилия обратиться к любви – “ все, что тебе нужно – это любовь», - пели вслед за Битлз хиппи. Кто-то из них осел в Гоа навсегда. Их и сейчас можно встретить. Здесь их называют олды – старики. Сами они зовут себя фриками. Кто-то с длинными волосами, как когда-то хиппи, кто-то с дредами как индийские Бабы. Они одеты в хоти, через шею перекинуты шарфы – чаще ярких расцветок, у многих  все тело в татуировках, на руках, ногах и в ушах - серебряные кольца, браслеты и фенечки. Загорелые, не пользующиеся европейской косметикой, не красящие волос, они практически слились с окружающей их природой, но окончательно слиться с ней  так и не смогли. Среди всей этой разношерстной публики встречается очень много  людей с чрезмерно расширенным сознанием, а точнее сказать, подсевших на транквилизаторы и, практически потерявших рассудок.
Не секрет, что большинство молодых людей влек сюда свободный доступ к психоделикам. И хотя они запрещены в Индии законом,  те, кто верит в индуистского бога Шиву, имеют право раскуривать чилом – трубку мира. В Индии крепка коррупция, поэтому закон соблюдается условно.
          Дерево Битлз
В  рыбацком селении Арамболь в Гоа есть священное дерево – баньян.  Оно мощное и невообразимо красивое. Подобное дерево вырастает из семечки, занесенной на другое дерево. Семечко прорастает, и корни его оказываются наверху. Оно выбрасывает их в сторону от себя. Они тянутся к земле и уходят вглубь, давая жизнь другим деревьям. Те, в свою очередь, вновь выбрасывают корни. Дерево как будто передвигается, разрастаясь вглубь и вширь. В  итоге, получается целая роща из одного дерева. Баньян –  разновидность фикуса. Он обладает сильными бактерицидными свойствами и широко используется в индийской косметике и аюрведической медицине.  Баньян упоминается в священных индийских писаниях – Бхагавад Гите и Махабхарате, с  ним связаны деяния индуистских богов.
Считается священным и Баньян в Арамболе, недалеко от Сладкого озера  (Свит Лейк) с пресной водой в ста метрах от океана. К священному дереву можно пройти по узкой тропинке вдоль кромки тропического леса. По пути встретятся целебные грязи.  Здесь всегда увидишь по уши вымазанных в лечебной грязи туристов-двухнедельников.
Тропинка слегка уходит в гору. В жаркий день  довольно приятно пройти по ней  под тенистыми кронами тропических деревьев. У входа на площадку, оборудованную под кроной баньяна, стоит небольшая каменная скульптура в виде чаши (работа американского скульптора). На ней выбита фраза на английском языке: “Оставь, если можешь, возьми, если нуждаешься”. Приходящие к дереву люди бросают в чашу монеты и небольшие купюры. Практически у каждого священного баньяна живет БабА. Обычно это йог - старец,  умудренный жизненным опытом. Он негласно властвует на данной территории. У него даже есть выданная властями корочка - удостоверение Бабы. К нему идут за советом, чаще – приезжие,  еще чаще - русские.  Человек попал в беду, потерял документы, не может вернуться домой, нарушил закон. Баба дает совет,  как правильно поступить, к кому обратиться. Он может провести необходимые переговоры с властями, чтобы помочь попавшему в беду. Денег он не берет. Кто-то принесет  питьевую воду, кто-то фрукты. Этими же фруктами он угощает по кругу гостей. Его можно попросить сделать массаж. За это придется заплатить. Цена фиксированная, но демократичная – 350 рупий (семь долларов) за сеанс. (На пляже массаж предлагают за 600-700 рупий).
