Опасные игры 2

Каждый из нас, дорогой читатель, хотя бы раз в жизни попадал в сложные, а подчас опасные для жизни ситуации. О некоторых из них я хотел бы рассказать вам.

Случилось это в африканском национальном парке Амбоссели, расположенный неподалеку от всемирно известной горы Килиманджаро. Шеститысячник до сих покрыт снегами, а возле самого жерла горы на его вершине, покоится замерзжший труп леопарда. Именно здесь, в Амбоссели*, Эрнест Хемингуэй написал свой знаменитый роман «Снега Килиманджаро». До сих пор на просторах парка можно встретить огромных большеухих слонов, черногривых львов, эксцентричных зебр, жирафов и другую живность.
   
Когда ваш покорный слуга, предельно уставший, но удовлетворенный  отснятым материалом, приехал с очередного сафари, было шесть часов вечера. Смеркалось, а как известно ночь на экваторе наступает мгновенно. Плотно поужинав и запив всю снедь белым вином, я направился в номер, чтобы взглянуть на отснятый материал. Увы, одного из наиболее ценных чипов, т.е карты памяти, со мной не оказалось. Я еще раз лихорадочно проверил карманы. Они были пусты. Недолго думая я выскочил наружу. Освещение при отеле было неярким, но при желании можно было разглядеть стоящие поодаль деревья, а также дежуривщего неподалеку полицейского. Поприветствов блюстителя порядка, я тут же направился к своему гиду и водителю, решив что чип каким-то образом выпал из кармана и непременно валяется где-нибудь под сиденьем авто. Зная пристрастие водителя производить чистку-мойку своего внедорожника после каждого выезда, я поторопился.
   
Было темно, но в пределах нескольких сот метров рассеянное освещение позволяло двигаться по дороге. Между отелем и автопарком, где остановился мой гид, Лазаро Киниса, было не более двух километров. «Сущие пустяки! – решил я. – Если потороплюсь, за четверть часа доберусь до места». Правда у меня не было с собой фонаря, так что придется идти на огни.
И действительно, поначалу все шло хорошо и я сумел преодолеть примерно с полкилометра. Затем дело пошло хуже, и я едва ли не наощупь продолжал двигаться вперед. Наконец впереди замаячил неяркий свет автопарка. Еще немного и... В этот момент меня осенило: «Я же в Африке, черт возьми! Наверняка за мной наблюдают хищники и если я немедленно не поверну назад, быть беде».
   
Было душно, а темнота не позволяла рассмотреть хоть какие-нибудь детали. Иногда черное, как графит небо, разрывали сполохи далекой грозы. И вдруг ярчайшая вспышка!..
В двадцати шагах от меня стояли львы!!! Это были два крупных черногривых самца. Чуть поодаль просматривались очертания больших животных. Вероятно, это были буйволы или носороги...
«Это конец», – решил я, – от львов не защититься, не убежать», – и сердце мое, как говорят в таких случаях упало в пятки, ноги стали ватными, а по спине заструился холодный пот. Но уже через секунды, опомнившись, я зашагал в обратную сторону.
   
Я шел, словно по минному полю, за мной, стуча когтистыми лапами, следовали львы. Я понимал, что шансы мои равны нулю, и все равно продолжал машинально двигаться вперед. Напряжение возрастало и в какой-то момент мне показалось, что сердце перестало биться... Я притормозил: «Только не побежать! Только не сорваться!» – словно молитву повторял я.
Все происходящее казалось мне бредом, дурным сном. Каждый шаг давался с трудом, словно на моих плечах покоился тяжеленный мешок... В небе показалась ущербная луна, стало заметно светлее и мягкий серебристый свет залил округу. Львы по-прежнему следовали за мной, но при этом держали дистанцию. «Может они решили со мной поиграть?! Но нет, так просто я им не сдамся!» – подумал я, и слегка ускорил шаг. До отеля оставалось совсем немного и я побежал...
 
Уже на территории отеля, с лихорадочным биением сердца, я медленно  приходил в себя все еще не веря в чудо-спасение. «Это же надо отправиться в ночь по степи, да ни где-нибудь, а в Африке! – корил я себя. – Мальчишка. Совсем спятил! Да черт с ним чипом! Я ведь мог попасть в лапы этих свирепых кошек! И тогда мои жалкие останки нашли бы на следующий день. Представляю состояние жены и детей..». И снова передо мной вставала эта фантастическая картина с огромными кошками и светящимися фосфором глазами...
      
