6. Загадка Пушкина

Предыдущая страница  http://proza.ru/2023/12/10/1465

После публикации стихотворения "Памятник" долгое время отечественные пушкиноведы и авторы иноязычных переводов пушкинского шедевра не испытывали сомнений по поводу значения этого образа: Пушкин пророчил поэтическому слову затмить величие царей, вознесясь "главою непокорной" над символом самодержавной власти - памятником императору Александру I. 

Но в 1938 году было опубликовано исследование бельгийского историка и слависта Анри Грегуара, обратившего внимание на то, что в соответствии с правилами русского языка, памятник Александру I мог быть описан только с использованием прилагательного "александровский", но никак не "александрийский", из чего им был сделан вывод, что под Александрийским столпом Пушкин подразумевал Фаросский маяк в египетской Александрии - одно из чудес света и, по-видимому, самое высокое сооружение античного мира.

(Странно, что советские пушкинисты не обратили на это внимание).

Действительно, прилагательные "александровский" и "александрийский" не являются синонимами и восходят к различным именам собственным.

Дворец в Царском Селе называется Александровский, парк в Петербурге и парк в Петергофе - Александровские. Все эти названия напоминают об Александре I.
Царскосельский лицей после перевода в Петербург в 1844 году тоже стал называться Александровским - в честь основателя Лицея, Александра I.

А вот в Петергофе есть ещё один парк, который называется Александрия. Он назван по имени своей первой владелицы, императрицы Александры Фёдоровны, супруги Николая I. Apxитeктуpный cтиль этого парка – нeoгoтикa. 

В середине XIX века прусский король Фридрих-Вильгельм IV заказал три одинаковые колонны - для себя, для кузины Марии и для младшей сестры Фридерики Луизы Шарлотты Вильгельмины (императрицы Александры Фёдоровны). 
Ствол колонны состоял из 30 стеклянных белых и голубых трубочек - цвета флага Баварии (архитектор Людвиг Гессе).
Изящная колонна стала украшением Царицына острова, её назвали Хрустальной.

Хрустальная колонна была установлена в 1854 году в петергофском парке Александрия. Высота этой колонны 5,5 метров, но формально, по месту нахождения, она имеет больше оснований называться Александрийской колонной, или, как у Пушкина, Александрийским столпом, чем монумент на Дворцовой площади.

С конца 30-х годов XX века отождествление "Александрийского столпа" с Александровской колонной стало подвергаться научной критике как несостоятельное.  Но ряд современных исследователей продолжал отстаивать правомерность этой традиции, приводя аргументы (также, в свою очередь, оспариваемые) в пользу признания за этим прочтением соответствия авторскому замыслу.

Научная дискуссия продолжается до настоящего времени. И до сих пор в пушкиноведении нет единого мнения о прототипе этого символа.

Вот лишь некоторые суждения специалистов:

Олег Анатольевич Проскурин, русский филолог, историк русской словесности: "Под Александрией в соответствии с интеллектуальной модой в духе позднего классицизма подразумевался Петербург 1830-х годов, поэтому образ "Александрийский столп" указывает на Александровскую колонну."

Имя государя вызывало в памяти образ Александра Македонского, и эта параллель была устойчивой чертой полуофициальной-полулитературной традиции.

Птолемеевская столица названа в честь македонского царя. Возникает связь Александрия - Александр Великий - Александр I - Петербург. Эта смысловая "сеть", объединяющая царей, их памятники, древность и современность, дала Пушкину возможность обозначить "Александрийским столпом" не просто памятник императору Александру I, а государственную власть, самодержавную Россию.


Михаил Фёдорович Мурьянов, советский и российский филолог, доктор филологических наук:
"В пушкиноведении шли долгие споры о том, что же такое Александрийский столп, ведь ничего под таким названием нет во всех каталогах достопримечательностей. Он, в сущности, и задуман как тайна, которая должна быть унесена поэтом в могилу".

"Александрийский столп" должен означать древний Фаросский маяк в гавани Александрии Египетской
(Г. Г. Красухин, С. А. Фомичёв, М. Ф. Мурьянов).

Виктор Михайлович Есипов, российский литературовед, историк литературы, русский поэт: "Посыл произведения обращает его в надысторическую перспективу..."

Валентин Непомнящий, специалист по творчеству Пушкина, старший научный сотрудник Института мировой литературы РАН, председатель Пушкинской комиссии ИМЛИ, доктор филологических наук: "Пушкинское стихотворение (в отличие от "Памятников" Горация и Державина, где авторы говорят в буквальном смысле о себе лично) вовсе не "личное", не о поэте А. С.Пушкине, его "заслугах", его судьбе, а о миссии поэзии, как она понимается поэтом Пушкиным и как выполнена в его творчестве." 

Ещё раньше о назначении поэта замечательно выразился Блок: "Памятник" – не только итог биографии, личной судьбы (как было у Горация и Державина). Судьба поэта Пушкина – для Пушкина лишь сюжет. Содержание же – миссия поэта."


Мнения исследователей относительно расшифровки образа носят полемический характер, каждое из них претендует на подведение итога, однако неизменно встречает критику.
Нередко аргументы бросаются вслед уже ушедшим из жизни учёным, дискуссия тянется десятилетиями.

Полемизируя со сторонниками теории Грегуара, Проскурин утверждает, что "было бы странным сравнивать поэтический "памятник" с сооружением хотя и прославленным, но имевшим не мемориальное, не сакральное, а утилитарное, практическое назначение.

Александрийский маяк разрушен в 796 году и не мог, в отличие от пирамид, послужить метафорой вечного памятника (А. Н. Шустов, О. А. Проскурин) 

Эти размышления возвращают подлинную значимость стихотворению "Памятник". Пушкин не дополняет Горация и Державина, бросая вызов пирамидам. Он вводит в текст  насыщенный противоречивыми смыслами загадочный "Александрийский столп", тем самым возвышая себя не только над царственными монументами, но и над косностью привычной классической художественной формы и читательского ожидания.


Дискуссия по поводу трактовки загадочного словосочетания, по-видимому, далека от завершения. Вопрос остаётся открытым.
А может быть, действительно под Александрийским столпом Пушкин подразумевал  Александрийский маяк?

Иллюстрация: Хрустальная колонна в парке Александрия (Петергоф)


Продолжение   http://proza.ru/2024/01/22/50


 


Рецензии
Спасибо, Светлана! Как-то смущал меня этот Александрийский столп, но я думала, что дело в рифме. Но Пушкин мыслил глубже. Интересная версия! И ведь понятие «столп» тоже не просто колонна. Про маяк, я думаю, близко к истине.

Людмила Петрова 3   06.02.2024 19:39     Заявить о нарушении
Спасибо, Люда, за ваше мнение!

Светлана Шаляпина   24.02.2024 21:37   Заявить о нарушении
На это произведение написано 7 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.