Баньян на Sweet Lake  - культовое место. Ходит легенда, что здесь,  под сенью дерева, на небольшой площадке у святилища, где, не затухая, горит огонь,  сидели и творили свои песни The Beatles. Кто-то пишет, что это были Джон Леннон и Йоко Оно. Как бы там ни было, нет дыма без огня. Битлз действительно были в Индии – в Ришикеше, жили у Махариши Махеши Йоги – основоположника трансцедентальной медитации, учились медитировать и здесь написали свои лучшие композиции, которые вошли в двойной Белый альбом (The White Album - по версии журнала «Rolling Stone» этот сборник композиций  вошел в десятку 500 лучших альбомов всех времен). Усядешься поудобнее на земле в круг перед капищем, обопрешься затылком  о скалистую стену, задумаешься и ни на миг не усомнишься, что так оно и было, что на этом вот месте, где сидишь сейчас ты, полузакрыв глаза, сидел в 1967 году Джон Леннон, напротив – Пол Маккартни. Здесь совсем не трудно поверить в это.  Тобой овладевает  чувство умиротворения, спокойствия, ты чувствуешь легкость своего тела и ясность ума. Помощник Бабы раскуривает чилом, как индейцы раскуривают трубку мира, ее пускают по кругу. Это – их ритуал. Подобное действо можно встретить у многих коренных народов мира.  Люди приходят, садятся вокруг святилища, их сменяют другие, кто-то – с гитарой или барабаном, кто-то с фотоаппаратом или видеокамерой, кто-то  - просто со своими мыслями. Кто-то будет сидеть здесь несколько часов, кто-то останется на ночь, поддерживать огонь в очаге,  кто-то зайдет на минутку, “садануть” фотку на память с фразой “ Кто не был в Арамболе на дереве, тот на Гоа не был”.
Ты был у дерева, значит, “на Гоа”, а точнее, в  штате Гоа ты точно побывал.
Москва - пос. Арамболь, Гоа, Индия  (продолжение следует)
               

Наталья Богачева
Лотос в болоте

Оранжевое море, оранжевые пляжи
(продолжение)
Пожалуй, самый любимый цвет в Гоа – оранжевый. Может быть потому, что на сансете небо и берег окрашиваются в оранжево-розовый цвет закатного солнца. А может потому, что многие гоаны предпочитают одеваться в оранжевые дхоти как индийские монахи. Оранжевый цвет в Индии считается символом  отшельничества, в Гоа его предпочитают всем остальным.
Протяженность гоанских пляжей более 100 километров. В Арамболе это - полоса желтовато-белого  песка, ограниченная с двух сторон невысокими скалами.  На берегу - ни единого камешка или ракушки. Во время отлива  оголяется морское дно и во влажный песок закапываются маленькие крабики, морские звезды, оставляя на песке отметины в виде кругов и звезд. Песок весь испещрен круглыми дырочками. В них прячутся крабы-малыши, от испуга разбегаясь из-под ног в разные стороны. В песке обитают крохотные мошки. Могут оставить на попке ребенка отметины. Если их семь – хорошая примета: сами боги удостоили своим вниманием.
 На одной из скал в Арамболе белеет католический крест на постаменте в виде корабля. Возможно, здесь был когда-то похоронен важный португалец.
Вдоль прибрежной линии тянется полоса шеков - кафешек и небольших ресторанчиков. Европейцу трудно назвать ресторанами эти примитивные строения из бамбуковых и тростниковых веток. Если шек находится на возвышении,  ступенями служат мешки, наполненные песком или застывшим цементом.  Основательных строений  нет.
Меню почти во всех кафе одинаковое: европейкие блюда  перемежаются индийскими. Те и другие достаточно острые. Местный народ из числа европейцев, живущих здесь по полгода,  очень любит масала ти – чай с молоком и острой масалой, джинжер лемон хани ти – чай с  имбирем, лимоном   и медом. Еще здесь в почете свежевыжатые соки – фреши: стоят они от 30 до 60 рублей. На любой вкус и цвет микс: банановый, гранатовый, манговый, кокосовый свежевыжатый сок , смешанный с местным кефиром – ласси фрут шейк, с молоком – милк фрут шейк. Вместо хлеба - нааны – лепешки, приготовленные по старинному способу - на круглой печи: куски теста прикрепляются к ее стенкам и держатся там до готовности. Есть нааны без масла, с маслом, с сыром и чесноком.  Из индийских блюд, пожауй, самое популярное малай кафта – овощная котлета или картофельные шарики в сливочном соусе, обильно приправленным специями из разных трав.