При входе в отель я встретил полицейского.
  – У вас случайно связь с автопарком имеется? – осипшим голосом, едва держась на ногах, – с просил я.
  – Да, имеется! – бодро ответил полицейский.
  – Господи, да что же я сразу этим не воспользовался! – воскликнул я.
Через минуту я разговаривал с Лазаро.
  – Хорошо, я перезвоню, – заверил меня гид.
Уже скоро пришел ответ:
  – Ничего нет.
 
Опустошенный, измотанный переживаниями и поиском я принял душ, а затем, в очередной раз проверил все карманы. Боже! Карта памяти лежала в самом нижнем кармане куртки, каким-то непонятным образом затерявшись в складке. Уже через полчаса я спал сном праведника.

       *В переводе с суахили на наш Амбоссели – соленый песок.

         

                В ТАИЛАНДЕ

Отдых на на известном курорте страны - Пхукете подходил к концу, когда мы с женой решили еще раз как следует окунуться в зеленовато-бурые волны Индийского океана. Увлекшись, мы не заметили, как поднялся легкий шторм и бурные воды самого теплого из океанов устремились к берегу. Мы купались, примерно в шестидесяти метрах от берега. Беспорядочная игра волн то и дело накрывала нас с головой, не давая уверенно держаться на поверхности. Я попытался достать дно, но неожиданно понял, что нас уносит в море, точнее в океан. Я тут же скомандывал: «На берег!» Увы, с легким содроганием я увидел, как бесполезно и отчаянно барахтается моя жена. В спокойной воде она еще перемещается, а вот в бурной... Кто же мог подумать!
   
Я тут же подплыл к ней и несколько раз сильно подтолкнул ее вперед к берегу: «Плыви и ничего не бойся!»
Увы, мои усилия были тщетны и моя половина ни на дюйм не приблизилась к цели. Нас по-прежнему уносило все дальше и дальше от берега. В голове пронеслось молнией: «Я то продержусь какое-то время, а она?..».
Неподалеку, метрах в тридцати от меня, плавал мужчина. И я тут же позвал его. Уже через минуту он был рядом.
  – Слушай, друг, выручай! Жена плохо плавает, помоги! – взмолился я.
  – Я не могу... Извини, я сейчас позову спасателей! – обнадеживающе ответил незнакомец. – А вы не пытались выбраться по канатам?
  – По канатам? Нет, а разве...
   
Только сейчас я заметил на некотором удалении от себя, канаты с поплавками. Они едва были видны на поверхности воды и каждый раз их накрывало волной.
  – Ладно, сообщи на берегу, какое-то время мы продержимся.
Я снова постарался поддержать супругу:
  – Держись, милая, и главное ничего не бойся!
  – Я не могу больше, теряю силы...
  – Расслабься, не думай о плохом. Выкарабкаемся...
И тут же скомандовал:
  – Плывем к поплавкам, это наш шанс!
   
Канаты едва держали на поверхности, а волны продолжали хаотично накрывать нас с головой. Не дожидаясь спасателей, я предложил жене своими силами добираться к берегу.
  – Ты сможешь! Только держись посильнее и подтягивай туловище с помощью рук. Надо пройти всего несколько десятков метров, а дальше неглубоко.
      
Я с тревогой наблюдал, как моя половина, судорожно вцепившись в канат, изо всех  сил пытается продвинуться вперед.
  – Господи!.. Держись крепче, ну!..
   
Краем глаза я видел, как на берегу скопилось десятка два зевак, наблюдавших за нами...
Спустя четверть часа мы, наконец, оказались шагах в тридцати от берега. Хаотичность волн была по-прежнему ощутимой и хотя вода едва доставала нам по грудь, мы, взявшись за руки, направились к берегу.
Уже через минуту-другую мы были вне опасности. Прижавшись друг к другу, какое-то время стояли молча.
  – Ты – молодец! Такое испытание выдержала! – похвалил я.
  – Было жутко. Я уже теряла надежду, – оправдывалась жена.
  – Главное, мы были вместе, – подытожил я.



                БОЛЬШОЙ КАНЬОН

В восьмидесятые я часто путешествовал по Крыму на велосипеде. Обычно договаривались заранее и в связке, чаще всего троем, осуществляли задуманное. Вот и в очередной раз, предварительно спланировав маршрут, мы отправляемся в велопоход на две недели по пещерным городам Крыма. Благо расстояние от маленькой и заповедной Аскании-Нова до Крыма невелико и уже скоро мы мчались навстречу приключениям.
Особенно нас интересовал природный феномен – Большой Ялтинский каньон, глубина которого по некоторым данным составляла 320 метров. «В русле каньона, – по утверждению нашего вдохновителя и гида, протекала порожистая и быстрая горная река Аузун-Узень. "Уникальное место! - заверял нас Бушаков. - а сверху иногда срываются камни, но красота неописуемая!»
   
