И бабочки с печальными глазами...

Наталья Богачева
И бабочки с печальными глазами…
Недавно я узнала, что не стало моего друга – художника Виктора Кравцова (Виктор Като). Его мастерская находилась в центре Москвы, и двери ее всегда были открыты. Однажды случился пожар и сгорели все картины Мастера. Он заболел, душою заболел. Почти бомжевал. Умер неизвестно где и неизвестно как, впрочем, так умирали почти все великие Художники. А он был им.
Из выгоревшей мастерской художника Кравцова ко мне  пришло одно полотно под названием «Сияние», с  морским лунным пейзажем. Художник подарил мне его несколько лет назад, а я никак не могла забрать подарок. Этот холст – единственный, сохранившийся после пожара.
Виктор Кравцов (художественный псевдоним Виктор Като) иллюстрировал мой роман «Танец волка» портретом экзотического индейца. С недавнего времени художник не часто изображал людей. В распростертых крыльях стрекоз и бабочек, в громадных туловищах слонов он видел  графику, еще не познанную его кистью. Ведь Природа как Космос – непосредственная и непредсказуемая, разная, но со своими закономерностями. Сложная космическая геометрия, как молекулярная генетика. Наше дивное прошлое, античность.
Виктор Като в последние годы писал образы декоративных птиц, огромных разноцветных стрекоз, обитателей океанических глубин  (серия работ «Совки», «Хамелеоны»). Эти экзотические животные и птицы смотрят на нас  наивными удивленными глазами, как будто хотят сказать: «Какие вы непонятные, люди».
От шумной Москвы до величественного Тихого океана, от Красноярска до побережья Арктики – такова география обитания героев его образов. В прежние десятилетия у художника была возможность путешествовать за десять тысяч километров от столицы. Потом время его изменилось, работы возникали из воспоминаний прошлого. Они больше – аналитические: «Совка наивная», «Совка тревожная», «Наивный совенок» с большими глазами, излучающими доброту. В других работах в глазах совенка появляется удивление и тревога.
Однажды Члену Союза художников России Виктору Като (Кравцову) подожгли мастерскую. Сгорело все его имущество, но, главное, - все холсты.
Кто-то положил глаз на его мастерскую – огромный подвал в центре Москвы. В тот трагический момент жизни Виктора близкие друзья не оставили его в беде. Помогали, кто чем мог. Кто-то дал деньги, кто-то вывез к себе в офис промокшие и подгоревшие работы, кто-то ездил в МЧС, в МВД: надо было еще доказать, что мастерская сгорела не по халатности художника. Доказали, хотя, виновника не нашли, но художника спасли от тюрьмы, в прямом смысле слова.
  Мастерскую на первых порах помогали восстанавливать друзья и ученики. В этот момент из жизни Виктора исчезли десятки людишек, которые дневали и ночевали в его мастерской. Там же было так интересно: всегда необычные красивые люди, разговоры о вечном, о творчестве и искусстве, психологические тренинги, стихи и песни. Виктору незваные гости никогда не мешали. Он попивал сухое красное вино и работал. Всегда - с кистью или карандашом в руках.
Виктор не сожалел, что вместе с хламом, которым последнее время была забита его мастерская, он освободился и от человеческого балласта. Этим людям было удобно затусоваться у  художника, переждать дождь и снегопад в центре Москвы, недалеко от Красной Пресни. Они приходили к нему и как к психологу. У Виктора была удивительная способность выслушивать людей, вникать в их ситуацию, давать дельные советы. По неосвещенной лестнице в его подвал-мастерскую спускались художники и музыканты, бизнесмены и послы, тунеядцы и бомжи. Всех он принимал одинаково доброжелательно.
Виктор Като (Кравцов) позиционировал себя как живописец-график, работающий в жанре романтического реализма. Работы его настроенчески-декоративные. Океанические и морские сюжеты, изысканные пейзажи Дальнего Востока.  Образы – этнические с красотой непривычного для жителей мегаполиса этнического быта .
После пожара он редко писал портреты людей. Объекты его творчества сменились.
Справочно: Виктор Като (Кравцов) родился в Центральной России, на Дону, в городе Богучар Воронежской области. Окончил Луганское художественное училище, факультет монументальной живописи МГХПУ – Строгановского училища, факультет станковой графики художественного института имени Сурикова. Был рекомендован в Творческие мастерские Академии художеств СССР, параллельно работал доцентом, зав. кафедрой станковой живописи в г. Красноярске. Позже преподавал на факультете монументальной живописи Строгановки.
Работы Виктора Като публиковались в издательствах «Молодая гвардия», «Литературная Россия», в газетах и журналах. Среди них: «Мир Севера»,  «Северные просторы».
Творчество Виктора Като  (Кравцова)  представлено в музеях России и мира: Японии (Токио, Хоккайдо), Гренландии, Дании, Норвегии, США, Греции, в российских городах – Москве,  Новосибирске, Чите,  Красноярске, Охае, Южно-Сахалинске, Петропавловске-Камчатском и др. Проходили персональные выставки в Далласе, Мельбурне, Рейкьявике, Осло, Копенгагене.
 В.Като – медалист и почетный художник Олимпийских игр в Афинах.
В художественном музее Петропавловска-Камчатского его графические работы – иллюстрации к книгам Юрия Рытхэу и портрет «Леонид Сысоев» (холст, масло) признаны как особо ценные.


Рецензии