Устроители кафе и ресторанов не озадачивают себя проблемой богатого оформления своих заведений. Все очень просто: Вязаные хлопчатобумажные коврики или циновки на полу, матрасы и подушки, сколоченные наспех столики, покрытые традиционными индийскими простынями или скатертями. Разноцветные бумажные или пластиковые светильники, издали привлекающие внимание туристов. Последнее время появилась мода на европейские  пластиковые столы и стулья. Вечером они сменяют на пляже лежаки и зонтики от солнца. На каждом столике – свеча в стеклянном футляре. Если идти вдоль берега после захода солнца, эти свечи в темноте ночи служат надежным ориентиром, указывают дорогу к дому.
Прибрежные кафе и рестораны возводят, в основном, форенеры (европейцы), арендуя  кусок пляжа на туристический сезон – с  середины октября до середины апреля. В мае приходят мансуны с ветром и проливными дождями: форены разъезжаются по своим странам.  Кто-то движется дальше на север Индии – в горы или отправляется в Непал, Тайланд, Бирму, Вьетнам.
 Официантами работают чаще непальцы, реже – индусы. Непальцы считаются более трудолюбивыми и аккуратными. На один ресторан  - человек пять обслуживающего персонала, включая поваров. Почти в каждом кафе работает  Wi-Fi и можно всегда воспользоваться интернетом. Для этих же целей открыты интернет-кафе.
На первый взгляд кафе и ресторанчики смотрятся довольно симпатичными заведениями, блюда в них достаточно вкусные , ароматные, красиво оформлены. Но заходить  на кухню не стоит. Это практически  не приспособленные мрачные помещения или отсеки, огороженные циновками. Темно, мрачно, грязно, никакой спецодежды у персонала; в чем были на пляже, в том и у плиты.  Туалет находится  в отдельно стоящем домике из циновок.  Там, как ни странно, чисто и нет дурных запахов.  Обязательно – ведро с водой и черпаком: туалетную бумагу индусы не используют. Рядом с туалетом - водопроводный кран,  вода стекает прямо в песок.

Смятенье запахов
В Индии четко выделяются три основных запаха – специй, благовоний и плесени. Когда они сливаются воедино – получается неповторимый индийский запах. Он очень хорошо знаком уроженцам Советского Союза, когда в Москве был открыт магазин “Индия” – мини Черкизон. В этом магазине можно было купить массу вещей из натуральных тканей и кожи. Они были низкого качества, но очень комфортными. Продавались здесь и расшитые бисером  пояса, и сумочки с кошельками. Можно было найти почти все то, чем завалены  сейчас прилавки крохотных магазинчиков в курортных местах Индии, со скидкой на время и моду.
В туристическом Гоа странное  и редкое в наше время сочетание хорошей провинции и плохого мегаполиса. По главной дороге Арамболя движутся коровы, иногда ее переходят свиньи, собаки, кошки. Не торопясь  двигаются пешеходы: местные  жители и приезжие туристы, между ними маневрируют байки и протискиваются машины. Никто никому не мешает, никто никого не боится, особенно это касается коров – они же в Индии – священные животные. Португальцы покинули Индию лишь в 60-е годы прошлого столетия. Совсем немного лет прошло. Для истории это очень мало:  жизнь одного поколения. Наверняка  здесь еще есть старики, которые помнят времена португальского владычества. В Гоа многое  осталось от португальцев. Практически каждая вторая семья – католики, но в их домах, душах и двориках мирно уживаются Иисус Христос, Дева Мария, католические святые и индийские боги. Во двориках около домов часто можно увидеть маленькую христианскую часовенку и рядом изображение Ганеша. Все это бережно украшается в праздники гирляндами из живых цветов. Особенно в почете – желтые и оранжевые бархатцы. Пожилые женщины почти каждый день приносят в кафе и рестораны на продажу  яркие цветочные гирлянды.