«Ни чего себе, красота..." - Подумал я, и все же согласился составить компанию своим новоиспеченным товарищам.
И вот, оставив позади своих сердобольных жен и детишек, мы мчимся навстречу испытаниям! ..

Преодолев значительную часть пути, и посетив  знаковые пещерные города, среди которых следует выделить знаменитые Чуфут-Кале, Эски-Кермен, Мангуп и другие, мы наконец добрались до Большого Ялтинского каньона.
Надо сказать, лето восемьдесят пятого выдалось дождливым и мы не раз во время пути попадали под обильные грозовые ливни. Наконец, дождь прекратился. Оставив на базе Андрея Бугаева, вместе с велосипедами и рюкзаками,  мы на пару с  Валерием Бушаковым отправились в каньон.

Утро было туманным и сырым, и только к одиннадцати часам на небе показались первые проблески света. Специального снаряжения у нас не было и мы по легкомыслию хотели пройти весь каньон до его истоков. Увы, реальность оказалась намного серьезнеее. Уже форсируя Аузун-Узень всамом начале пути, мы ощутили непомерный холод и коварство этой горной речушки. «Даже зубы свело», – пожаловался Валерий. И не удивительно, ведь мы находились на высоте в тысячу метров над уровнем моря. К тому же из-за частых ливней вода в реке поднялась значительно выше, чем обычно.
   
Некоторое время мы шли вдоль горной речки Аузун-Узень которая в своем неукротимом бегстве несла прозрачные холодные воды в Черное море. Со всех сторон нас окружал многовековой, порядком отсыревший горный лес. Могучие деревья смыкали свои узловатые ветви высоко над головой. Мощный подлесок и густые кроны почти не пропускали небесный свет, делая картину еще мрачнее и таинственней.  Смутное предчувствие чего-то недоброго вдруг овладело нами.
  –  Сейчас подойдем к почтовому дубу, где туристы обычно оставляют записки или письма, – собщил мой гид и товарищ.
  –  Это что, завещание? – с иронией спросил я.
  –  Да нет, традиция такая.
Не прошло и пяти минут, как мы увидели огромное, наполовину сгоревшее из-за попадания в него молнии, дерево...

Дальнейший путь осложнился тем, что пришлось вновь форсировать поток. Какое-то время мы даже шли в его ледяных водах. Глубина была незначительной, но ощущение не из приятных. Вскоре появилась возможность передвигаться по сухому. Это был скалистый карниз, нависавший над самой Аузун-Узень. Постепенно поток сужался, а скорость течения и глубина все время возрастала. По краям низвергающего потока, словно гигантские зубы легендарного дракона, вставали отвесные скалы. Поток низвергался уступами, создавая причудливые водопады. Под каждым таким водопадом, вследствие мощного потока воды, образовались углубления, называемые «купелями». Ширина потока все время варьировала, то ускоряя, то замедляя напор. Иногда нам даже удавалось преодолевать его, не замочив ног: попросту перепрыгивая с валуна на валун, которых здесь было неисчеслимое множество. И все-таки это было рискованнно: валуны были гладкими и скользкими, кроме того в каньоне висело дождевое облако, которое и без того создавало проблемы при движении. Подвязав фотоаппарат под самое горло, на всякий случай, я следовал за более старшим и опытным Бушаковым. Очередной раз проходя по карнизу в четырех метрах над рекой, я оступился и  сорвался вниз – в самый поток. К счастью все обошлось и я не ушибся, искупавшись при этом в ледяных струях Аузун-Узень. Вот только тапочек я свой потерял, пришлось отказаться и от другого. Уже вскоре быстрота и коварство реки значительно возросли, так что получить травму, и не дай бог - сломать шею, стало проще простого.
   
Мне казалось, что двигаться вперед бесполезно. По реке мы определено не пройдем – смоет.
  -  Эх, если бы не дождь! – посетовал я.
  -  Предлагаю выбираться отсюда поверху.
  –  А такое возможно?
  –  Слушай, а где твои тапочки? – поинтересовался Валерий.
  –  А, неудачное падение, с карниза в купель.
  –  Это осложнит наше продвижение вперед, – посетовал Валерий.
  –  Все в порядке! Я смогу, не сомневайся...
  –  Ладно. Отсюда не видно скальных тропинок, но они есть. Должны быть. Ну, а там, наверху, можно будет цепляться за кусты и деревья. Выкарабкаемся! – и Бушаков весело подмигнул мне.
«Вот тебе и каньон, только почему-то камни сверху не летят», – вспомнил я рассказ товарища.
  –  Впрочем, можем вернуться назад, еще не поздно,  – начал было Бушаков.
  –  Как-то стыдно возвращаться. Продолжим.
  –  Ну тогда нечего рассиживаться. Вперед!..
   