В конце февраля в Гоа начинается весна, зацветают магнолии, другие деревья и цветы. Так же, как и вся природа вокруг, спешат себя украсить женщины. Они плетут гирлянды из цветов и вплетают их в волосы. В магазине, автобусе, на рынке обязательно встретишь  женщину, девушку или девочку с розовой, оранжевой или белой гирляндой цветов в волосах. Совсем малюсенькие цветочки, как, к примеру, цветы вишни они нанизывают  иголкой на нитку один за другим. Удивительно,   сколько труда, времени требуется, чтобы  лишь на один день украсить свои волосы.
Волосы у индийских женщин и мужчин очень ухоженные, густые и блестящие. Они не используют химию. Компания “Гималаи” выпускает сотни наименований натуральной косметики. Индусы питают свои волосы разными маслами. Вместо гелей, пенок, воска для волос они используют масла. Самое ценное и дорогое – сандаловое. Очень ценится масло лотоса.
Рано утром можно встретить красивую женщину в блестящем сари, Руки и ноги ее украшены браслетами, бусами, цепочками. Из кувшина она будет изящно омывать свои ноги, стоя на краю помойки, напоминая лотос в болоте. Кстати, это, пожалуй, самая яркая картина из жизни Гоа и, видимо, любого другого уголка Индии – женщина в шикарном сари рядом с помойкой. Загляните в русскую деревню. Вы увидите бабу в грязной потрепанной телогрейке и резиновых сапогах или калошах. Чаще полную, грудастую, возможно в фамильных сережках от бабушки, которые она никогда не снимает.  Из других украшений на ней будет обручальное кольцо, если она замужем. На голову повязан теплый “бабушкин” платок или косынка.  Будет смешно,  если она нарядится в будний день. У индийской женщины каждый день - праздник. Она всегда причесана,  украшена, очень красиво одета и оставляют после себя шлейф  из сладких восточных ароматов.
Жаркий климат, оранжевое солнце, розовые закаты и восходы, бархатное море, вливающееся в Индийский океан, диктуют свои цветовые сонаты и симфонии.

Гоанская мода
В Гоа все одеты красиво. Здесь особая ни с чем не  сравнимая гоанская мода. Форены  (иностранцы) , осевшие жить в Гоа, называют себя гоаны.
Их сразу отличишь от туристов-двухнедельников или пакетников, как их здесь называют. Они все загорелые, стройные, с замысловатыми татуировками, в серьгах или косынках, в али-баба или хоти, в сапогах, которые они называют ниндзя шуз.
Образ сегодняшнего гоана складывался десятилетиями. Вначале это были хиппи. Главным предметом в их одежде были джинсы. Сегодня в джинсах здесь почти никто не ходит, и вообще, европейская мода здесь не приемлема. Странно смотрится девушка в мини юбке в обтяжку, на высоких каблуках, с косметикой на лице и стильной по европейским меркам прической. В Гоа, на первый взгляд, все просто, вместе с тем, надо иметь огромную фантазию и дизайнерский талант, чтобы создавать неповторимую гоанскую моду, придумывать новые и новые силуэты. Большинство моделей одежды в дизайне завязаны на этническую тематику – все висит, развивается, какие-то немыслимые фалды, защипы, капюшоны. Все это напоминает карнавальную одежду.  Это и есть – гоанский стиль.


      О море, море…
Через пару дней пребывания на морском пляже Гоа ты неожиданно поймаешь себя на мысли – “а не в Крыму ли я?”.  Кругом русская речь – на берегу, в море, в кафе, на мейн роуд, около дома, где ты живешь. Так всегда было в Крыму, но теперь русские на Украину отдыхать почти не ездят, они предпочитают более комфортный и, как оказалось, более дешевый отдых. Крым для россиянина себя изжил. А ведь когда-то в невыездной стране был Гурзуф, где находился международный молодежный лагерь отдыха “Спутник”. В Гурзуф съезжались хиппи, здесь выступали самые культовые по советским меркам рок-группы, такие как “Машина времени” ( сегодня это вызывает улыбку). В Гурзуф, Судак, Коктыбель съезжалась прогрессивная, в основном, творческая молодежь. Хотя они были не первыми. Эти места были освоены еще в 30-е поэтами серебряного века. В Коктыбель к Максимилиану Волошину приезжали Ахматова, Цветаева, Гумилев, Мандельштам.  Хиппи появились здесь в 70-е, задержались до 90-х. А когда крымские земли и пляжи стали стремительно приватизироваться, когда вместо лачуг начали появляться особняки, хиппи куда-то и вовсе исчезли.  Возможно, их землей обетованной стал Гоа,  до сей поры еще мало тронутый европейской цивилизацией.
Западный берег Индии омывает Аравийское море. Теплое, мелкое -метров на пятьдесят от берега глубина его - по пояс, а на отливе - по щиколотку. Штиля почти никогда не бывает,  ведь это не закрытое море, а часть Индийского океана. Почти всегда на воде белые барашки. Хоть ты и по колено в воде, волна накрывает тебя с головой. Любителей делать заплыв почти нет, за редким исключением. Самые отчаянные уходят в море метров за двести от берега, давая работу береговой службе. Кстати сказать, Арамболь отмечен в Википедии тем, что здесь несколько лет назад был оборудован Спасательный пункт - малюсенькое двухэтажное здание, которое все называют будкой. Однако об этой будке упоминается в интернет-энциклопедии как о самом примечательном объекте Арамболя.
Время от времени оттуда отъезжает красная машина с двумя спасателями и курсирует вдоль берега. Иногда спасатели выносят два пластиковых  кресла, ставят их у прибрежной черты и сидят в тени под зонтиком. Хорошая работа. Наверно, уважаемые в поселке люди эти спасатели:  вид у них очень гордый.

Сансет
  Сансет или заход солнца – кульминационная точка жизни в Гоа. Обычай этот, видимо, пришел в наши дни из глубокой древности, когда люди поклонялись Солнцу как божеству.
Проводить солнечного бога в свои покои выходят на берег моря и млад и стар, и местные и туристы, и гоаны и негоаны. Это – почти священный ритуал. Где-то за час до заката на берег не спеша подтягиваются участники художественно-театрально-циркового представления.
Расстелив на песке яркие индийские покрывала, художники и   мастера раскладывают на них настоящие произведения искусства: фенечки, плетеные из бисера и разноцветных ниток, кулоны, бусы, браслеты с вкраплениями из камней, перламутра. Кто-то продает натуральные камни в кожаной оплетке, кто-то – эксклюзивные шляпы. Здесь же экзотично одетые гоаны предложат вам бодрящий чай, можно  отведать эксклюзивный суп. Каждый день состав участников вернисажа меняется, одни уходят, их место занимают другие. Здесь нет китча, которым забиты почти все сувенирные магазины Гоа: все эксклюзивно, а потому – достаточно дорого для Индии – от тысячи до пяти тысяч рупий – от 20 до 100 долларов.
Параллельно вернисажной линии рассаживаются йоги, группы гоанов  (европейцев, которые живут здесь или постоянно или по полгода), одни мирно беседуют, другие – медитируют. Почти у самой кромки моря встречают закат йоги-акробаты, любители файер-шоу. В лучах закатного солнца вырисовываются силуэты танцующих девушек, молодых ребят, катающих по своему загорелому телу стеклянные шары. Почти Феллини. Амаркорд. Не надо строить декорации или выстраивать постановочные кадры. Приходи и снимай кино. Вживую.
За несколько минут до заката в полукруг рассаживаются барабанщики. Вряд ли они привезли инструменты с собой. Барабаны от огромных до самых маленьких продают в нескольких магазинах на мейн стрите. Состав барабанщиков каждый день меняется, но они довольно быстро находят общий язык и к полному закату солнца их многоголосие сливается в один мощный удар. Вокруг барабанщиков образуется круг из танцующих, медитирующих, прыгающих, трясущихся, апплодирующих.
Сансет все приветствуют аплодисментами.
В гоанских тропиках темнеет очень быстро, но пока звучат барабаны, будут купаться в танце те, кто пришел попрощаться с солнцем до утреннего восхода.