Осторожно цепляясь за стены каньона, мы начали свое восхождение, моментально превратившись из пеших туристов в горные. Постепено мы поднялись на значительную высоту и уже оттуда, глядя сверху на взбессившийся поток, мы почувствовали как засосало под ложечкой...
Подниматься приходилось змейкой, используя для этого всевозможные уступы и полуразрушенные зверинные тропки, которых здесь оказалось предостаточно. Наконец туман рассеился и над нашими головами засияло небесное светило! Но до спасения было далековато.
   
Иногда тропинки пропадали и приходилось всем корпусом прижиматься к скале, на свой риск и страх целяясь за все, что попадалось под руку. Под ногами сыпалась известка, целые куски земли или камни, но мы не прекращали свой головокружительный подъем. Так, карабкаясь вверх, мы поднялись на значительную высоту. Смотреть вних на низвергающий поток было страшно. Иногда я фотографировал. Вот и это раз Валерий предложил мне запечатлеть белый цветок необычайной красоты и формы. Я уже полез за фотоаппаратом, когда хватился:
  –  Какой цветок, к черту! Мы едва держимся на ногах.

И действительно сил оставалось немного, достаточно одного неточного движения и...  Наконец тропа расширилась и мы устремились вперед в надежде на благоприятный  исход. И вдруг тропа оборвалась. Это было настолько неожиданно, что даже у видавшего виды Бушакова, опустились руки. Внизу пропасть, сверху карниз, капкан! И это всего в  двух десятках метров от спасительной черты: там дальше шумел сосновый бор и самозабвенно пели птицы. Как нам хотелось оказаться среди всего это великолепия!..
   
Я еще раз оценивающе посмотрел на нависавший над нами карниз.
  –  Ни оттолкнуться, ни зацепиться, – с сожалением заметил я. –  Сейчас бы веревки, метра четыре.
  –  Да, чтобы повеситься, – угрюмо ответил Бушаков.
  –  Может, позвать на помощь? – предложил я.
  –  Едва ли нас кто-то услышит.  Бесполезно.
  –  Опять спускаться вниз с этой головокружительной высоты – безумие! Сил нет, да и возможностей тоже, упадешь сразу.
   
С момента, как  мы покинули базу минуло пять часов. Андрей наверняка волнуется и ждет. Мы приуныли...

Несколько минут мы сидели на уступе молча оглядываясь по сторонам. И вдруг я увидел что-то вроде дубины. Последняя была слегка присыпана землей и листьями.
  –  Похоже, есть шанс. А ну давай, тяни ее сюда! – поторопил меня Валерий.
Поставив дубину в упор к нависающему уступу, я предложил Бушакову первому подняться наверх.
  –  А вдруг дубина того? – забеспокоился он, поглядывая вниз.
И хотя основание дубины упиралось рядом с обрывом, я постарался его успокоить:
  –  Если что, подстрахую... Давай!
Собравшись силами, я начал подталкивать своего грузного товарища наверх. Еще одно усилие, и... Прошла минута или даже больше, прежде чем я услышал голос товарища:
  –  Давай ко мне!
Я поторопился вслед за Валерием, но в решающий момент, когда закидывал ногу на карниз,  дубина надломилась и упала, а я повис на уступе...

Было жутко. Внизу, на глубине трехсот метров, низвергался бешенный поток. В голове шумело, а над самой головой самозабвенно пели птицы. Сил практически не оставалось. «Проклятые джинсы, надо было брать в поход какое-нибудь трико», – подумал я и тут же ощутил как мое тело медленно посунолось вниз. Я замер...  Еще никогда я не был близок к своей гибели. Рыхлая известковая порода предательски тянула меня назад – в пропасть. Я  даже успел прикинуть: куда буду падать...
   