После сансета многие из участников разойдутся по кафе и ресторанам, а другие продолжат танцевальный марафон на пати. Иногда на такие вечеринки попадают туристы-двухнедельники. Они что-то слышали про пати, что-то читали, но представления не имеют, как надо себя вести, что пить, что не пить. В итоге они остаются без денег, документов и без одежды. По мейн стриту шли трое русских молодых людей – полненькие, пузатенькие, беленькие - настоящие фреш чикен (свежие цыплята). Двое – в тельняшках, один -  в плавках. Последний заходил в уличные магазины и просил продать ему брюки за 20 рупий (меньше 20 рублей). Продавцы недоуменно смотрели на него. А он все пытался объяснить, что попал на пати, дальше ничего не помнит. В итоге оказался без  всего. За такими туристами охотятся все: и продавцы магазинов (поскольку приезжие еще не ориентируются в ценах и не знают, что в Индии принято торговаться); охотятся и индийские торговки на пляже, зная, что этим форенам точно что-нибудь можно впарить.
Последние годы пати в Гоа официально запрещены, но их все равно проводят:  подкупленная полиция закрывает на это дело  глаза. Только если кто-то кому-то не угодил или не доплатил, полиция разгонит вечеринку, разломает ограждения, разобьет аппаратуру, как это уже не раз бывало, по рассказам гоанов.
У индейцев Америки, у  северных аборигенов России раскурить трубку мира – священный ритуал. То же – у поклоняющихся богу Шиве в Индии. Европейцы пытаются перенять этот древний обряд.  К сожалению или  к счастью, они никогда не станут индусами. Поэтому, стоит ли уподобляться.  На пляже Гоа нет-нет да и встретишь умалишенного. Их тут никто не трогает, кому они нужны? В лучшем случае –  посидит несколько дней в тюрьме, а потом его депортируют на родину. В худшем, он будет доживать свои дни здесь, ночуя в лесу на месте кремации покойных индусов, питаясь подаянием сердобольных туристов.
В Гоа, к сожалению таких персонажей с избытком. Их можно разделить на несколько групп. Первая – это фрики. Большинство из них – первые гоанские хиппи. Фрик в дословном переводе означает – уродливый. Большинство, действительно, выглядит уродливо – в яркой одежде в обтяжку или в бесформенных балахонах, с морщинистым лицом и татуировками на руках, ногах, спине, шее, голове; в кольцах, браслетах, серьгах; лысые и длинноволосые, с ярким гримом и перьями в волосах. Есть персонажи с шизофреническим выражением лица, взглядом в никуда. Они тут давно, они – старожилы, у них свое сообщество – сумасшедший дом на выезде. Один из них – Атилла. Немец. Музыкант. Певец. Он мнит себя не иначе как богом. Врач установил бы ему диагноз: мания величия. Говорят в прошлом году временами был вменяем, сейчас практически  невменяем. Тем не менее, у певца и музыканта Атиллы человек пятьдесят поклонников его таланта. Раз в неделю по вторникам он выступает в итальянском ресторане «Феллини». («Амаркорд» да и только). Ему аплодируют, кричат браво, подпевают и подтанцовывают. Большинство – такие же как он. Один – бомж из Аргентины (когда- то был хорошим музыкантом), другой – француз-фрик, напяливший на все свои десять пальцев огромные кольца. Он страстно «подыгрывает» Атилле на своем длинном посохе , похожем на змею. В таком виде он часто приходит на сансет. Атилла может запрыгнуть на стол и под восторженные крики обожателей продемонстрировать свои достоинства, может запульнуть в зал стул, напасть на соло-гитариста. Ему все сходит с рук. Он же бог, а то, что крыша поехала, этого никто не замечает, вокруг все такие же. Но поскольку поклонники Атиллы организованно заполнили ресторан, владельцы все простят, ведь в этот день они получат хорошую прибыль.
За такими персонажами всегда интересно наблюдать, отличие от сумасшедшего дома лишь в том, что там все в смирительных рубахах или пижамах, а здесь все яркие, карнавальные.