Кажется, вся жизнь промелькнула в этот злополучный момент. Я вспомнил своих сыновей, жену и даже представил их скорбные безутешные лица...  В следующий момент я услышал голос своего товарища:
  –  Хватай за ногу!
Я поднатужился и уже через секунды был наверху. Сердце лихорадочно билось, глаза застил туман, но мы знали – самое страшное позади. Пройдя несколько десятков метров по узкой тропе, и поднявшись на очередной карниз, мы оказались вне опасности. Внизу, изрыгая ярость и застилая желоб водяной пылью подобно гигантскому змею, грохотал непокоренный поток. Над нами по-прежнему светило солнце и самозабвенно пели птицы. Мы были спасены!...
 


Рецензии
Рассказ - пять баллов - снимаю шляпу... У меня было 13 переломов и куча травм попроще, типа порыва мышцы бедра и пр... Как-то приспичило посчитать свои экстремальные случаи, в которых я мог погибнуть или стать калекой... Не особо напрягаясь, память туже выдала около 80 таких эпизодов...

http://proza.ru/2017/05/13/1632 для примера... своей глупости...

Жму кисть, с уважением, полковник Чечель.

Полковник Чечель   25.01.2024 20:33     Заявить о нарушении
Райнхольд Месснер, в одиночку покоривший все "восьмитысячники" планеты,как то сказал: "Моим злейшим врагом на пути к цели является страх. Я очень трусливый человек и, как все трусливые люди, стремлюсь победить свой страх. Победа над страхом делает меня счастливым. Я хочу быть сильнее собственного страха, ради этого я снова и снова ищу опасности."

Попробуем разобраться, что же нам может помочь победить страх и выйти победителем из любой экстремальной ситуации. Но для начала хочу вспомнить два случая. В первом мне довелось быть непосредственным участником, во втором - свидетелем. 18 августа 1996 года мы прыгали на в Лесках города Николаева в честь дня Воздушного Флота . После выброски резко усилился ветер. Приземлялись - кто куда... Женя Бугаенко, оказавшись над водой, испугался, он не умел плавать, и это его спасло. Он сразу развернулся на "большой снос" и улетел на тот берег лимана в село Варваровку. Мы с прапорщиком Воздушной Бригады Анатолием Сичкарём, оказавшись над серединой лимана, пытались всё же долететь до стадиона. Но парашют ПО-9 против ветра не шёл. Когда я это понял, в памяти сразу всплыли слова из НПП (Наставления по производству полётов). Первое, что должен сделать лётчик после катапультирования над водной акваторией, это осмотреться, определить, где берег, есть ли в районе суда, что стало с остальными членами экипажа. Так я и сделал. Увидел две яхты. Одна рядом, но она шла против ветра и удалялась от меня. Вторая в километрах в трёх, но шла в мою сторону. Я развернулся и полетел к ней. Приводнился в 100 метрах от неё впереди по курсу, отсоединился от купола аварийной "подушечкой" отцепки и уже через 1-2 минуты был на борту яхты. Толя был выше меня и до приводнения всё делал как я, а приводнившись - всё наоборот, вопреки здравому смыслу. В итоге, яхта к нему подошла через 11 минут, а он утонул через 5, и это при температуре воды +22 градуса.

С командиром бригады полковником Кулиевым Шамилем Магомедовичем мы до ночи бороздили на яхте это место. Дно прочёсывали "Морские котики" с острова Майский, но глубина в этом районе была 18-23 метра и в воде видимость меньше метра. В итоге тело Анатолия нашли лишь на четвёртые сутки. Разбираясь с этим случаем, почему самый "крутой" парашютист бригады, (мы его потому и взяли в команду), не справился в относительно несложной ситуации. Выяснилось, Анатолий хотя и умел плавать, но с детства боялся воды. Этот страх отнял у него половину сил, когда он ещё был под куполом парашюта, а вторую половину в воде, когда он неправильно отсоединял лямки основного купола и освобождался от запаски.

Первая рекомендация: если у Вас с детства остался какой-то страх, типа страх темноты, высоты, воды, замкнутого пространства и прочее...Вам этот страх надо преодолеть сознательно, иначе рано или поздно он вас найдёт.

Полковник Чечель   25.01.2024 20:52   Заявить о нарушении
Моя благодарность Вам, Василий Васильевич, за щедрую оценку! Конечно, мне с вами не тягаться, хотя были испытания... Пол жизни я провёл в походах: сначала на чемоданах с отцом по гарнизонам страны и СГВ. Позднее самостоятельно, по стране и за её пределами. Начинал как поэт, (основная спец. биолог, тренер) позже переключился на прозу. Наверное, Месснер слишком самокритичен, когда говорил о своей трусости - все-таки покорил все 8-тясячники, причём самостоятельно. Жаль, что погиб... С уважением

Александр Грунский   26.01.2024 10:17   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.