Фрики – особая категория гоанов. Они – главные участники ежегодного карнавала, который проходит в Арамболе и близлежащих селах в начале февраля. Такой карнавал надо видеть. Буйство красок, невообразимо неповторимые одежды, аксессуары, лица, разрисованные зеленой, розовой, голубой, золотой красками. Эльфы и кикиморы болотные, лешие и Эсмеральды. Шествие с барабанами, флейтами, танцами начинается на пляже в конце мейн стрит и заканчивается почти в другом поселке – Мандреме. Фестиваль фриков плавно перерастает в ночное пати. Но проводить с ними вечеринку нормальному человеку как-то не совсем хочется. Мы покидаем фриков до  их следующего фестиваля, мы покидаем Гоа с мыслью о том, что необузданная свобода – еще большая несвобода, о том, что искусственно расширенное сознание – прямой путь к шизофрении, о том, что преобладающее большинство молодых людей в Гоа – дауншифтеры – те, кто не смог влиться в социум у себя дома ищет его здесь – в краю необузданного Солнца, безбрежного моря и шелестящих своими резными ветками пальм. Очень хочется верить, что они все же найдут себя, подарят миру плоды своего творческого сознания, что не потеряются в гоанских джунглях, не обратятся во  фриков, а своей внешней и внутренней красотой спасут и себя и тех, кто рядом.


Справочно.
  Гоа – 25-й штат в Западной Индии – один из самых маленьких и богатейших в стране. В Гоа – самый высокий уровень жизни. Столица и самый большой город штата Панаджи (Васко де Гама). В штате проживает около 1.344 млн. жителей. Каждый год сюда приезжают около миллиона туристов.
Гоа упоминается в священных индуистских ведах - Махабхарате как Гопараштра – нация cowherds. Ее доисторическое имя Revti Dweep. История Гоа насчитывает до 3000 лет. Об этом свидетельствуют наскальные рисунки на берегу реки Кушавати. Около 2200 эти места заселили шумеры – индоарийцы.  Исторический город - Маргао – именно сюда высадились португальцы в 1510 году. Гоа был колонией Португалии в течение 450 лет вплоть до 1961 года.
Достояние штата – его пляжи и архитектура, именно за это штат входит в список Всемирного культурного и природного наследия. В Гоа около ста старинных ирригационных колодцев – tank . Они использовались также для питья и священного омовения. В штате более ста лечебных источников.
Главные пищевые культуры – рис, орехи кешью, кокосы, сахарный тростник, ананасы, манго, бананы, папайя. Более полутора тысяч кв./км штата занимают тропические леса.
Государственные символы Гоа – индийский бизон, птица – black-crested bulbul ( желтая с черной головой), дерево – asan  или sadar, matti, marda– разновидность магнолии.
Штат знаменит на весь мир музыкой, рожденной здесь и распространившейся по всему миру – гоа транс (сочетание современной электронной музыки с традиционной духовной индийской). История этой музыки восходит к 1960-1970, когда Гоа стали столицей движения хиппи. Но развитие это направление получило в 1980-1990 годы. К этому времени хиппи плавно переросли во фриков. Цель музыки транс – акомпонировать танцующим при их транседентальном состоянии подобно тому, как это происходит во время шаманских камланий или массового гипноза.
Транс как направление в музыке сформировалось к 90-м годам прошлого века. Первыми были американцы, никому не известные артисты, которые играли здесь музыку   Детройт темно и Чикаго Хаус. Ими был выпущен альбом «Смеющийся Будда».
Но истоки этой музыки надо искать в 1970-х. Первый образец соединения психоделического рока и музыки Гоа появился в 1974 году. Это была немецкая группа  “The Cosmic Joker , представляющая  так называемый космический рок . Их альбом назывался   “Galactic Supermarket”.
Популярный элемент музыки Гоа транс – использование samples, чаще – из научно-фантастических фильмов.
Музыка Гоа транс дает ее приверженцам соединить  парапсихологию, экзестенционализм и мечты, науку и духовные практики, extraterrestrial life. Именно для этой цели они участвуют в пати – вечеринках на всю ночь от заката до восхода солнца. Гоа пати имеют и свое оформление – использование флюроэсцентных красок в декорациях, одежде, использование религиозной и языческой символики, чаще всего – восточной. Индийские божества, шаманы, грибы.
Первое в истории транс пати проходило в Лондоне. Называлось оно  TIP (The Infinity Protect).


Рецензии